Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Правила – это не ограничения, а возможности каждому реализовать свои права
«Диалог» открывает новую рубрику – «Дума в лицах». В материалах, публикуемых под этой рубрикой, журналисты газеты постараются представить всех депутатов четвертого созыва Думы ЗАТО Северск. Сегодня о самом главном в 2020 году нам рассказал Григорий Шамин, спикер Думы.
- Григорий Андреевич, каким был для вас 2020 год?
- Этот год стал для меня переломным, ведь в моей трудовой деятельности произошли существенные изменения: завершился десятилетний период, когда я был наделен полномочиями главы городского округа и при этом еще выполнял обязанности председателя Думы. Подводя итоги, могу сказать, что 10 лет - срок вполне достаточный для того, чтобы реализовать задуманное и при этом работать эффективно.
- Возможно, была бы и третья пятилетка?
- Вполне, но вступили в силу изменения федерального закона о закрытых административно-территориальных образованиях и Устава ЗАТО Северск. Согласно этим нововведениям мэра городского округа депутаты должны были выбирать не из состава Думы, как это было раньше, а из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, в которую на паритетных началах входили, кроме народных избранников, еще представители губернатора Томской области и руководителя ГК «Росатом». Конкурсный отбор прошли два кандидата на должность мэра. По итогам голосования победу одержал Николай Васильевич Диденко, который в новом статусе мэра будет возглавлять и администрацию муниципалитета. Мне же депутаты вновь доверили быть спикером Думы.
- Вы считаете такие изменения верными?
- Разумеется, мало того, я в свое время был одним из инициаторов внесения таких поправок в закон о ЗАТО. Ведь существовавшее ранее «двуглавие» власти, когда спикер Думы являлся и главой городского округа, но при этом основные полномочия, связанные с исполнением бюджета и принятием важнейших решений по текущей деятельности, были возложены на главу администрации, могло привести к конфликтам, противоборству и даже смене власти (такие примеры, к сожалению, в России есть). Это хорошо, что у нас с Николаем Васильевичем хватало здравого смысла, жизненного и профессионального опыта работать командой, а не делить власть и не выяснять отношения. Теперь все встало на свои места. Глава администрации, являясь еще и мэром, будет оперативно решать все вопросы, с которыми к нему обращаются люди, что и должна делать исполнительная власть.
- А политика взаимоотношений между органами представительной и исполнительной власти изменится?
- Думаю, останется прежней. За годы работы уже сложилась конструктивная система сдержек и противовесов, не позволяющая ни одной из ветвей власти считать себя истиной в последней инстанции и при этом не мешающая им реализовывать свои полномочия. Эта система сохранится и будет способствовать дальнейшему развитию Северска.
- Вы всегда говорили, что нужно, чтобы во власть приходили новые люди, внедряли новые методы и подходы. Вот и состав Думы ЗАТО Северск существенно обновился, но председатель остался прежним…
- И в этом, на мой взгляд, немало плюсов, поскольку в деятельности представительного органа власти очень важны стабильность и преемственность. Я убежден: чем богаче политический опыт спикера, чем больше в Думе депутатов, обладающих житейским опытом, политическим весом, профессиональными достижениями, тем эффективнее работает Дума как стратегический орган, который принимает основную нормативную базу, правила работы, утверждает бюджет и стратегию развития ЗАТО Северск.
Надеюсь, вы обратили внимание на то, что четвертый созыв Думы (а это более половины новых депутатов) очень быстро начал работать в нормальном режиме? Так, очень разумно, с учетом предпочтений депутатов, их опыта и компетенций сформированы Совет Думы и комитеты; по-деловому прошли пять сессий; после изучения и обсуждения проекта, предложенного городской администрацией, с учетом замечаний утвержден бюджет муниципалитета. Четвертый созыв Думы работает так, как будто имеет за плечами солидный опыт! А ведь большинство депутатов работают в представительном органе власти на общественных началах!
- За счет чего это происходит? Как этого удалось добиться?
- Справедливости ради отмечу, что Дума работает стабильно, но отнюдь не тихо-мирно, спокойно-дремотно, когда все заранее известно и предсказуемо. Да, заседания депутатских комитетов, сессии проходят не так размеренно и спокойно, как прежде, бывают бурные обсуждения вопросов и обмен мнениями. Ведь состав Думы у нас очень разно-образный: по результатам выборов в Думу ЗАТО Северск IV созыва вошли представители пяти политических партий (кроме партии власти, в представительный орган прошли КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко», и только 15 депутатов из 26 имеют опыт работы в предыдущих созывах местных органов представительной власти!). Однако принципиально важно, что в Думе по-прежнему сохранилось парламентское большинство - фракция единороссов, включающая 17 депутатов. Это дает возможность работать результативно. Ведь как неоднократно показывала политическая практика, всегда лучше принять пусть и не самое хорошее решение, чем не принять никакого и «заговорить» вопрос.
- Но ведь и наличие иных взглядов и позиций нельзя игнорировать?
- Согласен, но в поисках компромисса важно слушать и слышать оппонентов, чтобы вместе с ними находить оптимальные варианты решений проблем.
- Григорий Андреевич, нынешний созыв Думы проголосовал за внесение изменений в регламент работы представительного органа власти. Но, похоже, не все депутаты согласны с поправками, мол, нарушается их конституционное право высказывать свою точку зрения, предавать гласности (снимать, фотографировать) сессии Думы…
- Безусловно, важно знать нормы Конституции, параграфы Устава ЗАТО Северск, свои гражданские права. Знать и отстаивать. Но при этом надо понимать, что твои конституционные гражданские права реализуются на основе специальных нормативных актов. Для чего нужны эти акты? Чтобы ты, реализуя свое право, не ущемлял такие же права других. То есть нормативный акт прописывает механизм реализации твоего права. В данном случае речь идет о регламенте работы Думы и соответственно о правах других депутатов. К примеру, депутат может реализовать свое право голоса, выступая на сессии, но в соответствии с регламентом работы Думы время его выступления будет ограничено.
- Раз уж мы заговорили о правилах игры, то оппозиционно настроенные депутаты выказывают недовольство тем, что некоторые их предложения не включают в повестку сессии Думы. Мол, а в федеральном законе, Уставе муниципального образования записано, что Дума должна принимать решение по такому-то вопросу…
- Есть такой нормативный акт, как порядок подготовки и внесения проектов в Думу. Так вот мы, когда говорим, что Дума должна рассмотреть такой-то вопрос, должны руководствоваться этим актом. А там предусмотрено, что сначала вопрос или законопроект рассматривает профильный комитет, затем Совет Думы, который, кстати, вправе принять решение об отклонении и отправке автору законопроекта. И это будет решением Думы в рамках полномочий, которыми Дума наделила Совет.
Во всем должен быть порядок! И в работе депутатского корпуса тоже! И очень надеюсь на конструктивное сотрудничество, тем более что регламентирующая деятельность Думы нормативная база не оставляет шансов для попыток использовать площадку Думы в качестве трибуны для популизма, самоутверждения за счет ущемления прав других депутатов. А такое случается, когда начинающие и не имеющие опыта политики в эйфории от попадания во власть не задумываются, что многое в городе зависит от четкой работы и коллегиального принятия решений с учетом разных мнений. Но они учатся и постепенно начинают в этом разбираться.
Ирина ЯКОВЛЕВА
- Григорий Андреевич, каким был для вас 2020 год?
- Этот год стал для меня переломным, ведь в моей трудовой деятельности произошли существенные изменения: завершился десятилетний период, когда я был наделен полномочиями главы городского округа и при этом еще выполнял обязанности председателя Думы. Подводя итоги, могу сказать, что 10 лет - срок вполне достаточный для того, чтобы реализовать задуманное и при этом работать эффективно.
- Возможно, была бы и третья пятилетка?
- Вполне, но вступили в силу изменения федерального закона о закрытых административно-территориальных образованиях и Устава ЗАТО Северск. Согласно этим нововведениям мэра городского округа депутаты должны были выбирать не из состава Думы, как это было раньше, а из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, в которую на паритетных началах входили, кроме народных избранников, еще представители губернатора Томской области и руководителя ГК «Росатом». Конкурсный отбор прошли два кандидата на должность мэра. По итогам голосования победу одержал Николай Васильевич Диденко, который в новом статусе мэра будет возглавлять и администрацию муниципалитета. Мне же депутаты вновь доверили быть спикером Думы.
- Вы считаете такие изменения верными?
- Разумеется, мало того, я в свое время был одним из инициаторов внесения таких поправок в закон о ЗАТО. Ведь существовавшее ранее «двуглавие» власти, когда спикер Думы являлся и главой городского округа, но при этом основные полномочия, связанные с исполнением бюджета и принятием важнейших решений по текущей деятельности, были возложены на главу администрации, могло привести к конфликтам, противоборству и даже смене власти (такие примеры, к сожалению, в России есть). Это хорошо, что у нас с Николаем Васильевичем хватало здравого смысла, жизненного и профессионального опыта работать командой, а не делить власть и не выяснять отношения. Теперь все встало на свои места. Глава администрации, являясь еще и мэром, будет оперативно решать все вопросы, с которыми к нему обращаются люди, что и должна делать исполнительная власть.
- А политика взаимоотношений между органами представительной и исполнительной власти изменится?
- Думаю, останется прежней. За годы работы уже сложилась конструктивная система сдержек и противовесов, не позволяющая ни одной из ветвей власти считать себя истиной в последней инстанции и при этом не мешающая им реализовывать свои полномочия. Эта система сохранится и будет способствовать дальнейшему развитию Северска.
- Вы всегда говорили, что нужно, чтобы во власть приходили новые люди, внедряли новые методы и подходы. Вот и состав Думы ЗАТО Северск существенно обновился, но председатель остался прежним…
- И в этом, на мой взгляд, немало плюсов, поскольку в деятельности представительного органа власти очень важны стабильность и преемственность. Я убежден: чем богаче политический опыт спикера, чем больше в Думе депутатов, обладающих житейским опытом, политическим весом, профессиональными достижениями, тем эффективнее работает Дума как стратегический орган, который принимает основную нормативную базу, правила работы, утверждает бюджет и стратегию развития ЗАТО Северск.
Надеюсь, вы обратили внимание на то, что четвертый созыв Думы (а это более половины новых депутатов) очень быстро начал работать в нормальном режиме? Так, очень разумно, с учетом предпочтений депутатов, их опыта и компетенций сформированы Совет Думы и комитеты; по-деловому прошли пять сессий; после изучения и обсуждения проекта, предложенного городской администрацией, с учетом замечаний утвержден бюджет муниципалитета. Четвертый созыв Думы работает так, как будто имеет за плечами солидный опыт! А ведь большинство депутатов работают в представительном органе власти на общественных началах!
- За счет чего это происходит? Как этого удалось добиться?
- Справедливости ради отмечу, что Дума работает стабильно, но отнюдь не тихо-мирно, спокойно-дремотно, когда все заранее известно и предсказуемо. Да, заседания депутатских комитетов, сессии проходят не так размеренно и спокойно, как прежде, бывают бурные обсуждения вопросов и обмен мнениями. Ведь состав Думы у нас очень разно-образный: по результатам выборов в Думу ЗАТО Северск IV созыва вошли представители пяти политических партий (кроме партии власти, в представительный орган прошли КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко», и только 15 депутатов из 26 имеют опыт работы в предыдущих созывах местных органов представительной власти!). Однако принципиально важно, что в Думе по-прежнему сохранилось парламентское большинство - фракция единороссов, включающая 17 депутатов. Это дает возможность работать результативно. Ведь как неоднократно показывала политическая практика, всегда лучше принять пусть и не самое хорошее решение, чем не принять никакого и «заговорить» вопрос.
- Но ведь и наличие иных взглядов и позиций нельзя игнорировать?
- Согласен, но в поисках компромисса важно слушать и слышать оппонентов, чтобы вместе с ними находить оптимальные варианты решений проблем.
- Григорий Андреевич, нынешний созыв Думы проголосовал за внесение изменений в регламент работы представительного органа власти. Но, похоже, не все депутаты согласны с поправками, мол, нарушается их конституционное право высказывать свою точку зрения, предавать гласности (снимать, фотографировать) сессии Думы…
- Безусловно, важно знать нормы Конституции, параграфы Устава ЗАТО Северск, свои гражданские права. Знать и отстаивать. Но при этом надо понимать, что твои конституционные гражданские права реализуются на основе специальных нормативных актов. Для чего нужны эти акты? Чтобы ты, реализуя свое право, не ущемлял такие же права других. То есть нормативный акт прописывает механизм реализации твоего права. В данном случае речь идет о регламенте работы Думы и соответственно о правах других депутатов. К примеру, депутат может реализовать свое право голоса, выступая на сессии, но в соответствии с регламентом работы Думы время его выступления будет ограничено.
- Раз уж мы заговорили о правилах игры, то оппозиционно настроенные депутаты выказывают недовольство тем, что некоторые их предложения не включают в повестку сессии Думы. Мол, а в федеральном законе, Уставе муниципального образования записано, что Дума должна принимать решение по такому-то вопросу…
- Есть такой нормативный акт, как порядок подготовки и внесения проектов в Думу. Так вот мы, когда говорим, что Дума должна рассмотреть такой-то вопрос, должны руководствоваться этим актом. А там предусмотрено, что сначала вопрос или законопроект рассматривает профильный комитет, затем Совет Думы, который, кстати, вправе принять решение об отклонении и отправке автору законопроекта. И это будет решением Думы в рамках полномочий, которыми Дума наделила Совет.
Во всем должен быть порядок! И в работе депутатского корпуса тоже! И очень надеюсь на конструктивное сотрудничество, тем более что регламентирующая деятельность Думы нормативная база не оставляет шансов для попыток использовать площадку Думы в качестве трибуны для популизма, самоутверждения за счет ущемления прав других депутатов. А такое случается, когда начинающие и не имеющие опыта политики в эйфории от попадания во власть не задумываются, что многое в городе зависит от четкой работы и коллегиального принятия решений с учетом разных мнений. Но они учатся и постепенно начинают в этом разбираться.
Ирина ЯКОВЛЕВА