Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Стальная закалка
Участнику Великой Отечественной войны Прасковье Евгеньевне Сальниковой, проживающей в доме-интернате «Виола», 97 лет.
Прасковья Евгеньевна родилась на станции Тайга Кемеровской области. В 1942 году ее приняли в школу фабрично-заводского обучения при железной дороге ст. Тайга.
В 43-м все учащиеся ФЗО эшелоном были отправлены в Петрозаводск, где их зачислили в Красную армию и направили на восстановление и ремонт железной дороги на линии Петрозаводск – Мурманск.
- Два или три месяца нас проучили и вывели на железную дорогу – на пятые дистанции пути, где я поработала недолго, а потом меня послали в Барнаул на шофера учиться, чтобы я могла управлять дрезиной, - вспоминает ветеран. - Вернулась к месту своей работы, и нас тут же посадили в вагон, напомнив, как работать на «железке» молотком, лапой выдергивать костыли, как управляться накладками и подкладками. Нас, девчонок, наверное, человек сорок набрали. В вагоне были двухэтажные нары, и я на верхнем этаже как бы спала. Везли нас долго. Прибыли в Петрозаводск. Тут же начали распределять. Нас, человек восемь или десять, сформировав бригаду, отправили в Мурманск.
Там мы расчищали разбомбленное паровозное депо, у которого отсутствовала крыша – одни стены стояли. Тачками возили обломки. После этого восстанавливали железную дорогу. Положат нам, восьмерым восемнадцатилетним девчонкам, на плечи перекрученную, то есть поврежденную рельсу, и мы гуськом тащим ее в мастерскую, которая находилась в вагоне. Выправят ее на огне, и опять мы на своих плечах несем ее в разбомбленное место – укладываем. Потом беремся за очередную поврежденную рельсу.
Жили мы в вагоне. Нас оберегали. Объявляется воздушная тревога, и нам кричат: «Бегите под откос!». Это на тот случай, если бомба попадет в вагон, то люди спрятаны под откосом.
И вот война закончилась. Утром мастер наш стоит на улице и кричит: «Выходите! Войне конец!» Мы как выскочили из землянки (не помню, как и почему мы из вагона в нее перекочевали), давай плакать, обниматься. И нам всем по коробочке с медалью в этот день вручили.
До 1946 года нас держали в городке Лодейное Поле, а потом демобилизовали, сказали: езжайте по домам, откуда вас взяли. И я устроилась на прежнюю работу.
А в Северск я попала в 1950 году. У меня брат был моложе. В восемнадцать лет женился в Тайге. И с женой переехал из Тайги сюда. Устроился нормировщиком в МСУ-74. Это в восемнадцать-то лет! Меня с матерью забрал.
Пока оформляли, проверяли мою анкету, я устроилась в регистратуру поликлиники, проработав в ней два года. Поликлиники-то в общепринятом смысле тогда еще и не было. В одном из двух построенных общежитий, в которые селили приезжающих инженеров и ученых, для приема пациентов выделили на втором этаже помещения, куда можно было попасть, только поднявшись по пожарной лестнице.
Людей принимали три врача: терапевт Рахиль Зосимовна Вигдергауз, детский врач Юлия Дмитриевна Тяжкун и зубной врач Вера Михайловна Ольховская.
А затем меня взяли в Химстрой, где я работала табельщицей до ухода на пенсию.
Прасковья Евгеньевна имеет правительственные награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне.
За добросовестный труд она награждалась почетными грамотами, благодарностями руководства предприятия.
- Мне важно рассказать о самом главном – как мы восстанавливали железную дорогу в войну, - замечает она. - Столько трудностей мы испытали, столько страху натерпелись. Все перетерпели. Время такое было. Дорога железная, а люди со стальным характером.
А по поводу своего здоровья замечает:
- Время свое уже берет. Вот такое дело.
- Время берет свое, а вы не отдавайте! - желаем мы ей здоровья. - С вашей закалкой надо до столетия дожить!
Алексей БЕЛКИН
Фото автора
Прасковья Евгеньевна родилась на станции Тайга Кемеровской области. В 1942 году ее приняли в школу фабрично-заводского обучения при железной дороге ст. Тайга.
В 43-м все учащиеся ФЗО эшелоном были отправлены в Петрозаводск, где их зачислили в Красную армию и направили на восстановление и ремонт железной дороги на линии Петрозаводск – Мурманск.
- Два или три месяца нас проучили и вывели на железную дорогу – на пятые дистанции пути, где я поработала недолго, а потом меня послали в Барнаул на шофера учиться, чтобы я могла управлять дрезиной, - вспоминает ветеран. - Вернулась к месту своей работы, и нас тут же посадили в вагон, напомнив, как работать на «железке» молотком, лапой выдергивать костыли, как управляться накладками и подкладками. Нас, девчонок, наверное, человек сорок набрали. В вагоне были двухэтажные нары, и я на верхнем этаже как бы спала. Везли нас долго. Прибыли в Петрозаводск. Тут же начали распределять. Нас, человек восемь или десять, сформировав бригаду, отправили в Мурманск.
Там мы расчищали разбомбленное паровозное депо, у которого отсутствовала крыша – одни стены стояли. Тачками возили обломки. После этого восстанавливали железную дорогу. Положат нам, восьмерым восемнадцатилетним девчонкам, на плечи перекрученную, то есть поврежденную рельсу, и мы гуськом тащим ее в мастерскую, которая находилась в вагоне. Выправят ее на огне, и опять мы на своих плечах несем ее в разбомбленное место – укладываем. Потом беремся за очередную поврежденную рельсу.
Жили мы в вагоне. Нас оберегали. Объявляется воздушная тревога, и нам кричат: «Бегите под откос!». Это на тот случай, если бомба попадет в вагон, то люди спрятаны под откосом.
И вот война закончилась. Утром мастер наш стоит на улице и кричит: «Выходите! Войне конец!» Мы как выскочили из землянки (не помню, как и почему мы из вагона в нее перекочевали), давай плакать, обниматься. И нам всем по коробочке с медалью в этот день вручили.
До 1946 года нас держали в городке Лодейное Поле, а потом демобилизовали, сказали: езжайте по домам, откуда вас взяли. И я устроилась на прежнюю работу.
А в Северск я попала в 1950 году. У меня брат был моложе. В восемнадцать лет женился в Тайге. И с женой переехал из Тайги сюда. Устроился нормировщиком в МСУ-74. Это в восемнадцать-то лет! Меня с матерью забрал.
Пока оформляли, проверяли мою анкету, я устроилась в регистратуру поликлиники, проработав в ней два года. Поликлиники-то в общепринятом смысле тогда еще и не было. В одном из двух построенных общежитий, в которые селили приезжающих инженеров и ученых, для приема пациентов выделили на втором этаже помещения, куда можно было попасть, только поднявшись по пожарной лестнице.
Людей принимали три врача: терапевт Рахиль Зосимовна Вигдергауз, детский врач Юлия Дмитриевна Тяжкун и зубной врач Вера Михайловна Ольховская.
А затем меня взяли в Химстрой, где я работала табельщицей до ухода на пенсию.
Прасковья Евгеньевна имеет правительственные награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне.
За добросовестный труд она награждалась почетными грамотами, благодарностями руководства предприятия.
- Мне важно рассказать о самом главном – как мы восстанавливали железную дорогу в войну, - замечает она. - Столько трудностей мы испытали, столько страху натерпелись. Все перетерпели. Время такое было. Дорога железная, а люди со стальным характером.
А по поводу своего здоровья замечает:
- Время свое уже берет. Вот такое дело.
- Время берет свое, а вы не отдавайте! - желаем мы ей здоровья. - С вашей закалкой надо до столетия дожить!
Алексей БЕЛКИН
Фото автора