Четверг
16 мая 2024г.
04:53
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№18 от 09.05.2024
№ 18 (376)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Красны девицы, добры молодцы
25 июля в музее Северска состоялось открытие уникальной выставки «Русская палитра».
  

Выставка «Русская палитра» с успехом путешествует по России третий год и побывала в 24 городах страны. Кроме старинных национальных костюмов XIX – начала XX века (праздничных женских нарядов), она включает живописные работы Ивана Кириллова и Марии Подкопаевой – творческого и семейного дуэта. Иван и Мария – выпускники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В своем творчестве они последователи русской школы реалистической живописи, работают во всех жанрах. Большой интерес к русской истории и культуре обозначил у них стремление к историческому жанру как возможности художнику вместе со зрителем перенестись и окунуться в прошлое, почувствовать атмосферу давно минувших дней: «Выбор невесты», «Уличная сценка XVII столетия», «Крестьянский двор».
Коллекция русской народной одежды XIX-XX вв. Ивана Кириллова собирается художником на протяжении многих лет. Не каждый музей обладает полным комплексом одежды, характерным для определенной местности, – от обуви до головных уборов, принадлежавших жителям различных губерний и областей дореволюционной России. На выставке в Северске представлено около 20 комплексов одежды Воронежской, Рязанской, Пензенской и других губерний.
Самобытные русские наряды, полотенца и платки органично смотрятся рядом с живописными работами, посвященными русскому быту и родной природе. Картины помогают оживить ставшие уже «музейными» предметы и погрузить посетителей в атмосферу ушедшего времени. Выставка рассчитана на зрителей любого возраста и помогает проникнуться ощущением причастности к истории и культуре прошлого нашей богатой традициями страны.
Проект «Русская палитра» уникален не только тем, что представляет экспонаты, разнообразные по видам и жанрам, использует различные формы презентации материала, но и тем, что является результатом поиска и скрупулезного подбора каждой бытовой детали, каждого элемента костюма в перспективе создания завершенного образа.
Коллекционер народной одежды рассказал о том, что идея такой передвижной выставки родилась спонтанно.
- Как-то раз я случайно увидел, что продается старинный наряд, и подумал: неплохо было бы в какой-то картине его использовать, приобрел. Стал интересоваться, оказалось, что это гигантский пласт культуры, совершенно мне неизвестный, как и большинству людей. И как-то все это сильно затянуло, - говорит художник. – Я всерьез заинтересовался этой темой. Как оказалось, так называемый «русский костюм» - порождение советской эстрады. Общераспространенного, единого образца одежды на Руси не было. Головные уборы, фасоны одежды, варианты ее отделки бесконечно разнообразны. В каждой деревне была своя манера украшать одежду, свой набор нарядов для каждого возраста. Сарафаны, понёвы, андараки, шушки, шушуны, запоны, вздевалки - не перечесть всех названий… По любому селу можно делать огромную выставку одежды настолько разнообразной, что неподготовленный зритель не поверит, что это может быть одежда всего одной хозяйки на весь ее круг жизни.
В поисках костюмов художник посещал различные российские села и деревни от Одессы до Перми, он отмечает, что в некоторых населенных пунктах жительницы старшего поколения до сих пор ходят в традиционной одежде.
- Я еще раз убедился, как глубока пропасть между современниками и поколением носителей народной культуры. Не случайно сейчас возникла тенденция: в то время как в глубинке постепенно забывают о своих корнях, разрушаются старинные дома, уходят в прошлое старинные предметы быта и гардероба, в столицах растет мода на возрождение народных традиций, начинают восстанавливать ремесла, изучать вышивальные, кружевные узоры, – сказал Иван Кириллов.
В традиционном русском женском костюме есть понёвный и сарафанный комплексы. Понёва - юбка из шерстяной домотканной материи, обычно клетчатой. Здесь значение имела каждая деталь. Молодые девушки носили нарядные пестрые юбки «о двенадцати глазках», на определенный отрезок ткани приходилось 12 клеточек. Чем старше становилась женщина, тем более скромной была ткань ее одежды, клеток становилось меньше. С понёвой носили короткую рубаху, шушпан - расшитый кафтан с коротким рукавом, фартук-запон и головной убор-сорочку. К сарафану полагалась длинная рубаха с вышитым подолом и пояс.
Глаз не оторвать от манекенов в русских костюмах: сплошь покрытые вышивкой понёвы, разноцветные фартуки, головные уборы из галуна, шитые золотом или украшенные цветными лентами. Поражает точность деталей, например, бусы из необработанного янтаря или даже дутого стекла. Складки на старинных юбках строгие, будто накрахмаленные. Оказывается, их так и хранили: складывали в соответствии с этой плиссировкой, а потом скатывали в рулоны и складывали в сундук. Многие посетительницы надолго останавливаются перед манекенами, фотографируют образцы старинной работы, рассматривают многотрудную вышивку-перевить, которой украшались полотенца и рубахи, платья, подпоясанные домоткаными шнурками и поясами, расшитыми бисером.
- Конечно, большая проблема – не приобретение вещей, а их атрибутирование и укомплектование. Литературы по традиционной одежде крайне мало. Большинство районов вообще остались не изученными и не описанными. Потому даже целые наряды иногда выставляются под условным названием – юг России или русский север, - отмечает Иван Кириллов.
Открытие выставки «Русская палитра» в музее Северска стал настоящим праздником, который безусловно украсило выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Васильев вечер» из Томска и северского ансамбля народной песни «Садко». Во время экскурсий сотрудники музея будут проводить мастер-классы по изготовлению поясов, украшений в русском стиле.
- Наш выставочный проект задуман как передвижная выставка и рассчитан на широкую публику интересующуюся искусством и историей России. Мы рассчитываем на поддержку культурных центров и музеев страны и помощь этих организаций в устроении выставки и включением ее в экскурсионную программу с просветительской работой среди учащихся и студентов. Наша задача через просвещение, через пробуждение интереса публики всех возрастов к истории и культуре нашего народа, через призыв к вдумчивому и глубокому изучению феномена нашей нации – крайне неоднородной по своему составу и тем не менее единой, преломить вектор приложения националистических сил с экстремистско-шовинистического к созидательному и глубоко патриотическому, - говорит Иван Кириллов. - Наша цель показать не превосходство одной нации над другими, а ценность и уникальность каждой отдельной общности. Вместо ненависти к чужеродному мы стремимся пробудить любовь к своему родному. Мы ставим своей целью восстановление прерванной цепочки преемственности традиционной культуры от поколения к поколению, обращение к своим корням и самопознанию себя как уникальной культурно-исторической общности.
Кроме того, по словам художника, у авторов проекта есть большое желание сломать стереотип «музейного» восприятия народного костюма как явления, когда посетитель видит лишь бездушный, не вызывающий чувств манекен, а путем сочетания этнографических образцов и картин, с изображением наших современников в образе соответствующем пошедшей исторической эпохе показать актуальность традиции и в наше время.

Ирина ЯКОВЛЕВА
Фото Александра ЯКОВЛЕВА
                        
                        
Выпуск № 31 (1385)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске