Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Как будет город развиваться
Общественные слушания по проекту комплексной программы развития ЗАТО Северск на период 2014-2020 годов, в которых приняли участие представители северской администрации и депутатского корпуса, областной администрации и градообразующего предприятия, можно назвать знаковым событием.
Открывая слушания, исполняющий обязанности главы северской администрации Николай Диденко напомнил о том, что в феврале этого года президент РФ поручил разработать комплексные программы развития закрытых административно-территориальных образований, находящихся в ведении различных федеральных структур. И подчеркнул, что это поручение дано в связи с формированием принципиально новых подходов к развитию закрытых городов.
Важной особенностью программ развития атомных ЗАТО он назвал непосредственное участие Госкорпорации «Росатом» и градообразующих предприятий в их разработке и последующей реализации, а также участие федеральной, региональной и муниципальной власти в разработке таких комплексных документов.
Приветствуем программу!
Порядок разработки проекта комплексной программы развития ЗАТО Северск, ее структура, цели и задачи были установлены техническим заданием, согласованным администрациями Томской области и ЗАТО Северск, а также Сибирским химическим комбинатом. Разработчиком проекта программы по результатам открытого конкурса стал Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург).
В его основу положен анализ развития и перспектив градообразующего предприятия, основных секторов экономки муниципалитета, северской городской среды в целом. В нем определены возможные сценарии развития ЗАТО Северск с учетом его ключевых проблем и конкурентных преимуществ.
Как подчеркнул Николай Диденко, особенно актуальным становится выполнение мероприятий комплексной программы в контексте развития агломерационных процессов, реализации совместных межмуниципальных проектов.
«Надеемся, что разработанная комплексная программа развития ЗАТО Северск, реализация ее программных мероприятий станет гарантом стабильного экономического роста, проявлением более широких возможностей для привлечения инвестиций на нашу территорию, позволит создать условия для эффективной занятости населения и повысит уровень жизни северчан», - сказал он.
Поприветствовал участников слушаний и заместитель председателя северской Думы Александр Власов. Как он подчеркнул, сегодня наступил момент, когда стратегические документы, разработанные муниципалитетом, сверяются с планом развития атомной отрасли. При этом отметил, что представленная на слушаниях комплексная программа как раз и базируется на этих стратегических документах, а также на крупных проектах Сибирского химического комбината. Сказал и о необходимости учесть в ней интересы всех ее участников и сторонников. От этого и зависит ее жизнеспособность.
Возможные сценарии
Проект комплексной программы представил ведущий специалист департамента исследовательских проектов Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Павел Егоров.
Он проанализировал текущее состояние рынка труда в ЗАТО, основным сектором которого до недавнего времени был базовый - включающий в себя СХК и ряд других крупных предприятий. С ходом реструктуризации комбината значение этого сектора, по прогнозам разработчиков программы, будет уменьшаться. Взамен на первый план должны выйти другие секторы. Какие - во многом будет зависеть от принятого к реализации сценария развития ЗАТО Северск.
Анализируя сильные и слабые стороны нашего ЗАТО, докладчик в числе первых назвал высокий уровень бюджетной обеспеченности, наличие квалифицированной рабочей силы и научно-технического задела, включенность в технологические цепочки глобальной компании, близость к городу Томску и регионам с высоким сырьевым потенциалом. Все эти сильные стороны предоставляют для Северска возможность в ближайшей перспективе реализовать проекты в бюджетном секторе. Прежде всего это снижение рисков в реальном секторе экономики, реализация проектов трудоемких и инновационных.
К основным слабостям были отнесены все еще высокий уровень зависимости экономки города от одного предприятия – СХК, которая постепенно будет снижаться, ограничение для развития бизнеса, старение населения, миграционный и миграционный отток, низкий уровень предпринимательской активности и наличие нерешенных инфраструктурных проблем.
Это создает определенные угрозы и риски. И для того чтобы справится с ними при возникновении той или ной ситуации, разработчики предложили четыре сценария, каким образом можно муниципалитету двигаться вперед.
Первый - инерционный. Он связан с сохранением статуса ЗАТО и низким уровнем кооперации с Томском и вообще - агломерацией. Развитие муниципалитета обеспечивается за счет за счет крупных холдингов, подконтрольных государству. В данном случае – это Росатом.
Следующий сценарий - инновационный предусматривает усиление кооперации при сохранении и ослаблении статуса ЗАТО, а также запуск на территории ряда инновационных проектов в реальном секторе экономики, транспортной и социальной сфере.
Агломерационный сценарий подразумевает усиление кооперации между Томском и Северском по вопросам развития территории за счет внедрения мер поддержки на разных уровнях и выработки единой стратеги развития. Совместные проекты возможны в сфере высоких технологий, транспорта, инженерной инфраструктуры.
Еще один сценарий возможного развития событий - открытый город - предусматривает ликвидацию статуса ЗАТО. При таком сценарии логичны были бы попытки получить Северску новый статус, например наукограда.
В одной связке
Что в таком случае развития сценария «открытый город» потеряет муниципалитет, что приобретет? Отвечая на этот вопрос, Павел Егоров заметил, что этот сценарий появился в программе лишь потому, что был предусмотрен техническим заданием. Отвечая же по существу, пояснил, что в таком случае муниципалитет потерял бы немалую часть федеральных трансфертов. А что он приобрел бы, тут возможны различные предположения. Главное – это то, что ЗАТО Северск является привлекательной точкой на карте с точки зрения инвестиций в различные проекты, связанные с новациями, высоким технологиями, высокой капитализации интеллектуального труда. Но сначала нужно сделать «подушку безопасности», которая позволила бы перейти на этот сценарий. В принципе таковой и являются инновационный и агломерационный сценарии.
Участники слушаний поинтересовались, каким будет ежегодный объем финансирования комплексной программы, насколько реально получение средств из федерального бюджета. Докладчик сообщил о том, что такие средства предполагается выделять атомным ЗАТО. В этом случае каждый из них ежегодно будет получать от 150 до 400 миллионов рублей в зависимости от их возможностей и потенциала. У нашего закрытого города в этом смысле положение выигрышное.
Также Павел Егоров отметил, данный документ готовился по заданию ныне ликвидируемого Министерства регионального развития,
и теперь дела, связанные с развитием ЗАТО, переданы Министерству экономического развития, где для этого создается специальный департамент. Участников публичных слушаний интересовало и то, какие проекты, указанные в комплексной программе, могут реализовываться за счет программ с финансированием другими министерствами. Докладчик сразу же назвал Минпромторг, который оказывает поддержку индустриальным паркам. То есть и наш промышленный парк, в принципе, может ее получить. Также следует ориентироваться и на программы Министерства транспорта в части строительства, реконструкции дорог.
Николай Диденко сообщил о том, что северский проект по строительству и созданию инженерной инфраструктуры промышленного парка включен в региональную программу. И есть все основания полагать, что определенные средства из областного бюджета на реализацию проекта будут выделены в следующем году.
Подводя черту, он сказал о важности и актуальности комплексной программы развития муниципалитета. «Сегодня мы формируем бюджет по программно-целевому методу, как это делается и на федеральном уровне. И теперь у нас есть комплексная программа, которая дает нам возможность войти в проект федерального бюджета в последующие годы», - подчеркнул он. Кроме того, одним из важных моментов является взаимодействие городской администрации и градообразующего предприятия при реализации поставленных задач. «Это говорит о том, что Северск и СХК должны быть вместе», - отметил Николай Диденко, завершая публичные слушания.
Александр ЯКОВЛЕВ
фото Сергея ВАТАГИНА
Открывая слушания, исполняющий обязанности главы северской администрации Николай Диденко напомнил о том, что в феврале этого года президент РФ поручил разработать комплексные программы развития закрытых административно-территориальных образований, находящихся в ведении различных федеральных структур. И подчеркнул, что это поручение дано в связи с формированием принципиально новых подходов к развитию закрытых городов.
Важной особенностью программ развития атомных ЗАТО он назвал непосредственное участие Госкорпорации «Росатом» и градообразующих предприятий в их разработке и последующей реализации, а также участие федеральной, региональной и муниципальной власти в разработке таких комплексных документов.
Приветствуем программу!
Порядок разработки проекта комплексной программы развития ЗАТО Северск, ее структура, цели и задачи были установлены техническим заданием, согласованным администрациями Томской области и ЗАТО Северск, а также Сибирским химическим комбинатом. Разработчиком проекта программы по результатам открытого конкурса стал Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург).
В его основу положен анализ развития и перспектив градообразующего предприятия, основных секторов экономки муниципалитета, северской городской среды в целом. В нем определены возможные сценарии развития ЗАТО Северск с учетом его ключевых проблем и конкурентных преимуществ.
Как подчеркнул Николай Диденко, особенно актуальным становится выполнение мероприятий комплексной программы в контексте развития агломерационных процессов, реализации совместных межмуниципальных проектов.
«Надеемся, что разработанная комплексная программа развития ЗАТО Северск, реализация ее программных мероприятий станет гарантом стабильного экономического роста, проявлением более широких возможностей для привлечения инвестиций на нашу территорию, позволит создать условия для эффективной занятости населения и повысит уровень жизни северчан», - сказал он.
Поприветствовал участников слушаний и заместитель председателя северской Думы Александр Власов. Как он подчеркнул, сегодня наступил момент, когда стратегические документы, разработанные муниципалитетом, сверяются с планом развития атомной отрасли. При этом отметил, что представленная на слушаниях комплексная программа как раз и базируется на этих стратегических документах, а также на крупных проектах Сибирского химического комбината. Сказал и о необходимости учесть в ней интересы всех ее участников и сторонников. От этого и зависит ее жизнеспособность.
Возможные сценарии
Проект комплексной программы представил ведущий специалист департамента исследовательских проектов Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Павел Егоров.
Он проанализировал текущее состояние рынка труда в ЗАТО, основным сектором которого до недавнего времени был базовый - включающий в себя СХК и ряд других крупных предприятий. С ходом реструктуризации комбината значение этого сектора, по прогнозам разработчиков программы, будет уменьшаться. Взамен на первый план должны выйти другие секторы. Какие - во многом будет зависеть от принятого к реализации сценария развития ЗАТО Северск.
Анализируя сильные и слабые стороны нашего ЗАТО, докладчик в числе первых назвал высокий уровень бюджетной обеспеченности, наличие квалифицированной рабочей силы и научно-технического задела, включенность в технологические цепочки глобальной компании, близость к городу Томску и регионам с высоким сырьевым потенциалом. Все эти сильные стороны предоставляют для Северска возможность в ближайшей перспективе реализовать проекты в бюджетном секторе. Прежде всего это снижение рисков в реальном секторе экономики, реализация проектов трудоемких и инновационных.
К основным слабостям были отнесены все еще высокий уровень зависимости экономки города от одного предприятия – СХК, которая постепенно будет снижаться, ограничение для развития бизнеса, старение населения, миграционный и миграционный отток, низкий уровень предпринимательской активности и наличие нерешенных инфраструктурных проблем.
Это создает определенные угрозы и риски. И для того чтобы справится с ними при возникновении той или ной ситуации, разработчики предложили четыре сценария, каким образом можно муниципалитету двигаться вперед.
Первый - инерционный. Он связан с сохранением статуса ЗАТО и низким уровнем кооперации с Томском и вообще - агломерацией. Развитие муниципалитета обеспечивается за счет за счет крупных холдингов, подконтрольных государству. В данном случае – это Росатом.
Следующий сценарий - инновационный предусматривает усиление кооперации при сохранении и ослаблении статуса ЗАТО, а также запуск на территории ряда инновационных проектов в реальном секторе экономики, транспортной и социальной сфере.
Агломерационный сценарий подразумевает усиление кооперации между Томском и Северском по вопросам развития территории за счет внедрения мер поддержки на разных уровнях и выработки единой стратеги развития. Совместные проекты возможны в сфере высоких технологий, транспорта, инженерной инфраструктуры.
Еще один сценарий возможного развития событий - открытый город - предусматривает ликвидацию статуса ЗАТО. При таком сценарии логичны были бы попытки получить Северску новый статус, например наукограда.
В одной связке
Что в таком случае развития сценария «открытый город» потеряет муниципалитет, что приобретет? Отвечая на этот вопрос, Павел Егоров заметил, что этот сценарий появился в программе лишь потому, что был предусмотрен техническим заданием. Отвечая же по существу, пояснил, что в таком случае муниципалитет потерял бы немалую часть федеральных трансфертов. А что он приобрел бы, тут возможны различные предположения. Главное – это то, что ЗАТО Северск является привлекательной точкой на карте с точки зрения инвестиций в различные проекты, связанные с новациями, высоким технологиями, высокой капитализации интеллектуального труда. Но сначала нужно сделать «подушку безопасности», которая позволила бы перейти на этот сценарий. В принципе таковой и являются инновационный и агломерационный сценарии.
Участники слушаний поинтересовались, каким будет ежегодный объем финансирования комплексной программы, насколько реально получение средств из федерального бюджета. Докладчик сообщил о том, что такие средства предполагается выделять атомным ЗАТО. В этом случае каждый из них ежегодно будет получать от 150 до 400 миллионов рублей в зависимости от их возможностей и потенциала. У нашего закрытого города в этом смысле положение выигрышное.
Также Павел Егоров отметил, данный документ готовился по заданию ныне ликвидируемого Министерства регионального развития,
и теперь дела, связанные с развитием ЗАТО, переданы Министерству экономического развития, где для этого создается специальный департамент. Участников публичных слушаний интересовало и то, какие проекты, указанные в комплексной программе, могут реализовываться за счет программ с финансированием другими министерствами. Докладчик сразу же назвал Минпромторг, который оказывает поддержку индустриальным паркам. То есть и наш промышленный парк, в принципе, может ее получить. Также следует ориентироваться и на программы Министерства транспорта в части строительства, реконструкции дорог.
Николай Диденко сообщил о том, что северский проект по строительству и созданию инженерной инфраструктуры промышленного парка включен в региональную программу. И есть все основания полагать, что определенные средства из областного бюджета на реализацию проекта будут выделены в следующем году.
Подводя черту, он сказал о важности и актуальности комплексной программы развития муниципалитета. «Сегодня мы формируем бюджет по программно-целевому методу, как это делается и на федеральном уровне. И теперь у нас есть комплексная программа, которая дает нам возможность войти в проект федерального бюджета в последующие годы», - подчеркнул он. Кроме того, одним из важных моментов является взаимодействие городской администрации и градообразующего предприятия при реализации поставленных задач. «Это говорит о том, что Северск и СХК должны быть вместе», - отметил Николай Диденко, завершая публичные слушания.
Александр ЯКОВЛЕВ
фото Сергея ВАТАГИНА