Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Ирина Епифанова: «Любовь – это химия!»
Учитель химии и биологии школы № 197 Ирина Епифанова – педагог замечательный, творческий. Основной предмет, который она преподает, – химия.
В нынешнем году Ирина Алексеевна стала победителем муниципального и лауреатом регионального этапов всероссийского конкурса «Учитель года России». Таким образом, она получила признание не только своих коллег, учеников и родителей, но и высокого экспертного сообщества, которое оценило ее работу как педагога по достоинству.
Каков же был ее путь в профессию? Училась будущий педагог в школе, в которой сейчас работает. Поскольку ей очень нравились уроки биологии, она твердо решила, что после окончания школы будет поступать в ТГУ на биолого-почвенный факультет. Мечтала работать где-нибудь в заповеднике.
На старших курсах вуза педагогическую практику Ирина проходила в Томске, в Академлицее, у Владимира Сорокина, заслуженного учителя биологии. Именно тогда она поняла, насколько работа учителя интересная, хотя и не совсем представляла себя в школе у доски. Но все получалось, школьники воспринимали ее хорошо. Речь у нее была грамотная и одновременно простая. Объясняла новый материал Ирина на наглядных примерах, и деткам было интересно ее слушать. Она осознала: «Могу!»
И так сложилась жизнь, что, когда она окончила университет, распался Советский Союз. Распределения выпускников не было. Всем выдали дипломы и сказали: «Ищите работу». В Северске имелась лишь вакансия учителя химии в школе № 86, и она пришла туда работать. Первый год, как, наверное, всем молодым педагогам, ей было очень сложно входить в эту систему, где, помимо обычных уроков, приходилось много писать тематических и поурочных планов.
Но Ирина себя всегда относила к людям, которые не привыкли отступать перед трудностями, опускать руки. Так ее воспитали родители, работающие в одной бригаде на РМЗ: мама – маляром, папа – мастером. Она не пасовала, училась. Если что-то не получалось – спрашивала совета у опытных коллег. Плюс – курсы повышения квалификации. Постепенно приходили опыт и огромное желание работать. Ей нравился сам процесс – вести уроки, общаться с детьми, учить их чему-то новому, видеть их горящие глаза, когда у них что-то получается. А если не получается – всегда готова была помочь.
Десять лет Ирина Алексеевна отработала в школе № 86, а затем перешла работать в свою родную школу, которая в годы ее ученичества значилась под номером 193 и которую окончил и ее сын Константин, поступив затем в СТИ НИЯУ МИФИ, где осваивает специальность «Химическая технология материалов современной энергетики».
- Это мой родной кабинет, – говорит она. – Конечно, не в том обличие, в каком есть, потому что ремонт в кабинете мы сделали самостоятельно вместе с родителями два года назад. Теперь здесь комфортно и мне, и детям.
За многолетний опыт работы Ирина Алексеевна для себя уяснила две важные вещи. Если ты сам любишь свой предмет, любишь то, чему ты учишь, то ты обязательно сможешь зажечь и других. Поэтому многие ее ученики пошли по стопам своего учителя – поступили в вузы на техническое направление, на химические специальности. Есть у нее, разумеется, и успешные ученики – призеры и победители олимпиад, различных конкурсов.
И второй момент – нужно любить тех, кого ты учишь. Поэтому Ирина Алексеевна никогда не возвышается над детьми. Она для них всегда доступна, всегда простая и открытая. С ней ученики могут просто поговорить, даже поделится чем-то сокровенным. И она никогда никому в помощи не отказывает. При этом старается объяснять материал очень просто и понятно. Конфликтов с учениками у нее не бывает. Каждый день на уроки идет с огромной радостью.
Как вызвать интерес у учеников к своему предмету? Какие методические приемы использовать для того, чтобы они лучше его понимали? Как говорит Ирина Алексеевна, химия для них должна быть живой, реальной. Поэтому она всегда, объясняя какие-то сложные химические процессы, реакции, свойства, старается связать их с повседневной жизнью, с тем, что им близко, перенося эти сложные вещи в качестве примеров в том числе на отношения между людьми. Даже тему любви, бывает, где-то затрагивает, потому что «это все равно химические реакции, химические сигналы».
Самая любимая методика Ирины Алексеевны для учащихся 8-9 классов, которых действительно нужно увлечь, заинтересовать, – это «Волшебная коробочка» (таких у нее несколько – одни ярко окрашенные, другие в виде черного ящика). Из нее она извлекает предметы, которые ученикам нужно связать воедино, понять тему, построить себе цель, разгадать загадку.
Часто учитель использует на уроке групповые формы работы. И здесь она нашла для себя интересный прием – сингапурскую технологию «Clock Buddies» (Друзья по часам), с которой работает уже второй год подряд. Ученикам нравится выполнять задания по той или иной теме с теми, кого ты сам выбрал. И это дает хорошие результаты.
Еще один учительский прием – обязательная рефлексия в виде «Ассорти». Как говорит Ирина Алексеевна, рефлексия – это, наверное, одна из главных форм подведения итогов урока, когда ребенок должен сам оценить себя – насколько он достиг цели, насколько справился, в чем видит затруднения. Раньше ее ученики заполняли анкеты, отвечая на вопросы, комфортно ли им было на уроке, что они поняли, узнали нового. А теперь учитель вывешивает слайд с незаконченными предложениями, которые следует дописать в необычной форме. Анализ таких предложений помогает понять, с чем тот или иной ученик не справился, а что, наоборот, хорошо получилось. Такой прием позволяет начинать следующий урок именно с проблемных моментов. А почему «Ассорти»? Потому что удобно менять под каждую тему, придумывать самый разный набор предложений.
Конечно, этим арсенал методических приемов у Ирины Алексеевны не ограничивается. Но именно данные приемы были представлены на конкурс «Учитель года России», как и классный час под названием «Город без стен». Готовясь к конкурсу, подбирая материалы, она спросила у ребят, уже десятиклассников, какая тема им была бы интересна, какие проблемы их волновали на тот момент. А класс был сборный, в который перешли учащиеся 9 А и 9 Б классов и ученики из других школ.
- И мы сразу обратили внимание на то, что в некоторых ситуациях, на уроках или во взаимоотношениях между собой, детям порой не хватает умения владеть собой – где-то сдержать свои эмоции, принять чужое мнение, – рассказывает Ирина Алексеевна. – Поэтому я взяла эту тему для классного часа. А название «Город без стен» получилось само собой. Я просто нашла в библейской книге «Притчи» высказывание Соломона о том, что человек, не владеющий своим духом, словно город без стен. И мы вспомнили средневековые замки, которые строили окруженными двойными стенами, чтобы неприятель не попал в город и город мог выдержать долгую осаду. Это как раз наш внутренний защищенный мир, и если мы умеем владеть собой – значит, от многих невзгод сможем себя избавить. Ребята с удовольствием подхватили эту тему и даже проиграли различные ситуации, в которых так необходимо уметь владеть своим духом. Они сами обнесли нарисованный город символической стеной – советами, которые помогли бы им развить самообладание. Поэтому это было их детище, и
х построенный город. Он до сих пор у нас сохранился в виде плаката, который мы периодически вывешиваем для напоминания.
- Ирина Алексеевна, еще у вас был мастер-класс «Каждый урок как новая песня». Почему новая? – спрашиваю ее.
- Потому что, наверное, даже если песня стала хитом и шлягером, в каждом классе ты перепеваешь ее заново, – поясняет она. – Ведь если на одном классе сработала вот эта форма работы, на другом – тебе придется ее поменять. Ведь детки абсолютно другие с каждым годом. Даже в одной параллели все классы разные – один чуть посильнее, другой послабее, а значит, и интересы, и мотивация у ребят будет различной. И если в одном классе хорошо пойдет какая-то форма работы, то в другом эту же самую тему ты объясняешь совсем по-другому, потому что дети по-иному ее воспринимают. Поэтому каждый урок на самом деле не похож на предыдущий. Скелет урока, его макет – он один. А содержанием ты его наполняешь каждый раз разным. Понятно, что это подготовка. Но все это приходит с опытом. И мастерство учителя состоит и в том, что ты иногда должен прямо на уроке быть готов перестроиться под те проблемы, которые ставят перед тобой твои ученики – уметь объяснить то, что им не понятно. Учитель, как правило, планирует одно, а дети порой став
ят для себя немножко другие цели. Самый идеальный вариант, это когда эти цели совпадают, но так бывает редко. Поэтому учитель должен быть гибким, уметь приспосабливать материал к потребностям своих учеников, чтобы они чувствовали себя на каком-то этапе успешными, важными, нужными, чтобы им нравился твой предмет и они к тебе бежали с радостью.
Что ж, коллеги Ирины Алексеевны говорят, что к ней на уроки школьники действительно идут с удовольствием, в том числе потому что они знают, что им на уроке будет комфортно. А еще многие из них понимают, зачем им нужен этот предмет. И доказательством тому является то, что каждый год большое количество учеников выбирают для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по химии. И каждый год ее ученики поступают в вузы по тем направлениям, где нужна химия.
Вот так получилось: поначалу, учась в школе, наша героиня грезила биологией, а в старших классах просто влюбилась в органическую химию. Почему?
- Потому что она требует другого мышления! Логика, необходимая в органике, – это была моя стихия. И химия стала моим обожаемым, любимым предметом, – говорит Ирина Алексеевна. – И только когда занимаешься химией как предметом обучения детей, как наукой, ты видишь все прекрасные грани этой науки. И как алмаз она у тебя этими гранями сверкает, и ты стараешься красоту этого предмета и детям показать. Я люблю свою профессию. И отношу себя к категории людей, которые не идут на работу только ради того, чтобы заработать деньги, а идут на работу, потому что получают от нее удовольствие. А самое большое удовольствие я получаю, когда вижу успешность моих учеников, их довольные и горящие глаза.
Я же, завершая материал, скажу, что Ирина Алексеевна разносторонний, многогранный, как тот алмаз, человек. Дома она в первую очередь жена и мама, которая, приготовив ужин и потратив время на общение со своей семьей, в поздний час садится готовиться к урокам.
Понятно, что свободного времени у нее, как учителя, очень мало, но ей удается это время мудро распределять. И хобби у нее есть. Она любит петь, пишет стихи, переделывает песни. Любит собирать алмазную мозаику, целые картины, одна из которых висит у нее в школьном кабинете. Говорит, это занятие ее успокаивает. Зимой каждую субботу, если позволяет погода, она на лыжной базе катается на лыжах или на катке на коньках. Раз в неделю ходит в бассейн. Любит радовать родных и друзей настоящим узбекским пловом. Очень любит перечитывать любимые книги классиков и современную литературу, слушает классическую музыку и рок.
…В этом году у нее будет четвертый выпуск по счету. Некоторые ее выпускники по-прежнему приходят в школу, поздравляют с Днем знаний, началом нового учебного года и другими праздниками. Они, как и нынешние ее ученики, ценят ее и как педагога, и еще как классного руководителя – по человеческим качествам.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
В нынешнем году Ирина Алексеевна стала победителем муниципального и лауреатом регионального этапов всероссийского конкурса «Учитель года России». Таким образом, она получила признание не только своих коллег, учеников и родителей, но и высокого экспертного сообщества, которое оценило ее работу как педагога по достоинству.
Каков же был ее путь в профессию? Училась будущий педагог в школе, в которой сейчас работает. Поскольку ей очень нравились уроки биологии, она твердо решила, что после окончания школы будет поступать в ТГУ на биолого-почвенный факультет. Мечтала работать где-нибудь в заповеднике.
На старших курсах вуза педагогическую практику Ирина проходила в Томске, в Академлицее, у Владимира Сорокина, заслуженного учителя биологии. Именно тогда она поняла, насколько работа учителя интересная, хотя и не совсем представляла себя в школе у доски. Но все получалось, школьники воспринимали ее хорошо. Речь у нее была грамотная и одновременно простая. Объясняла новый материал Ирина на наглядных примерах, и деткам было интересно ее слушать. Она осознала: «Могу!»
И так сложилась жизнь, что, когда она окончила университет, распался Советский Союз. Распределения выпускников не было. Всем выдали дипломы и сказали: «Ищите работу». В Северске имелась лишь вакансия учителя химии в школе № 86, и она пришла туда работать. Первый год, как, наверное, всем молодым педагогам, ей было очень сложно входить в эту систему, где, помимо обычных уроков, приходилось много писать тематических и поурочных планов.
Но Ирина себя всегда относила к людям, которые не привыкли отступать перед трудностями, опускать руки. Так ее воспитали родители, работающие в одной бригаде на РМЗ: мама – маляром, папа – мастером. Она не пасовала, училась. Если что-то не получалось – спрашивала совета у опытных коллег. Плюс – курсы повышения квалификации. Постепенно приходили опыт и огромное желание работать. Ей нравился сам процесс – вести уроки, общаться с детьми, учить их чему-то новому, видеть их горящие глаза, когда у них что-то получается. А если не получается – всегда готова была помочь.
Десять лет Ирина Алексеевна отработала в школе № 86, а затем перешла работать в свою родную школу, которая в годы ее ученичества значилась под номером 193 и которую окончил и ее сын Константин, поступив затем в СТИ НИЯУ МИФИ, где осваивает специальность «Химическая технология материалов современной энергетики».
- Это мой родной кабинет, – говорит она. – Конечно, не в том обличие, в каком есть, потому что ремонт в кабинете мы сделали самостоятельно вместе с родителями два года назад. Теперь здесь комфортно и мне, и детям.
За многолетний опыт работы Ирина Алексеевна для себя уяснила две важные вещи. Если ты сам любишь свой предмет, любишь то, чему ты учишь, то ты обязательно сможешь зажечь и других. Поэтому многие ее ученики пошли по стопам своего учителя – поступили в вузы на техническое направление, на химические специальности. Есть у нее, разумеется, и успешные ученики – призеры и победители олимпиад, различных конкурсов.
И второй момент – нужно любить тех, кого ты учишь. Поэтому Ирина Алексеевна никогда не возвышается над детьми. Она для них всегда доступна, всегда простая и открытая. С ней ученики могут просто поговорить, даже поделится чем-то сокровенным. И она никогда никому в помощи не отказывает. При этом старается объяснять материал очень просто и понятно. Конфликтов с учениками у нее не бывает. Каждый день на уроки идет с огромной радостью.
Как вызвать интерес у учеников к своему предмету? Какие методические приемы использовать для того, чтобы они лучше его понимали? Как говорит Ирина Алексеевна, химия для них должна быть живой, реальной. Поэтому она всегда, объясняя какие-то сложные химические процессы, реакции, свойства, старается связать их с повседневной жизнью, с тем, что им близко, перенося эти сложные вещи в качестве примеров в том числе на отношения между людьми. Даже тему любви, бывает, где-то затрагивает, потому что «это все равно химические реакции, химические сигналы».
Самая любимая методика Ирины Алексеевны для учащихся 8-9 классов, которых действительно нужно увлечь, заинтересовать, – это «Волшебная коробочка» (таких у нее несколько – одни ярко окрашенные, другие в виде черного ящика). Из нее она извлекает предметы, которые ученикам нужно связать воедино, понять тему, построить себе цель, разгадать загадку.
Часто учитель использует на уроке групповые формы работы. И здесь она нашла для себя интересный прием – сингапурскую технологию «Clock Buddies» (Друзья по часам), с которой работает уже второй год подряд. Ученикам нравится выполнять задания по той или иной теме с теми, кого ты сам выбрал. И это дает хорошие результаты.
Еще один учительский прием – обязательная рефлексия в виде «Ассорти». Как говорит Ирина Алексеевна, рефлексия – это, наверное, одна из главных форм подведения итогов урока, когда ребенок должен сам оценить себя – насколько он достиг цели, насколько справился, в чем видит затруднения. Раньше ее ученики заполняли анкеты, отвечая на вопросы, комфортно ли им было на уроке, что они поняли, узнали нового. А теперь учитель вывешивает слайд с незаконченными предложениями, которые следует дописать в необычной форме. Анализ таких предложений помогает понять, с чем тот или иной ученик не справился, а что, наоборот, хорошо получилось. Такой прием позволяет начинать следующий урок именно с проблемных моментов. А почему «Ассорти»? Потому что удобно менять под каждую тему, придумывать самый разный набор предложений.
Конечно, этим арсенал методических приемов у Ирины Алексеевны не ограничивается. Но именно данные приемы были представлены на конкурс «Учитель года России», как и классный час под названием «Город без стен». Готовясь к конкурсу, подбирая материалы, она спросила у ребят, уже десятиклассников, какая тема им была бы интересна, какие проблемы их волновали на тот момент. А класс был сборный, в который перешли учащиеся 9 А и 9 Б классов и ученики из других школ.
- И мы сразу обратили внимание на то, что в некоторых ситуациях, на уроках или во взаимоотношениях между собой, детям порой не хватает умения владеть собой – где-то сдержать свои эмоции, принять чужое мнение, – рассказывает Ирина Алексеевна. – Поэтому я взяла эту тему для классного часа. А название «Город без стен» получилось само собой. Я просто нашла в библейской книге «Притчи» высказывание Соломона о том, что человек, не владеющий своим духом, словно город без стен. И мы вспомнили средневековые замки, которые строили окруженными двойными стенами, чтобы неприятель не попал в город и город мог выдержать долгую осаду. Это как раз наш внутренний защищенный мир, и если мы умеем владеть собой – значит, от многих невзгод сможем себя избавить. Ребята с удовольствием подхватили эту тему и даже проиграли различные ситуации, в которых так необходимо уметь владеть своим духом. Они сами обнесли нарисованный город символической стеной – советами, которые помогли бы им развить самообладание. Поэтому это было их детище, и
х построенный город. Он до сих пор у нас сохранился в виде плаката, который мы периодически вывешиваем для напоминания.
- Ирина Алексеевна, еще у вас был мастер-класс «Каждый урок как новая песня». Почему новая? – спрашиваю ее.
- Потому что, наверное, даже если песня стала хитом и шлягером, в каждом классе ты перепеваешь ее заново, – поясняет она. – Ведь если на одном классе сработала вот эта форма работы, на другом – тебе придется ее поменять. Ведь детки абсолютно другие с каждым годом. Даже в одной параллели все классы разные – один чуть посильнее, другой послабее, а значит, и интересы, и мотивация у ребят будет различной. И если в одном классе хорошо пойдет какая-то форма работы, то в другом эту же самую тему ты объясняешь совсем по-другому, потому что дети по-иному ее воспринимают. Поэтому каждый урок на самом деле не похож на предыдущий. Скелет урока, его макет – он один. А содержанием ты его наполняешь каждый раз разным. Понятно, что это подготовка. Но все это приходит с опытом. И мастерство учителя состоит и в том, что ты иногда должен прямо на уроке быть готов перестроиться под те проблемы, которые ставят перед тобой твои ученики – уметь объяснить то, что им не понятно. Учитель, как правило, планирует одно, а дети порой став
ят для себя немножко другие цели. Самый идеальный вариант, это когда эти цели совпадают, но так бывает редко. Поэтому учитель должен быть гибким, уметь приспосабливать материал к потребностям своих учеников, чтобы они чувствовали себя на каком-то этапе успешными, важными, нужными, чтобы им нравился твой предмет и они к тебе бежали с радостью.
Что ж, коллеги Ирины Алексеевны говорят, что к ней на уроки школьники действительно идут с удовольствием, в том числе потому что они знают, что им на уроке будет комфортно. А еще многие из них понимают, зачем им нужен этот предмет. И доказательством тому является то, что каждый год большое количество учеников выбирают для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по химии. И каждый год ее ученики поступают в вузы по тем направлениям, где нужна химия.
Вот так получилось: поначалу, учась в школе, наша героиня грезила биологией, а в старших классах просто влюбилась в органическую химию. Почему?
- Потому что она требует другого мышления! Логика, необходимая в органике, – это была моя стихия. И химия стала моим обожаемым, любимым предметом, – говорит Ирина Алексеевна. – И только когда занимаешься химией как предметом обучения детей, как наукой, ты видишь все прекрасные грани этой науки. И как алмаз она у тебя этими гранями сверкает, и ты стараешься красоту этого предмета и детям показать. Я люблю свою профессию. И отношу себя к категории людей, которые не идут на работу только ради того, чтобы заработать деньги, а идут на работу, потому что получают от нее удовольствие. А самое большое удовольствие я получаю, когда вижу успешность моих учеников, их довольные и горящие глаза.
Я же, завершая материал, скажу, что Ирина Алексеевна разносторонний, многогранный, как тот алмаз, человек. Дома она в первую очередь жена и мама, которая, приготовив ужин и потратив время на общение со своей семьей, в поздний час садится готовиться к урокам.
Понятно, что свободного времени у нее, как учителя, очень мало, но ей удается это время мудро распределять. И хобби у нее есть. Она любит петь, пишет стихи, переделывает песни. Любит собирать алмазную мозаику, целые картины, одна из которых висит у нее в школьном кабинете. Говорит, это занятие ее успокаивает. Зимой каждую субботу, если позволяет погода, она на лыжной базе катается на лыжах или на катке на коньках. Раз в неделю ходит в бассейн. Любит радовать родных и друзей настоящим узбекским пловом. Очень любит перечитывать любимые книги классиков и современную литературу, слушает классическую музыку и рок.
…В этом году у нее будет четвертый выпуск по счету. Некоторые ее выпускники по-прежнему приходят в школу, поздравляют с Днем знаний, началом нового учебного года и другими праздниками. Они, как и нынешние ее ученики, ценят ее и как педагога, и еще как классного руководителя – по человеческим качествам.
Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора