Пятница
19 апреля 2024г.
10:41
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№14 от 12.04.2024
№ 14 (372)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Сергей Лысенко: «Глупо брать английского бульдога для занятий спортом»
Год Собаки по восточному календарю – хороший повод поговорить о наших четвероногих друзьях. И первым нашим собеседником стал Сергей Лысенко, президент Городской кинологической федерации ЗАТО Северск Томской области (это одно из сильнейших кинологических объединений в России), преподаватель-организатор ОБЖ северской школы № 197.

У Сергея Николаевича много кинологических званий и наград: инструктор дрессировки собак, тренер высшей категории, судья всероссийской категории по кинологическому спорту и судья республиканской категории по служебному собаководству, национальный эксперт по породам и рабочим качествам собак РКФ и другие.

С 2004 года он является тренером сборной России по кинологическому спорту. В этом качестве участвовал в восьми чемпионатах мира и четырех чемпионатах Европы, во всемирных играх и Кубке мира. За этот период сборная России получила 121 медаль, была и победителем, и призером этих соревнований.

С 2009 года Сергей Николаевич является вице-президентом Всероссийской федерации кинологического спорта России.

Отметим также, что он за годы работы в отрасли подготовил двух мастеров спорта международного класса и 36 мастеров спорта России по кинологическому спорту и спортивно-прикладному собаководству.

Как и почетных званий, у Сергея Лысенко много наград, в том числе самых высоких и престижных. Среди последних - благодарность Президента России за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу, которая была объявлена ему 5 декабря 2016 года.

Перед тем, в 2015 году на чемпионате мира по кинологическому спорту в итальянском городе Вогера Сергей Лысенко был тренером сборной команды России, которая завоевала 13 золотых, 13 серебряных и 3 бронзовых медали.

В прошлом году он был награжден медалью губернатора «За достижения», а также  вошел в тройку сильнейших тренеров Северска по неолимпийским видам спорта.   
Встретившись с этим легендарным человеком, мне в первую очередь хотелось узнать, какую собаку он сегодня воспитывает. Соответствующим был и первый вопрос:

- Сергей Николаевич, у вас есть в доме собака?

- К сожалению, у меня сейчас нет собаки. В прошлом году, 18 сентября, я похоронил последнего своего четвероногого друга. Прожил он у меня 14 лет. А  вообще за время моего существования – мне 55 лет – у меня было семь собак: две восточно-европейские овчарки, боксер, два американских стаффордширских терьера, бельгийская овчарка, ротвейлер.

Я по своей жизни сорок третий год занимаюсь собаками. Думаю, что работал со многими породами собак. Хотя их сейчас по международной классификации, если память мне не изменяет, 486.

- И когда все это началось?

- Мне было 12 лет. В парке им. Островского я должен был встретиться с девочкой. Но она не пришла. Зато пришли с собаками двое мужчин и женщина. Я с ними разговорился. Так узнал, где у нас находится секция служебного собаководства при ДОСААФ.

11 декабря 1974 года я пришел туда, подделав записку мамы о том, что родители впоследствии разрешат мне завести собаку. Тогда такая расписка была обязательной. И в марте следующего года я был зачислен в эту секцию.

Для того чтобы приобрести собаку, купить щенка с родословной через ДОСААФ, надо было пройти обучение. Вот с марта по июнь три раза в неделю я вместе с другими ходил учиться. Мы сдавали техминимум, получали знания о воспитании и дрессировке собаки, какие-то начальные ветеринарные вещи. Затем сдавали экзамены.  И уже по их итогам нас ставили в очередь на приобретение щенков, пометы которые шли от титулованных родителей.

25 июня 1975 года я стал владельцем своей первой собаки – немецкой овчарки: тип – восточно-европейский. Звали ее Марта. Это имя, которое мы ей дали (помет был на букву «М»), было вписано в ее родословную.

- Как Марта у вас росла, мужала?

- В семь месяцев мы сдали общий курс дрессировки, в год с лишним – розыскную службу, защитно-караульную службу. Мы в то время жили в доме на улице Солнечной, на четвертом этаже. В квартиру чужому человеку можно было зайти беспрепятственно, а выйти – бесполезно.

Мы с ней ездили на соревнования высокого ранга в Ангарск, Красноярск. Тогда было такое военизированное многоборье. Выступали по многоборью, по общему курсу дрессировки. Первые места я не занимал, но в пятерку, десятку всегда входил.

К сожалению, Марта погибла в четыре с половиной года, попав под машину. Я в это время был на соревнованиях в другом городе. 

- А почему вы решили завести именно породистую собаку?

- Я был ребенком, и решение в первую очередь было за родителями. Все четыре месяца, с момента моего первого появления в секции служебного собаководства и до зачисления в нее, мама читала книги о собаках, которыми я ее снабжал. И после того, как выбор был сделан, она разрешила завести собаку.

А рос я тогда не паинькой-мальчиком. Поэтому проблем у родителей хватало. Наверное, я и стал педагогом из-за этого…

- Много времени уходило на собаку? 

- Практически все свободное от учебы время. В любую погоду: и в дождь, и в снег - мы с радостью бежали с моим четвероногим другом на дрессировочную площадку. Отрабатывали новые приемы и навыки. Учились сами и учили других.

- Если семья заводит собаку, на что еще следует обратить внимание?

- Вообще это слово «заводим» для меня немножко нехорошее. Потому что через какой-то период времени, совсем небольшой, собака становится членом вашей семьи, который также имеет свой характер, эмоции и который требует от нас еще большего внимания. Потому что он не может нам рассказать, что с ним творится.

Но, с другой стороны, надо сказать, что собака в иерархической лестнице дома должна быть на последнем месте. Если вы дадите ей встать где-то чуть выше, вы получите много  проблем, особенно если это собаки  служебных пород.

И еще я всегда призываю: ни в коем случае не ругайте детей при собаке. Вам кажется ничего не стоящий момент. Но как только вы начинаете при собаке ругать ребенка – вы опускаете его по иерархической лестнице ниже собаки. Впоследствии это может вылиться в очень неприятные моменты разного плана. Собака может начать также строить, воспитывать ребенка, но со своей стороны. И воспитывать его она будет не словами, а зубами.

- Можно ли дарить щенков?

Ответ категоричный – нет. Между вами должна пробежать «искра». Когда мы брали первого стаффорда и пришли выбирать щенка, произошла забавная история. Выбирали долго - все милые. Но одна самая активная и смелая подошла и начала с нами заигрывать,  кусаться и нападать. Проводила нас к выходу, и мы поняли, что это она - наша собака. 

В следующий раз щенок нас встретил как своих. Сразу появился контакт с собакой, поэтому с дрессировкой проблем не было.

Перед тем как взять собаку, можно дать такой совет - советуйтесь  со специалистами. Сейчас в Интернет заглянешь – так у нас все породы собак существуют для детей, хорошие компаньоны и друзья. Но все прекрасно понимают, что все это – реклама, может быть, в том числе не совсем ответственных  заводчиков.

Нужно понимать, для чего вам нужна собака: для дрессировки или спорта, охоты или доставки тапочек. Поэтому лучше зайдите в клуб к специалисту и посоветуйтесь, а отсюда уже примите решение. Глупо брать английского бульдога для занятий спортом или добермана, которого надо выгуливать минимум два часа с физическими нагрузками, - для сидения на диване. Глупо брать в однокомнатную квартиру дога, который будет занимать у вас полквартиры.

- Если взять собаку для души, то ее можно не тренировать специально?

- Любая собака для души! И при этом я всегда говорю, что любая собака должна быть воспитанной – от тойтерьера до ирландского волкодава. Чтобы она вам приносила только радость, а не проблемы.

Собаку умной назвать нельзя. У нее нет того органа, который думает. Поэтому все ее воспитание – то, что вы в нее вложите.

Мне говорят, что вот, мол, мы не учили собаку, а она у нас умеет приносить тапочки, газету, команду «Ко мне!» знает. Я говорю, прекрасно, вы ее не учили специально. Но вы ее все равно обучали. То есть похвала собаке в определенный момент вырабатывает тот или иной рефлекс. Мы все проходили в школе, что такое условный рефлекс, безусловный рефлекс, и прекрасно все это понимаем.

- Сергей Николаевич, какой характер был у ваших собак? Или он просто соответствовал породе?

- Если я когда-нибудь начну писать мемуары, то большая их часть будет посвящена немецкому боксеру. Звали его Ватсон. По всем физиологическим параметрам  он был хорошим боксером, а характер ньюфаундленда – порода, известная в народе как водолаз. Он воду вообще не пропускал никогда, будь это маленькая лужица или большое море.

Все эмоции были написаны на его морде. Я в этой связи как-то изрек: «У боксеров нет морды. У боксеров есть лицо».

Американский стаффордширский терьер Дарлинг Денди – моя последняя собака. Когда слышат «стафф» или «пит» - все подразумевают, что это что-то страшное: собаки-убийцы, собаки бойцовские. Но вот Дарлинг Денди как раз был другого сорта. Он любил всех и вся. За свои 14 лет, можно сказать, воспитал или вывел в люди шесть кандидатов в мастера спорта. То есть ребята на соревнованиях на нем выполняли свои разряды. Это был ласковый и нежный, прекрасный и хороший пес. 

Его бабушка Бьютифул Бакси – тоже амстаффтерьер. Идеальнейшая для нас собака,  именно о ней как о щенке я говорил выше.  Это была монолитная глыба - одни мышцы, 50 сантиметров в холке, под 40 килограммов веса. Охранник замечательный.  Близкие знали, что, пока не угрожает опасность, у нее  кошачий характер. Чужие ей даже в глаза  боялись смотреть. Она, как и Дарлинг Денди, за ребенка стояла горой, охраняла его, наверное, тщательнее, чем меня.

Рика – восточно-европейская овчарка, дрессирована по всем службам, включая розыскную. В пятилетнем возрасте мне пришлось ее оставить в родительском доме. Отец очень просил оставить ее, когда мы уходили жить отдельно. Доживала она уже с ним.

К сожалению, отец и мама у меня ушли из жизни. У папы был  инсульт, девять дней лежал в коме.  И как говорили врачи, собака в какой-то мере дала ему еще пожить. Впоследствии у него со сном были большие проблемы. И когда рядом лежала собака, он с кровати опускал руку  и  спокойно спал. 

Еще могу сказать о двух собаках, которые числились на мне и с которыми выступали мои спортсмены мастер спорта России, Анисимова Тая, - это бельгийская овчарка Гавайская штучка (чемпионка России по экстерьеру) и ротвейлер Дэн, кандидат в мастера спорта России, Любавин Алексей.

Помню, мы участвовали в международном семинаре по подготовке собак-спасателей в Горловке на Украине в 2007 году. И я предложил шведам, которые вели этот семинар, попросить у Дэна лапу, который вместе со своим проводником Алексеем Любавиным только что отработал на защитной службе в жесткой  манере. И он без проблем дал шведке лапу, еще и в нос ее лизнул. Она сильно удивилась, сказала, что это не ротвейлер, хотя, говорит, глазами я вижу, что это ротвейлер.

Гавайская штучка – рабочая собака по общему курсу дрессировки, современному  и академическому двоеборью.

- Какая порода собак для вас предпочтительнее, наиболее любима?

- Я по судейской этике не могу сказать. Любая порода собак, которых я держал, имеет свои особенности – плюсы и минусы. И как уже говорил, в процессе воспитания собаки мы можем в какой-то мере убрать минусы, присущие даже этой породе. А плюсы – они все любимы. Могу заметить, что большая часть судей, экспертов, которые сейчас работают в собаководстве, начинали это дело с овчарок.

- Они наиболее хорошо поддаются дрессировке?

- Не могу сказать, что овчарки в этом плане имеют какие-то особенности. В моей практике работы с людьми были такие случаи. Например, женщина приходит на третью тренировку со своим щенком. Показывает на собаку инструктора, которой четыре года, и говорит: мол, а почему меня собака не слушается так же, мы уже третье занятие посетили. 
Дело в том, что собаки не рождаются воспитанными, как и люди – образованными. Человек  должен ходить в школу, институт. Для того, чтобы собака стала другом, она должна  пройти свой курс воспитания.

- Сергей Николаевич, о чем вы мечтаете?

- О такой же базе, которая у нас была – одна из лучших в сибирском регионе. Там стояла очень хорошая дрессировочная площадка, был класс для обучения, работал  учебно-методический центр, где проходили обучение и  кинологи из силовых ведомств, спортсмены, горожане, гостиница для собак, в которой люди, уезжающие в отпуск, могли оставить временно своих питомцев. Но в 2010 году  наша база сгорела, к сожалению, найти новое место для размещения в городе нам не удалось. 

Хотелось бы восстановить учебно-дресси-ровочный центр,  создать питомник,  пускай даже для брошенных собак,  где  можно было бы организовать работу с детьми именно по развитию кинологических видов спорта. Кстати, здесь же можно было бы сделать волонтерские боевые расчеты по розыску людей в лесных массивах. Потому что как раз с этим у нас проблема. У нас нет такой службы. Идей много, но главное - это база.

- Сергей Николаевич, вы еще когда-нибудь заведете собаку?

- Еще совсем мало времени прошло после того, как не стало нашего любимца. Пока решили, что воздержимся. Дело в том, что если мы быстро заводим собаку, то начинаем сравнивать повадки и характер, и, как правило, новосел долго проигрывает. Не бывает одинаковых двух людей, также как и двух собак. Все равно есть свои особенности. 

Александр ЯКОВЛЕВ
                        
                        
Выпуск № 3
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске