Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
История рассудит
Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Еще труднее научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. Но для настоящего учителя – это полдела. Суперзадача для педагога – стать для ребенка другом, старшим наставником, воспитателем.
Накануне Дня учителя нам хотелось на конкретном примере показать, насколько труден и тернист путь учителя. Уверены, в северских школах трудится немало достойных и уважаемых педагогов. Но в управлении образования нам настоятельно порекомендовали обратить внимание на преподавателя истории и обществознания школы № 196 Ларису Александровну Михееву. Вот так волей случая, я оказалась лицом к лицу, как много лет назад у доски в кабинете истории, со своим учителем. Правда, в этот раз все было иначе – без чувства неловкости, что не до конца знаешь предмет, без запинания и плутания в датах и терминах…
Мне и не снилось
Как выяснилось, Лариса Александровна никогда не мечтала быть учителем.
- Поступая в Томский государственный университет на исторический факультет, я планировала получить академические знания, которые давали широкие возможности проявить себя в различных отраслях жизни, - вспоминает мой учитель. – К примеру, у меня были хорошие перспективы заняться наукой, ведь вуз я окончила с красным дипломом. Но по ряду причин этому было не суждено сбыться. Ведь я к тому времени была не только молодым специалистом, но еще и примерной женой, счастливой молодой мамой. А потому о том, чтобы подолгу сидеть в архивах, всерьез погрузиться в научные исследования, продолжить учебу в аспирантуре не могло быть и речи – я себя всецело посвятила семье. Предложение попробовать себя на педагогическом поприще мне поступило, когда я уже три года просидела дома с ребенком. И я не отвергла его, ведь в 90-е годы прошлого века найти работу было очень сложно. Это был вовсе неплохой вариант как для меня – бюджетная сфера, социальные гарантии, так и для школы – в 193-й был безвыходная ситуация, поскольку прежний учитель уволился в середине учебного года. И вот с января 1994 года я приступила к работе. С тех пор минуло уже 20 лет, а я по-прежнему учитель. Видно, школа – это моя судьба”.
Я помню, как мы познакомились с Ларисой Александровной. Элегантная, современная, умеющая с первых секунд урока заинтересовать, увлечь весь класс. А позже выяснилось, что она к тому же еще и очень требовательная.
- Я тоже помню свое знакомство со школой. Я, не имеющая педагогического опыта, как выяснилось, на мои уроки никто из администрации школы не ходить не собирался. Узнав, что меня ставят сразу на старшие классы, я испытала настоящий шок. Но оказалось, что найти контакт с учениками не так уж и трудно. Сегодня я иногда задумываюсь над тем, кем бы я стала, если бы не то предложение? Многие говорят, что я вполне смогла бы открыть свое дело, ведь я получила еще два диплома о высшем образовании – юрфак и “Менеджмент в социальной сфере”. Но я не жалею об упущенных возможностях, на все воля божья. И потом, а кто будет детей учить? Кто, если не я?
История про историю
- Преподавать историю в современных условиях интересно, но очень сложно, - признается Лариса Михеева. – Дело в том, что в последнее время мы от линейной структуры школьного исторического образования, предполагающей однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории, перешли к концентрической системе, когда в старших классах ребята повторяют уже пройденный ранее материал. Но, на мой взгляд, это не эффективно! Например, раньше такой большой раздел, как “средние века”, мы изучали с детьми целый год, а сейчас на освоение этого материала отводится лишь две четверти. В итоге школьники просто не успевают вникнуть в суть, почувствовать весь исторический колорит событий.
Ларисе Александровне, часто приходится вступать в спор гуманитариев и технарей, физиков и лириков.
- Зачем изучать историю? Ответ прост – без прошлого будущего не бывает, - говорит учитель. - Мы не должны быть Иванами, не помнящими своего родства, не знающими своей истории. История – книга жизни, которая многому может научить и нас, и будущие поколения. Мы часто с детьми проводим исторические аналогии, пытаемся разобраться в ситуации. Извлечь опыт и ошибки политиков. Взять, к примеру, события в Афганистане. Почему все так произошло: ввели войска, а в результате – не принесли на эту землю ни мир, ни покой? Если бы политики попытались оглянуться назад, то вспомнили бы, как Англия пыталась эту буквально нищую страну сделать колонией, но ничего из этого не вышло. Значит, были какие-то факторы, которые побороть можно не только силой? Или взять нынешние события на Украине. На мой взгляд, стоит проанализировать происходящее не только с точки зрения не политики, социологии, но еще и истории. Чем может обернуться то или иное решение для народа, для человечества? Сегодня мы отмечаем столетие Первой мировой войны, акцентируя внимание на том, что война не должна повториться. На уроках я объясняю своим ученикам, будущим политикам, что, принимая какое-либо решение, надо просчитывать, предвидеть последствия.
Учитель обязан не только учить, но и учиться
В этом Лариса Александровна убеждена.
- Современные дети достаточно прогрессивные, - говорит она. - И преподаватель просто не имеет права отставать, иначе он будет неинтересен ученикам. Я, к примеру, решила в совершенстве освоить компьютерную грамоту. Училась упорно, в итоге даже свой сайт создала. Надо сказать, ученики мои были очень удивлены. Теперь они относятся ко мне как к “продвинутому” человеку. Чем я увлечена сегодня? Создаю дистанционные курсы, при помощи которых школьники, пропустившие мой урок, могут восполнить пробел, - рассказывает учитель.
По мнению Ларисы Михеевой, школа - это не только место, где ребенок получает знания, но и место, где он формируется как личность. Можно, конечно, утверждать, что все идет от семьи, но образовательное учреждение и даже отдельно взятый учитель могут, да что там, должны сеять разумное, доброе, вечное.
Сегодня больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум - не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не дает оснований надеяться на то, что его деятельность будет направлена на служение обществу. А учитель творит превращение ребенка в гражданина. Творит постепенно, терпеливо. А это так трудно – направлять детей. Но мудрый учитель никогда не теряет веры в возможности ребенка и в свои возможности наставить его на путь истинный.
- Есть мнение, что современные дети ленивы, что они ничего не хотят, ничем не интересуются, - рассказывает мой учитель. – Это не правда! Мои ребята активные и любознательные, неравнодушные и деятельные. И порой у нас в классе желающих участвовать в том или ином мероприятии оказывается даже больше, чем нужно. Как выходим из положения? Тянем жребий! Это они меня теребят, подгоняют: мол, когда начнем готовиться к олимпиаде, к конкурсу, акции, а не я их за уши тяну…
Есть ли недостатки у учителей? Этот вопрос не поставил Ларису Александровну в тупик.
- Конечно, есть! Призналась, что учителя проявляют недовольство! – говорит она. - Им всегда хочется лучшего – чтобы в школе были самые современные пособия и материалы, чтобы ученики становились все умнее и успешнее. Короче, нет предела совершенству! Я очень радуюсь, когда ребятишки получают заслуженные пятерки по моему предмету, когда мои выпускники поступают в вузы, добываются в жизни высоких целей. Значит, не зря я старалась! Впрочем, я не склонна приписывать себе все удачи моих учеников, ведь в их неудачах я виню прежде всего себя…
У хороших педагогов всегда есть последователи. Вот и у моей учительницы растет достойная смена – сейчас в школе у педагога Ларисы Михеевой проходит практику ее бывшая выпускница. То, что профессия учителя трудная, ибо требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, девушку не пугает. Она непременно хочет стать такой же, как Лариса Александровна, – интересной, целеустремленной, мудрой, доброй, чуткой и жизнерадостной. А еще – необыкновенно любящей свою профессию и детей.
В этом году Лариса Михеева, учитель истории и обществознания МБОУ “СОШ № 196”, стала лауреатом конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей России в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
Наталья ДЕНИСОВА
фото из архива Ларисы Михеевой
Накануне Дня учителя нам хотелось на конкретном примере показать, насколько труден и тернист путь учителя. Уверены, в северских школах трудится немало достойных и уважаемых педагогов. Но в управлении образования нам настоятельно порекомендовали обратить внимание на преподавателя истории и обществознания школы № 196 Ларису Александровну Михееву. Вот так волей случая, я оказалась лицом к лицу, как много лет назад у доски в кабинете истории, со своим учителем. Правда, в этот раз все было иначе – без чувства неловкости, что не до конца знаешь предмет, без запинания и плутания в датах и терминах…
Мне и не снилось
Как выяснилось, Лариса Александровна никогда не мечтала быть учителем.
- Поступая в Томский государственный университет на исторический факультет, я планировала получить академические знания, которые давали широкие возможности проявить себя в различных отраслях жизни, - вспоминает мой учитель. – К примеру, у меня были хорошие перспективы заняться наукой, ведь вуз я окончила с красным дипломом. Но по ряду причин этому было не суждено сбыться. Ведь я к тому времени была не только молодым специалистом, но еще и примерной женой, счастливой молодой мамой. А потому о том, чтобы подолгу сидеть в архивах, всерьез погрузиться в научные исследования, продолжить учебу в аспирантуре не могло быть и речи – я себя всецело посвятила семье. Предложение попробовать себя на педагогическом поприще мне поступило, когда я уже три года просидела дома с ребенком. И я не отвергла его, ведь в 90-е годы прошлого века найти работу было очень сложно. Это был вовсе неплохой вариант как для меня – бюджетная сфера, социальные гарантии, так и для школы – в 193-й был безвыходная ситуация, поскольку прежний учитель уволился в середине учебного года. И вот с января 1994 года я приступила к работе. С тех пор минуло уже 20 лет, а я по-прежнему учитель. Видно, школа – это моя судьба”.
Я помню, как мы познакомились с Ларисой Александровной. Элегантная, современная, умеющая с первых секунд урока заинтересовать, увлечь весь класс. А позже выяснилось, что она к тому же еще и очень требовательная.
- Я тоже помню свое знакомство со школой. Я, не имеющая педагогического опыта, как выяснилось, на мои уроки никто из администрации школы не ходить не собирался. Узнав, что меня ставят сразу на старшие классы, я испытала настоящий шок. Но оказалось, что найти контакт с учениками не так уж и трудно. Сегодня я иногда задумываюсь над тем, кем бы я стала, если бы не то предложение? Многие говорят, что я вполне смогла бы открыть свое дело, ведь я получила еще два диплома о высшем образовании – юрфак и “Менеджмент в социальной сфере”. Но я не жалею об упущенных возможностях, на все воля божья. И потом, а кто будет детей учить? Кто, если не я?
История про историю
- Преподавать историю в современных условиях интересно, но очень сложно, - признается Лариса Михеева. – Дело в том, что в последнее время мы от линейной структуры школьного исторического образования, предполагающей однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории, перешли к концентрической системе, когда в старших классах ребята повторяют уже пройденный ранее материал. Но, на мой взгляд, это не эффективно! Например, раньше такой большой раздел, как “средние века”, мы изучали с детьми целый год, а сейчас на освоение этого материала отводится лишь две четверти. В итоге школьники просто не успевают вникнуть в суть, почувствовать весь исторический колорит событий.
Ларисе Александровне, часто приходится вступать в спор гуманитариев и технарей, физиков и лириков.
- Зачем изучать историю? Ответ прост – без прошлого будущего не бывает, - говорит учитель. - Мы не должны быть Иванами, не помнящими своего родства, не знающими своей истории. История – книга жизни, которая многому может научить и нас, и будущие поколения. Мы часто с детьми проводим исторические аналогии, пытаемся разобраться в ситуации. Извлечь опыт и ошибки политиков. Взять, к примеру, события в Афганистане. Почему все так произошло: ввели войска, а в результате – не принесли на эту землю ни мир, ни покой? Если бы политики попытались оглянуться назад, то вспомнили бы, как Англия пыталась эту буквально нищую страну сделать колонией, но ничего из этого не вышло. Значит, были какие-то факторы, которые побороть можно не только силой? Или взять нынешние события на Украине. На мой взгляд, стоит проанализировать происходящее не только с точки зрения не политики, социологии, но еще и истории. Чем может обернуться то или иное решение для народа, для человечества? Сегодня мы отмечаем столетие Первой мировой войны, акцентируя внимание на том, что война не должна повториться. На уроках я объясняю своим ученикам, будущим политикам, что, принимая какое-либо решение, надо просчитывать, предвидеть последствия.
Учитель обязан не только учить, но и учиться
В этом Лариса Александровна убеждена.
- Современные дети достаточно прогрессивные, - говорит она. - И преподаватель просто не имеет права отставать, иначе он будет неинтересен ученикам. Я, к примеру, решила в совершенстве освоить компьютерную грамоту. Училась упорно, в итоге даже свой сайт создала. Надо сказать, ученики мои были очень удивлены. Теперь они относятся ко мне как к “продвинутому” человеку. Чем я увлечена сегодня? Создаю дистанционные курсы, при помощи которых школьники, пропустившие мой урок, могут восполнить пробел, - рассказывает учитель.
По мнению Ларисы Михеевой, школа - это не только место, где ребенок получает знания, но и место, где он формируется как личность. Можно, конечно, утверждать, что все идет от семьи, но образовательное учреждение и даже отдельно взятый учитель могут, да что там, должны сеять разумное, доброе, вечное.
Сегодня больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум - не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не дает оснований надеяться на то, что его деятельность будет направлена на служение обществу. А учитель творит превращение ребенка в гражданина. Творит постепенно, терпеливо. А это так трудно – направлять детей. Но мудрый учитель никогда не теряет веры в возможности ребенка и в свои возможности наставить его на путь истинный.
- Есть мнение, что современные дети ленивы, что они ничего не хотят, ничем не интересуются, - рассказывает мой учитель. – Это не правда! Мои ребята активные и любознательные, неравнодушные и деятельные. И порой у нас в классе желающих участвовать в том или ином мероприятии оказывается даже больше, чем нужно. Как выходим из положения? Тянем жребий! Это они меня теребят, подгоняют: мол, когда начнем готовиться к олимпиаде, к конкурсу, акции, а не я их за уши тяну…
Есть ли недостатки у учителей? Этот вопрос не поставил Ларису Александровну в тупик.
- Конечно, есть! Призналась, что учителя проявляют недовольство! – говорит она. - Им всегда хочется лучшего – чтобы в школе были самые современные пособия и материалы, чтобы ученики становились все умнее и успешнее. Короче, нет предела совершенству! Я очень радуюсь, когда ребятишки получают заслуженные пятерки по моему предмету, когда мои выпускники поступают в вузы, добываются в жизни высоких целей. Значит, не зря я старалась! Впрочем, я не склонна приписывать себе все удачи моих учеников, ведь в их неудачах я виню прежде всего себя…
У хороших педагогов всегда есть последователи. Вот и у моей учительницы растет достойная смена – сейчас в школе у педагога Ларисы Михеевой проходит практику ее бывшая выпускница. То, что профессия учителя трудная, ибо требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, девушку не пугает. Она непременно хочет стать такой же, как Лариса Александровна, – интересной, целеустремленной, мудрой, доброй, чуткой и жизнерадостной. А еще – необыкновенно любящей свою профессию и детей.
В этом году Лариса Михеева, учитель истории и обществознания МБОУ “СОШ № 196”, стала лауреатом конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей России в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
Наталья ДЕНИСОВА
фото из архива Ларисы Михеевой