Воскресенье
24 ноября 2024г.
09:21
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№45 от 15.11.2024
№ 45 (403)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
ЕДДС спешит на помощь
Главное управление МЧС России по Томской области подвело итоги деятельности муниципальных едино-диспетчерских служб региона. И вновь Северская ЕДДС, как и в предыдущие годы, заняла первое место.

Критериев оценки было порядка 50, в том числе и площадь помещений службы, и ее техническая оснащенность, и штатная укомплектованность специалистами. Но основная составляющая – анализ работы в текущем году, эффективность координационной и организационной деятельности, позволившей избежать более серьезных последствий происшествий и аварий, получить жителям необходимую помощь вовремя, оперативно решить различные проблемы. Во многом и благодаря профессионализму сотрудников ЕДДС, слаженности действий всех городских служб на территории ЗАТО Северск в этом году чрезвычайных ситуаций не было.

– Конечно, еще до появления ЕДДС в Северске все коммунальные службы, правоохранительные органы, пожарная охрана, скорая помощь оперативно реагировали на сообщения о происшествиях. Но не было единого центра сбора и обработки информации, координирующего работу всех структур, – говорит руководитель управления ЧС администрации Олег Абрамов. – Почему такой центр важен? Случился, допустим, пожар в жилом доме. Звонок поступил по телефону 01. Пожарные прибывают на место происшествия. Их задача – спасение людей и тушение огня. А забота дежурного ЕДДС – организовать взаимодействие всех служб и подразделений: связаться с Гор-электросетями, чтобы их специалисты обесточили дом и не произошло  короткого замыкания, сообщить в Северский водоканал о необходимости увеличения давления воды в системе для пожарных гидрантов. Если это холодное время года – вызывается автобус муниципального предприятия, и жильцы пострадавшего дома не будут мерзнуть на улице. Дежурный решает большой круг вопросов, находит и связывает специалистов вс
ех служб, координирует выполнение возложенных на них задач.

ЕДДС в Северске зародилась еще в 1998 году. Вызвано это было спецификой нашего города. Сначала она работала под крылом администрации, затем перешла в СУ ФПС № 8, а позже вновь вернулась в исполнительный орган муниципальной власти. В новом формате как единый организационный, информационный и координирующий центр ЕДДС действует с 2011 года.

– Сегодня единая дежурно-диспетчер-ская служба – это не просто оператор с телефонной трубкой, – продолжает Олег Александрович. – Это сложный органи-зационно-технический комплекс: мощные серверы, наличие прямых линий связи с потенциально опасными объектами, отлаженная система оповещения населения и др.

Как работает ЕДДС, что находится в ее сердце – центре обработки вызовов, мы увидели своими глазами, побывав недавно в этом муниципальном учреждении на пр. Коммунистическом, 116.

На стене два циферблата: одни часы показывают местное время, другие – московское. Под ними на жидкокристаллических экранах картинка с видеокамер, установленных на площади Ленина, театральной площади и на здании, где расположена ЕДДС. Сколько раз эти камеры выручали при расследовании различных происшествий – от аварий транспорта до кражи цветов с клумб!

Рядом на табло высвечиваются данные уровня радиационного фона в городе. Дополнительно показания с территории ЗАТО дежурные получают через систему АСКРО.

Есть у ЕДДС своя небольшая метеостанция. Операторы всегда в курсе, какие на улице температура и влажность воздуха, скорость ветра, знают, к чему нужно быть готовым соответствующим службам, если показания датчиков приблизятся к экстремальным отметкам. Поступает сюда прогноз погоды из гидрометцентра, что позволяет предвидеть последствия неблагоприятных атмосферных явлений. А в весенний период, благодаря данным с гидропостов, отслеживается паводковая обстановка.

ЕДДС имеет систему видеоконференц-связи, что позволяет оперативно провести совещание на любом уровне. А если произойдет отключение электроэнергии, единая дежурно-диспетчерская служба продолжит свою привычную работу, используя автономный источник электропитания. Здесь все продумано до мелочей.

В ЕДДС поступает информация о всех происшествиях в городе, будь то ДТП, пожар, падение дерева или коммунальная авария: у службы налажено тесное взаимодействие с полицией, пожарной охраной, медицинскими учреждениями, коммунальными предприятиями и другими организациями. О самых значимых ЧП тут же сообщается руководству города, что позволяет оперативно принимать важные решения, требующие больших ресурсов. Кроме того, каждое утро главе администрации докладывают в целом об обстановке за сутки.

В задачу дежурного входит также контроль за обстановкой в ЗАТО. Например, дважды в сутки он обзванивает учреждения с массовым пребыванием людей: больницы, оздоровительные лагеря и т.д., узнает, не было ли происшествий, необходима ли помощь каких-либо служб. В зимний период, особенно когда температура наружного воздуха резко понижается, по нескольку раз в сутки проверяется работа котельных. А летом особое внимание уделяется организации спасательных постов и мониторингу за состоянием лесов, которым могут угрожать пожары.

Больше всего по телефону единой дежурно-диспетчерской службы (776-112) звонят жители. Всего за сутки поступает порядка 400 сообщений, которые обрабатывают (находят ответственных, контролируют решение вопроса, ход работ и т.д.) два оператора. Чаще всего северчане ищут помощи в решении коммунально-бытовых проблем, сообщают, где необходимо убрать снег, посыпать дорогу, тротуар песком или закрыть колодезные люки.

– Есть очень много неравнодушных граждан, которые нам сильно помогают. Благодаря их обращениям вовремя принимаются необходимые меры, – говорит Олег Александрович. – Как-то ночью хулиганы вытащили мусорный бак на дорогу. Не трудно догадаться, к каким последствиям это могло бы привести утром, когда большой поток машин и все спешат на работу. Гражданин позвонил в ЕДДС, и вскоре работники МБЭУ убрали бак с проезжей части.

– А однажды летом жители сообщили с пляжа, что один из отдыхающих решил переплыть реку, – добавляет директор МКУ «ЕДДС» Александр Григоревский. – Мы связались со спасательным постом, подключили ГИМС. Все закончилось хорошо.

В период сбора грибов нередко поступают звонки от заплутавших в лесу любителей тихой охоты. Оператор помогает им сориентироваться на местности, при необходимости подключает спасателей.

– Многие сообщения чаще всего носят сезонный характер, – продолжает Александр Анатольевич. – Так, с началом отопительного периода на первый план выходят проблемы с запуском тепла, в течение зимы – уборка территорий. Но надо сказать, что минувшие выходные прошли более или менее спокойно (наш разговор был в понедельник, 13 ноября – прим. автора): поступило несколько жалоб на холодные батареи, а сообщений, связанных с уборкой снега, с гололедными явлениями, не было. Правда, произошло четыре ДТП, в том числе с пострадавшими.

Как отметили оба руководителя, ЕДДС способна оперативно помочь жителям благодаря профессионализму операторов, многие из которых работали в правоохранительных структурах и пожарной охране, имеют оперативное мышление, опыт и знания, необходимые для координации работы разных служб. Прорвало, к примеру, трубу в квартире на пятом этаже – заливает все четыре нижних. Вызвали аварийную службу, стояк перекрыли – течь прекратилась. Но ведь нужно устранить причину аварии. Соседи же не могут без воды. А как пройти в жилое помещение, если там давно никто не живет? Где найти хозяев? Вот здесь и необходима оперативная помощь сотрудника ЕДДС. Вопрос не снимается, пока не будут найдены владельцы квартиры, пока не устранят причину порыва.

Всего в единой дежурно-диспетчерской службе трудится 22 человека: руководитель, его заместитель по техническим вопросам, 10 операторов ЕДДС и 10 операторов системы «112», которая еще только проходит апробацию.

Преимущество этой системы будет в том, что человек, набрав на телефоне 112, сразу попадет в ближайший муниципальный центр ЕДДС и оперативно получит помощь. Если сегодня вы наберете три спасительные цифры, автоответчик предложит нажать «1» для вызова пожарно-спасательной службы, «2» - полиции, «3» - скорой медицинской помощи и т.д. А чтобы выйти на связь с оператором ЕДДС, нужно прослушать весь список. И не факт, что это будет единая дежурно-диспетчерская служба Северска. Возможно, вы попадете к томичам. Теряется драгоценное время.

– Мы уже отработали тестовую эксплуатацию системы «112», и с 10 ноября началась ее опытная эксплуатация, – комментирует Олег Абрамов. – Планируется, что она заработает на территории Томской области в следующем году. Но для этого еще нужно решить многие технические, организационные и, самое главное – правовые вопросы. Мы очень сильно зависим от операторов связи. Только они могут дать возможность определить место положения звонившего, его телефон, чтобы своевременно оказать помощь. Поэтому ждем соответствующий приказ Минком-связи, который урегулирует правовые моменты с поставщиками связи.

В чем еще преимущество системы «112»? Благодаря оперативной организации взаимодействия между службами можно будет еще быстрее помогать людям.

Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 45
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске