Пятница
19 апреля 2024г.
22:56
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Симфония труда
В конце апреля 11-классник Северского лицея Игорь Гузенко снова, как и в предыдущие два года подряд, выиграл финальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии. А пару недель назад из Армавира, где проходил заключительный тур конкурса лучших юных мастеров страны, вернулся уникальный музыкальный инструмент, разработанный лицеистом для олимпиады, и северский Кулибин с удовольствием продемонстрировал нам, как звучит орган его собственной разработки, сыграв произведение Иоганна Себастьяна Баха «Токката и фуга ре минор». Получилось очень выразительно.

Два года назад, когда Игорь начал мастерить к другой олимпиаде гармонь, у которой специальные регистры переключали тональность, ему захотелось научиться на ней играть, и он поступил в музыкальную школу по классу «баян». Полученные в школе искусств знания ему пригодились и в этот раз. Некоторые ребята привозили на олимпиаду созданные своими руками интересные музыкальные инструменты, например, гитары. Но сыграть на них ничего не могли – просто не умели. А когда Игорь представил жюри свою разработку, подробно рассказав о ней, председатель комиссии попросил: «А можно ли хоть ноточку услышать?!», и северский школьник поразил всех не только звучанием созданного им органа, но и музыкальными знаниями, хорошим владением техники игры. 

- Ему аплодировали весь зал и члены жюри, среди которых были доктора технологических и педагогических наук из Москвы, Тулы, Липецка. А профессор Шмелев из тульского университета даже поднялся со своего места. Представляете, как мне, руководителю проекта, было приятно на это смотреть! - восклицает учитель технологии Северского лицея Сергей Путилин.

- Мне сыграла на руку хорошая акустика помещения, которой как раз не хватало нашему органу, - скромничает Игорь. – Ведь защита у мальчиков проходила в спортзале Армавирского государственного педагогического университета.

По словам Игоря, конкуренция на олимпиаде была очень серьезная – порядка ста юношей и ста девушек приехали со всех уголков страны. И у каждого что-то свое - интересное, порой оригинальное, связанное с декоративно-прикладным или техническим творчеством, предметами быта: шкатулки, кресла-качалки, станки, 3D-принтеры и даже роботы. 

Самым сложным для северского школьника, как и для других участников олимпиады, стал теоретический этап, где нужно было продемонстрировать обширные знания, связанные с технологией обработки материалов, электротехникой, физикой, математикой, а также с историей (в том числе с историей различных изобретений). Игорь набрал здесь 28 баллов из 35 возможных благодаря хорошей подготовке: чтению специальной литературы, поиску информации в Интернете, а еще умению творчески мыслить, грамотно формулировать ответы. Отлично он выполнил практическое задание, недобрав всего одного балла до максимальных сорока. А на защите проектов победил с результатом 48,7 балла из 50 возможных.

Сама идея создать орган родилась у него спонтанно. Мальчик очень любит слушать концерты органной музыки. И год назад его просто заворожило произведение Баха «Токката и фуга ре минор». 

- В музыкальной школе я пробовал сыграть Баха на большом баяне, где есть регистр «орган», - рассказывает Игорь, - но это оказалось очень неудобно, для этого произведения больше подойдет клавишный инструмент – фортепиано. И тогда я подумал: а почему бы не соединить их воедино, сделать «клавишник», который, используя принцип работы баяна, звучал бы как орган?

Этой идеей он поделился со своим учителем - верным наставником, мудрым советчиком и помощником в труде Сергеем Путилиным. И в марте прошлого года сразу после очередной выигранной всероссийской олимпиады закипела работа над новым проектом.

- По сути, у нас получился гибрид органа и фисгармонии – европейского инструмента, изобретенного в XIX веке, - продолжает Игорь. – Как и в фисгармонии, звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, подобно баяну. Но если в том инструменте воздух нагнетается, то у нас, наоборот, откачивается. Для этого к нашему органу мы присоединили обычный пылесос. Металлические язычки взяли от старых, сломанных баянов и аккордеонов. 420 язычков, представляете! И каждый мне приходилось настраивать вручную, осторожно подпиливая надфилем кончик или основание, чтобы он звучал либо выше, либо ниже. Месяц ушел на настройку.

Клавиатуру школьник сделал из кедрового бруса. Трубки выпилил из декоративной трубы, которая продается в любом строительном магазине. Деревянный корпус покрыл лаком и украсил багетом. Получилось изысканно, под старину.

- Очень мне помог Сергей Олегович, особенно при разработке самой конструкции, - говорит музыкант-изобретатель. – У меня идей много, а Сергей Олегович – преподаватель опытный, знает, как их «приземлить». Ведь в теории и на бумаге всегда все хорошо работает, а на практике возникает много сложностей. У нас получилось настоящее конструкторское бюро.

- С Игорем легко работать, - замечает в свою очередь Сергей Путилин. - Он может ночь не спать, но на следующий день приходит - все оформлено, начерчено, остается только обсудить, отсеять то, что нереально воплотить. С пятого класса мы с ним знакомы, и он всегда отличался от остальных учеников, все схватывал на лету, задания на уроках технологии делал лучше и быстрее всех, и у него еще оставалось время выполнить какую-нибудь дополнительную творческую работу. Помню, в шестом классе Игорь принес брусок: можно, говорит, я «Титаник» сделаю? И сотворил такую красоту! А когда с остальными ребятами мы мастерили обычные шкатулки, он изготовил музыкальную шкатулку. Со временем Игорь освоил черчение (ведь он прекрасно рисует) и 3D-проектирование на компьютере. Все в нем замечательно сочетается: и руки откуда надо растут, и музыкальный, и художественный талант есть, и с головой дружит, - улыбается учитель. – Потому-то и пошла у него творческая работа. Жалко, конечно, расставаться с ним. Такие ученики раз в жизни бывают, 
и то не у каждого учителя. Сегодня, увы, школьники без особого энтузиазма относятся к урокам труда. Задержись Игорь еще в школе, мы бы с ним вместе много проектов могли сделать: и шарманку изготовить, и колесную лиру. Но ему нужно учиться дальше, осваивать профессию.

Сейчас Игорь Гузенко сдает Единые 
госэкзамены. А после выпуска из лицея мечтает поступить в Санкт-Петербург-ский государственный университет промышленных технологий и дизайна, учиться на реставратора.

У него и сегодня дома очень много различных винтажных, антикварных вещей, предметов быта советской эпохи, которым он подарил вторую жизнь: патефоны, печатные машинки, ламповая радиола, телевизор, фотоаппараты. Тянет его на ретро. А недавно он приобрел потрепанную временем и отечественными дорогами 21-ю «Волгу» 1965-го года выпуска: осваивает парень автодело, учится шпаклевать, красить автомобиль.

На вопрос, чем ему нравится профессия реставратора, юный мастер ответил:

- Понимаете, реставрация – одна из немногих областей, куда еще не пробрался научно-технический прогресс. Работа эта творческая. Тут особый душевный настрой нужен. А это ни одному роботу не под силу.

Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 22
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске