Суббота
27 апреля 2024г.
00:03
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Мал золотник, да дорог!
Очевидное-невероятное – современных дошкольников можно смело назвать инженерами-конструкторами, ведь ребятишкам под силу создавать удивительные модели супердомов, космических кораблей и роботов! В этом мы убедились, побывав в среду в северском детском саду № 54, где проходил финал муниципального конкурса “Юный конструктор”.
Пока конкурсанты устанавливают на всеобщее обозрение свои модели, основная публика – группы поддержки (дети, родители и воспитатели) - весело распевает песни. Что ж, правильный настрой! А мы беседуем с организаторами.
-  Как пришла идея увлечь малышей техническим творчеством? Мы попытались восполнить пробел в развитии дошкольников, - рассказывает Александра Иннокентьевна Мухина, методист Ресурсного центра образования. – Ведь, как правило, для детей такого возраста проводится очень много творческих конкурсов. И, конечно, при этом дети рады показать свои вокальные, танцевальные способности, художественные таланты.  А вот конкурсов, где ребятишки могли бы  проявить свои конструктивные способности, интеллектуальные возможности, явно не хватало. Вот в прошлом году мы впервые и заявили о турнире среди дошкольников по шашкам, о конкурсе “Юный конструктор”. Детям понравилось, а нас, взрослых,  результаты, показанные дошкольниками, очень впечатлили. А потому решили эти состязания сделать традиционными. Нынче уже прошли отборочные туры в детских садах города, а сегодня – финал конкурса. Итоги будем подводить в трех номинациях – объемное конструирование из бумаги; моделирование из разных видов конструктора и робототехника. Участники – дети 6-7 лет, воспитанники дошкольных учреждений города.
В чем отличие нынешнего конкурса? Во-первых, участников было заявлено значительно больше. Так, в первом туре было представлено 38 работ. Но количество детей, вовлеченных в этот процесс, гораздо больше, ведь было немало коллективных работ. В финал вышли по три модели в каждой номинации – девять работ.
- Дети почувствовали вкус творчества, - говорит Александра Иннокентьевна. – Да и соревновательный дух, как оказалось, им не чужд. Надо отметить, что с каждым годом дошкольники становятся все развитее. К примеру, в прошлом году номинации робототехника не было, а нынче это направление очень популярно у детей в связи с тем, что проект по робототехнике в детских садах успешно реализуется, и уже есть хорошие результаты.
Как отмечают педагоги, конкурс “Юный конструктор” очень актуален и с точки зрения концепции развития математического образования. И именно в детском саду надо делать в этом направлении первые шаги. Как добиться успехов на этом пути? Во-первых, воспитатели должны быть достаточно квалифицированными, идти в ногу со временем. Во-вторых, согласно федеральному стандарту развивающая среда претерпевает существенные изменения в дошкольных учреждениях.
- К примеру, когда мы подбирали новое оборудование, чтобы его представить нашим коллегам в дошкольных учреждениях, мы обращали их внимание на различные конструкторы, - продолжает рассказ Александра Мухина. – Так, мы показали комнату-конструктор. Играя, ребенок может создать из деревянных блоков себе уголок, отвечающий его представлениям об удобстве и комфорте. Конструктор – удивительная игрушка, ведь он многофункционален (а это, кстати, одно из требований стандарта), он позволяет ребенку проявить творчество, инициативу. Кстати, на конкурсе, мы особо отмечали работы, при создании которых дети действовали не только по инструкции, но и добавляли что-то свое. Если сравнить детей нынешних и шестилеток начала 2000-х годов, то можно заметить существенную разницу. У современных детей фантазии смелее. А еще в них больше уверенности, что все, о чем они мечтают, нафантазируют, непременно сбудется. К примеру, дети нулевых и представить себе не могли, что они смогут сами создавать роботов. А современные дети не представляют уже мир без роботов! И развитию этих замечательных качеств у детей способствует игровая среда. Посмотрите, какие конструкторы сегодня предлагает промышленность для дошкольников, какие конструкторы использовали наши конкурсанты при создании своих моделей!
Мал золотник, да дорог! Мы вспомнили эту поговорку, увидев конкурсантов и их работы. Участники конкурса представляли по очереди свои работы. Как полноценные разработчики, многоопытные конструкторы, авторы говорили о том, как возникла идея создания именно этой модели, объясняли конструктивные особенности, рассказывали об используемых материалах. Весьма заинтересованная публика – дошколята из других детских садов, случала очень внимательно, а потом задавала юным конструкторам множество вопросов по существу. Умение реагировать на критику, желание делиться секретами, находчивость – все эти качества, помимо творческого потенциала, тоже оценивали члены жюри.
Интересно, что в процесс оценки работ были вовлечены не только люди взрослые - опытные педагоги (Александра Михайловна Сеина, преподаватель Северской гимназии; Ольга Владимировна Коновалова, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе детского сада № 11; Елена Валерьяновна Леонтьева, методист Ресурсного центра образования, муниципальный координатор проекта “Школа Росатома”,  Лариса Юрьевна Ковалева, заместитель директора Ресурсного центра образования), но и дети – в каждой из номинаций присуждался приз зрительских симпатий.
Первыми были представлены работы в номинации объемное конструирование из бумаги. Коллективная работа подготовишек из детского сада № 11 “Город детства” была выполнена в технике оригами и аппликации.
- “Буран” - это советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования, - так грамотно начал свою презентацию Арсений Ким, воспитанник детского сада № 30 . – Корабль предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов; доставки модулей и космонавтов для сборки на орбите межпланетных комплексов. А еще с его помощью можно возвращать на Землю неисправные спутники; возить грузы по маршруту Земля – космос - Земля. Моя модель сделана из бумаги. Чертежи мы с папой нашли в сети Интернет.
Ангелина Гришина (детский сад № 54) с мамой склеила из картона мифического дракона Смауг.
- Этот дракон из легенд скандинавских народов. Смауг жил в пещере и спал на груде камней, похищенных у гномов. Он так долго лежал на груде сокровищ, что драгоценности накрепко прилипли к животу дракона. Вот и у меня он весь в стразах! Один глаз Смауг всегда открыт, чтобы никто не смог похитить сокровища, – Ангелина просто заворожила ребятишек волшебной сказкой.
А наяву казалось, что дракон нам подмигивает хитрым глазом.
Следующая номинация – конструирование из разного вида конструкторов. Дом времени, который сконструировал Артем Назаров из детского сада № 40, поразил многих взрослых, ведь это многоуровневое сложное творение - есть крутящаяся платформа, несколько входов, камин с прозрачной крышкой. Система охраны дома такова – дом сторожит собака, а об ее безопасности заботится скорпион. Артем талантливый, но пока еще очень скромный, потому доверил презентацию проекта воспитателю.
Детский сад № 44 на конкурс выставил коллективную работу“Пизанская башня”. Дело в том, что в прошлом году ребятишки участвовали в соревнованиях по робототехнике и за победу получили в подарок конструктор. Собирали башню группой три занятия, а дома с родителями черпали информацию из Интернета об этом удивительном сооружении.
Саша Давыдов из детского сада № 11 завоевал сердца мальчишек, ведь наверняка каждый мечтал о таком корабле, который он смастерил с папой. Огромный, красивый, объемный. Можно было рассмотреть не только то, что есть на палубе, но и внутри – машинное отделение, капитанская рубка, трюм… К тому же многие отметили не только конструкторские способности Саши, но и его умение общаться с оппонентами.
А дальше – самая интересная, самая зрелищная часть конкурса – робототехника. Вот уж не завидую жюри – выбирать победителя, наверняка будет сложно.
Олег Блинов из детского сада № 11 с увлечением рассказал о возможностях сконструированного им экскаватора.
- Не верните? Тогда смотрите, как он может захватить и поднять вверх легковой автомобиль! – говорит конкурсант.
И правда, мощная техника слушается своего создателя.
Вова Беленченко (детский сад № 37) представил целое шоу с танцующим роботом. Зал аплодировал!
А Богдан Махкамов, воспитанник детского сада № 25, посвятил свое творчество 70-летию Великой Победы. Его работа называлась “Парад на Красной площади”. На идею играло все – и военная форма Богдана, и очень реалистично сконструированный Кремль, и роботы - военная техника.
- А кем же ты хочешь стать, когда вырастешь? – задали юному конструктору представители жюри, наверняка рассчитывая получить в ответ “инженером”, “зенитчиком”, или “танкистом”.
Но взрослые просчитались!
- Главнокомандующим! – скромно ответил Богдан.
А кто стал победителем? Пока взрослые подсчитывали баллы, участников и зрителей ждал сюрприз - световое шоу, которое показали студенты ТГАСУ Татьяна Лундяк и Роман Петрушин. Удивительное сочетание музыки и световых эффектов просто заворожило всех!
Итак, ответственный момент. Сейчас мы узнаем, как распределились места.
 
 
Номинация “Конструирование из разных видов конструктора”:
Давыдов Александр (МБДОУ “Детский сад № 11”), “Корабль” - 1 место;
Назаров Артем (МБДОУ “Детский сад № 40”), “Дом времени” - 2 место;
Коллективная работа (МБДОУ “Детский сад № 44”), “Пизанская башня” - 3 место;
Завьялов Егор (МБДОУ “Детский сад ОВ № 53”), “Детский парк развлечений” - специальный приз жюри.

Номинация “Робототехника”:
Махкамов Богдан, Гусейнов Ибрагим (МБДОУ “Детский сад № 25”), “Парад Победы на Красной площади” - 1 место;
Беленченко Владимир (МБДОУ “Детский сад № 37”), робот “Танцуй, танцуй” - 2 место;
Блинов Олег (МБДОУ “Детский сад № 11”), “Экскаватор” - 3 место.

Номинация “Объемное конструирование из бумаги”:
Гришина Ангелина (МБДОУ “Детский сад ОВ № 54”), “Мифический дракон Смауг” - 1 место;
Ким Арсений (МБДОУ “Детский сад № 30”), “Космос. Орбитальный корабль “Буран” - 2 место
Коллективная работа (МБДОУ “Детский сад № 11”) “Город детства” - 3 место.

Вы заметили, что мнение взрослых членов жюри и детей полностью совпали? На наш взгляд, это говорит о том, что судили и те и другие по справедливости.
Все победители получили замечательные награды – почетные грамоты и  подарки (разумеется, конструкторы).

Ирина ЯКОВЛЕВА
Фото автора
 
                        
                        
Выпуск № № 18 (1320)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске