Пятница
26 апреля 2024г.
14:38
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Век живи – век учи!
Не зря мудрые люди говорят, что труд продлевает жизнь. Анастасия Николаевна Шевченко, сколько себя помнит, все время работала. И, даже выйдя на пенсию, не сразу ушла на заслуженный отдых.

А в преклонных годах продолжала по мере сил трудиться на приусадебном участке. Она и сейчас, несмотря на столетний возраст, не сидит без дела – любит стряпать. Тесто у нее получается на зависть любой хозяйке, из такого пирожки пекутся румяные, ароматные, сами в рот просятся, да и хлебушек вкусный, даже в лучшей пекарне такого не сыщешь.

Символично, что родилась Анастасия Николаевна 1 мая, в праздник труда. На столетний юбилей мамы, бабушки, прабабушки, прапрабабушки приехали ее родные из разных уголков страны: из Калининграда, Барнаула, Краснодара и Керчи. За праздничным столом звучали пожелания здоровья и активного долголетия. К поздравлениям присоединились заместитель главы  администрации Северска  по социальной политике Лариса Лоскутова и начальник отдела социальной поддержки населения Михаил Фомин, которые в этот замечательный день навестили юбиляра. Они передали Анастасии Николаевне поздравление президента Российской Федерации, подарок от городского совета ветеранов, денежные выплаты к юбилею от губернатора Томской области и ко Дню Победы – от муниципалитета, и, конечно, яркий букет цветов. А еще пожелали встретиться вновь в кругу близких ей людей на очередном юбилее.

Детство Анастасии Николаевны прошло на Алтае – в деревне Савинка Алейского района. У родителей было пятеро детей. Семья жила натуральным крестьянским хозяйством. Зажиточной не считалась, благодаря чему избежала раскулачивания и ссылки. Наоборот, отцу приходилось иногда работать на богатого соседа, чтобы тот выделил ему плуг для обработки земли. Но вихрь коллективизации захватил всех – и кулаков, и середняков, и бедняков. Землю, которая испокон века принадлежала семье, забрали. А отцу пришлось вступить в колхоз.

Окончив школу, девушка устроилась ученицей на маслозавод. Проработала, правда, там недолго, так как, определяя жирность молока, опрокинула на себя пробирку с кислотой и обожгла одежду. 

- Мама дома перепугалась, – вспоминает Анастасия Николаевна. – Уходи с такой работы, говорит, а то, не ровен час, слепой останешься! Я уволилась с завода и устроилась в библиотеку в Алейске. Там мы и встретились с моим первым мужем. В 1938 году у нас родилась дочь Нэлли.

Как активистку-комсомолку, имеющую аттестат об окончании семилетки, горком комсомола направил молодую женщину работать учителем начальных классов. Позже она заочно прошла необходимые педагогические курсы.

Когда началась война, новое большое двухэтажное здание школы передали под госпиталь. Дети учились где придется – в библиотеках, клубах и даже в зданиях, освобожденных от магазинов. Классы занимались в несколько смен – с утра до вечера. А еще учителя с учениками чистили от снега железнодорожные пути на станции, чтобы военные эшелоны шли без задержки. Бураны тогда были сильные.

- Бывало, только придешь вечером со школы домой уставший, а тебе уже в окна стучат – зовут снег убирать, – рассказывает ветеран.

Школьники и учителя взяли шефство над госпиталем. Старшеклассники ухаживали за ранеными, носили им лекарства, стирали и утюжили бинты, которых тогда катастрофически не хватало. Ученики младших классов устраивали концерты для бойцов: пели, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах. И это порой было лучшим лекарством.

- Вы не представляете, как радовались раненые нашему приходу! – вспоминает Анастасия Николаевна. – Врачи говорили, что мы чудеса творим. Один тяжелораненый постоянно лежал: ему осколком раздробило кость ноги. А когда мы начали давать концерты, стал подниматься. Я до сих пор помню, как он радовался и плакал, глядя на наше выступление. Говорил, что мои ученики напоминали ему собственных детей, оставшихся дома.

В годы войны каждый день горе стучалось в чью-либо дверь. Мужья двух сестер Анастасии Николаевны сложили свои головы в начале войны. На одного пришла похоронка, а от второго вдруг перестали поступать письма. Последний фронтовой треугольник пришел из-под Москвы, где сибирские дивизии готовились к защите столицы. И больше никакой весточки. Из части сообщили – пропал без вести…

Муж Анастасии Николаевны вернулся домой без ноги. Долго не мог устроиться на работу. Крепко запил. Дома начался разлад. Семья распалась.

Через некоторое время женщина вновь вышла замуж. У нее родилась вторая дочь – Татьяна, у которой она сегодня и живет в Северске.

После войны Анастасия Николаевна перешла работать в детский сад воспитателем – сначала в Алейске, а потом в одном из районов Рубцовска, где располагался кирпичный завод. Первоначально в садике была всего одна группа. Мест для детей рабочих не хватало, и тогда решили построить здание на две группы с круглосуточным пребыванием. Анастасия Николаевна стала заведующей новым детским садом.

16 лет проработала она в этом учреждении, а потом еще десять воспитателем в санаторном детском саду Рубцовска. А когда, уйдя на пенсию, уехала к старшей дочери в Керчь, и там какое-то время не оставляла свою профессию. Не могла без любимого дела.

По мнению ветерана, учить и воспитывать детей – большой дар. Он не каждому дается. Можно иметь и несколько высших образований, но чтобы найти подход и к задумчивому тихоне, к хулиганистому сорванцу, тут не только знания, но и талант нужен, житейская мудрость. А еще чуткое, любящее сердце, умение понять ребенка, принять его таким, какой он есть, желание найти в нем лучшие качества и развивать их. И неслучайно детей всегда тянуло к Анастасии Николаевне – отзывчивому, доброму педагогу, в меру строгому и всегда открытому для каждого ребенка. 

- Меня мои воспитанники и на свадьбы, и на проводы в армию постоянно приглашали. Благо, что садик и военкомат в одной ограде находились, – улыбается ветеран. – Мы продолжали общаться по жизни.

И особенно приятно было для педагога, когда повзрослевшие воспитанники приводили именно к ней в группу уже собственных детей. 

Про своих ребятишек она тоже не забывала. Старалась уделять внимание семье и дому.

- Помню, жили мы в коммунальной квартире на трех хозяев. Стиральных машин не было, электроплитка одна. Нужно было успеть за воскресенье, единственный выходной, белье выстирать, в кастрюле на плите выпарить, прополоскать на улице в любую погоду, по дому прибраться, обед сварить. И при этом мама еще рукоделием занималась и находила время с нами в кино сходить – телевизоров-то не было. И как она все успевала? – удивляется Татьяна Семеновна Авдеенко, дочь Анастасии Николаевны, которая тоже пошла по стопам свои мамы, работает в детском саду музыкальным руководителем.

Анастасия Николаевна и сегодня старается быть хорошей хозяйкой, приносить пользу своим близким и окружающим людям. Если идет с дочерью в поликлинику, обязательно для врачей и медсестер хворост напечет. А как же не угостить хороших людей?

Раньше много читала, а сейчас зрение уже не то. Даже телевизор смотрит реже. Но старается не пропускать передачи «Поле чудес» и детское телевизионное шоу «Лучше всех» с Максимом Галкиным. Нравится ей наблюдать за талантливыми детьми. Имея богатый педагогический опыт, повидав, казалось бы, всякое, она тем не менее искренне удивляется способностям маленьких гениев и радуется их выступлениям, как ребенок.

- А в чем секрет вашего долголетия? – по традиции спрашиваем юбиляра. 

- Я сама себе часто задаю этот вопрос и затрудняюсь на него ответить, – говорит Анастасия Николаевна. – Но я знаю, что постоянно была чем-то занята и старалась никому не желать зла. А еще меня всегда тянуло к детям. Я чувствовала рядом с ними себя моложе.

Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 18
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске