Четверг
25 апреля 2024г.
21:39
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Вот такая она, радиола "Гармония"
Девятиклассник Северского лицея Игорь Гузенко стал победителем всероссийской олимпиады школьников по технологии. В прошлом году он на нее не попал:  в областном этапе занял первое место, но не прошел по баллам. В этом году выступил гораздо лучше, потому что подготовка была хорошая, и вместе со своим руководителем Сергеем Путилиным, представлявшим нашу область, и еще двумя школьниками отправился на заключительный этап олимпиады, который проходил в Санкт-Петербурге.
За теорию Игорь получил двадцать пять баллов из тридцати пяти возможных, ответив за определенное время, как и другие участники, на тридцать пять вопросов. Практику он выполнил замечательно – сорок баллов из сорока. Защита творческого проекта у него лучшая – набрал сорок семь баллов. В итоге он занял первое место среди девятиклассников.
Его творческую работу, радиолу «Гармония», мы, журналисты, смогли увидеть в кабинете директора лицея. «Мы собрали вот такую радиолу. Это акустический аппарат, объединяющий в себе электропроигрыватель в отдельном корпусе и радиоприемник, - рассказывает Игорь. - Она собрана полностью на лампах. Здесь нет транзисторов вообще. Радиоприемник радиолы переведен на ФМ-диапазон. То есть принимает самые популярные, известные радиостанции. Аппарат воспроизводит грампластинки всех форматов – советские и современные. Сюда же мы встроили МП3-плеер – с флешек можно читать файлы, и  все это воспроизводится на встроенной акустической системе».
Игорь говорит «мы», потому что он «Гармонию» собирал вместе со своим учителем Сергеем Путилиным. Но такая идея пришла именно к нему. Он уже давно занимается радиоэлектроникой. Коллекционирует винтажные советские ламповые акустические агрегаты, восстанавливая их, давая им вторую жизнь. В прошлом году он сделал радиоприемник ламповый. А в этом году решил сделать полностью ламповую радиолу под советский стиль. За лето придумал принципиальную схему и прочее и уже с готовой технической документацией пришел к своему учителю.
Вместе они кое-что подкорректировали и приступили к работе. Три месяца после уроков в школьной мастерской мастерили, собирали с нуля этот агрегат, засиживаясь до девяти часов вечера. Полностью погрузились в процесс создания. Торопились успеть к региональному этапу олимпиады.  
«Это действительно наша разработка», - считает школьник. Об этом доходчиво говорится в его пояснительной записке, которая по сути своей представляет объемную дипломную работу. Приведем некоторые выдержки из нее. 
«Поскольку мне очень нравятся радиолампы внешне, я решил собрать усилитель на октальных радиолампах, которые будут размещены в специальных нишах на передней панели. Сейчас везде преобладают стереофонические акустические системы. Однако делать классическую радиолу стереофонической смысла не имеет, поскольку стереоэффект возникает только при разведении на достаточно большое расстояние колонок каждого радиоканала. Поэтому моя радиола будет монофонической. Чтобы расширить диаграмму направленности звуковых волн, излучаемых радиолой, я решил сконструировать особую конструкцию акустической системы». И далее автор излагает суть своего решения.
Или вот еще: «В советских радиолах задняя стенка была сделана из ДВП, имела множество отверстий. Такой тип акустической системы называется открытым. Он имеет множество недостатков. Излучаемая громкоговорителем волна назад проходит через тонкую заднюю стенку из ДВП с отверстиями, отражается от стены и соприкасается с волной, излучаемой вперед. Две волны, встретившись, гасят друг друга, вызывают искажения и нежелательные призвуки. А ведь главная роль «акустического ящика» - это отделить волну, излучаемую вперед, от волны, излучаемой назад. В этом более совершенен закрытый тип акустического оформления. Он дает более глубокий и естественный бас, что придает звуку объем. Поэтому я решил сделать закрытый тип корпуса».
А это уже о приемнике:
 «Поскольку я занимаюсь ремонтом и восстановлением советских ламповых радиол, приемников, телевизоров, я понял, что схемы приемников в радиолах второго поколения похожи как близнецы. Так, сейчас практически «отмерли» диапазоны ДВ, СВ, КВ, УКВ (на них осталось очень мало станций), а все современные и популярные радиостанции находятся на УКВ и FM-диапазоне, то решено сделать приемник именно для этих частот.
Как оказалось, схем ламповых приемников на FM-диапазоне практически не существует, а те, которые есть, содержат в себе транзисторы и очень сложны». И далее автор опять-таки излагает суть своего решения.
И таких мест, которые мне, журналисту, показались интересными и понятными, в  пояснительной записке предостаточно. Без преувеличения скажу, читается она на одном дыхании. Кстати, в ней даже себестоимость этого акустического аппарата подсчитана, самую большую составляющую которой определяет стоимость ламп. Затраты на его изготовление - а радиодетали приобретались в магазине -  составили пять тысяч рублей.
«Чем ваш аппарат отличается от современных, которые можно купить в магазине?» - спрашиваю у Игоря. «Ламповые усилители звучат лучше транзисторных. Радиолампы имеют большее напряжение питания. Поэтому можно раскачать большую мощность выходную, без искажений. Поэтому радиолампы звучат гораздо лучше и чище, естественней», - объясняет он.
Почему – «Гармония»? «Мы вообще перебирали множество названий. Так как, наверное, советские конструкторы, которые проектировали радиолы, уже хорошие названия разобрали, мы посчитали, что это будет наиболее подходящим, тоже хорошим. Наверное, я хотел, чтобы в моей радиоле было все гармонично» - улыбается Игорь.
Откуда такая тяга к советскому стилю? Говорит, ему нравятся аппараты того времени, в них он видит особую красоту - как по дизайну, так и с технической стороны. Особенно ему нравятся радиолы первого поколения, сороковых-шестидесятых годов, которым присуща винтажная красота, плавность форм, элегантность.
Самая старая у него вещь в коллекции – семейная радиола «Урал» 1957 года выпуска. Ее он привез из гаража, отреставрировал, наладил. Коллекция, в которой только усилительных аппаратов с радиоприемниками насчитывается десять, частично размещена и на даче, и у бабушки.
«Не примите меня за какого-нибудь старьевщика, - смеется Игорь. - Я нормальный современный подросток. Занимаюсь радиоэлектроникой. Играю на гитаре. Люблю снимать видеоролики».
Радиоэлектроника для него – хобби. Какую специальность он хотел бы в будущем получить, в какой вуз поступить – пока не определился. Но говорит, что по складу ума он все же гуманитарий, ему ближе творческое направление.
А между тем, как нам сообщила директор «Северского лицея» Татьяна Батраченко, его как победителя всероссийской олимпиады уже пригласили поступить без конкурса в Петербургский государственный университет. Но не факт, что он, окончив общеобразовательное учреждение, откликнется на это приглашение.  
Кстати, как победитель всероссийской олимпиады он получил денежное поощрение в размере шестидесяти тысяч рублей, и еще десять тысяч рублей перед тем – за результат на областном этапе этой олимпиады.
Деньги он копит. На машину. Говорит, в ближайшем будущем ее купит. Какую именно – это секрет. Так он ответил на вопрос журналистов.
Впрочем, я быстро просчитал все варианты, сопоставив некоторые детали. Какую машину Игорь может купить в ближайшем будущем на деньги, которые он к этому времени сможет накопить? Шепнул ему: «Намекни мне. Это будет ретроавтомобиль?» 
Так как я попал в «яблочко», Игорь признался как на духу: «Считаю, что самый лучший, красивый советский автомобиль – это двадцать первая «Волга». Да, я хочу ее купить и отреставрировать».
Но вот телевизионщики попросили его показать радиолу в работе. «Поставь пластинку», - попросили они. «Я понял – будем кино снимать», - ответил он.
И пластинка из школьного кабинета музыки закрутилась. Зазвучал «Венгерский танец № 5» Брамса.
Две большие радиолампы усилителя, вынесенные наружу, светились синевой, унося нас, взрослых людей, собравшихся в директорском кабинете, в прошлое – в далекое детство, где под звуки родительской радиолы в душе рождалось чувство гармонии, радости и счастья.   

Александр ЯКОВЛЕВ
фото автора
                        
                        
Выпуск № № 18 (1320)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске