Суббота
04 мая 2024г.
15:18
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№17 от 03.05.2024
№ 17 (375)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Под парусом зеленым
Днем создания юннатского движения считается 15 июня 1918 года, когда сотрудники возникшей в том же году Станции юных любителей природы в Сокольниках (Москва) провели первую организованную экскурсию. Этот день стал официальной датой создания первого внешкольного учреждения – Станции юных любителей природы.
Через несколько лет станции юных натуралистов стали открываться и в других городах. Не был исключением и молодой строящийся наш город атомщиков. С 1975 по 2008 год в Доме пионеров (впоследствии ставшим Центром детского творчества, а затем и структурным подразделением Детской школы искусств) кружком юных натуралистов руководила Лидия Георгиевна Чикина. Основателями же юннатского движения при Доме пионеров считаются Тамара Ивановна Ганцевич и Рита Ивановна Корепакова.
В юннаты шли ребята, начиная с первого класса. Они учились ухаживать за животными, изучали природу родного края, выезжали на экскурсии и в походы.
За это время неоднократно сменилось название самого кружка и его место дислокации. Так, располагался он и на Станции юных техников, и в филиале Центра детского творчества «Теремок», а теперь снова базируется в здании бывшего Дома пионеров – ныне второй корпус ДШИ. Юннаты занимаются в объединении «Росток», которым руководит Полина Георгиевна Шатохина. Когда-то она и сама была юным натуралистом, а затем и обе ее дочки прошли эту школу. Сейчас в объединении «Росток» ребятишки (в кружок принимают даже дошколят) ухаживают за птицами и растениями.
- Помню, что занятия в кружке приносили мне много удовольствия, - вспоминает Елизавета Шатохина. - Я радостно бежала на каждый урок, ведь моя мама привила мне любовь к животным, а кружок научил меня самому важному – ценить и беречь их, беречь природу, что вокруг нас. Зачастую дети от неопытности и незнания вредят окружающей среде. Но если направлять их и воспитывать в них чувство прекрасного, этого можно избежать, и ребенок впоследствии вырастет настоящим защитником природы.
Лиза и ее сестра Александра так же, как и другие юные любители природы, пришли в кружок как только начали ходить в общеобразовательную школу. Тогда занятия с юннатами вела  Людмила Александровна Бакуш. В то время это был настоящий живой уголок: хомячки, попугаи, морские свинки, рыбки, кролики и даже мадагаскарские тараканы. В кабинете было много ящиков, баночек с семенами, песком, камушками. Ребята с удовольствием ухаживали за животными. Позже юные натуралисты стали выходить на природу и изучать виды деревьев, сажали цветы и кустарники, выносили зверюшек на прогулки. А еще ребята занимались творчеством – делали поделки и аппликации из природных материалов, представляли свои работы на конкурсах.
Александра Шатохина вспоминает, что как-то раз ребятишки уговорили педагога выпустить полетать волнистого попугайчика Глашу. В коридоре у птички не очень получилось, решили дети и вынесли Глашу на улицу. Попугайчик вспорхнул, но в тот же миг оказался в клюве огромной вороны.
- Помню, как я сильно испугалась, - рассказывает Саша. - Схватила палку и стала стучать по дереву, на котором сидела ворона с Глашей в клюве, трясла это дерево. Ворона от неожиданности выронила попугайчика. «Живая», - выдохнула я. Больше птичку на улицу мы не выносили. Это было нам уроком. А еще я очень любила носить маленьких хомячков в кармашках. Они там согревались и спали. Иногда животные умирали, и мы очень из-за этого переживали.
Еще девочки рассказывают, что порой животных раздавали детям на летние каникулы. Это было счастье – провести каникулы с любимой зверушкой вместе! Разумеется, живой уголок постоянно пополнялся новыми животными. Однажды некоторое время там жила сова, которая по ночам охотилась на мышей.
- Что дали вам занятия в юннатском кружке? - интересуюсь у девушек.
- Кроме того, что мы знаем название практически всех трав, цветов, кустарников, мы умеем ценить и любить все, что нас окружает. А еще это было просто замечательное время, - говорит Александра. - Тогда, да и сегодня тоже, не все родители соглашаются завести для своего ребенка домашнее животное. Но ребенку очень нужно общение с миром природы. Дети понимают гораздо больше, чем могут себе представить взрослые. Для многих ребят занятия в живом уголке юннатов давали возможность думать, что это их попугайчик или кролик, учили бережно ухаживать за зверьком.
И действительно, для ребенка общение с животными - это огромная радость. И ее ничем нельзя заменить. Ни новой игрушкой, ни желанным лакомством. От рождения в маленьком человечке заложен огромный потенциал любви к природе... И если вдруг подросший карапуз ломает ветки деревьев, топчет цветы, кидает камень в голубя или без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что вовремя не поддержали интерес малыша, не познакомили его с жизнью растений и животных. Никто не научит детей любви и состраданию так, как это сделают наши братья меньшие. Конечно, не без помощи опытного преподавателя, готового все объяснить и найти ответ на любой вопрос, возникший у ребенка.
 
 
Наталья ДЕНИСОВА

 
 
 
                        
                        
Выпуск № 25 (1379)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске