Четверг
25 апреля 2024г.
17:59
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
От сердца к сердцу: как сохранить навеки живую память о войне
Увы, с каждым годом все меньше становится ветеранов, живых свидетелей самой страшной за все время существования человечества войны. Именно встречи с ними, непосредственными участниками тех событий, больше всего вызывают у школьников интерес к трагическим и в то же время героическим страницам истории нашей страны. Еще одним источником информации о Великой Отечественной войне являются школьные музеи. Причем дети здесь порой непросто зрители и слушатели. Школьники, входящие в актив музея, сами становятся историками, исследователями, художниками-оформителями и экскурсоводами, пропускают всю полученную информацию через сердце и пытаются ее донести до своих сверстников. Недавно мы побывали в двух таких музеях - школы № 84 и Северской гимназии. Музейщики этих общеобразовательных учреждений, как и шести других школ города, приняли участие в ежегодном муниципальном смотре-конкурсе школьных музеев, подготовив экспозицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
 
Мой дедушка – герой!
Поразительно, как в сравнительно небольшом кабинете школы № 84 смогло поместиться столько экспонатов! Какая огромная работа была проделана группой учащихся разных классов и учителей технологии во главе с руководителем музея Александрой Никиенко. Вдоль одной стены - фотографии, документы и награды ветеранов (родственников школьников и педагогов), газета «Народный мститель» 1943 года, пробитая в нескольких местах солдатская каска, корпус гранаты-«лимонки», болванка от мины, найденная одним из учеников на Чекисте, куда в годы войны был эвакуирован Харьковский минный завод. Вдоль другой стены - макет танкового сражения. Ученица щелкает выключателем, и в сторону врага поворачивается башня нашей легендарной «тридцатьчетверки», вспыхивают освещенные огнем лампочек языки пламени подбитой немецкой «пантеры».
Но главные персонажи этой выставки – дети войны. Вот за стеклом витрины детские кукольные фигурки в полосатых робах, огороженные рядами колючей проволоки.
- На оккупированных фашистами территориях создавались концентрационные лагеря, где завоеватели не щадили даже малышей, - говорит Александра Аркадьевна. – В Северске проживает 23 узника концлагерей. Наши ребята встречались с ними, писали о них работу.
Воспоминания этих людей, звучат у нас на выставке. Посетителям музея мы даем карточки, на которых записаны переживания юных узников. Например, «Мне было очень страшно» или «Меня оторвали от мамы, я плакал». Таким образом, мы хотим, чтобы дети сами ощутили, что чувствовали тогда их сверстники.
Отдельные стенды посвящены комсомольцам-молодогвардейцам и пионерам-героям. Фотографии, рассказы об их подвигах и трагической судьбе. Для экскурсии ребята даже стихи сочинили про каждого юного героя.
- Мы сделали акцент на теме «Детство и война», чтобы вызвать у школьников интерес к выставке, - продолжает Александра Аркадьевна. – А вообще, анализируя музейные уроки по военной тематике, мы пришли к выводу, что многие учащиеся мало знают о героях Великой Отечественной войны, о ее важных битвах и городах воинской славы. Основываясь на этих фактах, нам стало ясно, о ком и о каких событиях можно рассказать с помощью экспозиции. Поэтому выставке мы придумали более общее название «Память, которой не будет забвенья».
К созданию экспозиции подключился не только актив музея, который составляет около 30 человек. С большим желанием приняли в участие в проекте «История войны в судьбе моей семьи» и другие учащиеся, самыми активными были ученики 2 В класса: на выставке представлено несколько папок с рассказами школьников о боевом пути прадедов.
- Я писал о своем дедушке Василии Романовиче Ломинском – ему 92 года, - рассказывает ученик 3 Б класса Александр Лисовский. – У него два ордена Красной Звезды. А еще он был ранен – получил 24 осколка от гранаты: 22 из них вытащили, а два осталось. Я горжусь своим дедом - он участвовал во взятии Берлина. В одном из сражений его танк подорвали, и дедушка два километра нес по вражеской территории своего товарища, уже мертвого… Они были лучшими друзьями, и дедушка не хотел его оставлять на поле боя даже убитым.
Почему школьники занимаются музейной работой, тратят на это уйму времени, когда вокруг столько других интересов и соблазнов? Пообщались мы на эту тему с ученицами 8 А класса Юлией Павликовой и Лизой Устюжанцевой. Говорят, нравится им узнавать много нового, заниматься исследовательской работой: то про детей войны информацию собирают, то про верную спутницу бойцов - разудалую певунью-гармошку. А потом с этими докладами на областных конференциях выступают, первые места занимают. Но самое ценное то, что подростки знают о фронтовой судьбе своих прадедов, и эту информацию готовы передавать своим будущим детям и внукам. Почему это важно?
- Сегодня часто коверкают историю, - считает Лиза Устюжанцева. - Говорят, не наша страна победила в Великой Отечественной войне, и что вообще Советский Союз напал на Германию и другие страны. Но благодаря нашим прадедам, мы знаем правду, знаем настоящую историю, и должны сохранять ее для будущих поколений.
 
Главное – заставить детей думать
Выставка школьного музея Северской гимназии поразила своей образностью и созданием эффекта присутствия. Здесь не было ни одной лишней детали – все работало на общую идею экспозиции.
- В этом году мы решили посвятить выставку культуре и искусству в годы Великой Отечественной войны, - говорят руководители музеев Татьяна Баранова и Наталья Черепанова. - Потому что именно культура и искусство лучше всего влияют на эмоциональное восприятие детей.
Первое, что бросается в глаза, – лежащая на топчане в позе замерзающего человека девочка-подросток (со спины манекен очень трудно отличить от живого ребенка). Видно, что ее никак не могут согреть искусственная шубейка, теплый платок и валенки. И как будто она специально отвернулась к стенке, чтобы сохранять выдыхаемое тепло. Рядом железная печурка, в которой для растопки сложены книги – единственные оставшиеся «дрова» в доме. Над девчушкой висят странички ее дневника. Неровным почерком обессилевший от голода ребенок, уже не способный на живые эмоции, написал:
«Женя умерла 28 дек. в 12 ч. утра, 1941 год»,
«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня, 1942 год»,
«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра, 1942 год»,
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи, 1942 год»,
«Дядя Леша - 10 мая в 4 ч. дня, 1942 год»,
«Мама – 13 мая в 7.30 утра, 1942 год»,
«Савичевы умерли»,
«Умерли все»,
«Осталась одна Таня».
- Это дневник Тани Савичевой, 12-летней жительницы блокадного Ленинграда, - комментируют наши экскурсоводы. - Дети всегда воспринимают этот раздел выставки очень эмоционально. У многих слезы на глазах наворачиваются. Однажды мы привели второклашек – все девочки ревели. Поэтому мы стараемся его показывать ученикам пятого класса и старше.
Раздел «Симфония мужества» посвящен культуре и искусству жителей блокадного Ленинграда - талантливых художников, музыкантов, поэтов, которые своими произведениями поднимали дух несломленных Ленинградцев. Здесь и фотографии
Дмитрия Шостаковича, автора известной «Ленинградской» симфонии, и Ольги Берггольц, стихи которой каждое утро звучали по городскому радио.
Но начинается выставка с раздела «Вторжение». На полотнище со свастикой лежат каски оккупантов, футляр от немецкого противогаза, привезенные поисковым отрядом школы № 77 с мест боев под Сталинградом еще в 60-е годы, и даже столовые приборы завоевателей. Оформленный в черные тона юными художниками гимназии, этот раздел контрастирует с выбеленной светлой русской избой, где на печи и по полатям расставлена нехитрая деревенская утварь – дар музею ученика 9 класса Саши Барсукова. Война вторглась в мирный уклад городов и деревень, разрушила семьи, разлучили с близкими. Провожали мужей и сыновей на войну с частушками, грустными  песнями. Народному творчеству того периода и посвящен этот раздел выставки.
У бревенчатой стены землянки, где представлены предметы военного быта советских бойцов, можно послушать «Катюшу», «Бьется в тесной печурке огонь», «Синий платочек», узнать, как целые бригады известных артистов эстрады, театра и цирка колесили по фронтовым дорогам, создавая в редкие минуты тишины атмосферу праздника нашим солдатам. А еще можно посмотреть кукольный спектакль на тему «Как Петрушка Гитлера дубасил» - довольно популярный в то время в тылу и на фронте. В качестве артистов-кукольников выступают ученицы 6 А класса Катя Жданович и Алиса Кирютенко, а изготовили куклы мастерицы 6-го и 8-го классов.
А сколько еще интересного можно узнать на этой выставке, сколько уникальных документов и фотографий увидеть! Вот агитационные плакаты времен войны – знаменитые «окна ТАСС», газеты тех лет, а вот афиша томского концертного зала от 18 апреля 1943 года, приглашающая на один дневной сеанс психологических опытов известного мага Вольфа Мессинга, рядом анонс концерта Исаака Дунаевского и гастролей Московского кукольного театра под управлением Сергея Образцова.
Своеобразным итогом военного лихолетья, отражающим трагедию людей, стала фотовыставка в конце экспозиции. Все снимки на ней перечеркнуты, а внизу сделаны многозначительные надписи: под изображением беззаботно резвящихся ребятишек – «Не сбылось», под фотографией играющего на гармошке бойца – «Неизвестная судьба», под фото счастливой семьи – «Не успели». Миллионы судеб перечеркнула эта война…
- Дети надолго останавливаются у этого раздела, с интересом рассматривают старые фотографии, выдвигают версии о том, что не сбылось, что не успели. И это хорошо, что они рассуждают. Все-таки самое главное – не просто сделать интересную выставку, которую посмотрел и забыл, самое главное – заставить детей думать, - считают руководители музея.

Итоги
Организаторы ежегодного смотра-конкурса (представители координационного совета музеев общеобразовательных учреждений, при участии ресурсного центра образования, управления образования, управления молодежной и семейной политики, культуры и спорта, городского совета ветеранов, музея г. Северска) по достоинству оценили работы музеев школы № 84 и Северской гимназии и присудили им первое место в номинации «Экспозиция «70 лет Победе в Великой Отечественной войне». Второе место поделили школы № 78 и 198. Третье заняла школа № 76.
В номинации «Организационная и культмассовая работа по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» места распределились следующим образом: первое место - школа № 76, второе – № 84, третье – школа № 88 им. А. Бородина и А. Кочева и Северский кадетский корпус.
 
Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № № 15 (1317)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске