Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Образовательный форсайт +20
5-7 сентября в Томской области проходил II Всероссийский образовательный форум-конкурс «Новое поколение – ресурс будущего».
В течение трех дней 150 старшеклассников из городов присутствия ГК «Росатом», Томской области и городов Сибирского федерального округа анализировали направления развития науки и технологий, создавали сценарные версии влияния технологий на изменения в экономике, социуме и культуре, в сфере образования и мире профессий, разрабатывали собственные варианты образовательных и профессиональных приоритетов.
Нынешний форум-конкурс прошел в формате новой образовательной технологии - форсайт-лаборатории старшеклассников, являющейся одной из базовых технологий института инноваций ТГУ. Этот формат разрабатывается и реализуется более шести лет администрацией Томской области совместно с ТГУ, администрацией ЗАТО Северск, ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии.
Именно в Северской гимназии и родилась идея такого форума, который вырос из внутреннего события одного общеобразовательного учреждения до всероссийского масштаба. Первый такой форум состоялся в 2013 году. Площадкой для него, как и в этот раз, стал санаторий «Синий Утес».
Три дня форума были насыщены различными мероприятиями. Каждый из них, начиная с восьмичасового утреннего подъема до отбоя в 23 часа, был расписан поминутно. Работа велась по технологии образовательного форсайта (от англ. – «взгляд в будущее»). Суть ее заключается в том, чтобы научить школьников планировать свое будущее. Например, лекции на тему «Технологии, которые изменят мир в ближайшие 20 лет: биотехника и генетика, энергетика, робототехника и информационные технологии» или работа в лаборатории «Высокие технологии и общество +20: «за» и «против»» должны помочь ребятам сориентироваться в выборе вуза и профессии. Команды, сформированные из участников форума, должны были защищать свои проекты. Как видите, организаторы постарались сделать программу форума насыщенной, ведь практика показывает, что детям работать интерактивно (не слушать и записывать, а показывать и применять на практике) гораздо интереснее. Кроме этого, несмотря на всю важность и серьезность события, организаторы постарались создать атмосферу загородного лагеря (зарядка, культурные программы и дискотека), чтобы ребята смогли подружиться и продолжить общение.
День первый - с корабля на бал
В холле первого этажа главного корпуса санатория «Синий Утес» уже вовсю кипит работа. Организаторы заселяют вновь прибывшие группы школьников.
150 ребят 9-11 классов разделили на три основных потока: экологический (окружающая среда и качество жизни), социальный (социум, экономика, культура), технологический (инженерия будущего). При этом детей разделили еще на 10 групп в каждом из потоков. Кстати, деление происходило по случайному принципу. К каждой группе был прикреплен студент-модератор.
- В форуме принимаю участие в первый раз, - говорит Артем Новик, ученик 9 класса из Зеленогорска. – Для меня интересны все направления, связанные с технологиями будущего: робототехника, проектирование. Но попал я в экопоток. Впрочем, думаю, что и в экологии возможно применение высоких технологий. Например, есть ряд разработок, которые планируют применять для создания приемлемых условий жизни на Марсе и Луне. Это может пригодиться и на Земле. Моя же основная задача на форуме - получить новый опыт.
Вот и Ярослав Иванин, ученик 9-классник СФМЛ, тоже мечтал оказаться в технопотоке, но на нем синий галстук, а значит, старшеклассник будет планировать развитие общества и экономики.
- Наша команда приготовила проект «Селекция и радиоактивность», - рассказывает Ярослав. - Чем заинтересовал форум? Здесь можно попробовать себя в разных направлениях деятельности. Особенно жду работы в группе и экскурсии в вузы Томска. Каким будет мир будущего? Уверен, что там место высоким технологиям, активным людям, нацеленным на самообразование и развитие.
- Я тоже попала в социопоток, - говорит Полина Бандурина, ученица 9 класса томского лицея № 7. - Мне же самой больше интересны направления в сфере энергетики, нейротехнологий. В будущем я бы хотела стать врачом, заниматься наукой. Для меня участие в форуме это опыт, новые знакомства. Мы хоть и работаем в команде, но каждый старается реализовать себя лично.
На ребят из информпотока было возложено сопровождение виртуальной площадки форума и оперативное отражение в информационной среде (Интернет, социальные сети).
- Я отвечаю за фотосъемку, - рассказывает Артем Мухаметгалиев, ученик 11 класса СФМЛ. – Моя задача - собрать как можно больше интересного фотоматериала, чтобы разнообразнее представить картину каждого дня, прожитого нами здесь. А свою будущую профессию вижу в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
После того как ребята познакомились друг с другом, все собрались в уютном зале на торжественную церемонию открытия форума. Ребятам показали небольшой ролик о том, каким был первый образовательный форум в марте 2013 года.
- Сегодня уделяется большое внимание профориентационной работе со школьниками, - обратилась к ребятам с приветственным словом заместитель главы администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лариса Лоскутова. – На мой взгляд, этот форум является жемчужиной, потому что это площадка для общения молодой интеллектуальной элиты страны, вас, ребята. Для вас это возможность поделиться знания, видением будущего, выстроить и продумать свою профессиональную траекторию. И, конечно, прекрасно провести время, найти новых друзей.
Также участников форума поприветствовали заместитель генерального директора АО «СХК» по управлению персоналом Александр Бейгель, начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич, пожелав проживать каждый день с чувством удовлетворения от собственных дел и продуктивной работы.
Ну а первый этап открытой форсайт-лаборатории старшеклассников начался с установочного задания. О целях работы на форуме ребятам рассказала Татьяна Якубовская, руководитель проектных лаборатории образовательных форсайт-программ и технологий ТГУ, научный руководитель Северской гимназии.
- Первое - важно понять, как современные технологии влияют на мир, на экономику, на социум, на культуру, на образование. В этом плане необходимо разобраться, как взаимодействуют между собой все эти слои жизни, - объяснила Татьяна Владимировна школьникам. - Вторым этапом станет построение сценариев и версий будущего вами самими.
Воодушевившись, ребята отправились на экспертные лекции по трем направлениям: новые материалы и нанотехнологии, нейротехнологии и роботы, биотехнологии и энергетика. Затем следовали мастер-классы от студентов и преподавателей НИ ТГУ, НИ ТПУ, СТИ НИЯУ МИФИ, ТГАСУ, ТУСУР, ОЭЗ «Томск», где ребятам показали технические достижения и разработки инновационных компаний и томских вузов, а также говорили о перспективах развития современных технологий и ожидаемых технологических прорывах.
После командам предстояло проанализировать экспертную информацию и подготовиться к общественным дебатам на тему «Новые технологии: тренды, угрозы и возможности».
Согласно условиям и программе форума-конкурса каждый день заканчивался подведением итогов.
День второй – самый лучший в жизни
А вы знаете, что Томская область занимает третье место в России по числу студентов на десять тысяч населения, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу? В вузах Томска преподают и проводят исследования около 3,5 тысячи докторов и кандидатов наук. Ежегодно защищается более 60 докторских и 300 кандидатских диссертаций. Подготовка кадров ведется по 104 направлениям и 225 специальностям высшего профессионального образования.
Так как главная цель форума-конкурса - помочь старшеклассникам определиться с выбором дальнейшего образования, для них во второй день были организованы экскурсии в вузы Томска, лаборатории университетов, знакомство со студенческой жизни.
- Уверен, что это событие оставит след в жизни ребят, которым посчастливилось стать участниками форума, - сказал исполнительный директор Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций Григорий Казьмин. – Такое количество участников из 17 муниципальных образований говорит о том, что это нужно и востребовано. Может быть, ребятам трудно представить, какими они будут через 20 лет, но они должны понимать, как будет жить общество. От их учебы, работы зависит то, как будут жить наши внуки.
Несомненно, экскурсии в вузы никого из ребят не оставили равнодушными. О своих впечатлениях они рассказывали в официальной группе форума-конкурса в социальных сетях. Кстати, эссе по окончании второго дня они должны были написать на английском языке.
- Мне посчастливилось попасть в ТПУ, - пишет Софья Орлова, приехавшая на форум из Трехгорного. - Там для нас были подготовлены два необычных мастер-класса, на одном из них мы создавали электрические схемы и писали программу для них. Второй мастер-класс открыл неизвестные мне химические реакции, проводимые при помощи доступных веществ, многие из которых есть у каждого в доме.
- Мы посетили НИ ТГУ, факультет радиофизики, - делится Лолита Орешина из Новоуральска. - Там нам показали изобретения студентов. Предложили самим попробовать написать программу для робота. Это было очень познавательно. Я считаю, что подобные экскурсии в вузы позволяют нам понять, чего мы хотим в будущем и к чему нам нужно стремиться. Для меня этот день был полон открытий. Также сегодняшний день еще больше расширил мой кругозор, помог мне понять принцип работы в команде, заставил не бояться проявлять себя на публике.
День третий – продолжим общаться
Какие же профессиональные и образовательные приоритеты стоит выбирать? Почему и как исчезают привычные профессии и возникают новые? Как создается «Атлас профессий будущего»? Это лишь малая толика тем и вопросов, которые были подняты в последний день работы форума, отведенный для подготовки выводов, как для себя, так и своего поколения.
Так в каком же мире мы будем жить через 20 лет? Вот лишь некоторые прогнозы подрастающего поколения. Солнечная энергия станет главным источником на Земле. Пластиковую упаковку полностью заменит упаковка биоразлагающаяся, созданная на основе новых материалов. Анализ ДНК при рождении детей станет нормой. Появятся «невидимые» технологии, не использующие экран для общения с пользователем.
Ребята проводили исследования в области математики. Предлагали проекты мини-атомных станций. Изобретали биотопливо.
Школьники и сами выступали в качестве экспертов. По их мнению, самой лучшей разработкой стал робот, который должен вместо людей заниматься перевозкой ядерных отходов.
Поражала своим масштабом и техническая выставка разработок школьников «Технология для будущего». В ней были отмечены по участнику от каждого муниципального образования. Особое внимание привлекли работы учащихся северских школ №№ 80 и 198, СФМЛ и Северской гимназии. Также были отмечены по одной команде в каждом потоке.
По итогам конкурса проектов, которые школьники готовили заранее, победила команда из Трехгорного (руководитель Ольга Борискова). Второе и третье места за северскими школами № 90 (руководитель Елена Казакова) и № 198 (руководитель Татьяна Яппарова). Участникам этих команд были вручены смартфоны. А дети, набравшие самое большое количество баллов в личном рейтинге, который складывался в течение трех дней, получили в подарок ноутбуки.
- Спасибо вам, взрослые, за то счастье, которое вы нам подарили, - сказал школьник из Трехгорного. Он же, кстати, вышел на сцену на церемонии закрытия и обратился к руководителю проекта по созданию среды социального согласия ОАО «ТВЭЛ» Вячеславу Сатину с просьбой продолжить финансирование этого форума и предложил всем участникам встретиться через два года.
Наталья ДЕНИСОВА
Фото автора
В течение трех дней 150 старшеклассников из городов присутствия ГК «Росатом», Томской области и городов Сибирского федерального округа анализировали направления развития науки и технологий, создавали сценарные версии влияния технологий на изменения в экономике, социуме и культуре, в сфере образования и мире профессий, разрабатывали собственные варианты образовательных и профессиональных приоритетов.
Нынешний форум-конкурс прошел в формате новой образовательной технологии - форсайт-лаборатории старшеклассников, являющейся одной из базовых технологий института инноваций ТГУ. Этот формат разрабатывается и реализуется более шести лет администрацией Томской области совместно с ТГУ, администрацией ЗАТО Северск, ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии.
Именно в Северской гимназии и родилась идея такого форума, который вырос из внутреннего события одного общеобразовательного учреждения до всероссийского масштаба. Первый такой форум состоялся в 2013 году. Площадкой для него, как и в этот раз, стал санаторий «Синий Утес».
Три дня форума были насыщены различными мероприятиями. Каждый из них, начиная с восьмичасового утреннего подъема до отбоя в 23 часа, был расписан поминутно. Работа велась по технологии образовательного форсайта (от англ. – «взгляд в будущее»). Суть ее заключается в том, чтобы научить школьников планировать свое будущее. Например, лекции на тему «Технологии, которые изменят мир в ближайшие 20 лет: биотехника и генетика, энергетика, робототехника и информационные технологии» или работа в лаборатории «Высокие технологии и общество +20: «за» и «против»» должны помочь ребятам сориентироваться в выборе вуза и профессии. Команды, сформированные из участников форума, должны были защищать свои проекты. Как видите, организаторы постарались сделать программу форума насыщенной, ведь практика показывает, что детям работать интерактивно (не слушать и записывать, а показывать и применять на практике) гораздо интереснее. Кроме этого, несмотря на всю важность и серьезность события, организаторы постарались создать атмосферу загородного лагеря (зарядка, культурные программы и дискотека), чтобы ребята смогли подружиться и продолжить общение.
День первый - с корабля на бал
В холле первого этажа главного корпуса санатория «Синий Утес» уже вовсю кипит работа. Организаторы заселяют вновь прибывшие группы школьников.
150 ребят 9-11 классов разделили на три основных потока: экологический (окружающая среда и качество жизни), социальный (социум, экономика, культура), технологический (инженерия будущего). При этом детей разделили еще на 10 групп в каждом из потоков. Кстати, деление происходило по случайному принципу. К каждой группе был прикреплен студент-модератор.
- В форуме принимаю участие в первый раз, - говорит Артем Новик, ученик 9 класса из Зеленогорска. – Для меня интересны все направления, связанные с технологиями будущего: робототехника, проектирование. Но попал я в экопоток. Впрочем, думаю, что и в экологии возможно применение высоких технологий. Например, есть ряд разработок, которые планируют применять для создания приемлемых условий жизни на Марсе и Луне. Это может пригодиться и на Земле. Моя же основная задача на форуме - получить новый опыт.
Вот и Ярослав Иванин, ученик 9-классник СФМЛ, тоже мечтал оказаться в технопотоке, но на нем синий галстук, а значит, старшеклассник будет планировать развитие общества и экономики.
- Наша команда приготовила проект «Селекция и радиоактивность», - рассказывает Ярослав. - Чем заинтересовал форум? Здесь можно попробовать себя в разных направлениях деятельности. Особенно жду работы в группе и экскурсии в вузы Томска. Каким будет мир будущего? Уверен, что там место высоким технологиям, активным людям, нацеленным на самообразование и развитие.
- Я тоже попала в социопоток, - говорит Полина Бандурина, ученица 9 класса томского лицея № 7. - Мне же самой больше интересны направления в сфере энергетики, нейротехнологий. В будущем я бы хотела стать врачом, заниматься наукой. Для меня участие в форуме это опыт, новые знакомства. Мы хоть и работаем в команде, но каждый старается реализовать себя лично.
На ребят из информпотока было возложено сопровождение виртуальной площадки форума и оперативное отражение в информационной среде (Интернет, социальные сети).
- Я отвечаю за фотосъемку, - рассказывает Артем Мухаметгалиев, ученик 11 класса СФМЛ. – Моя задача - собрать как можно больше интересного фотоматериала, чтобы разнообразнее представить картину каждого дня, прожитого нами здесь. А свою будущую профессию вижу в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
После того как ребята познакомились друг с другом, все собрались в уютном зале на торжественную церемонию открытия форума. Ребятам показали небольшой ролик о том, каким был первый образовательный форум в марте 2013 года.
- Сегодня уделяется большое внимание профориентационной работе со школьниками, - обратилась к ребятам с приветственным словом заместитель главы администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лариса Лоскутова. – На мой взгляд, этот форум является жемчужиной, потому что это площадка для общения молодой интеллектуальной элиты страны, вас, ребята. Для вас это возможность поделиться знания, видением будущего, выстроить и продумать свою профессиональную траекторию. И, конечно, прекрасно провести время, найти новых друзей.
Также участников форума поприветствовали заместитель генерального директора АО «СХК» по управлению персоналом Александр Бейгель, начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич, пожелав проживать каждый день с чувством удовлетворения от собственных дел и продуктивной работы.
Ну а первый этап открытой форсайт-лаборатории старшеклассников начался с установочного задания. О целях работы на форуме ребятам рассказала Татьяна Якубовская, руководитель проектных лаборатории образовательных форсайт-программ и технологий ТГУ, научный руководитель Северской гимназии.
- Первое - важно понять, как современные технологии влияют на мир, на экономику, на социум, на культуру, на образование. В этом плане необходимо разобраться, как взаимодействуют между собой все эти слои жизни, - объяснила Татьяна Владимировна школьникам. - Вторым этапом станет построение сценариев и версий будущего вами самими.
Воодушевившись, ребята отправились на экспертные лекции по трем направлениям: новые материалы и нанотехнологии, нейротехнологии и роботы, биотехнологии и энергетика. Затем следовали мастер-классы от студентов и преподавателей НИ ТГУ, НИ ТПУ, СТИ НИЯУ МИФИ, ТГАСУ, ТУСУР, ОЭЗ «Томск», где ребятам показали технические достижения и разработки инновационных компаний и томских вузов, а также говорили о перспективах развития современных технологий и ожидаемых технологических прорывах.
После командам предстояло проанализировать экспертную информацию и подготовиться к общественным дебатам на тему «Новые технологии: тренды, угрозы и возможности».
Согласно условиям и программе форума-конкурса каждый день заканчивался подведением итогов.
День второй – самый лучший в жизни
А вы знаете, что Томская область занимает третье место в России по числу студентов на десять тысяч населения, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу? В вузах Томска преподают и проводят исследования около 3,5 тысячи докторов и кандидатов наук. Ежегодно защищается более 60 докторских и 300 кандидатских диссертаций. Подготовка кадров ведется по 104 направлениям и 225 специальностям высшего профессионального образования.
Так как главная цель форума-конкурса - помочь старшеклассникам определиться с выбором дальнейшего образования, для них во второй день были организованы экскурсии в вузы Томска, лаборатории университетов, знакомство со студенческой жизни.
- Уверен, что это событие оставит след в жизни ребят, которым посчастливилось стать участниками форума, - сказал исполнительный директор Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций Григорий Казьмин. – Такое количество участников из 17 муниципальных образований говорит о том, что это нужно и востребовано. Может быть, ребятам трудно представить, какими они будут через 20 лет, но они должны понимать, как будет жить общество. От их учебы, работы зависит то, как будут жить наши внуки.
Несомненно, экскурсии в вузы никого из ребят не оставили равнодушными. О своих впечатлениях они рассказывали в официальной группе форума-конкурса в социальных сетях. Кстати, эссе по окончании второго дня они должны были написать на английском языке.
- Мне посчастливилось попасть в ТПУ, - пишет Софья Орлова, приехавшая на форум из Трехгорного. - Там для нас были подготовлены два необычных мастер-класса, на одном из них мы создавали электрические схемы и писали программу для них. Второй мастер-класс открыл неизвестные мне химические реакции, проводимые при помощи доступных веществ, многие из которых есть у каждого в доме.
- Мы посетили НИ ТГУ, факультет радиофизики, - делится Лолита Орешина из Новоуральска. - Там нам показали изобретения студентов. Предложили самим попробовать написать программу для робота. Это было очень познавательно. Я считаю, что подобные экскурсии в вузы позволяют нам понять, чего мы хотим в будущем и к чему нам нужно стремиться. Для меня этот день был полон открытий. Также сегодняшний день еще больше расширил мой кругозор, помог мне понять принцип работы в команде, заставил не бояться проявлять себя на публике.
День третий – продолжим общаться
Какие же профессиональные и образовательные приоритеты стоит выбирать? Почему и как исчезают привычные профессии и возникают новые? Как создается «Атлас профессий будущего»? Это лишь малая толика тем и вопросов, которые были подняты в последний день работы форума, отведенный для подготовки выводов, как для себя, так и своего поколения.
Так в каком же мире мы будем жить через 20 лет? Вот лишь некоторые прогнозы подрастающего поколения. Солнечная энергия станет главным источником на Земле. Пластиковую упаковку полностью заменит упаковка биоразлагающаяся, созданная на основе новых материалов. Анализ ДНК при рождении детей станет нормой. Появятся «невидимые» технологии, не использующие экран для общения с пользователем.
Ребята проводили исследования в области математики. Предлагали проекты мини-атомных станций. Изобретали биотопливо.
Школьники и сами выступали в качестве экспертов. По их мнению, самой лучшей разработкой стал робот, который должен вместо людей заниматься перевозкой ядерных отходов.
Поражала своим масштабом и техническая выставка разработок школьников «Технология для будущего». В ней были отмечены по участнику от каждого муниципального образования. Особое внимание привлекли работы учащихся северских школ №№ 80 и 198, СФМЛ и Северской гимназии. Также были отмечены по одной команде в каждом потоке.
По итогам конкурса проектов, которые школьники готовили заранее, победила команда из Трехгорного (руководитель Ольга Борискова). Второе и третье места за северскими школами № 90 (руководитель Елена Казакова) и № 198 (руководитель Татьяна Яппарова). Участникам этих команд были вручены смартфоны. А дети, набравшие самое большое количество баллов в личном рейтинге, который складывался в течение трех дней, получили в подарок ноутбуки.
- Спасибо вам, взрослые, за то счастье, которое вы нам подарили, - сказал школьник из Трехгорного. Он же, кстати, вышел на сцену на церемонии закрытия и обратился к руководителю проекта по созданию среды социального согласия ОАО «ТВЭЛ» Вячеславу Сатину с просьбой продолжить финансирование этого форума и предложил всем участникам встретиться через два года.
Наталья ДЕНИСОВА
Фото автора