Четверг
25 апреля 2024г.
21:18
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Открытый зритель закрытого города
31 октября на сцене Северского театра для детей и юношества состоялся премьерный показ спектакля «Скоро настанет завтра».
 
Это довольно смелый эксперимент, который теперь имеет полное право жить, – зрители от 16 и старше приняли новую постановку «правильно». Постановка сделана по пьесе немецкого драматурга Игоря Бауэршима «Norway.Today.»,  написанной по следам реальной истории: австрийская девушка и норвежский юноша, решившие покончить с собой, познакомились в Интернете, потом встретились и осуществили свое намерение, вдвоем бросившись с 600-метрового утеса.
Что же до самой постановки, то здесь торжествует достоверность и минимализм. Это спектакль-дуэт. Без грима и в одежде, которую легко принять за повседневную, актеры Наталья Гитлиц и Руслан Ковязин предстают перед зрителями. На сцене словно нарисован современный натюрморт: вроде бы жизнь, но какая-то застывшая. На огромном общем экране возникают строки их печатных сообщений. Оформление в основном виртуальное: как бы недорисованные, без заливки цветом предметы реквизита и воображаемые места действий. Так, бечевка, рюкзаки, видеокамера и фонарик – настоящие, а вот холод, палатку, скалы и пропасть следовало нафантазировать самостоятельно. Никаких нагромождений – много воздуха и даже космоса. Для усиления эффекта - изыски видеоарта: иллюстрации событий, слов и чувств на черном экране, который отвлекает внимание не более чем такие привычные многим компьютеры на работе и дома. И музыка здесь тихая и незаметная – лишь для фона.
Режиссер Олег Хапов не пытался сказать подробно о многом, философствовать и поучать, а лишь внятно подал суть проблемы и предложил способ ее решения. Он обозначил пресловутое «одиночество в Сети» и вывел узнаваемых современных персонажей на путь истинный: спасение не в смерти - бегстве в мир иной от судьбы, скуки, рутины, а в любви.
С Олегом Александровичем нам удалось встретиться и пообщаться еще за неделю до премьерного показа. Олег Хапов - режиссер-постановщик Челябинского камерного театра. Его работы пользуются популярностью у зрителей и признанием театральных критиков. Он постоянный участник театрализованных читок современной драмы, проводимых как самим камерным театром, так и Центром современной драматургии Челябинска. В Северске режиссер впервые и по приглашению своих коллег.
- До этого ни сном, ни духом я про ваш город не слышал, - сказал режиссер во время нашего общения. - Хотя с вашим городом-близнецом Озерском очень хорошо знаком. У меня жена из Озерска. И в Озерской драме я ставил спектакли. И что такое химический комбинат, очень хорошо знаю. Земля же наша слухами полнится! А в профессии очень важно мнение коллег. Одно дело, как тебя признают «наверху» - власть и начальство, а другое дело - коллеги. Честно сказать, я очень долго не соглашался. Ведь у меня своя жизнь – курсы в Академии искусств, в театре жизнь насыщенная – ставлю спектакли в других городах. И тут нужно было вырваться. Но Наталья Григорьевна Корлякова меня уговорила. Первый раз я приехал в июне - тогда мы сделали основную работу. Сейчас я приехал на выпуск.
- Пьеса довольно серьезная. Можно сказать, что вы рискуете, делая такую постановку?
- Все зависит от зрителя. Он, в отличие от актера, везде разный. Например, в Озерске, который очень похож на Северск, настолько другой зритель, что я один раз «ударился» об него очень сильно – поставил «Сиротливый запад» Мартина Мак Донаха. Это ирландский автор. Постановка выворачивает душу наизнанку, ввергает в пучину сомнений. Зрители в Озерске были не готовы к такому повороту судьбы – зачем нам показывать про это? Вы нам комедию какую-нибудь покажите.
- Они пришли отдохнуть…
- Да! В этом смысле есть проблема. Я ее называю «звериной тропой к водопою». Звери знают, где им пить. При этом каждый зверь знает, в каком месте ручейка ему попить нужно – здесь более железистые воды, а в каком нет – организм у них так устроен, интуитивно чувствует. Вот и зритель так же. Мое дело - организовать источник, максимально чистой, прозрачной, желанной жидкости. Его, зрителя, дело прийти и испробовать. Понравится - будет пить, нет - пойдет дальше искать. Мое дело - быть честным, максимально открытым. Передать это актерам. И зритель не всегда готов к такой работе. А это работа.
- Зритель разный, а  актер, по вашему мнению, везде одинаков?
- Скажем так, везде одинаково хорош. Актер – это уникальная профессия. У меня, как режиссера, может быть трижды гениальная идея, а доносит ее актер. Когда актеры соглашаются на такие материалы, как нынешний премьерный спектакль, а их туда завлекают хитростью и обманом, то им нужно бюст при жизни на родине ставить. Потому что это оголение себя. Это провод в 380 вольт в руках. И я много где ставил такие острые спектакли, и везде актер готов, готов говорить о самом сокровенном. А сегодня только в этом суть профессии. У нас нет возможности использовать какие-то 3D-технологии. Но актер - это всегда объем! И если что-то не получилось, то всегда режиссер виноват, в этом мое глубокое убеждение. А я в последнее время ставлю спектакли исключительно о том, как человек обращается к своим чувствам, мыслям. Именно к своим, не наведенным, не подсказанным, не пережеванным.
- Вы говорите, что в последнее время предпочитаете говорить о чувствах? То есть у вас, как режиссера, есть право такого выбора?
- Конечно! Обязательно! Я крайне редко (не скажу, что никогда) ставлю спектакль, исходя из соображений, что это  «надо театру». Вообще-то я служу в театре и прекрасно понимаю, что нужна сказка утренняя. Но тогда я ищу такую сказку, которая откликалась у меня в душе. Например, сейчас веду работу над «Рикки-Тикки-Тави». История малыша мангуста, который становится воином. Очень хорошая история. Особенно в свете последних размышлений по поводу 16-летних избирателей. А вечерние спектакли, если не проходят через меня, мою боль, мою радость, какое я имею право ставить про это? Только так.
 
«Скоро настанет завтра» северские зрители смотрят спокойно - им трудно представить, что эти милые и хорошо одетые здоровые молодые люди бросятся в пропасть. Сам автор пьесы, когда ставил ее в Дюссельдорфе, выбрал трагическое разрешение – его герои решались на прыжок и погибали. Олег Хапов предпочел спасение – у него Юлия и Август произносят финальное «пойдем отсюда» и уходят, оставляя зрителей в уверенности, что все у них получится.
 
Наталья ДЕНИСОВА
Фото из архива театра для детей и юношества
                        
                        
Выпуск № № 55 (1294)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске