Вторник
18 июня 2019г.
02:46
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№23 от 14.06.2019
№ 23 (125)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Мечты превращаем в реальность
Для многих северских ветеранов 2019 год будет особым, ведь в апреле жители нашего закрытого города отпразднуют 70-летие прославленной строительной организации – Управления «Химстрой», а летом – и самого города атомщиков.

Надо ли говорить, что для первостроителей, тех, кто приехал в 50-е годы прошлого века в Сибирь по комсомольской путевке, эти события знаковые, одновременно очень личные и очень масштабные. Личные, потому что на стройке закалялся характер, приобретался профессиональный и жизненный опыт, здесь завязывалась крепкая дружба, рождались семьи, закладывались трудовые династии. Масштабные – потому что героический труд строителей помогал мечты превратить в реальность. А мечты эти, как известно, были смелыми и огромными: выковать ядерный щит страны, построить город атомщиков, развить мощную промышленную индустрию и сельское хозяйство региона, разработать нефтяные месторождения, развернуть небывалое жилищное строительство.

Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных 70-летию Управления «Химстрой» и Северска, рассказывающих о знаковых событиях и личностях.

...26 марта 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о создании вблизи Томска комбината по производству высокообогащенного урана-235 и плутония. Новый промышленный комплекс (в будущем – Сибирский химический комбинат) первоначально назывался «Зауральская контора Главпромстроя», или комбинат № 816. Почему выбор пал именно на нашу область? Очевидно, что это не случай или чья-то прихоть. Ведь к месту размещения такого ядерно-энергетического комплекса предъявляли особые требования. Например, удаленность от европейской части страны для безопасности от воздушных нападений потенциальных противников. Наличие вблизи будущего комплекса крупного источника относительно чистой и прохладной воды, что было совершенно необходимо для охлаждения работающего оборудования. Должна быть отлаженная транспортная связь с промышленными центрами страны. И чтобы территория соответствовала  сейсмическим, геологическим, гидрологическим условиям. Принимали во внимание и сырьевые запасы, пригодные для производства строительных материалов. Как выяснилось, площадка под Томском идеально подходила! А еще при принятии решения в пользу нашей области учли образовательный потенциал.

А 6 апреля 1949 года можно считать днем рождения крупнейшей за Уралом строительной организации страны, ведь именно в этот день министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов подписал приказ о создании Управления строительства № 601. Управления, призванного возводить объекты оборонного, производственного и сельскохозяйственного значения; строить жилье и объекты соцкультбыта; производить строительные конструкции и материалы; вести проектные и изыскательские работы; заниматься подготовкой и переподготовкой строительных кадров.

Что ж, за словом последовало дело, очень трудное дело, ведь не было ничего: производственной базы, материальных ресурсов, жилья, рабочей силы, кадров, специалистов. Что уж говорить о бездорожье...

С первых дней одной из главных задач управления стало возведение жилья для многочисленных прибывающих специалистов. А имевших квартиры в поселке Чекист, селе Иглаково, деревне Белобородово «уплотняли». Конечно, всех проблем эти меры не решали. А потому собирали временные фанерные и щитовые бараки, образовывая поселки строителей.

Когда прорубали первые просеки под будущие улицы города, впоследствии названные Лесная, Комсомольская, Первомайская, то рабочие буквально тонули в грязи. А материалы и инструменты подвозили по «дорогам жизни». Что это такое? Нехитрые сооружения, состоявшие из бревенчатого настила, покрытого досками, скрепленные штырями и для прочности опоясанные толстой проволокой. Под тяжестью грузов такая дорога неизменно проседала, да и автотранспорт мог двигаться только в одном направлении, тогда как для разъездов возводили специальные площадки.

Помимо лежневки, прокладывали грунтовые дороги, посыпанные гравием и шлаком. Но рубка леса, корчевка пней, землеройные работы – все вручную!

От поселка Чекист в сторону стройплощадки быстро начали удлиняться первые километры узкоколейки. 7 августа 1949 года в Чекист мотовозом со станции Томск-Грузовая привезли первые паровозы серии «ВП-1», началось движение по узкоколейке протяженностью 14 километров, связавшей станцию Черемошники с жилым поселком Березки.

1950 год ознаменовал собой начало формирования кадров стройки, удвоение объемов строительных работ. Была введена в эксплуатацию ЛЭП-35, началась реконструкция ДОКа, стали выдавать продукцию шлакоблочный и реконструированный кирпичный заводы, развернулось строительство подсобных производств в составе растворного, бетонного, пенобетонного, арматурного заводов, завода железобетонных изделий и завода силикатного кирпича в Копылове. Пуск шлакоблочного и кирпичного заводов позволил в 1950 году приступить в поселке Березки к возведению первых 8- и 12-квартирных каменных домов, но основным материалом по-прежнему оставалось дерево.

Кстати, к этому времени Ленгипрострой получил задание в короткий срок спроектировать Березки как поселок городского типа, где 65 процентов должна была составлять 3-4-этажная застройка, 15 процентов - двухэтажная каменная, 10 – усадебная, коттеджная и максимум 10 процентов – двухэтажная деревянная застройка. Генплан разработали за месяц, утвердили же его в 1952 году. Поскольку будущий город планировался небольшим, то ему отводилась полоса шириной в пару километров, ограниченная рекой и промышленной зоной. Близость полноводной Томи была использована ленинградскими проектировщиками для воспроизведения в миниатюре сходства с родным городом. От намеченных на центральной улице площадей в сторону реки пролегли три бульвара, пересекая набережную и прибрежный парк. Правда, потом от многого пришлось отказаться…

1951 год был богат на события: состоялся пуск завода по производству стройматериалов главной базы КПП-1 на Кузьминке, выдали первую продукцию бетонный, пенобетонный, растворный заводы и завод по производству железобетонных изделий. Большим событием стало появление башенного крана К-750, который мог не только поднять груз на высоту третьего этажа, что раньше делалось с помощью стоячего подъемника, но перемещал его по горизонтали, избавляя рабочих от перетаскивания тяжестей вручную.

К этому времени первые десять улиц города получили свои названия: Лесная, Пионерская, Мира, Горького, Комсомольская, Полевая, Пушкина, Парковая, Берия (в 1953 году переименована в ул. Первомайскую), Сталина (в 1961 году стала проспектом Коммунистическим). Появляются первые объекты социально-культурного назначения: детская амбулатория на 150 посещений, аптека, столовая, магазин. Радостным событием для первостроителей стало открытие клуба «Родина» на 330 мест.

В эти годы началось строительство первых корпусов диффузионного завода, сублиматного завода, который выпускал бы сырье для завода разделения изотопов и другие химические вещества, необходимые для технологических цехов комбината. Возводили сублиматный завод строительно-монтажные организации Управления «Химстрой». Причем делали это высочайшими темпами: не дожидаясь полного комплекта проектно-сметной документации, расчищали площадки, закладывали фундаменты, вели подземные коммуникации. С получением рабочих чертежей начали расти корпуса.

Примечательно, что в конце 1952 года в Березках заговорили об организации автобусного движения. Что ж, люди радостно расставались с «коломбинами», как называли служившие для перевозки людей будки, установленные на шасси грузовиков. Первый автобус, рассказывают, разукрасили кедровыми ветками. А еще старожилы вспоминают, что те, кому довелось стать первыми пассажирами, устроили шествие по маршруту движения автобуса.

1953-й стал годом кардинальных перемен. В этом году планировался пуск промышленных объектов, а благоустройство заводского поселка все еще не соответствовало этой задаче. Поставили цель – сдать в эксплуатацию около 40 тысяч квадратных метров жилья плюс важные производственные объекты.

Смерть Сталина и последовавшая за ней амнистия заключенных нарушили перспективные планы. Только за два месяца амнистировали более 22 тысяч человек. А ведь среди них было много специалистов, работавших прорабами, десятниками, бригадирами. Выход, впрочем, нашли: с Дальневосточного военного округа прислали 26 тысяч военнослужащих. Однако, как выяснилось,  новобранцы не были адаптированы к сибирским условиям, большинство из них не имело нужных профессиональных навыков. Чтобы таковые приобрести, требовалось время… Конечно, учили на местах, но вместе с тем в 1953 году пришли к решению о постепенном переходе на постоянные квалифицированные рабочие кадры.

Вот так районы, кварталы заводского поселка становились более благоустроенными, улицы уже бетонировали, асфальтировали. А 22 октября 1953 года по улицам Пионерской, Горького и Сталина даже запретили движение гужевого и грузового транспорта. Мало того, на перекрестках улиц Лесной, Первомайской и хлебозавода появились первые два светофора! Были в новом городе уже детский сад и ясли, две школы. А в августе 1953 года состоялось торжественное открытие парка имени Маяковского. Многие старожилы и сегодня вспоминают с удовольствием танцплощадку, аттракционы, спортсооружения. Это позволяло хоть на время забыться от тяжелого труда. Сегодняшние горожане вряд ли подозревают, что когда-то на территории природного парка (и ныне любимого места отдыха северчан) было озеро, где охотились на уток и ловили рыбу.

В 1953-м же произошло и переподчинение основных подразделений  (из системы МВД строительство передали Министерству среднего машиностроения). В то время встал вопрос об охране, для чего и был сформирован специальный дивизион численностью в 220 человек.

Известно, что в 1950 году, когда в Березках было только несколько жилых строений, в одном из них располагалась поликлиника, занимавшая две комнаты и кухню. В одной из них по очереди вели прием терапевт и стоматолог. Зато в 1953 году новая медсанчасть уже состояла из больницы на 100 коек и родильного отделения на 25 коек в поселке Чекист, поликлиники на 75 тысяч посещений в год, скорой помощи, санэпидстанции, трех аптек, зубопротезной мастерской, четырех фельдшерских медицинских пунктов.

11 декабря 1953 года приступил к руководству строительством генерал-майор технической службы Михаил Царевский, оставивший яркий след в истории города. Огромный опыт, подкрепленный высокими полномочиями, обширные производственные связи позволяли ему оперативно и грамотно решать многие организационные и технические вопросы, которые не удавалось решить его предшественникам.

- Невероятно, но факт: мы разминулись с Михаилом Михайловичем всего лишь на 4 дня – он передал дела Александру Капитоновичу Грешнову 17 июля 1959 года, а я приехал в наш город 21 июля 1959 года, – рассказывает Виталий Васильевич Кириенков, ветеран-строитель (в свое время он в Химстрое прошел все ступени: был мастером, прорабом, начальником участка, заместителем начальника стройки). – Но такое чувство, что я был очень хорошо знаком с этим человеком, ведь здесь его по-настоящему любили и уважали, о нем с восхищением рассказывали новичкам. В Северске на долю Михаила Михайловича выпал самый трудный период, когда каждый год был пусковым, и только его умение организовать взаимодействие строительно-монтажных подразделений, управления и подрядчиков обеспечивало выполнение жестких планов и графиков. М.М. Царевский обладал кипучей энергией, живым организаторским талантом, а его обширные производственные связи и личные знакомства с высокопоставленными государственными деятелями позволяли ему быстро решать многие организ
ационно-технические вопросы, которые были не по плечу его предшественникам. По характеру крутой и горячий, при случае не скупившийся на крепкие слова, он при этом умел поощрять людей, воодушевлять их и вести за собой.

1953 год знаменателен и первыми производственными пусками заводов СХК. Городу и такому крупному комбинату, как Сибирский химический, был необходим свой источник тепла. Поэтому одной из первоочередных задач было создание ТЭЦ мощностью 837 мВт. Сооружение ее велось в две очереди.

17 марта 1954 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР все построенные для обслуживания предприятий атомной промышленности поселки получили статус городов, а Березки превратились в Северск, правда, население долго называло город Томском-7. Итак, за пять лет практически на пустом месте был создан город с современным жильем, оформленный структурой предприятий коммунально-бытового назначения, централизованным теплоснабжением, артезианским водоснабжением, предприятиями торговли и общественного питания, медицинского обслуживания, школами, транспортной схемой, действующими политотделами комбината и строительства. Но с получением статуса города открывались новые перспективы. Какие? Это уже другая история.

Подготовила Ирина Яковлева
Фото из архива Николая Мишанова
                        
                        
Выпуск № №2 (104)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске