Вторник
23 апреля 2024г.
20:16
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Любимые мелодии Александра Ковалева
10 мая отметил свой 90-летний юбилей ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, ветеран атомной энергетики и промышленности Александр Александрович Ковалев. Его биография – это яркие иллюстрации истории нашей страны: освоение Сибири, коллективизация, война, восстановление ядерного паритета.

Предки Александра Александровича и по отцовской, и по материнской линии были крепостными. Одни жили на Черниговщине, другие – в Орловской губернии. После отмены крепостного права они отправились в Сибирь на свободные земли, осели в Томской губернии. В 35 км от Асина в таежной глуши Ковалевы и другие переселенцы основали деревню Казанка. Предки матери - Ситниковы - облюбовали место в 10 верстах от Казанки, поближе к Чулыму. Село получило название Ново-Кусково.

После свадьбы отец Александр Семенович с матерью Анной Федоровной поселились в Казанке, где весной 1928 года и родился Александр Ковалев, через год на свет появилась его сестра Анастасия, через четыре года – брат Николай, но он умер двух лет от роду.

- Жили мы натуральным хозяйством. Разрабатывали целинные земли, сеяли пшеницу, рожь, овес, - вспоминает Александр Александрович. - Отец сызмальства брал меня с собой в поле. Помню, мне тогда лет пять было. Приехали весной на наши, ковалевские, угодья. И вдруг человек
10-15 верхом окружают нас и с матом на отца: убирайся, мол, теперь это земля колхозная. Участок, в который было вложено столько сил и пролито столько пота, у нас забрали. 

Отец так и не вступил в колхоз. Устроился в Вознесенке, что на Чулыме, моряком-грузчиком на пароход «Тоболяк». Ходил с командой по Чулыму, Оби и через Северный Ледовитый океан - в Мурманск. Только через два года, в 1936-м, вернулся домой. Тяжело было без мужа хозяйство вести, и все это время мать с детьми жила у родителей в Ново-Кусково.

Вернувшись, отец решил всем семейством перебраться в Томск, где у него жила сестра. А как это сделать? Паспорта-то деревенским не выдавали, чтобы не разбегался народ из сел, вступал в колхозы, трудился за трудодни на колхозных полях, сдавал мясо и молоко из своих хозяйств.

Был только один выход. В Томске в те годы все отопление было печным, а трубочистов катастрофически не хватало. В нечищеных дымоходах часто воспламенялась сажа, из-за чего случалось много пожаров. И вот томские власти вышли с предложением: желающие поработать 3-4 месяца трубочистами получат паспорта. Так Александр Семенович и заработал заветные «корочки». С семьей он переселился в Мариинский переулок к сестре, устроился в артель «Грузовик», где требовались крепкие мужики. Артель обслуживала весь Томск, в ней насчитывалось порядка 650 лошадей с подводами. Отца как толкового, опытного работника назначили бригадиром.

- Это было хорошее время, - вспоминает Александр Александрович. - Отец получал по 300 рублей в месяц – огромные по тем временам деньги. У нас появилась дорогая варшавская кровать с пружинным матрацем. Для нас, деревенских, это было роскошью. Но недолго длилось наше счастье. Началась война… Отца призвали в армию почти сразу. Помню, мы провожали его на фронт: бежали за эшелоном, который отправился  со станции «Томск-2» на запад. Двери товарных вагонов были открыты, и среди других мужчин, кричащих что-то и машущих родным, я отчетливо видел лицо отца. Таким я его и запомнил на всю жизнь…

Отец воевал на Карельском фронте под хорошо знакомым ему Мурманском. Писал домой письма: жив, мол, здоров, бьем фашиста. Но в мае 1942 года вместо обычного солдатского треугольника почему-то пришел денежный перевод на 173 рубля 27 копеек. Все домашние сначала обрадовались деньгам, а потом почувствовали тревогу. Саша Ковалев написал командиру отца письмо. 

- Вскоре пришел ответ от лейтенанта Жукова, что отец убит, а деньги эти были у него при себе. Мать проревела все подушки. Мы тоже не находили себе места, - меняется в лице ветеран. - А через несколько месяцев пришла и запоздалая похоронка: Александр Ковалев погиб в бою и захоронен на 50-м каком-то километре дороги между населенными пунктами Ручьи и Алакуртти. У меня до сих пор есть огромное желание посетить место захоронения отца. Надеюсь, что здоровье позволит мне совершить эту поездку. Еще есть время и силы отдать последний долг родителю... 

Тяжело было матери во время войны: одна с детьми. А тут еще беда случилась: от рака умерла сестра отца, от нее осталась малолетняя дочь Нина. Ковалевы, конечно, приютили девочку. Анна Федоровна работала уборщицей и сторожем, вместе с детьми выращивала на огороде огурцы да капусту, а на разработанных вдоль Иркутского тракта полянках – картошку. Семья не голодала. Тем более что и рано повзрослевший Саша решил помочь матери. В 1942 году он окончил семь классов и устроился на эвакуированный в Томск шарикоподшипниковый завод. Неработающее население тогда получало в день по карточкам 400 граммов хлеба, а работники оборонных предприятий - 800 граммов плюс рыба, мясо, разные промтовары. Хотелось Саше, чтобы семья ни в чем не нуждалась, но было еще одно очень сильное желание – в эти тяжелые для всей страны годы быть полезным для нашей армии, которая сдерживала натиск врага далеко за Уральским хребтом.

Во время войны шарикоподшипниковый завод выпускал металлические корпуса мин.

- Моя задача была – обработать края болванки, - рассказывает Александр Александрович. - Выделили мне немецкий станок «Кергер», научили на нем работать. Роста я был среднего, и чтобы управлять станком, приходилось под ноги ставить ящик. Ловишь пальцем «стаканчик», зажимаешь его в кулачки и подводишь резец, чтобы неровности обрезать. После чего корпус мины ждут следующие операции: нужно резьбу нарезать и крыльчатку приварить. 

Работали мы, подростки, по восемь часов день, а взрослые – по 12, без выходных. Не все выдерживали такой напряженный трудовой график. Были случаи дезертирства – невыхода на работу. При мне судили двух-трех таких дезертиров в актовом зале завода: высшую меру заменили на службу в штрафной роте. Но там выживали единицы.

Так бы и работал Саша на этом заводе, если бы не огромное стремление учиться. Осенью он поступил в железнодорожный техникум. Учебный год студенты проводили за партой, а летом их отправляли на сельхозработы. 

В 1946-м году после окончания техникума Александра Ковалева направили на станцию «Омск». Работал молодой специалист дежурным централизованного поста, а затем – инспектором по безопасности. Должность эту на поездах ввели после страшной аварии в конце 1946 года на станции «Обь» под Новосибирском, когда груженный углем эшелон с ходу врезался в стоявший на путях пассажирский поезд «Владивосток - Москва». Хлипкие деревянные вагоны, не имевшие тогда цельнометаллической рамы, разлетелись в щепки. Погибло много людей. 

- Нагрузка на железнодорожный транспорт тогда была огромная. Столько грузов возили! Нужно было поднимать страну из руин, а специалистов не хватало. Заболел машинист, а заменить его некем. Вот и пришлось его коллеге из другой смены трое суток работать без сна и отдыха. Не выдержал он, уснул, в результате – авария, - говорит Александр Александрович.

Инспектором Александр Ковалев работал на многих паровозах того времени: «Элька», «Феликс Дзержинский», «Иосиф Сталин» и «Серго Орджоникидзе».

- Чем локомотивы «Серго Орджоникидзе» отличались от остальных? - говорит ветеран. - У них была градирня. Отработанный пар конденсировался там и снова превращался в воду – не требовалось часто останавливаться для дозаправки. В градирнях всегда было тепло – градусов 40 даже в морозы. И вот поближе к ним на кучах угля жили беспризорные мальчишки и девчонки, настоящие дети войны. Когда мы подъезжали к депо и шли обедать, они выскакивали из поезда и зачастую босяком бежали к маленькой столовой, чтобы выпросить то, что осталось недоеденным. А потом торопились обратно - занять теплые места.

Положенные три года в Омске Александр Ковалев не отработал – заболела мать. Он вернулся домой. Трудился на станциях «Томск-1» и «Томск-2». А в 1951 году поступил в политехнический институт – хотелось парню получить высшее образование, тянуло к знаниям.

Факультет выбрал тот, где меньше всего конкурс – «Обогащение и брикетирование угля». Не имея за спиной полноценного школьного образования, кое-как сдал вступительные экзамены. Учился с большим желанием, сначала без троек, а потом и вовсе на одни пятерки, впоследствии даже получал Калининскую стипендию. На третьем курсе согласился перейти на физико-технический факультет, который готовил специалистов для атомной отрасли. После дипломирования у Александра Ковалева был выбор: пойти в аспирантуру, на предприятия Красноярска-26 или на строящийся комбинат соседнего с Томском «почтового ящика». Выпускники были наслышаны о высоких зарплатах и завидном обеспечении Томска-7. А к тому времени Александр Александрович уже создал свою семью, родились двое сыновей. Да и город находился рядом с областным центром, где жила мама. Так что выбор был предрешен.

- На «почтовый» я приехал в апреле 1957 года, - вспоминает Александр Ковалев. - Строился город и комбинат. На месте некоторых цехов моего родного радиохимического завода была непролазная грязь, в которых вязли и техника, и лошади. Мы, молодые специалисты, помогали УКСу: курировали монтажные, отделочные и сварочные работы. В 1960 году перед запуском радиохимического и химико-металлургического заводов проходили стажировку на ПО «Маяк» в Челябинской области, где в 1957 году случилась страшная авария. Радиационный фон был еще достаточно высоким, но это не мешало нам осваивать производство на дублерах наших заводов и помогать ликвидировать последствия аварии.

На родном радиохимическом заводе Александр Александрович прошел путь от рядового инженера-технолога до начальника смены завода и освобожденного председателя комитета профсоюза. На этом предприятии работали и его дети.

На заслуженном отдыхе ветеран с 1991 года. Но без дела сидеть не привык. Все эти годы занимается общественной работой. Был ответственным за «маяковцев» в местной организации «Союз Чернобыль», 15 лет возглавлял совет ветеранов РХЗ, сейчас он заместитель председателя совета.

Каждое воскресенье Александр Александрович ходит с сыновьями в баню - поддерживает свое здоровье. А еще он очень любит читать. В его квартире все полки, антресоли и подоконники заставлены литературой различных жанров. В год он выписывает более 50 книг, тратя на них приличную часть своей пенсии. 

Еще одно любимое занятие – игра на баяне. Он еще в три года научился играть на гармошке, а уже в шесть выступал на конкурсе самодеятельности Асиновского района. С той поры гармонь и баян были верными спутниками его жизни. Ни один коллективный вечер или семейный праздник не обходился без любимых мелодий. Сейчас Александр Ковалев играет реже, но когда приходят правнуки, не может им отказать: заводит плясовую на радость ребятне.

А мечтает Александр Александрович отметить столетний юбилей и погулять на свадьбе правнуков.

Сергей НОВОКШОНОВ
Фото Автора
                        
                        
Выпуск № 19
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске