Воскресенье
05 мая 2024г.
09:54
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№17 от 03.05.2024
№ 17 (375)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
"Я русский бы выучил"
6 июня в нашей стране отмечался День русского языка. Указ об учреждении этой даты был подписан президентом в 2011 году. Учрежден праздник был в первую очередь для сохранения, поддержки и дальнейшего развития русского языка. И, конечно, знаменательно, что совпадает это событие с днем рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
А знаете ли вы, что наш родной язык - один из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков и является одним из шести официальных языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский). В настоящее время русский язык родной для 144 миллионов человек и имеет значительное распространение в 33 странах мира.
И не случайно, что такой добровольный проект, как «Тотальный диктант», стал популярен далеко за пределами нашей страны. В 2016 году он прошел на 2185 площадках, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. В России его писали в 480 населенных пунктах, в том числе и в Томске, за рубежом – в 252 городах. Всего в этом году участие в акции приняли участие 146 тысяч человек, из них за рубежом диктант написали 18,7 тысячи.
К сожалению, показатели «Тотального диктанта» говорят о снижении функциональной грамотности. Так, на лишь один процент от общего числа участников акции получили оценку «отлично». В прошлом году написавших диктант на «пять» было больше – два процента.
Участники часто допускали ошибки в расстановке знаков препинания при прямой речи, 30 процентов ошибок пришлось на правописание «не» с прилагательными. Кроме того, люди не знают, как писать «каллиграфия», «по-древнеегипетски», «финикийцы», «эллины». Зато с лексикой из школьного запаса все справились хорошо. Как писать слово «искусство», знают почти все.
Конечно, показатели этой акции, возможно, и не являются поводом для беспокойства. Тем не менее мы решили выяснить: а как же обстоят дела у северских школьников с таким предметом, как «русский язык»? С этим вопросом мы обратились к начальнику управления образования администрации ЗАТО Северск Юлии Дубовицкой, кандидату педагогических наук, филологу по образованию.
- Говорить о снижении качества обучения по данному предмету мы не можем. Дети показывают очень хорошие результаты, в том числе на ЕГЭ и ОГЭ. Уровень знаний по русскому языку выше уровня знаний по математике. Сочинения, введенные в итоговую аттестацию уже второй год, позволяют выровнять ситуацию со связанной письменной речью. Если ранее говорилось о том, что ЕГЭ и тестовые материалы не дают возможности проявить знания языка и способность написания текста, то сейчас мы уже так говорить не можем, потому что уровень написания северскими школьниками сочинения достаточно высок, - отметила Юлия Валерьевна.
Что же касается снижения функциональной грамотности, то, по мнению нашего собеседника, происходит это в первую очередь из-за постоянного использования нами гаджетов для передачи информации. Ведь мы пишем короткие сообщения, пропуская все пунктуационные знаки, сокращая слова. А это, между прочим, ведет к потере навыка правописания окончаний, отчего начинает страдать грамматика.
Функциональная грамотность состоит из трех блоков: теоретические знания правил русского языка, мышечная память (рука должна запомнить, как писать то или иное слово), зрительная память. Последняя снижается из-за огромного потока информации и от того, что некоторые дети мало читают. Но при этом у школьников не падает уровень теоретического знания о языке. Об этом опять же свидетельствуют показатели выпускных экзаменов.
- Между тем устная и письменная речь обедняется, потому что сегодня зачастую не используются сравнения, эпитеты, метафоры. При этом речь становится более лаконичной, информационной, сжатой, но без всей той красоты, которую имеет в своем арсенале русский язык, - говорит Юлия Дубовицкая.
Однако это все это не влияет на результаты коммуникации. Наши дети могут донести информацию, они получают навык работы в более быстром режиме. Все эти происходящие изменения достаточно закономерны. Плюс идет процесс заимствования слов из других языков. И он (процесс) неизбежен, как бы яро некоторые не боролись за чистоту языка. В конце концов, много слов, к которым мы просто привыкли с детства, например, «галстук», «барабан» пришли из других языков. Одновременно с этим некоторые заимствованные слова адаптируются в нашей языковой системе. Так, мы не можем говорить «кофе – оно мое», потому что мы  привыкли, что данное слово, несмотря на свое окончание, все же мужского рода. Но, открывая современные словари, мы видим, что для данного слова допустим средний род. И даже слово «звонит», которое стало просто эталоном грамотности, претерпело изменение в ударении – теперь оно так же допустимо и на букву «о».
Что ж, язык гибок и склонен эволюционировать. Каким он будет лет через 20, сложно предугадать. Но думаю, что традиционные правила грамматики никто не отменит.
 
Наталья ДЕНИСОВА
 
 
 
                        
                        
Выпуск № 24 (1378)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске