Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Минуй меня, чаша сия!
Говорят, что все счастливые семьи похожи друг на друга… А несчастливые? Слишком уж много факторов риска, возобладай хоть один их них, и ячейка общества мигом перекочевывает из разряда благополучных в несчастливые, где прежде всего страдают дети. Безработица, жилищные проблемы, пьянство, наркомания. Вот и растут дети сиротами при живых родителях или повторяют незавидную судьбу взрослых…
Официальная статистика вроде бы не дает поводов для чрезвычайного беспокойства: более пяти лет несовершеннолетних с диагнозом «наркомания» в Северске уже нет. Однако материнские сердца не могут быть спокойными, ведь те же школьные опросы показывают, что с каждым годом растет число несовершеннолетних, имеющих опыт употребления хотя бы раз синтетических наркотиков. Вот и шепчет перед сном каждая любящая мать: «Минуй меня, чаша сия…» Но одними мольбами делу не поможешь. Очевидно, что надо действовать, при этом семья и школа, общество и власть в этой борьбе должны объединиться, стать единомышленниками.
Часто родители недоумевают: почему ребенок пристрастился к наркотикам, ведь в семье достаток, дом – полная чаша, да и вниманием дитя не обделено? Часто вполне благополучные папы и мамы готовы отогнать от себя мысль о том, что они где-то что-то упустили в воспитании детей, просмотрели, недодали. Кивают на тлетворное влияние улицы, взваливают вину на общество. Кто прав? Кто виноват? По какой причине у несовершеннолетних формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ? Какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?
Нечего на зеркало пенять?
Педагоги чаще всего говорят о влиянии образцов поведения взрослых на растущего человека: мол, ребенок, усвоив их, воспроизводит далее в своей жизни. Есть даже мнение, что первые представления о наркотиках у него формируются в раннем детстве на основе наблюдения за поведением взрослых и в первую очередь - родителей. Впрочем, совсем необязательно, что родственники, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими… табака и алкоголя. А уж в нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным: существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий).
Знаю многие семьи, которые категорически не приемлют подобные обоснования. В этом случае приводится множество доказательств того, что культура пития не ухудшает бытия.
Да что там, в жизни немало примеров, когда папа и мама, что называется, злоупотребляют, а дети у них вырастают хорошими – работящими, целеустремленными, положительными… И все же, быть может, стоит задуматься?
Информ-зло
Впрочем, иным проще списать все на факторы внешние: мол, жить в обществе и быть свободными от общества нельзя. И у современных детей масса возможностей почерпнуть как полезную, так и весьма вредную информацию. Что ж, не будем повторять, что родители должны внимательно следить за тем, на каких сайтах проводит ребенок много времени, с кем общается. Однако специалисты, занимающиеся изучением общественного мнения, пришли к занимательным выводам: зачастую антинаркотическаая реклама, пропаганда оказывают… обратное воздействие на подростков. Почему? Да потому, что вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. «Наркотик уничтожит твою душу и отнимет свободу!», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом», «Не пробуй – не придется жалеть!». У ребенка появляются вопросы: «Почему в таких красках взрослые все это представляют?»
Психологи знают, что детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал - значит, надо попробовать!».
Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в Интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от «этого» оберегают?».
Так что убеждай, но с умом, формируя мотивацию к приобщению к здоровому образу жизни.
Важна личность, а не личина
Но, на мой взгляд, основным фактором, влияющим на то, будет ли ваш ребенок склонен к потреблению психоактивных веществ, все-таки является личностно-психологический. Как я убедилась, специалисты (медики, психологи, педагоги) тоже склонны так считать. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков, свойств характера, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно. Остановимся на некоторых из них.
Во-первых, незакаленность в отношении жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах. Во-вторых, наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся сверстников. В-третьих, чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (будь то родители или учителя), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону. В-четвертых, отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно вкупе со склонностью к лживости, обману, нечестности. В-пятых, замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость. Далее - легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности). Неспособность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре.
По течению
Особый фактор, который, как отмечают педагоги, все чаще преобладает у современных детей, это социальный инфантилизм. У многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность, несформированность жизненных целей и в целом - отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание потребительских установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться. Присутствие у ребенка данных качеств способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
К наркотикам может привести ребенка и… потребность в общении со сверстниками – это когда ребенок изо всех сил хочет быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими, когда он проявляет любопытство (хочет узнать, «что это?»). А еще ребенком может двигать желание непременно казаться взрослым, отсюда и подражание кумирам, лидерам, более сильным сверстникам.
Группы риска
Родители часто задают специалистам вопрос: когда наиболее вероятно у молодежи формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ?
Ответ очевиден: такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую. Медики утверждают, что первым большим критическим периодом для детей является время, когда они… поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей. И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по профилактике наркозависимости должна начинаться, видимо, с начальной школы.
А потом? Думаю, теперь вы и сами без труда выделите наиболее сложные периоды в жизни ребенка. Так, при переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз. Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, молодые люди встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Одни преодолевают эти трудности с честью, другие – приобретают вредные привычки и зависимости…
Кто, если не я?
Что делать и как с этим бороться? Заниматься воспитанием личности. Заниматься воспитанием с любовью и терпением. Ребенок, у которого развито чувство самоуважения, который чувствует себя любимым и нужным в семье и обществе, ребенок талантливый, уверенный в своих силах; ребенок, умеющий принимать ответственные решения, способен сказать наркотикам «нет!». Вы же такого члена общества воспитываете?
Ирина ЯКОВЛЕВА
Официальная статистика вроде бы не дает поводов для чрезвычайного беспокойства: более пяти лет несовершеннолетних с диагнозом «наркомания» в Северске уже нет. Однако материнские сердца не могут быть спокойными, ведь те же школьные опросы показывают, что с каждым годом растет число несовершеннолетних, имеющих опыт употребления хотя бы раз синтетических наркотиков. Вот и шепчет перед сном каждая любящая мать: «Минуй меня, чаша сия…» Но одними мольбами делу не поможешь. Очевидно, что надо действовать, при этом семья и школа, общество и власть в этой борьбе должны объединиться, стать единомышленниками.
Часто родители недоумевают: почему ребенок пристрастился к наркотикам, ведь в семье достаток, дом – полная чаша, да и вниманием дитя не обделено? Часто вполне благополучные папы и мамы готовы отогнать от себя мысль о том, что они где-то что-то упустили в воспитании детей, просмотрели, недодали. Кивают на тлетворное влияние улицы, взваливают вину на общество. Кто прав? Кто виноват? По какой причине у несовершеннолетних формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ? Какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?
Нечего на зеркало пенять?
Педагоги чаще всего говорят о влиянии образцов поведения взрослых на растущего человека: мол, ребенок, усвоив их, воспроизводит далее в своей жизни. Есть даже мнение, что первые представления о наркотиках у него формируются в раннем детстве на основе наблюдения за поведением взрослых и в первую очередь - родителей. Впрочем, совсем необязательно, что родственники, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими… табака и алкоголя. А уж в нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным: существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий).
Знаю многие семьи, которые категорически не приемлют подобные обоснования. В этом случае приводится множество доказательств того, что культура пития не ухудшает бытия.
Да что там, в жизни немало примеров, когда папа и мама, что называется, злоупотребляют, а дети у них вырастают хорошими – работящими, целеустремленными, положительными… И все же, быть может, стоит задуматься?
Информ-зло
Впрочем, иным проще списать все на факторы внешние: мол, жить в обществе и быть свободными от общества нельзя. И у современных детей масса возможностей почерпнуть как полезную, так и весьма вредную информацию. Что ж, не будем повторять, что родители должны внимательно следить за тем, на каких сайтах проводит ребенок много времени, с кем общается. Однако специалисты, занимающиеся изучением общественного мнения, пришли к занимательным выводам: зачастую антинаркотическаая реклама, пропаганда оказывают… обратное воздействие на подростков. Почему? Да потому, что вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. «Наркотик уничтожит твою душу и отнимет свободу!», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом», «Не пробуй – не придется жалеть!». У ребенка появляются вопросы: «Почему в таких красках взрослые все это представляют?»
Психологи знают, что детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал - значит, надо попробовать!».
Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в Интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от «этого» оберегают?».
Так что убеждай, но с умом, формируя мотивацию к приобщению к здоровому образу жизни.
Важна личность, а не личина
Но, на мой взгляд, основным фактором, влияющим на то, будет ли ваш ребенок склонен к потреблению психоактивных веществ, все-таки является личностно-психологический. Как я убедилась, специалисты (медики, психологи, педагоги) тоже склонны так считать. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков, свойств характера, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно. Остановимся на некоторых из них.
Во-первых, незакаленность в отношении жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах. Во-вторых, наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся сверстников. В-третьих, чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (будь то родители или учителя), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону. В-четвертых, отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно вкупе со склонностью к лживости, обману, нечестности. В-пятых, замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость. Далее - легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности). Неспособность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре.
По течению
Особый фактор, который, как отмечают педагоги, все чаще преобладает у современных детей, это социальный инфантилизм. У многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность, несформированность жизненных целей и в целом - отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание потребительских установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться. Присутствие у ребенка данных качеств способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
К наркотикам может привести ребенка и… потребность в общении со сверстниками – это когда ребенок изо всех сил хочет быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими, когда он проявляет любопытство (хочет узнать, «что это?»). А еще ребенком может двигать желание непременно казаться взрослым, отсюда и подражание кумирам, лидерам, более сильным сверстникам.
Группы риска
Родители часто задают специалистам вопрос: когда наиболее вероятно у молодежи формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ?
Ответ очевиден: такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую. Медики утверждают, что первым большим критическим периодом для детей является время, когда они… поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей. И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по профилактике наркозависимости должна начинаться, видимо, с начальной школы.
А потом? Думаю, теперь вы и сами без труда выделите наиболее сложные периоды в жизни ребенка. Так, при переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз. Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, молодые люди встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Одни преодолевают эти трудности с честью, другие – приобретают вредные привычки и зависимости…
Кто, если не я?
Что делать и как с этим бороться? Заниматься воспитанием личности. Заниматься воспитанием с любовью и терпением. Ребенок, у которого развито чувство самоуважения, который чувствует себя любимым и нужным в семье и обществе, ребенок талантливый, уверенный в своих силах; ребенок, умеющий принимать ответственные решения, способен сказать наркотикам «нет!». Вы же такого члена общества воспитываете?
Ирина ЯКОВЛЕВА