Суббота
20 апреля 2024г.
20:31
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Супермаркет госуслуг. Как сделать работу многофункциональных центров более эффективной?
На установочном заседании Совета Законодательной Думы Томской области, посвященном теме доступности и качества предоставления государственных услуг населению, депутаты обсудили информацию, предоставленную исполнительной властью, о проблемах и перспективах развития сети многофункциональных центров в регионе.

До 28 июня в рамках выездных заседаний Совету Думы предстоит выявить наиболее острые проблемные вопросы в работе МФЦ, которые возможно решить на законодательном уровне, а затем выйти на исполнительную власть с конкретными предложениями. 16 мая областные депутаты с рабочим визитом побывали в Северске.

О качестве работы власти население судит по результатам общения с чиновниками, по тому, насколько это взаимодействие комфортно, насколько качество получаемых услуг соответствует требованиям и ожиданиям самого гражданина. А требования-то эти, по сути, просты: чтобы услуга была оказана без проволочек, чтобы в очередях томиться не пришлось, чтобы не надо было бегать по городу и госучреждениям в поисках нужных бумаг и справок, чтобы не приходилось выкладывать свои кровно заработанные денежки посредникам. В этом плане многофункциональные центры просто находка, ведь действуют они по принципу "одного окна". Это как покупку совершать в супермаркете, где все товары в одном месте, где все доступно и понятно, быстро и удобно.

Ольга Кирилова, руководитель северского многофункционального центра, начинает экскурсию:

- МФЦ начинается с сети информирования. Здесь специалисты ведут первичную консультацию заявителей, записывают на  прием, если необходимо, выдают реквизиты для оплаты госпошлины. В нашем центре два огромных зала приема - в каждом по 12 окон. В первом зале можно решить все вопросы, связанные с недвижимостью; во втором -  с социальной сферой. В  центре работают 36 специалистов. Средняя нагрузка на одного работника в день составляет 23-25 пакетов документов. В день наш центр оказывает услуги в среднем 500 посетителям. За 2017 год мы приняли порядка 120 тысяч пакетов документов. Уровень удовлетворенности заявителей составляет 99 процентов. Оценка эта независимая – заявители ставят ее посредством sms-сообщений или через терминалы центра. Средний возраст сотрудников северского МФЦ – 30-35 лет, у всех высшее образование. Главный принцип работы – все для клиента!

- В чем «изюминка» северского МФЦ? - поинтересовались депутаты.

- Наш центр открылся в 2014 году, а уже по итогам 2015 года мы стали победителями всероссийского конкурса среди МФЦ. Знаете, за каждой наградой стоит большой труд каждого специалиста и всего коллектива, который мы подбирали очень тщательно, учитывая уровень образования (предпочтительно юридическое или гуманитарное), личностные качества (эмпатия, умение быстро находить решение). Но поскольку нет ни одного учебного заведения, которое бы целенаправленно готовило специалистов для работы в таких учреждениях, как наше, мы разработали собственные программы многоуровневой подготовки. Например, есть у нас программа, методические рекомендации по работе с конфликтными заявителями. Есть ряд других внутренних регламентов, которые сейчас рекомендовано тиражировать по России. 

Депутаты спросили, есть ли в учреждении текучка кадров? Как выяснилось, небольшая ротация есть, но связана она не с условиями работы или претензиями по качеству обслуживания заявителей, а с размером оплаты труда: при огромной нагрузке на специалиста и колоссальной ответственности заработок составляет 20 тысяч рублей. А потому порой бывает очень трудно удержать грамотных и ответственных специалистов.

- Для меня, как для северчанина, нет ничего удивительного в том, что в северском МФЦ все услуги оказывают на высшем уровне: в 2015 году наш центр был признан лучшим в России, а по итогам всероссийского конкурса в 2017 году специалист этого центра Дарья Петухова стала победителем. Ко мне на депутатский прием часто обращаются жители закрытого города со своими проблемами: одни не знают, как восстановить потерянные документы, другие не могут оформить какие-то льготы и причитающиеся им выплаты, третьи из-за преклонного возраста не имеют возможности ходить по инстанциям для получения нужных справок и выписок. В таких случаях часто переадресую обратившихся в Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг. И ни разу ко мне никто не вернулся с жалобой на то, что проблема не разрешилась, что документы не оформили, что помощь не оказали, - говорит Валерий Осипцов, депутат Законодательной Думы Томской области;член фракции «Единая Россия»;  член комитета по законодательству, государственному у
стройству и безопасности; председатель контрольной комиссии. - Сегодня я в очередной раз убедился, что в северском МФЦ созданы все условия для качественного обслуживания населения: здесь тепло, чисто, уютно, а главное – здесь работают внимательные и тактичные люди, настоящие профессионалы. Проблема в том, что при огромной нагрузке эти специалисты получают весьма скромную зарплату. Думаю, депутаты должны озаботиться этой проблемой.

- Согласна с коллегой. Чтобы удержать хороших специалистов, нужна достойная зарплата. Очевидно, совместными усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти предстоит поработать над этим вопросом. Пообщавшись с работниками северского МФЦ, мне захотелось прийти сюда и получить услугу и уйти с полным пакетом оформленных документов. Думаю, это самое главное. Из положительного опыта безусловно нужно отметить разработку руководителем этого центра Ольгой Кириловой методических рекомендаций по подготовке и образованию сотрудников. Судя по всему, этот опыт очень хороший, эффективный, раз рекомендован для тиражирования по всей России, - говорит Наталья Барышникова, депутат Законодательной Думы Томской области; руководитель фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации»; член комитета по труду и социальной политике; председатель комиссии по культуре и туризму; член комиссии по налогам, комиссии по образованию, молодежной политике и спорту и комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об им
уществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.

Леонид Терехов, депутат Законодательной Думы Томской области, руководитель фракции «Либерально-демократическая пар-
тия России», член комитета по труду и социальной политике и комиссии по культуре и туризму, отмечает, что принцип «единого окна» для населения очень удобен, а значит, перечень услуг, оказываемых МФЦ, нужно расширять:

- Очень хорошо, что развиваются такие центры, где не человек ходит между инстанциями, за различными структурами, а ходят документы. Важно, что не только экономятся нервы и время, но и исключается коррупционная составляющая. Ведя активно прием жителей, я не слышал жалоб на деятельность многофункциональных центров. Люди сокрушаются, когда они не знают о мерах социальной поддержки, которыми они могли бы воспользоваться, о выплатах, которые они могли бы получить, оформив необходимые документы. А потому, на мой взгляд, очень важно развивать информационную составляющую – рассказывать о возможностях МФЦ через СМИ.

- Сегодня мы проверяли, как реализуется областной закон об оказании государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, насколько востребованы такие центры у населения, есть ли проблемы, которые требуют законодательного урегулирования. Как вы знаете, в прошлом году в РФ была принята госпрограмма «Цифровая экономика», при этом Томская область попала в число двух субъектов, на базе которых будет отрабатываться пилотный проект создания модели реализации стратегии научно-технологического развития России. И если говорить о цифровизации, то развитие МФЦ и обеспечение доступа к порталу госуслуг – это одно из ключевых направлений вовлечения населения в те возможности, которые предоставляет цифровая экономика, - говорит Виталий Оглезнев, депутат Законодательной Думы Томской области; председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности; член фракции «Единая Россия»; председатель комиссии по вопросам правопорядка, общественной безопасности и противодействию коррупции; член комиссии по регламенту и депутатской этике; член комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.

Как убежден Виталий Васильевич, развитие МФЦ очень важно еще и потому, что по результатам работы многофункциональных центров население судит не о качестве оказания какой-либо одной государственной или муниципальной услуги, а о работе власти в целом. Задача Совета Думы сегодня - подготовить предложения, способствующие повышению качества услуг, оказываемых в МФЦ. Как это сделать на примере северского МФЦ? Помочь решить вопросы по материальному обеспечению деятельности сотрудников, это в том числе и по зарплате.

- Поэтому конкретные предложения мы сформулируем и обсудим с администрацией Томской области. В преддверии нового бюджетного процесса это очень своевременно, - говорит Виталий Оглезнев. - Если же говорить в целом о регионе, то есть еще ряд других проблем, связанных с качеством оказания госуслуг через МФЦ. Например, отсутствие в ряде поселений такого элементарного средства связи, как Интернет, а в четырех муниципальных образованиях региона (это Парабельский, Каргасокский, Бакчарский и Зырянский районы) отсутствует представительство областного многофункционального центра. Надо решать эти проблемы, создавать отделы МФЦ, расширять перечень предоставляемых услуг. Например, для многих наверняка актуальной была бы выдача через МФЦ разрешений на хранение и использование огнестрельного оружия, охотничьего в первую очередь…

Директор областного государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Игорь Култаев, подводя итог встречи в Северске, отметил, что на сегодняшний день охват населения государственными и муниципальными услугами, предоставляемыми на базе МФЦ, в Томской области составляет 92%. Всего предоставляется 570 услуг. Наиболее востребованными являются федеральные услуги, среди которых наибольшей популярностью пользуются услуги Росреестра, Пенсионного фонда РФ, МВД России и Федеральной налоговой службы. В прошлом году в МФЦ поступило более миллиона обращений.

- Доля федеральных услуг составляет порядка 70 процентов. Пошлина, уплачиваемая по этим услугам, распределяется так: 50 процентов идет в федеральный бюджет, 50 – в региональный. Но по многим госуслугам пошлина вообще не предусмотрена,  - обозначил проблему Игорь Александрович.

- В связи с этим предлагаю выступить с инициативой установления компенсации регионам затрат на предоставление таких услуг, - говорит Виталий Оглезнев. - Думаю, представителям администрации надо более детально проработать это предложение, в частности, просчитать недополученную прибыль в течение года и соответственно предполагаемую сумму компенсации.

О том, какие еще острые моменты в работе МФЦ в регионе выявили члены Совета Думы и какие пути решения проблем видят депутаты, станет известно уже через месяц.

Ирина ЯКОВЛЕВА
Фото Александра Яковлева
                        
                        
Выпуск № 20
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске