Пятница
26 апреля 2024г.
23:29
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Кузнец счастья своего и судьбы
В СМУ № 5 Управления «Химстрой» Николай Буров проработал 47 лет. За эти годы он не раз становился победителем социалистического соревнования по итогам пятилеток, за хорошую работу награжден орденом Трудовой Славы III степени, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда», многими почетными грамотами и ценными подарками, а значит, звания «Заслуженный строитель РСФСР» и «Заслуженный работник Химстроя» им заработаны верой и правдой, трудовыми мозолями.

Сначала он был кузнецом-слесарем, потом стал газоэлектросварщиком, освоил специальность трубоукладчика по бестраншейной прокладке труб, накопив богатый опыт по строительству инженерных сетей различных назначений. Будучи автором многих рационализаторских предложений, участвовал в их внедрении в производство. 67 различных поощрений за хорошую работу занесено в его трудовую книжку.  

Не думал не гадал

Как говорит Николай Николаевич, он и не думал, что начнет свою трудовую деятельность кузнецом.

- Родился я в Омской области, в деревне Бердниково за четыре дня до войны, – рассказывает ветеран. – Мать работала бухгалтером в совхозе, где подсолнечник высевали и масло выгоняли. Отца как забрали на фронт, так я его больше и не видел. В закрытый город, п/я № 5, мы переехали в 1953 году. После восьмого класса я крепко задумался, куда деваться. Нас, детей, было трое, мать одна нас воспитывала. Жили не богато, трудно. Знакомый тетки моей матери посоветовал пойти учиться в Томск, где в ремесленном училище № 2 при подшипниковом заводе объявили набор в группу кузнецов. Так я и сделал и не прогадал: получил профессию. К тому же там мастер толковый попался: он из металла мог хорошие, красивые вещи делать, и мы от него набрались этого опыта. В 1959 году я окончил училище и распределился в «Строительный район № 5», который через год переименовали в СМУ № 5. Так я и оказался в кузнице механической базы. В то время там работал хороший кузнец, колоритный такой цыган, у которого я тоже многим вещам  научился.

Два года отработал, а потом, когда парням из ремесленных училищ пришло время в армию идти, их решили оставить здесь же, на базе – проходить срочную в строительных войсках, относящихся к Управлению «Химстрой». Через три года солдатская служба закончилась, и Николаю предложили продолжить работу кузнецом в СМУ № 5.

С напарником, помощником, они все делали – кувалдочки, чеканки, скобы, винты гребные и якоря для катеров, которые имелись в управлении, гусеницы тракторов, их элементы  собирали-прессовали под пневматическими молотами, ковши для экскаваторов ремонтировали и многое другое.

Поначалу, когда приходилось обрабатывать под молотом тяжелые заготовки, нагретые в горне, который топили коксом, у молодых кузнецов сильно уставали руки, а потом привыкли. Если же надо было что-то изготовить по мелочи или что-нибудь подправить-подгладить, делали они это вручную – на наковальне. 

Всего же в кузнице из крупного оборудования у них было два молота – 150-килограммовый и 400-килограммовый, один пресс, четыре горна, на двух из которых трудились они, кузнецы, а на двух – жестянщики.

Николаю нравилась эта работа, которую он выполнял качественно и в срок. Это за ним было замечено еще во время его срочной армейской службы – кузнечной. Тогда ему присвоили почетное звание «Ударник коммунистического труда». Кстати, диплом в виде красной книжечки, подтверждающий этот факт, позволял солдату без оформления разрешительной бумаги ходить в увольнительную.

«Иди, отгоняй его»

Пытливый характер помогал Николаю Бурову разобраться во многих инженерных вопросах. Например, у них были сварочные агрегаты, на которых стояли «волговские» двигатели с водяной помпой. Ее крыльчатки изготовлены из карболита. Чуть мороз прихватит, и они ломаются. Поразмыслил Николай и придумал: сделал формочку и начал отливать крыльчатки из дюралюминия. Попробовали их в работе – они оказались надежнее заводских, выход из строя двигателей прекратился. Бюро рационализации и изобретательства СМУ № 5 распространило бюллетень с подробным описанием предложения Николая Бурова для внедрения в других подразделениях Химстроя.

Дальше – больше. Станок для изготовления штырей, станок для заточки столярного инструмента, механические ножницы для жестянщиков – их Буров не только сделал, но и сам сконструировал.

И на этом его изобретательская деятельность, конечно же, не закончилась. Благодаря своим придумкам он быстро выполнял заказы. И сие обстоятельство сильно смущало-волновало нормировщика, который нередко подглядывал в окно за Буровым, как тот выполняет новую работу, какие приспособления для этого придумал и использует. 

«Время – деньги» – это не просто фигура речи, в этом понятии заложен не только большой философский смысл, но и сугубо практический. Нормировщик руководствовался тем, чем и должен был руководствоваться: быстрее делает работу человек, меньше ему трудозатрат пишешь. Как с этим бороться? Буров поступал просто. Обнаружив подглядывающего нормировщика, он посылал напарника: «Иди, отгоняй его». 
Впрочем, за свои изобретения Буров неизменно получал не только моральную поддержку, но и финансовую, что находило отражение в его трудовой книжке, в разделе сведений о поощрениях и награждениях, в виде премиальных.

О нем писали

То далекое время действительно было удивительным: массовый порыв и энтузиазм, ударный труд, радость и гордость за свои и коллег дела. И жизнь налаживалась и дальше улучшалась.

Интересно листать, читать пожелтевшие  газеты того времени. В них – дух эпохи, душа конкретного человека – деятельного, неравнодушного, устремленного в будущее. О трудовой деятельности Николая Николаевича неоднократно рассказывала, отзывалась местная и областная пресса.

Информационный бюллетень «НОТ в строительстве» № 7 (9) за ноябрь 1968 года (по сути, это газета – четыре страницы-полосы формата А-3). В нем на передовой полосе размещена зарисовка о Николае Бурове, которая начинается так: «Тишина здесь редкая гостья. Только в обеденный перерыв да в короткие минуты, когда в горне краснеет очередная заготовка, она заполняет просторный пролет этого цеха. Здесь работают двое: кузнец и помощник. Давно стал привычным этот ритм для Николая Бурова. В своей жизни он не знал большего увлечения, чем кузнечное дело… И все о нем говорят одно и то же: «Отличный парень! Незаменимый специалист!». 

Вот как поэтически описывает автор кузнеца и его работу: «В левом углу горн, на расстоянии разворота  вытянутой руки, против него – старушка-наковальня, обязательный атрибут кузницы. По стене выстроились стеллажи с инструментом, станки. Против окна стоит пневмомолот, главный соперник кувалды.  Я видел, как Николай работает на молоте, и не могу не сравнить его с музыкантом. Здорово чувствует ритм. Он улавливает каждое дыхание  молота и почти незаметно передвигает деталь, меняет положение заготовки. Молот, как ударник, четко отбивает ритм и будто сам заставляет человека работать. Но вот быстрое точное движение кузнеца – и откованная деталь уже в ванне, а в руках новая красная заготовка. Лицо его чувствует жар и покрывается легким румянцем. Весело работает Николай».

«Без Николая нам не обойтись!»

В кузнице Николай Николаевич трудился до 1969 года. К этому времени гравийные карьеры, дороги обыкновенные и железнодорожные перешли в ведение других управлений – кузнечной работы стало мало. И он устроился в бригаду – сначала слесарем, затем сварщиком, освоив перед тем эту профессию. Потом, собрав свою бригаду, пошел, как говорит, на траншеи – на укладку водопроводных труб. Под дорогами они грунт продавливали-прокалывали «гильзами» –
стальной трубой большего диаметра, в которую вслед вставлялась уже рабочая труба.

Кстати, эту заводскую установку, в которой, как понял Буров, было много лишних нагромождений, изучив заводские чертежи, он переделал по-своему. В результате облегчилась сборка этого оборудования, и работать на нем стало легче.

- Как только появлялась-случалась сложная работа, начальник управления приезжал и забирал моего мужа, – вступает в разговор Нелла Михайловна, жена Николая Николаевича, которая после того, как проработала двенадцать лет воспитателем в детском саду, устроилась в СМУ № 5 завскладом. – Помню, примерно в 1977 году в конце декабря в Томске произошла крупная авария – лопнула труба большого диаметра, вода питьевая бежит. И моего мужа послали на устранение аварии. 31 декабря начальник нашего управления Владимир Антонович Ковынев собрал трудовой коллектив, поздравил нас с успешным окончанием года. А я говорю: «Владимир Антонович, а Буров-то хоть сегодня приедет ночевать и Новый год встречать? Когда он вернется, ведь уже третьи сутки находится там?»…

- А однажды он был в отпуске. Мы тогда еще на улице Солнечной жили, – продолжает Нелла Михайловна. – В выходной только собрались мы всей семьей, с дочками, в кино, выходим из дома. Подъезжает на автобусе Владимир Антонович с начальником производственно-технического отдела.

Узнав о наших планах, говорит: «Ты, Нелла, иди одна в кино с ребятишками. А Николая мы заберем, нам без него не обойтись». И увезли его на объект. Когда я впервые там побывала, поразилась масштабности происходящего – большие траншеи, огромные ямы. Рабочие по лестнице бегают – вылезут и снова спустятся вниз. Николай что-то подсказывает мужикам, а сам кнопки нажимает – гильза давит землю, рядом ковш работает.

- Трудно зимой приходилось? Где грелись? – спрашиваю Николая Николаевича.

-  В бытовке, иной раз – в водопроводных колодцах, внутри которых мы делали врезки. И за самим экскаватором, копавшим траншею, мужики не медлили оказаться, подчищая лопатами, выравнивая за ним основание – там земля была теплой, – улыбается ветеран. – В сильные морозные дни мы не работали, гидравлические экскаваторы, сменившие драглайны с ковшами на тросах, – тоже, у них масло застывало.

Жизнь продолжается

На каких бы участках, объектах ни трудился Николай Буров, всегда добивался высоких результатов, за что и получал большие и малые награды. Например, в 1970 году его бригаде было присвоено звание «Лучшая комсомольско-молодежная бригада строительства». А в 1984 году он был признан лучшим сварщиком министерства – об этом сообщалось в специальном выпуске газеты «Красное знамя» за 13 апреля того года. Этот номер газеты Николай Николаевич хранит среди прочих архивных документов и наград.

Уволился он из Химстроя, точнее из созданного на его базе ООО «Химстрой – С», в мае 2006 года и сразу же устроился в Северский водоканал, где десять лет проработал электрогазосварщиком участка по ремонту и обслуживанию водопроводных сетей и повысительных станций.

Бросать работу Николай Николаевич не собирался. Пошел в отпуск, во время которого, как он говорит, обнаружилась болезнь, потребовавшая операции.

О коллективе Северского водоканала он отзывается с теплотой. Очевидно, это его черта характера, свойство души – ценить и уважать тех, кто к работе подходит ответственно, трудится добросовестно.

Дома на пенсии непривычно сидеть без дела. Занять себя, особенно зимой, теперь сложно. Спасают разве что ежедневные поездки на огород, где его ждет собака, а летом – хлопоты по мелочи. Дом, добротный и красивый, он там уже давно построил, печку в нем сделал…

В квартире его всегда ждет Нелла Михайловна, с которой они в 2015 году справили золотую свадьбу, и тринадцатилетний кот Мурчик – очень подвижная животина, несмотря на свой возраст.

Греют Николая Николаевича мысли о былом, родных и близких, в числе которых, конечно же, два внука и внучка. Он считает себя счастливым человеком.

В общем, жизнь продолжается. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 6
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске