Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Сокровища древних кулайцев
Полторы тысячи лет назад берега Томи населяли племена кулайцев, которые пришли сюда из северных районов Сибири в один из древних периодов похолодания. Как жили эти народы, каким божествам поклонялись, с кем торговали и воевали? У сибирских племен в отличие от остального мира письменность появилась очень поздно, поэтому ответить на эти вопросы могут только археологические исследования. Они уже много лет проводятся в окрестностях Томска, а находки поступают на хранение и для организации экспозиций в музей города Северска. Через какое-то время фонды музея пополнятся новыми артефактами, обнаруженными археологами этим летом в урочище Шеломок в районе Синего Утеса. Таким образом, у северских хранителей древности будет самая большая в Томской области коллекция предметов последнего периода кулайской культуры.
Организовали экспедицию музей города Северска и Томский государственный педагогический университет. Такое сотрудничество взаимовыгодно: у пед-университета есть материальная база для проведения раскопок, финансирование, да и студентам-историкам нужна летняя практика, а у музея – возможность описать и хранить коллекцию, к изучению которой может обратиться любой ученый.
Возглавил экспедицию старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии музея г. Северска, кандидат исторических наук Дмитрий Рыбаков. Вернувшись несколько дней назад с раскопок, Дмитрий Юрьевич рассказал нам о находках этого года.
- Работали мы на поселении Шеломок-3, - говорит археолог. - Название (от древнерусского слова «шелом») дали, разумеется, не древние люди, а русские переселенцы, образно сравнив такие возвышенности с богатырским шлемом. Исследованием Шеломка-3 в середине 1970-х
годов занималась доктор исторических наук Людмила Михайловна Плетнева. Тогда было раскопано три жилища. И вот после многолетнего перерыва к раскопкам приступили мы. Нам удалось подтвердить датировку памятника, которую сделала Людмила Михайловна: 3-4 век нашей эры, период раннего железного века, и получить материал, который археологам тех лет не удалось найти.
- А что происходило здесь в 3-4 веке? Кто населял землю, на которой мы сегодня живем?
- Этот период для Томского Приобья характеризуется преобладанием кулайской культуры. Ядро этой культуры находилось севернее – в таежной полосе Нарымского и Сургутского Приобья. Но начиная с конца 4 века до нашей эры там, очевидно, стали происходить серьезные климатические изменения. По палеоклиматическим данным фиксируется похолодание на полтора-два градуса, а это довольно много. Происходит переувлажнение территорий, в тайге снижается количество диких животных. А у кулайцев основу хозяйства как раз составляли охота и рыболовство. Поэтому они начинают активно мигрировать в южном направлении, появляются в Томском Приобье, где, по одной из версий, быстро ассимилируют, подавляют местное скифское население. Скифы, конечно, тоже не были «мальчиками для битья», их племена населяли огромное пространство: от Причерноморья до Северного Китая и Забайкалья, но, видимо, кулайцы были более милитаризованы. Они жили в состоянии постоянной войны против всех. Я думаю, что кулайские племена и между собой воевали.
- Какие следы кулайской культуры вам удалось обнаружить?
- Большое количество керамики – фрагментов сосудов. Процентов 70-80 из них имеет в орнаменте «фирменное клеймо» кулайцев - штамп в виде зигзага, похожего на букву Z, специалисты-археологи называют его «уточкой». У древних народов керамические сосуды быстро приходили в негодность, так как постоянно подвергались воздействию огня - в них варили пищу. Не случайно археологи чаще всего находят только отдельные фрагменты посуды, которые невозможно собрать воедино. Но нам повезло: мы наткнулись на несколько развалов керамики, которые позволяют восстановить весь сосуд или его основную часть. Почему это важно? Во-первых, полностью восстановленный сосуд имеет большую экспозиционную ценность, а во-вторых, по нему можно более достоверно установить технику изготовления посуды.
Надо сказать, что на небольшой площади раскопа (всего 100 кв. м), который мы проводили, нам удалось обнаружить одну постройку, в которой отсутствовали следы очага. Возможно, это была мастерская, связанная с камнеобработкой. Ведь камень использовали как раз для изготовления посуды. Кулайцы, а до них и скифы, добавляли в глину дробленый камень, чтобы увеличить прочность стенок сосудов. Ведь глина жирная, и если, как говорят специалисты, ее не отощить, не обеднить, при обжиге она растрескается. Для этого в период раннего железного века в замес добавляли либо кусочки битой керамики, либо мелкий камень. В состав теста также входили и другие компоненты, придававшие прочность, например, речной ил и навоз.
- Вы говорите о раннем железном веке. Видимо, есть находки, которые подтверждают, что кулайцы в этот период использовали оружие и орудия труда из железа?
- Да, мы нашли два ножа, наконечник стрелы и полусферическую бляшку, которая, например, могла использоваться для конской упряжи. Что примечательно, ножи очень маленькие. Видимо, сказывался дефицит железной руды, которую кулайцы в небольшом количестве могли добывать на берегах Оби и Томи. У них к тому времени уже было развито металлопроизводство. Начинали с обработки бронзы, которую получали, скорее всего, в обмен на пушнину от скифских племен, проживавших на Алтае и в Минусинской котловине. В кулайских поселениях даже раннего железного века археологи часто находят бронзовые орудия труда и предметы культа: зооморфные (с изображением животных), антропозооморфные (человека и животного) и антропоморфные (человека), а еще следы обработки бронзы. Безусловно, с развитием производства железа поселения кулайцев стали активно развиваться. Уже не нужно было отдавать часть добычи за бронзу, увеличиваются семьи, становятся больше жилища.
- Но при этом существует экономия железной руды, что мы видим в конечном продукте. Как вы считаете, что можно сделать таким маленьким ножиком? На охоту ведь не пойдешь?
- Зато рыбу чистить очень удобно. А для охоты кулайцы использовали стрелы с шипастым наконечником, как раз такой мы и нашли. Он наносит животному серьезную рану. И даже такой крупный зверь, как лось, быстро погибает от кровопотери. У древних людей все было продумано.
- А почему исчезли кулайцы?
- Как они в свое время ассимилировали скифов, так их поглотили более сильные племена.
- Дмитрий Юрьевич, когда северчане смогут увидеть все обнаруженные в этом году находки? Есть ли в музее города Северска раздел, посвященный
кулайской культуре?
- Раздел есть на постоянной выставке «По реке времени». Но найденные артефакты в нем появятся не скоро. Пройдет год или два, пока они смогут стать общедоступными. Ведь нам нужно все помыть, промаркировать, сфотографировать, описать, дать культурно-хронологическую атрибуцию. Это большая, длительная работа. После чего мы постараемся восстановить сосуды. А какие-то фрагменты отправим на технико-технологический анализ, где специалисты определят состав материала, из которого они изготовлены
- Какие планы на будущее? В ближайшие годы вновь организуете экспедиции на это место?
- Думаю, да. Эта территория еще не до конца исследована, и у меня сложилось впечатление, что здесь существует целый ряд невыявленных памятников. А учитывая то, что сейчас в Томском районе идет активная хозяйственная деятельность: строятся коттеджные поселки, прокладываются трубопроводы, то, наверное, есть смысл от Томска до Синего Утеса произвести сплошное обследование этой террасы с целью полного выявления всего спектра памятников археологии. Нельзя допустить их гибель под ковшом экскаватора. А еще я очень надеюсь найти на этой территории могильник времен кулайской культуры, который бы дал огромный объем информации о кулайцах: об их межкультурных взаимодействиях, духовных представлениях, в том числе о загробной жизни. Ведь в могилу клали самые разные вещи. Да и сам по себе антропологический материал – скелет древнего человека, тоже дает много важной информации. Мы до сих пор не знаем точно, кто из ныне живущих в Сибири и, в частности, в Томской области народов является предком кулайцев. Возможно, это селькупы, кеты или ханты. А благодаря палеогенетическому методу исследования можно из найденных костей выделить ДНК и сравнить его с ДНК ныне живущих народностей или живших всего несколько веков назад, так как обнаружены хантыйские и селькупские кладбища 17 века. Найти такой могильник было бы большой удачей, потому что до сих пор это никому не удалось сделать в Томском Приобье, хотя уже обнаружено более 30 поселенческих комплексов кулайцев.
- Дмитрий Юрьевич, а зачем нам, современным людям, эта информация? Какой прок от того, знаем ли мы, кто жил на этой территории, как охотился, добывал железо, каким богам поклонялся? Мы можем извлечь полезные уроки из сравнительно недавнего по меркам истории прошлого, связанного с нашими предками: периодов феодальной раздробленности славянских княжеств, крепостного права, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. А что нам дают знания об образе жизни тех же кулайцев?
- Ну, во-первых, человеку всегда было свойственно стремление постигнуть какую-то тайну, раскрыть то, что было когда-то на Земле и вообще во Вселенной, как появилась и развивалась жизнь. А второй момент, как это ни громко звучит, связан с патриотизмом. Мы почему-то привыкли смотреть на патриотизм только через призму жизни русского населения, которое появилось здесь чуть более 400 лет назад, и не пытаемся понять специфику местных народов, их традиционную культуру. А ведь у них есть чему поучиться и современному человеку. У тех же хантов, например. Они старались растущие деревья вообще не трогать, рубили только сухие, так как считали, что любая вещь в природе - живая, и, рубя зеленое дерево, они убивают его. В лесу, на реке не брали больше, чем нужно для пропитания. У нас же охотники едут в лес совсем не потому, что им нечего есть, а для того, чтобы показать свою удаль, удовлетворить инстинкты. Ради «спортивного» интереса могут застрелить лося. Но столько мяса им явно не надо. Понимаете, у нас менталитет другой: мы стремимся все освоить, раскорчевать, забрать подчистую, ставим себя над природой. А люди тогда жили в единстве с ней, ощущали себя ее частью и старались не навредить ей, а значит, в конечном итоге - себе. И очень здорово, что с нами на раскопки ездят школьники и студенты. Молодежь проникается жизнью древних людей, начинает понимать их представления и образ мыслей. Это самое лучшее экологическое воспитание.
Сергей НОВОКШОНОВ
Организовали экспедицию музей города Северска и Томский государственный педагогический университет. Такое сотрудничество взаимовыгодно: у пед-университета есть материальная база для проведения раскопок, финансирование, да и студентам-историкам нужна летняя практика, а у музея – возможность описать и хранить коллекцию, к изучению которой может обратиться любой ученый.
Возглавил экспедицию старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии музея г. Северска, кандидат исторических наук Дмитрий Рыбаков. Вернувшись несколько дней назад с раскопок, Дмитрий Юрьевич рассказал нам о находках этого года.
- Работали мы на поселении Шеломок-3, - говорит археолог. - Название (от древнерусского слова «шелом») дали, разумеется, не древние люди, а русские переселенцы, образно сравнив такие возвышенности с богатырским шлемом. Исследованием Шеломка-3 в середине 1970-х
годов занималась доктор исторических наук Людмила Михайловна Плетнева. Тогда было раскопано три жилища. И вот после многолетнего перерыва к раскопкам приступили мы. Нам удалось подтвердить датировку памятника, которую сделала Людмила Михайловна: 3-4 век нашей эры, период раннего железного века, и получить материал, который археологам тех лет не удалось найти.
- А что происходило здесь в 3-4 веке? Кто населял землю, на которой мы сегодня живем?
- Этот период для Томского Приобья характеризуется преобладанием кулайской культуры. Ядро этой культуры находилось севернее – в таежной полосе Нарымского и Сургутского Приобья. Но начиная с конца 4 века до нашей эры там, очевидно, стали происходить серьезные климатические изменения. По палеоклиматическим данным фиксируется похолодание на полтора-два градуса, а это довольно много. Происходит переувлажнение территорий, в тайге снижается количество диких животных. А у кулайцев основу хозяйства как раз составляли охота и рыболовство. Поэтому они начинают активно мигрировать в южном направлении, появляются в Томском Приобье, где, по одной из версий, быстро ассимилируют, подавляют местное скифское население. Скифы, конечно, тоже не были «мальчиками для битья», их племена населяли огромное пространство: от Причерноморья до Северного Китая и Забайкалья, но, видимо, кулайцы были более милитаризованы. Они жили в состоянии постоянной войны против всех. Я думаю, что кулайские племена и между собой воевали.
- Какие следы кулайской культуры вам удалось обнаружить?
- Большое количество керамики – фрагментов сосудов. Процентов 70-80 из них имеет в орнаменте «фирменное клеймо» кулайцев - штамп в виде зигзага, похожего на букву Z, специалисты-археологи называют его «уточкой». У древних народов керамические сосуды быстро приходили в негодность, так как постоянно подвергались воздействию огня - в них варили пищу. Не случайно археологи чаще всего находят только отдельные фрагменты посуды, которые невозможно собрать воедино. Но нам повезло: мы наткнулись на несколько развалов керамики, которые позволяют восстановить весь сосуд или его основную часть. Почему это важно? Во-первых, полностью восстановленный сосуд имеет большую экспозиционную ценность, а во-вторых, по нему можно более достоверно установить технику изготовления посуды.
Надо сказать, что на небольшой площади раскопа (всего 100 кв. м), который мы проводили, нам удалось обнаружить одну постройку, в которой отсутствовали следы очага. Возможно, это была мастерская, связанная с камнеобработкой. Ведь камень использовали как раз для изготовления посуды. Кулайцы, а до них и скифы, добавляли в глину дробленый камень, чтобы увеличить прочность стенок сосудов. Ведь глина жирная, и если, как говорят специалисты, ее не отощить, не обеднить, при обжиге она растрескается. Для этого в период раннего железного века в замес добавляли либо кусочки битой керамики, либо мелкий камень. В состав теста также входили и другие компоненты, придававшие прочность, например, речной ил и навоз.
- Вы говорите о раннем железном веке. Видимо, есть находки, которые подтверждают, что кулайцы в этот период использовали оружие и орудия труда из железа?
- Да, мы нашли два ножа, наконечник стрелы и полусферическую бляшку, которая, например, могла использоваться для конской упряжи. Что примечательно, ножи очень маленькие. Видимо, сказывался дефицит железной руды, которую кулайцы в небольшом количестве могли добывать на берегах Оби и Томи. У них к тому времени уже было развито металлопроизводство. Начинали с обработки бронзы, которую получали, скорее всего, в обмен на пушнину от скифских племен, проживавших на Алтае и в Минусинской котловине. В кулайских поселениях даже раннего железного века археологи часто находят бронзовые орудия труда и предметы культа: зооморфные (с изображением животных), антропозооморфные (человека и животного) и антропоморфные (человека), а еще следы обработки бронзы. Безусловно, с развитием производства железа поселения кулайцев стали активно развиваться. Уже не нужно было отдавать часть добычи за бронзу, увеличиваются семьи, становятся больше жилища.
- Но при этом существует экономия железной руды, что мы видим в конечном продукте. Как вы считаете, что можно сделать таким маленьким ножиком? На охоту ведь не пойдешь?
- Зато рыбу чистить очень удобно. А для охоты кулайцы использовали стрелы с шипастым наконечником, как раз такой мы и нашли. Он наносит животному серьезную рану. И даже такой крупный зверь, как лось, быстро погибает от кровопотери. У древних людей все было продумано.
- А почему исчезли кулайцы?
- Как они в свое время ассимилировали скифов, так их поглотили более сильные племена.
- Дмитрий Юрьевич, когда северчане смогут увидеть все обнаруженные в этом году находки? Есть ли в музее города Северска раздел, посвященный
кулайской культуре?
- Раздел есть на постоянной выставке «По реке времени». Но найденные артефакты в нем появятся не скоро. Пройдет год или два, пока они смогут стать общедоступными. Ведь нам нужно все помыть, промаркировать, сфотографировать, описать, дать культурно-хронологическую атрибуцию. Это большая, длительная работа. После чего мы постараемся восстановить сосуды. А какие-то фрагменты отправим на технико-технологический анализ, где специалисты определят состав материала, из которого они изготовлены
- Какие планы на будущее? В ближайшие годы вновь организуете экспедиции на это место?
- Думаю, да. Эта территория еще не до конца исследована, и у меня сложилось впечатление, что здесь существует целый ряд невыявленных памятников. А учитывая то, что сейчас в Томском районе идет активная хозяйственная деятельность: строятся коттеджные поселки, прокладываются трубопроводы, то, наверное, есть смысл от Томска до Синего Утеса произвести сплошное обследование этой террасы с целью полного выявления всего спектра памятников археологии. Нельзя допустить их гибель под ковшом экскаватора. А еще я очень надеюсь найти на этой территории могильник времен кулайской культуры, который бы дал огромный объем информации о кулайцах: об их межкультурных взаимодействиях, духовных представлениях, в том числе о загробной жизни. Ведь в могилу клали самые разные вещи. Да и сам по себе антропологический материал – скелет древнего человека, тоже дает много важной информации. Мы до сих пор не знаем точно, кто из ныне живущих в Сибири и, в частности, в Томской области народов является предком кулайцев. Возможно, это селькупы, кеты или ханты. А благодаря палеогенетическому методу исследования можно из найденных костей выделить ДНК и сравнить его с ДНК ныне живущих народностей или живших всего несколько веков назад, так как обнаружены хантыйские и селькупские кладбища 17 века. Найти такой могильник было бы большой удачей, потому что до сих пор это никому не удалось сделать в Томском Приобье, хотя уже обнаружено более 30 поселенческих комплексов кулайцев.
- Дмитрий Юрьевич, а зачем нам, современным людям, эта информация? Какой прок от того, знаем ли мы, кто жил на этой территории, как охотился, добывал железо, каким богам поклонялся? Мы можем извлечь полезные уроки из сравнительно недавнего по меркам истории прошлого, связанного с нашими предками: периодов феодальной раздробленности славянских княжеств, крепостного права, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. А что нам дают знания об образе жизни тех же кулайцев?
- Ну, во-первых, человеку всегда было свойственно стремление постигнуть какую-то тайну, раскрыть то, что было когда-то на Земле и вообще во Вселенной, как появилась и развивалась жизнь. А второй момент, как это ни громко звучит, связан с патриотизмом. Мы почему-то привыкли смотреть на патриотизм только через призму жизни русского населения, которое появилось здесь чуть более 400 лет назад, и не пытаемся понять специфику местных народов, их традиционную культуру. А ведь у них есть чему поучиться и современному человеку. У тех же хантов, например. Они старались растущие деревья вообще не трогать, рубили только сухие, так как считали, что любая вещь в природе - живая, и, рубя зеленое дерево, они убивают его. В лесу, на реке не брали больше, чем нужно для пропитания. У нас же охотники едут в лес совсем не потому, что им нечего есть, а для того, чтобы показать свою удаль, удовлетворить инстинкты. Ради «спортивного» интереса могут застрелить лося. Но столько мяса им явно не надо. Понимаете, у нас менталитет другой: мы стремимся все освоить, раскорчевать, забрать подчистую, ставим себя над природой. А люди тогда жили в единстве с ней, ощущали себя ее частью и старались не навредить ей, а значит, в конечном итоге - себе. И очень здорово, что с нами на раскопки ездят школьники и студенты. Молодежь проникается жизнью древних людей, начинает понимать их представления и образ мыслей. Это самое лучшее экологическое воспитание.
Сергей НОВОКШОНОВ