Вторник
20 октября 2020г.
08:24
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№41 от 16.10.2020
№ 41 (194)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Инфраструктура горячей воды
Что будет с теплом и горячей водой? Как прошел отопительный сезон? Чего нам ждать в ближайшей и удаленной перспективе? Какие процессы происходят сейчас на ТЭЦ – тепловом сердце нашего города, и почему «ОТЭК» переименовали в «РИР»? С разговора о главных событиях на станции мы и начали с исполняющим обязанности директора северского филиала АО «Русатом инфраструктурные решения» (до недавнего времени – АО «ОТЭК») Андреем Воробьевым:

– Самое главное событие последних месяцев – наша компания при поддержке Росатома попала в программу модернизации в рамках ДПМ, благодаря чему в ближайшие пять лет ТЭЦ пройдет техническое перевооружение. Взамен двух турбоагрегатов, отработавших на станции уже более 65 лет, будут смонтированы и введены в эксплуатацию два новых, вторую жизнь получат и 10 котлоагрегатов второй очереди, будут проведены и другие работы. В результате к 2025 году у Северска будет компактизированная, модернизированная, а главное – более экономичная  ТЭЦ, а, следовательно, это гарантия энергетической безопасности города. 

Эти работы уже начались: заключен договор с компанией, которая начала готовить проектную документацию предстоящей модернизации, уже демонтирована одна из подлежащих замене турбин. Сейчас специалисты исследуют ее фундамент и определяют, какие работы необходимо выполнить для установки на нем новой турбины.

– Почему ОТЭК переименовали в РИР и как это отразится на потребителях?

– На потребителях это не отразится вообще никак. А переименование связано с существенным расширением деятельности ОТЭК, созданием и развитием новых бизнес-направлений компании. Процитирую здесь слова генерального директора
АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксении Анатольевны Сухотиной: «По сути, данным решением мы юридически фиксируем те глубокие изменения, которые проведены в компании в последние годы. Сегодня мы - один из ключевых дивизионов Росатома и развиваем сразу несколько бизнес-направлений: теплоэнергетика, цифровые технологии, проекты в ЖКХ и водоподготовка. Каждый из новых бизнесов уже наполнен реальной практической работой как в атомных городах, так и в других муниципалитетах».

– Как вы оцениваете итоги отопительного сезона?

– В целом он прошел штатно, станция поставляла тепло в город в соответствии с температурным графиком, утвержденным главой администрации Северска. Единственное, что огорчает: при том, что большинство управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома города, сработали хорошо, были и досадные исключения: некоторые северчане жаловались, что им холодно, другие – что им слишком жарко. Я хочу напомнить, что наша задача – не только подать в город горячую воду в соответствии с температурным графиком. Мы, как единая теплоснабжающая организация, подходим к вопросу теплоснабжения конечного потребителя шире. Стараемся наладить взаимодействие с управляющими компаниями города. Не все, конечно, получается, как хотелось бы, но в целом динамика положительная. Наша общая задача с Тепловыми сетями и управляющими компаниями – создать жителям комфортные условия. Если на источнике, сетях снаружи и внутри дома не останется проблем, эта задача будет выполнена. В целом теп-лоснабжение и жилищно-коммунальное хозяйство города мен
яется в лучшую сторону. Управляющие компании стали работать более ответственно. Есть исключения, но в целом – так. Изменились и жители – с каждым годом они более требовательно спрашивают с нас, и это нормально: растет конкуренция на рынке услуг управляющих организаций. 

– Можно ли как-то визуализировать работу станции во время отопительного сезона? Может, в каких-то цифрах. Просто чтобы наши читатели могли наглядно представлять, за счет чего в их домах горячие батареи. 

– Ну мы, например, переработали 555 тысяч тонн угля и 87,223 млн кубометров газа. Если железнодорожные вагоны с этим углем сцепить в один состав, то его длина превысит 120 км. А этим газом можно было надуть воздушный шар высотой в девять шестнадцатиэтажных домов, как наш «трилистник» на Коммунистическом. Еще пример: за отопительный период мы подогрели и отправили на отопление городских районов более 36 млн тонн горячей воды. Этого объема воды хватило бы, чтобы по 4 раза заполнить все ванны во всех квартирах всех домов России. А если говорить о количестве тепла, которое выработала ТЭЦ, то этих гигакалорий хватило бы, чтобы зимой вскипятить реку Томь на всем протяжении от Северска до Самуськов. 

– Насколько исправно горожане платят за тепло и горячую воду?

– Долги есть, и они продолжают накапливаться. Особенно мы зафиксировали снижение уровня оплаты коммунальных услуг в апреле и мае, что связываем в первую очередь с влиянием коронавирусной инфекции в целом на экономику всей страны. Всего с января этого года жители недоплатили нам более 50 миллионов рублей. А с учетом прошлых лет общий долг населения составляет 212 миллионов. Этой суммы хватило бы нам на капитальный ремонт трех котлов с заменой поверхностей нагрева и двух турбин, включая покупку всех необходимых запчастей, – то есть практически на все масштабные ремонтные работы, запланированные на северской ТЭЦ в 2020 году. 

Хочу также напомнить, что в разгар распространения коронавирусной инфекции на федеральном уровне отменили до конца текущего года начисление пени за просрочку платежей по жилищно-коммунальным услугам. Но это касается только задолженности, возникшей с 6 апреля 2020 года. Такие меры призваны защитить тех, кто испытывает проблемы с дистанционной оплатой, и не освобождают от обязанности уплаты основного долга. Мы с пониманием относимся к этой проблеме и всегда готовы пойти навстречу тем жителям, которые по объективным причинам нарастили задолженность за коммунальные услуги.  Проводим акции по отмене пеней и списываем пени в случае оплаты всего долга. В любом случае, мы готовы индивидуально решать с жителем проблему оплаты существующей задолженности.

– В мае было отключение горячей воды. Зачем ее вообще отключают?

– Майское отключение горячего водоснабжения, главным образом, вызвано потребностями предприятия «Тепловые сети», которое доставляет горячую воду от ТЭЦ до домов горожан. Специалис-ты этого предприятия после окончания отопительного сезона должны выявить «тонкие места» на сетях и за лето успеть провести ремонты, чтобы впоследствии, следующей зимой, не было аварий и внезапных порывов. Для этого мы проводим гидравлические испытания, так называемую «опрессовку»: сначала управляющие компании перекрывают запорную аппаратуру в дома, а потом мы с ТЭЦ подаем воду в город под давлением на четверть выше рабочего. Каждый год после таких майских опрессовок на городских сетях происходило от 60 до 70 порывов, которые Тепловым сетям приходится устранять. Сейчас – в разы меньше. Нас часто спрашивают: почему на опрессовку уходит целых четыре дня? Да потому, что два первых дня уходит на подготовку: в частности, наши специалисты должны убедиться, что все дома отключены от сетей, поскольку, если этого не сделать, вода под повышенным давлением порвет коммуникации внутри дома. В этом году, например, одна из управляющих компаний забыла отключить от сетей два многоквартирных дома, благо что наши специалисты это вовремя зафиксировали и предотвратили ЧП общедомового масштаба. 

– А летом горячая вода отключается, чтобы прошли ремонты уже на ТЭЦ? Почему, кстати, раньше летом воду отключали по три раза на два дня, а сейчас один раз, но на десять дней?

– Да, для станции летние ремонты, опрессовка, – это одно из ключевых условий надежного теплоснабжения во время отопительного сезона. Вместе с тем перед началом работ необходимо потратить время и ресурсы на подготовку: перекрыть коммуникации, слить тысячи тонн воды, остудить разогретое оборудование и трубы. Вся эта подготовка занимает как минимум 12 часов. И если раньше горячую воду отключали на двое суток, то, собственно, на ремонт оставалось всего полтора дня, иногда даже меньше. И так – три раза за лето. В сумме, за три летних отключения, выходило, что мы полтора суток готовимся к ремонту, а на сам ремонт оставалось чуть больше четырех суток, чего явно не хватало даже при работе в три смены. Теперь, отключая горячую воду сразу на неделю, мы всего раз тратим время и ресурсы на подготовку к ремонту (слив воды из системы, охлаждение агрегатов) и получаем больше времени для собственно ремонтов. Производительность труда выше, т.к. мы успеваем провести все необходимые работы, чтобы обеспечить город горячей водой 
и теплом в течение года.

Таким образом, в течение недели мы успеваем провести необходимые ежегодные ремонты на оборудовании бойлерной установки в период ее отключения, а Теп-ловые сети ведут интенсивную работу по ремонту городских коммуникаций. Затем еще три дня уходит на опрессовку, которая позволяет убедиться, что все сети в порядке и Северск готов к новому отопительному сезону.

– Сейчас вы уже начали подготовку к новому отопительному сезону. Есть ли у этого этапа вашей работы какие-то особенности?

– Конечно. Ведь мы фактически выполняем три параллельные задачи. Ведем работы по техническому перевооружению станции и осуществляем привычную операционную деятельность – производим горячую воду, пар, электроэнергию. При этом, чтобы ТЭЦ благополучно проработала ближайшие пять лет до завершения процесса модернизации, мы проводим капитальный ремонт оборудования, которое будет задействовано еще до 2025 года: уже начали капитальный ремонт седьмого турбоагрегата с заменой лопаток ротора и восстановлением проточной части, начался и капремонт первой турбины, которая работает с 1953 года, капремонт трех котлоагрегатов с заменой поверхностей нагрева… 

И я уверен: наш коллектив справится с поставленными задачами, город будет обеспечен горячей водой и теплом.

Интервью: Ринат Мифтахов
Фото автора 
                        
                        
Выпуск № 29
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске