Среда
24 апреля 2024г.
14:40
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Любовь – это вера в возможности человека
54-й театральный сезон Северского театра для детей и юношества будет насыщен творческими событиями и премьерами, которые обязательно порадуют своих постоянных и новых зрителей. А начинается сезон с долгожданной премьеры «Сотворившая чудо» по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона, основанной на автобиографии слепоглухонемой Хелен Келлер «История моей жизни».

Психологическая драма, основанная на реальных событиях, принесла Уильяму Гибсону мировую известность (впервые была поставлена в 1959 году и стала лауреатом премии «Тони» в пяти номинациях). Эта постановка, родившаяся на Бродвее и много лет шедшая там с ослепительным успехом, побывала на лучших площадках мира.  А теперь эта пьеса с уникальным, но правдивым и жизненным сюжетом, с необычными и трогательными характерами, языком и идеей обрела свое отражение и на северской сцене.

В основе пьесы лежит история Хелен Келлер, которая потеряла зрение и слух в возрасте полутора лет, но которая в будущем сумела закончить Кембридж, затем университет Рэдклифф в Гарварде, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком, автором семи книг и выступала с лекциями по всей Америке. Келлер была настолько популярна,  что многие известные люди, приезжавшие в США со всех концов света, спешили встретиться с ней, среди них Максим Горький, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк. Что это, если не чудо?

Но спектакль - не документальный рассказ. Это скорее история о пробуждении чувств, о том, как познать этот мир, будучи совсем другим. История о том, что любовь не тождественна жалости и вседозволенности.

Пьеса Гибсона рассказывает о самом начале этого удивительного пути, когда пересеклись судьбы двух невероятных женщин – Хелен Келлер и ее учителя Энн Салливан.

Спектакль, уверены его создатели, поможет людям осознать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не только борются и цепляются за жизнь, но и дарят радость и любовь своим окружающим, стараются сделать этот мир лучше, правда, миру нужно лишь дать им эту возможность. Человечность, любовь и воля - их главные потребности.

Режиссер-постановщик?-?художественный руководитель театра Александр Загораев намеренно разводит такие два понятия, как жалость и любовь, и показывает губительное сочетание таких, казалось бы, положительных чувств. Настоящая любовь начинается с отказа от разрушающей и ослепляющей жалости. Именно жалость порой мешает героям мыслить трезво и искать верные пути. Режиссер отмечает, что этот спектакль - один из самых сложных в его режиссерской практике: «Эта история очень понятная и простая, а также очень эмоциональная в своей литературной основе. Но в то же время это создает и трудности, возникает проблема - как отразить и не погубить эмоциональность произведения в инсценировке. Произведение основано на реальных событиях, мы же хотим сделать эту историю вневременной, потому что сами по себе эмоциональная и философская составляющие вечны».

Одна из самых сложных задач для труппы - понять мир ребенка, который не может ни видеть, ни слышать. Каким образом он реагирует на внешний мир, как общается с ним? Главная  мысль произведения заключается в том, что у человеческой силы воли нет границ, за исключением тех, которые человек ставит себе сам, и каждый может расширять свое сознание и возможности. Чтобы отыграть свои роли более достоверно и погрузиться в мир пьесы, воссоздать психологическое воплощение образов, труппа ездила в интернат для слабовидящих детей, чтобы пообщаться с его воспитанниками. Актерам, увидевшим, как слабовидящие дети читают, играют и учатся, самим пришлось выучить азбуку глухих, ведь перед ними стояла задача не просто показать необычную историю необычного человека, а решиться на «экспансию разума», своеобразную интеллектуальную авантюру, на что не отважился даже сам автор пьесы Уильям Гибсон.

Наталья Гитлиц, сыгравшая учительницу Энн Салливан, поделилась некоторыми особенностями работы над спектак-
лем, ролью:

- Эта длительная работа оставила следы не только в памяти, но и на теле - ссадины и синяки, ведь чтобы понять, как слепой  ребенок может ударить, актеры на репетициях пробовали бить по-настоящему. Мы выверяли движения, все было не понарошку. Но физическая составляющая встала на второй план, ради искусства. Несмотря на усталость,  на кажущуюся бессмысленность своей деятельности, моя героиня не отступает, стоит до последнего и добивается своего, чего бы это ни стоило, - здоровья, времени или боли. Когда впереди сложности, большинство людей останавливаются, но не Энн Салливан, которая обещает самой себе: «Я не буду жалеть себя, я не буду жалеть ее».

Этим спектаклем режиссер надеется охватить и зацепить зрителей всех возрастов. На мой взгляд, постановку просто необходимо посмотреть педагогам, учителям и, конечно же, родителям, ведь тема детей и их обучения неотрывно идет через весь сюжет. Этот удивительный спектакль, наполняющий душу эмоциями и впечатлениями, безусловно, заденет за душу каждого, равнодушным остаться не получится.

Зрители могут посмотреть на взаимоотношения Учителя и Ученика, на борьбу за пробуждение разума, на становление пути необычного ребенка и на семейную историю дома Келлеров с их губящей, но одновременно и спасительной любовью - на премьере спектакля 13 октября в 19.00 и 14 октября в 18.00.

Евгения АЙБИНДЕР
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 40
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске