Четверг
25 апреля 2024г.
08:11
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Взгляд на жизнь через объектив
О профессии фоторепортера, фотохудожника мечтают многие, а становятся только единицы. И это несмотря на стремительное развитие техники,  IT-технологий. Казалось бы, благодаря уникальным функциям современных фотоаппаратов роль фотографирующего минимизируется: включил автофокус, установил автоматический режим освещения, выбрал режим серийной съемки и получил за считанные секунды десятки полноценных кадров! И все, ты как Хельмут Ньютон? Отнюдь нет!  Как показывает практика, даже при наличии умной техники далеко не  каждому удается стать мастером, освоить профессию фотокора. Недостаточно открыть шторку затвора и нажать на спуск, чтобы поймать мгновение, которое станет достоянием истории. Надо иметь особый взгляд на мир, журналистское чутье, профессиональные знания и навыки, а, возможно, еще и особую судьбу.

2020 год для Владимира Казанцева, собственного фотокорреспондента ИТАР-ТАСС по Томской области, богат на юбилеи: 22 января Владимир Анатольевич отметил 85-летие со дня рождения, а еще ныне исполняется 65-летие его профессиональной деятельности! В десятках тысяч фотографий он запечатлел целую эпоху из сложной жизни нашей страны.

- Владимир Анатольевич, расскажите, а кем вы мечтали быть в детстве, в юности?

- Не журналистом и не фотографом, это точно! Я родился в 1935 году в Красноярске в семье инженера, работавшего в золотодобывающей промышленности. А мечтал я о профессии автоконструктора. Увлекался моделированием. Однажды смастерил из дерева такую машину, что мы всей гурьбой катали по двору младшего брата Олега. Словом, прямая дорога в автодорожный институт, да не было такого в Красноярске. Отец, директор завода, связывал мою судьбу только с техническим вузом. После окончания школы в 1953 году я поступил в Томский политехнический институт. Пошел по стопам отца, который в свое время тоже учился в ТПИ на инженера-механика. Но выбрал я геологоразведочный факультет. Новая специальность, сумасшедший конкурс – 15 человек на место. Но вскоре меня вызвали в деканат и предложили перейти на другой факультет – физико-технический. На вопрос, кем я стану после окончания вуза, декан ответил загадочно: «Ты не пожалеешь…»  Оказалось, что нас готовили для работы в атомной промышленности. Тогда это была полностью секретная тема. Студентам факультета давали огромный объем самых современных знаний!

- А фотоаппарат когда впервые взяли в руки?

- Когда я учился в пятом классе, отец подарил мне фотоаппарат «Комсомолец»,12 кадров размером шесть на шесть. Я брал его с собой, когда с друзьями ходили на знаменитые Красноярские Столбы. Делал, так сказать, свои первые фоторепортажи.

- А когда фотожурналистика вошла в вашу жизнь?

- Вскоре после поступления я пришел в редакцию многотиражной газеты ТПИ  «За кадры» и бесплатно стал там работать фотокорреспондентом под руководством редактора профессора ТПУ Александра Бакирова. Затем стал активно сотрудничать с газетами «Красное знамя» и «Молодой ленинец», порой получая ответственные задания с выездом после лекций в колхоз или леспромхоз. Копил бесценный опыт, получал навыки общения с людьми труда, руководителями. Пока я учился, настоящего отдыха практически не знал. В два часа дня выхожу после занятий в 10-м корпусе, а меня уже ждет редакционная машина «Молодого ленинца». Едем на съемки. Уставал, конечно, но молодость, смена впечатлений и неуемное желание заниматься любимым делом помогали превозмочь все! В общежитии была фотолаборатория, что, согласитесь, было очень удобно.

- После окончания ТПИ ведь нужно было отработать три года по распределению?

- Конечно, меня направили на строящийся Сибирский химический комбинат. В моем институтском дипломе стоит подпись председателя экзаменационной комиссии легендарного атомщика Леонтичука, который стал директором уникального атомного комбината. Стажировку я проходил в Челябинске-40, а с 1960 года уже работал в должности начальника смены на химико-металлургическом заводе СХК. В это время завод еще строился, поэтому я участвовал в монтаже оборудования.

Начальником нашего цеха был Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Кузнецов – специалист высочайшего класса. Так как я к этому времени весьма неплохо фотографировал, мне вскоре доверили руководство специальной группой дефектоскопии. На заводе по проекту прокладывали километры трубопроводов из нержавеющей стали. Требовалось обеспечить полную безопасность производства – ведь там использовались радиоактивные материалы, из которых изготавливались элементы атомного оружия. Каждый сварной шов просвечивался с помощью специального оборудования, фотографировался. Вся эта информация хранилась в архиве. Эта ответственная работа приучила меня к тщательности, скрупулезности.

Зарплата у меня в то время была высокая, и я купил «Волгу», которую нередко использовал для поездок за газетными материалами.

- Видимо, на этой «Волге» вы в середине шестидесятых годов отправились в уникальный автопробег по местам рождения всех космонавтов Советского Союза?

- Этот автопробег проходил по решению  Центрального Комитета комсомола. Мы с коллегами на двух собственных машинах проехали до Байкала, потом через Барнаул, где родился второй космонавт Герман Титов, пересекли Казахстан и Среднюю Азию, Нечерноземье. Завершилась эта уникальная экспедиция в Звездном городке в Москве.

За это время мы познакомились с родителями советских космонавтов, я взял у них интервью и сделал фоторепортажи. А в Звездном городке мы встречались с  Валентиной Терешковой, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем. Только Юрия Гагарина мне тогда, к сожалению, не удалось увидеть – он был в поездке. Репортажи из экспедиции были опубликованы в центральной прессе, а еще по результатам поездки был смонтирован документальный фильм.

- Именно тогда вы познакомились с главным информационным агентством СССР – ТАСС?

- Да, ведь уникальные снимки из этого автопробега печатали в этом агентстве!

- Получается, что более десятка лет вы проработали на СХК и одновременно  профессионально занимались фотожурналистикой?

- Да, жизнь была очень насыщенной, интересной. Тогда о многом мечталось и казалось, что эти мечты мне по силам претворить в реальность. К примеру, я мечтал, что когда-нибудь смогу рассказать об уникальном предприятии, где ковался атомный щит Родины. О высочайших технологиях, которые применяли атомщики, о замечательных людях, которые приехали в Сибирь по комсомольским путевкам. И эта мечта, как вы знаете, сбылась. Кстати, я был первым в мире журналистом, которому повезло рассказать широкой общественности об атомной станции в закрытом сибирском городе. Этот материал вышел в ленте ТАСС и его перепечатали сотни изданий как в СССР, так и за рубежом. Тогдашний генеральный директор СХК Геннадий Петрович Хандорин доверил подготовку этого сенсационного для СССР материала мне, поскольку я давно и тесно был связан судьбой с Сибирским химкомбинатом.

- Авария на Сибирском химическом комбинате, произошедшая 6 апреля 1993 года, помнится, тоже широко освещалась в мировой прессе. Но все снимки, появившиеся в газетах и журналах, были сделаны одним автором – вами. Будучи собственным корреспондентом агентства ИТАР-ТАСС по Томской области, только вы были допущены на радиохимический завод. Ваши снимки опубликовали более 60 иностранных информагентств…

- Да, переодетый в спецодежду, я в сопровождении дозиметриста прошел по разрушенному цеху, по территории завода. Таков журналистский долг – честно рассказывать не только о победах и достижениях, но и трагедиях. Иностранные журналисты буквально атаковали меня. Дело доходило до курьеза: некоторые просили провезти их в багажнике машины на РХЗ, предлагали доллары и марки, совали в руки дорогущие фотокамеры, чтобы я ими сделал пару снимков. Но, разумеется, все это было напрасно, я, как бывший работник комбината, хорошо понимал значение слова «режим». И честно выполнял свою репортерскую работу.

- В начале 70-х годов прошлого века вы перешли на работу в областную газету «Красное знамя»? Нелегкий хлеб у журналистов?

- Когда в 1971 году я все-таки решился сменить профессию, Михаил Иванович Кузнецов долго не мог успокоиться и почти два года держал для меня место начальника участка. «Володя, как ты мог? – спрашивал он при встрече, – только в зарплате потерял в три раза». «Не все деньгами измеряется. Вкусил я, Михаил Иванович, журналистского хлеба. Работа, конечно, тяжелая, но она мне ближе к душе стала». Нелегко было, это точно, но я – человек мобильный, люблю движение, перемены впечатлений, обожаю командировки, мне нравится знакомиться с новыми людьми, мне интересны разные стороны жизни. А прежняя моя работа все-таки была связана с достаточно узкими рамками производства, пусть и высочайшего мирового уровня, армейской дисциплиной. Но я всегда вспоминаю молодые годы, своих коллег с благодарностью и большим уважением. Мое новое чудесное и увлекательное дело захватило меня целиком. Меня не пугали любые морозы или другие сюрпризы сибирской погоды. В полушубке, унтах, шапке-ушанке, обвешанный аппаратурой, я был готов ехать куда угодно, хоть на Северный полюс. Причем ехал без сопровождения собрата-журналиста, поскольку сам аккуратно записывал имена и данные своих героев, названия предприятий, проверял каждый факт досконально.

- Редкое качество для нынешних фотокоров!

- А иначе и быть не могло, ведь исказить фамилию – значит обидеть человека, нанести большую неприятность ему, родным и близким. И за 10 лет работы в «Красном знамени» нареканий в мой адрес не поступало! Как впрочем, и в дальнейшие три десятка лет моей деятельности в качестве фотокорреспондента ИТАР-ТАСС.

- Знаю, что несколько лет вы были собственным корреспондентом агентства ТАСС в Узбекистане.

- С 1981 по 1985 годы. Тоже, признаться, интересное время было. Мне пришлось многое «перенастроить» в своей жизни, ведь у южного человека другой менталитет, другой ритм жизни. Впрочем, журналистская работа везде требует ответственности, сосредоточенности, мобильности, точности. Да и люди, о которых я писал, так же как в Сибири, болели за свое дело. Только там они эмоциональнее.

- А специфика производства?

- А что делать? Приходилось вникать. Если в Сибири, к примеру, я рассказывал о битве за урожай зерновых, то в Узбекистане освещал темпы уборки хлопка.

- И все же вы вернулись в Сибирь?

- Да, когда в Томске открыли представительство ТАСС, мне предложили стать там собкором, и я с радостью согласился. 

- Владимир Анатольевич, расскажите, техническое образование и опыт работы на сложнейшем атомной производстве вам давали какие-то преимущества перед другими корреспондентами, которые не имели за плечами ничего, кроме вуза?

- Думаю, давали. Мало того, что жизненный опыт позволял очень быстро сходиться с людьми, а это, как вы понимаете, тоже многое значит в нашей профессии. Опыт работы на производстве, техническое образование позволяли быстрее и легче входить в любую тему. Если я писал производственные материалы, то задавал специалистам более точные вопросы, и мои материалы выходили без ошибок.

- В своей жизни вам пришлось снимать множество знаменитых людей. Среди них – Косыгин, Брежнев, Путин, Медведев. Но в ваших архивах хранятся тысячи фотографий как людей известных, так и людей, которых принято называть «простыми» – ученых, рыбаков, нефтяников, крестьян…

- И эти фотографии для меня не менее ценны, ведь в них дух и содержание нашей эпохи. И я знаю, что во многих семьях фотографии, сделанные мной, бережно хранятся как семейные реликвии, как бесценная память о молодости, том времени, трудовых свершениях. Порой на улице со мной здороваются люди, имен которых я не могу вспомнить. И потом в разговоре выясняется, что лет 30-40 назад я их фотографировал для газеты!

- Для любого редактора важно, чтобы фотографии в газете были выразительными, живыми. Ваши фоторепортажи многим памятны, ведь каждый кадр вы делали осмысленно, тщательно выбирая план, ракурс, выстраивая кадр. Вы всегда знали, какую смысловую нагрузку несет ваш снимок. А читатели отмечали, что после ваших публикаций создавался эффект присутствия.

Знаю и еще об одной вашей «фишке». Редакторы требовали снимать рабочего за станком: в робе, порой чумазым, с инструментом. Как говорится, честно запечатлевая трудовые будни. Но вы, бывало, иногда настаивали на том, чтобы человек умылся, причесался…

- Совершенно верно, ведь каждый человек хочет хорошо выглядеть! Возможно, эта фотография, газетная вырезка будет храниться в семейном архиве, передаваться из поколения в поколение…

- Владимир Анатольевич, кроме многочисленных публикаций в прессе, у вас вышло немало солидных фотоальбомов. Например,  «Север, люди, нефть и газ», «Это было недавно, это было давно… (история Томской области с 1950 по 1980 годы)», «Томск начинается здесь. Аэропорт Томск (Богашево)», «110 лет Томской судоходной компании», «История томской энергетики» и другие. Это летопись многих предприятий региона, силовых структур, научно-образовательного комплекса. Но наверняка у вас есть еще и масса отснятого, но неопубликованного материала. Какова судьба этих снимков?

- Как и года, мое богатство – архив, овеществленное время, галерея лиц выдающихся людей области и страны, Героев Социалистического Труда, передовиков производства и сельского хозяйства, геологов, нефтяников, докторов наук, академиков. И весь этот архив оцифровывается и систематизируется моим сыном, продолжателем моего дела. Для меня важно, чтобы этим архивом, моим достоянием, пользовались люди, которые создают музеи, экспозиции, посвященные каким-либо предприятиям, отраслям производства или науки, люди, которые хотят воссоздать какие-либо знаковые события из жизни региона, найти фото того или иного героя времени. А потому все архивные снимки размещаются на сайте https://infotocenter.com.

- Зная вас много лет, никогда не видела вас без дела. Вы всегда энергичны, работоспособны и неугомонны. А значит, ваш архив постоянно пополняется новыми работами?

- Да, надеюсь и впредь не сдавать позиций! 

- Что ж, еще раз поздравляем вас с юбилеем! Желаем назад оглядываться только лишь с хорошими воспоминаниями, вперед смотреть с уверенностью в собственных силах и доброй надеждой, а в настоящем, как всегда, оставаться замечательным человеком с любящим сердцем и открытой душой! А еще хотим пожелать, чтобы в вашей жизни было как можно больше хороших эмоций, приятных моментов и постоянного круговорота позитивных событий. Чтобы окружали только любимые, родные, дорогие сердцу люди, которые всегда поймут, поддержат, вдохновят на новые свершения.

Ирина ЯКОВЛЕВА
                        
                        
Выпуск № 3
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске