Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Борис Лагода: режиссер, хореограф, либреттист
Есть режиссеры, побывать на репетициях которых столь же интересно, как побывать на хорошем спектакле. И так много при этом узнаешь о постановщике! И о его профессионализме, и о его умении донести свою концепцию будущего спектакля до исполнителей, и о его человеческих качествах… Борис Лагода именно из таких! Его сразу же стало слышно и видно, как только он переступил порог Северского музыкального театра, где в настоящее время работает над постановкой мюзикла белорусского композитора Андрея Зубрича «Ночь перед Рождеством» (по повести Н.В. Гоголя).
В этого крупного, громкоголосого, распространяющего вокруг себя волны позитива человека влюбились все без исключения. И эта влюбленность еще более усилилась, когда он приступил к репетициям. Ведь актеры всегда очень тонко улавливают (и ценят) и подготовленность режиссера, и его четкое понимание, что именно он хочет поставить, и фанатичную преданность своему делу, и умение сделать замечание (пусть даже накричать), не обидев и не унизив тонкой актерской натуры.
Режиссер и драматург Борис Лагода - столь известное в театральном мире имя, что в особом представлении, пожалуй, и не нуждается. И тем не менее напомним, что он выпускник Белорусского государственного театрально-художественного института, что его стаж служения театру насчитывает уже 30 лет, что на сегодняшний день он осуществил более 120 различных постановок (драматические спектакли, оперы, оперетты, мюзиклы, балеты и так далее), что он играл на театральной сцене и снимался в кино. Был режиссером Иркутского музыкального театра, главным режиссером Криворожского театра музыкальной комедии, Новосибирского театра музыкальной комедии, художественным руководителем Белорусского государственного музыкального театра, директором и художественным руководителем театра оперетты Урала (Новоуральск), главным режиссером Ивановского музыкального театра, главным режиссером Саратовского театра оперетты, главным режиссером театра оперы и балета Республики Коми. Что же касается городов, где шли и идут его постановки, то их так много - легче назвать те, где он еще не бывал!
- Борис Борисович, а откуда истоки вашей творческой многогранности?
- Они идут из моей alma-mater - Белорусского государственного театрально-художественного института. Это уникальное заведение - и по количеству дисциплин, и по объему знаний, и по отношению педагогов к студентам. Каждый день мы приходили в институт к девяти утра, а покидали его в 10 часов вечера. Педагоги готовы были заниматься с нами бесконечно, передавая все, чем владели сами, причем на голом альтруизме, без всякой доплаты. Это были удивительные люди - первые выпускники созданного сразу же после войны театрального вуза. Представьте только: в почти полностью разрушенном Минске первое, что сделали, - восстановили тракторный завод и построили театральный институт! Из нас готовили настоящих универсальных артистов, которые владели и актерским мастерством, и вокалом, и хореографией. Экзамены игрались только на публику в учебном театре - за билеты. Такова была традиция этого вуза, и она, к счастью, осталась и сейчас.
- Но там вы получили актерское образование. А где учились режиссуре?
- О, это очень интересная история! В 90-е годы я поступил в ГИТИС на отделение режиссеров музыкального театра на заочную форму обучения. Курс набирала Вера Ефремова - народная артистка России, главный режиссер Тверского академического театра драмы. По законам того времени, имея высшее образование, я должен был идти сразу на третий курс. К тому же на первую сессию приехал, уже будучи главным режиссером Криворожского музыкально-драматического театра. Но общий бардак и неразбериха, царившие в стране в 90-е, сказались и на образовании. Началась коммерциализация вузов, в том числе и театральных, и нам предложили поступать на первый курс и учиться год за два. Год отучились, а потом наша руководительница оставила курс и уехала на постановку куда-то за границу. Мы остались на балансе ГИТИСа, никому не нужные, неприкаянные. Молодые ребята пошли на очное отделение, а нам, уже работающим в театре, предложили вновь поступать на первый курс. Тогда я плюнул на все, забрал документы и поклялся, что и без ГИТИСа стану режиссером. И стал. Мне хватило моего первого образования, чтобы стать режиссером. Сегодняшняя постановка в Северске у меня 121-я по счету.
- Помимо постановок оперетт, опер, драматических спектаклей, вы ставите еще и танцы. Навыкам балетмейстера тоже обязаны своей alma-mater?
- Представьте себе! А ведь будучи студентом, я поначалу игнорировал уроки по танцу. Был хорошим спортсменом, а танец воспринимал как нечто несерьезное. Во втором семестре третьего курса мы должны были сдавать государственный экзамен по танцу. Решил показаться, пришел на одно из занятий. В перерыве наш педагог - народная артистка Белорусской ССР Алевтина Корзенкова (потрясающая характерная танцовщица!) отзывает меня в сторонку и говорит: «Боря, а ты можешь ко мне и дальше не ходить. Уж так и быть, тройку я тебе поставлю». Я обрадовался, поблагодарил, поцеловал ей ручку и собрался уходить… А она мне вслед: «Только запомни: полноценным актером ты никогда не станешь!» Эти слова, брошенные как топор в спину, перевернули все. Они меня задели, очень сильно задели. С тех пор я не пропустил ни одного занятия и спустя полгода стал одним из лучших учеников. На государственном экзамене танцевал сольные номера в танце с саблями из балета «Гаянэ», в танце басков из балета «Пламя Парижа». Потом уже, спустя годы, понял, как важно для режиссера владеть искусством постановки танца. Недаром большинство режиссеров на Бродвее еще и хореографы.
- У вас есть свой универсальный рецепт создания спектакля?
- Думаю, что он есть у каждого режиссера. Кто-то идет от актеров, от их психофизики, много внимания уделяя «застольному» периоду. Я же, познакомившись с материалом и обдумав его, сразу создаю в своей голове трехмерную модель будущего спектакля: вижу его оформление, пластическое решение и мизансцены и понимаю, о чем именно буду в нем говорить. Такая 3D-концепция рождения спектакля появилась еще в самом начале моего режиссерского пути. Возможно, на это повлияла многолетняя дружба с художниками, скульпторами.
- А как вы реагируете на неудачи, если они случаются?
- Как без этого?! Есть театральная аксиома: если спектакль неудачный, то виноват режиссер, если спектакль хороший - это заслуга артистов. Постановщик берет на себя основную ответственность и отвечает за все. А если что-то не получилось, надо проанализировать, сделать вывод и работать дальше!
- В спектакле, над которым вы сейчас работаете, одновременно звучат и фонограмма, и живой оркестр. Довольно непривычное музыкальное решение для Северского музыкального театра…
- Это так называемый прием Double Tracking - очень распространенный в театрах на Бродвее. Цифровая фонограмма, на которую накладывается звучание оркестра, на мой взгляд, украшает и значительно обогащает звуковую часть спектакля. Думаю, что зрители по достоинству оценят это новшество. Впрочем, как и работу всей команды, которая вместе со мной трудится над постановкой мюзикла. А это дирижер Вячеслав Губанов, художник Татьяна Мирова, балетмейстер Наталья Володькина, художник по свету Наталия Гара и, конечно же, артисты театра. Они очень быстро схватывают материал, и видно, что работают с удовольствием.
- Вы являетесь не только постановщиком, но и автором либретто мюзикла «Ночь перед Рождеством». А вообще часто приходится выступать в роли драматурга?
- Довольно часто! Вот только несколько примеров. Один из театров попросил переделать «Мистера Икс» Кальмана так, чтобы оперетта, с одной стороны, была узнаваема, а с другой - представляла из себя совершенно индивидуальную историю. Мной создана литературно-сценическая редакция зонг-оперы Андрея Зубрича «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе У. Шекспира, либретто в стихах к опере в восьми снах «Бег» (по пьесе Михаила Булгакова) композитора Егора Шашина и ряд сказок. А вот сейчас работаю над пьесой по известному произведению Владимира Набокова «Камера обскура», по которой буду ставить спектакль в Сыктывкаре к 30-летию своего служения в театре.
- С кем из современных композиторов вам особенно интересно работать?
- В принципе, я уже назвал их. Мы тесно сотрудничаем с композитором из Минска, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь Андреем Зубричем, чья музыка звучит сегодня на сценах театров Беларуси, России, Польши и других стран. Мы дружим и сотрудничаем с известным практически во всех музыкальных театрах России московским композитором Егором Шашиным - прекрасным мелодистом, который пишет не только красивую, но и умную музыку. Произведения для детей создаю вместе с
Андреем Терентьевым.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
В этого крупного, громкоголосого, распространяющего вокруг себя волны позитива человека влюбились все без исключения. И эта влюбленность еще более усилилась, когда он приступил к репетициям. Ведь актеры всегда очень тонко улавливают (и ценят) и подготовленность режиссера, и его четкое понимание, что именно он хочет поставить, и фанатичную преданность своему делу, и умение сделать замечание (пусть даже накричать), не обидев и не унизив тонкой актерской натуры.
Режиссер и драматург Борис Лагода - столь известное в театральном мире имя, что в особом представлении, пожалуй, и не нуждается. И тем не менее напомним, что он выпускник Белорусского государственного театрально-художественного института, что его стаж служения театру насчитывает уже 30 лет, что на сегодняшний день он осуществил более 120 различных постановок (драматические спектакли, оперы, оперетты, мюзиклы, балеты и так далее), что он играл на театральной сцене и снимался в кино. Был режиссером Иркутского музыкального театра, главным режиссером Криворожского театра музыкальной комедии, Новосибирского театра музыкальной комедии, художественным руководителем Белорусского государственного музыкального театра, директором и художественным руководителем театра оперетты Урала (Новоуральск), главным режиссером Ивановского музыкального театра, главным режиссером Саратовского театра оперетты, главным режиссером театра оперы и балета Республики Коми. Что же касается городов, где шли и идут его постановки, то их так много - легче назвать те, где он еще не бывал!
- Борис Борисович, а откуда истоки вашей творческой многогранности?
- Они идут из моей alma-mater - Белорусского государственного театрально-художественного института. Это уникальное заведение - и по количеству дисциплин, и по объему знаний, и по отношению педагогов к студентам. Каждый день мы приходили в институт к девяти утра, а покидали его в 10 часов вечера. Педагоги готовы были заниматься с нами бесконечно, передавая все, чем владели сами, причем на голом альтруизме, без всякой доплаты. Это были удивительные люди - первые выпускники созданного сразу же после войны театрального вуза. Представьте только: в почти полностью разрушенном Минске первое, что сделали, - восстановили тракторный завод и построили театральный институт! Из нас готовили настоящих универсальных артистов, которые владели и актерским мастерством, и вокалом, и хореографией. Экзамены игрались только на публику в учебном театре - за билеты. Такова была традиция этого вуза, и она, к счастью, осталась и сейчас.
- Но там вы получили актерское образование. А где учились режиссуре?
- О, это очень интересная история! В 90-е годы я поступил в ГИТИС на отделение режиссеров музыкального театра на заочную форму обучения. Курс набирала Вера Ефремова - народная артистка России, главный режиссер Тверского академического театра драмы. По законам того времени, имея высшее образование, я должен был идти сразу на третий курс. К тому же на первую сессию приехал, уже будучи главным режиссером Криворожского музыкально-драматического театра. Но общий бардак и неразбериха, царившие в стране в 90-е, сказались и на образовании. Началась коммерциализация вузов, в том числе и театральных, и нам предложили поступать на первый курс и учиться год за два. Год отучились, а потом наша руководительница оставила курс и уехала на постановку куда-то за границу. Мы остались на балансе ГИТИСа, никому не нужные, неприкаянные. Молодые ребята пошли на очное отделение, а нам, уже работающим в театре, предложили вновь поступать на первый курс. Тогда я плюнул на все, забрал документы и поклялся, что и без ГИТИСа стану режиссером. И стал. Мне хватило моего первого образования, чтобы стать режиссером. Сегодняшняя постановка в Северске у меня 121-я по счету.
- Помимо постановок оперетт, опер, драматических спектаклей, вы ставите еще и танцы. Навыкам балетмейстера тоже обязаны своей alma-mater?
- Представьте себе! А ведь будучи студентом, я поначалу игнорировал уроки по танцу. Был хорошим спортсменом, а танец воспринимал как нечто несерьезное. Во втором семестре третьего курса мы должны были сдавать государственный экзамен по танцу. Решил показаться, пришел на одно из занятий. В перерыве наш педагог - народная артистка Белорусской ССР Алевтина Корзенкова (потрясающая характерная танцовщица!) отзывает меня в сторонку и говорит: «Боря, а ты можешь ко мне и дальше не ходить. Уж так и быть, тройку я тебе поставлю». Я обрадовался, поблагодарил, поцеловал ей ручку и собрался уходить… А она мне вслед: «Только запомни: полноценным актером ты никогда не станешь!» Эти слова, брошенные как топор в спину, перевернули все. Они меня задели, очень сильно задели. С тех пор я не пропустил ни одного занятия и спустя полгода стал одним из лучших учеников. На государственном экзамене танцевал сольные номера в танце с саблями из балета «Гаянэ», в танце басков из балета «Пламя Парижа». Потом уже, спустя годы, понял, как важно для режиссера владеть искусством постановки танца. Недаром большинство режиссеров на Бродвее еще и хореографы.
- У вас есть свой универсальный рецепт создания спектакля?
- Думаю, что он есть у каждого режиссера. Кто-то идет от актеров, от их психофизики, много внимания уделяя «застольному» периоду. Я же, познакомившись с материалом и обдумав его, сразу создаю в своей голове трехмерную модель будущего спектакля: вижу его оформление, пластическое решение и мизансцены и понимаю, о чем именно буду в нем говорить. Такая 3D-концепция рождения спектакля появилась еще в самом начале моего режиссерского пути. Возможно, на это повлияла многолетняя дружба с художниками, скульпторами.
- А как вы реагируете на неудачи, если они случаются?
- Как без этого?! Есть театральная аксиома: если спектакль неудачный, то виноват режиссер, если спектакль хороший - это заслуга артистов. Постановщик берет на себя основную ответственность и отвечает за все. А если что-то не получилось, надо проанализировать, сделать вывод и работать дальше!
- В спектакле, над которым вы сейчас работаете, одновременно звучат и фонограмма, и живой оркестр. Довольно непривычное музыкальное решение для Северского музыкального театра…
- Это так называемый прием Double Tracking - очень распространенный в театрах на Бродвее. Цифровая фонограмма, на которую накладывается звучание оркестра, на мой взгляд, украшает и значительно обогащает звуковую часть спектакля. Думаю, что зрители по достоинству оценят это новшество. Впрочем, как и работу всей команды, которая вместе со мной трудится над постановкой мюзикла. А это дирижер Вячеслав Губанов, художник Татьяна Мирова, балетмейстер Наталья Володькина, художник по свету Наталия Гара и, конечно же, артисты театра. Они очень быстро схватывают материал, и видно, что работают с удовольствием.
- Вы являетесь не только постановщиком, но и автором либретто мюзикла «Ночь перед Рождеством». А вообще часто приходится выступать в роли драматурга?
- Довольно часто! Вот только несколько примеров. Один из театров попросил переделать «Мистера Икс» Кальмана так, чтобы оперетта, с одной стороны, была узнаваема, а с другой - представляла из себя совершенно индивидуальную историю. Мной создана литературно-сценическая редакция зонг-оперы Андрея Зубрича «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе У. Шекспира, либретто в стихах к опере в восьми снах «Бег» (по пьесе Михаила Булгакова) композитора Егора Шашина и ряд сказок. А вот сейчас работаю над пьесой по известному произведению Владимира Набокова «Камера обскура», по которой буду ставить спектакль в Сыктывкаре к 30-летию своего служения в театре.
- С кем из современных композиторов вам особенно интересно работать?
- В принципе, я уже назвал их. Мы тесно сотрудничаем с композитором из Минска, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь Андреем Зубричем, чья музыка звучит сегодня на сценах театров Беларуси, России, Польши и других стран. Мы дружим и сотрудничаем с известным практически во всех музыкальных театрах России московским композитором Егором Шашиным - прекрасным мелодистом, который пишет не только красивую, но и умную музыку. Произведения для детей создаю вместе с
Андреем Терентьевым.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ