Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Государственной важности
Каждый город, как и человек, имеет свой ритм жизни, свои неповторимые черты. Северск по праву называют городом уникальным, ведь северчане во многом были первыми в стране, построив город, где градообразующим предприятием стал уникальный комбинат, где впервые в стране, да что там, в мире, был пущен промышленный атомный реактор.
Сегодня Северск - самый большой город из закрытых административно-территориальных образований системы Минатома. В нем проживает свыше 114 тысяч человек. И он по-прежнему самый-самый лучший для его первостроителей, для работников комбината, для рядовых горожан - спортсменов и музыкантов, работников бюджетной сферы и предпринимателей, пенсионеров и совсем юных жителей. Но, как и в прошлом столетии, население нашего закрытого города связывает свое будущее, будущее Северска с развитием Сибирского химического комбината.
Сегодня «Диалог» начинает цикл публикаций «Рожденная Победой», посвященных становлению города и атомной промышленности, славным трудовым традициям, прошлому и будущему Северска и комбината, северчанам, ковавшим атомный щит Родины.
Средь болот и тайги
Невероятно, но факт: Северск, выросший среди болот и тайги, строили не только комсомольцы-добровольцы, приехавшие на ударную стройку века со всех уголков СССР (энтузиазм молодежи вполне объясним, ведь в стране впервые задумали построить столь масштабный ядерно-энергетический комплекс, который стал бы надежным щитом в период «холодной войны», который и являлся бы градообразующим предприятием), не только профессиональные строители, но и военные, заключенные. Да-да, именно так, ведь труд предстоял нелегкий, а сроки правительство отводило для строительства этого стратегически важного объекта минимальные.
26 марта 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о создании вблизи города Томска комбината по производству высокообогащенного урана-235 и плутония. Новый промышленный комплекс (в будущем – Сибирский химический комбинат) первоначально назывался «Зауральская контора Главпромстроя» или Комбинат № 816. Почему выбор пал именно на нашу область, ведь очевидно, это не дело случая или чьей-то прихоти. Оказывается, к месту размещения такого ядерно-энергетического комплекса предъявляли особые требования. Какие? Например, удаленность от европейской части страны для безопасности от воздушных нападений потенциальных противников. Еще? Наличие вблизи будущего комплекса крупного источника относительно чистой и прохладной воды, что было совершенно необходимо для охлаждения работающего оборудования. Кроме того, разумеется, на территории должна быть отлаженная транспортная связь с промышленными центрами страны. Плюс еще территория должна была соответствовать массе сейсмических, геологических, гидрологических условий. Да, не стоит забывать, что принимали во внимание и сырьевые запасы, пригодные для производства строительных материалов. Как выяснилось, площадка под Томском идеально подходила! А еще особым грузом на чашу весов при принятии решения в пользу Томской области лег имеющийся образовательный потенциал.
Итак, Главпромстрой МВД СССР, уже имевший успешный опыт подобных строек, принялся за дело.
Лиха беда начало?
Конечно, лиха, ведь не было ничего - производственной базы, материальных ресурсов, жилья, рабочей силы, кадров, специалистов. Что уж говорить о бездорожье?
С первых дней строительства одной из главных задач стало возведение жилья для многочисленных прибывающих специалистов. А имевших квартиры в поселке Чекист, селе Иглаково, деревне Белобородово «уплотняли». Конечно, все проблемы эти меры не решали. А потому собирали временные фанерные и щитовые бараки, образовывая поселки строителей.
Говорят, когда прорубали первые просеки под будущие улицы города, впоследствии названные улицами Лесная, Комсомольская, Первомайская, то рабочие буквально тонули в грязи. А материалы и инструменты подвозили по «дорогам жизни». Что это такое? Нехитрые сооружения, состоявшие из бревенчатого настила, покрытого досками, скрепленное штырями и для прочности опоясанное толстой проволокой. Под тяжестью грузов такая дорога неизменно проседала, да и автотранспорт здесь мог двигаться только в одном направлении, тогда как для разъездов строили специальные площадки.
Помимо лежневки велось строительство грунтовых дорог, посыпанных гравием и шлаком. Но рубка леса, корчевка пней, землеройные работы - все вручную!
От поселка Чекист в сторону стройплощадки быстрыми темпами начали строиться первые километры узкоколейки. 7 августа 1949 года в Чекист мотовозом со станции «Томск-Грузовая» привезли первые узкоколейные паровозы серии «ВП-1», началось движение по узкоколейке протяженностью 14 километров, связавшей станцию Черемошники с жилым поселком Березки. Почему Березки? В музее Северска есть на то предположения: может, хорошо просматривалась на берегу реки, рядом с сосновым бором небольшая березовая рощица; может, потому, что березка в сознании русского человека всегда ассоциируется со словом «Родина»…
В начале 1951 года на строительство стало поступать оборудование (в том числе и секретное), промышленные и продовольственные товары. К середине 1950-х годов удельный вес грузов комбината в общем объеме перевозок стал преобладающим…
Здесь будет город-сад
1950 год ознаменовал собой начало формирования кадров будущего комбината, удвоение объемов строительных работ. Создавались новые службы, совершенствовалась структура управления строительством. Была введена в эксплуатацию ЛЭП-35, началась реконструкция ДОКа, стали выдавать продукцию шлакоблочный и реконструированный кирпичный заводы, развернулось строительство конторы подсобных производств в составе растворного, бетонного, пенобетонного, арматурного заводов, завода железобетонных изделий и завода силикатного кирпича в Копылове. Пуск шлакоблочного и кирпичного заводов позволил в 1950 году приступить в поселке Березки к строительству первых 8- и 12-квартирных каменных домов, но основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево.
Кстати, к этому времени Ленгипрострой получил задание в короткий срок спроектировать Березки как поселок городского типа, где 65% должна была составлять 3-4-этажная застройка, 15% - двухэтажная каменная, 10% - усадебная, коттеджная и максимум 10% - двухэтажная деревянная застройка. Генплан разработали за месяц, утвердили же его в 1952 году. Поскольку будущий город планировался небольшим, то ему отводилась полоса шириной в пару километров, ограниченная рекой и промышленной зоной. Близость полноводной Томи была использована ленинградскими проектировщиками для воспроизведения в миниатюре черт сходства с родным городом. От намеченных на центральной улице площадей в сторону реки пролегли три бульвара, пересекая набережную и прибрежный парк. Правда, потом от многого пришлось отказаться…
В 1950 году было начато формирование военно-строительных частей, сыгравших огромную роль в строительстве города, возведении всех его промышленных и социальных объектов. Военно-строительные части пополнялись за счет снятых с Дальнего Востока частей, с пограничных с Китаем укрепрайонов, призыва молодежи в ряды Советской армии.
Открытий не счесть!
1951 год был богат на события: состоялся пуск завода по производству строительных материалов главной базы КПП-1 на Кузьминке, выдали первую продукцию бетонный, пенобетонный, растворный заводы и завод по производству железобетонных изделий. Большим событием стало появление на стройке башенного крана К-750, который мог не только поднять груз на высоту третьего этажа, что раньше делалось с помощью стоячего подъемника, но перемещал его по горизонтали, избавляя рабочих от перетаскивания тяжестей вручную.
К этому времени первые десять улиц города получили свои названия: Лесная, Пионерская, Мира, Горького, Комсомольская, Полевая, Пушкина, Парковая, Берия (в 1953 году переименована в ул. Первомайскую), Сталина (переименована в 1961 году в проспект Коммунистический). Появляются первые объекты социально-культурного назначения: детская амбулатория на 150 посещений, аптека, столовая, магазин. Радостным событием для первостроителей стало открытие клуба «Родина» на 330 мест.
Примечательно, что в конце 1952 года в Березках заговорили об организации автобусного движения. Что ж, строители радостно расставались с «коломбинами», как называли служившие для перевозки людей будки, установленные на шасси грузовиков. Первый автобус, рассказывают, разукрасили кедровыми ветками. А еще старожилы вспоминают, что те, кому стать счастливыми первыми пассажирами, устроили шествие по маршруту движения автобуса.
Кадры решают
1953-й стал годом кардинальной структурной перестройки строительства. В этом году планировался пуск промышленных объектов, а обустроенность заводского поселка все еще не соответствовала этой задаче. Поставили цель сдать в эксплуатацию около 40 тысяч квадратных метров жилья, плюс важные производственные объекты. Учитывая, что основной рабочей силой на строительстве являлись заключенные, в целях наиболее полного и эффективного их использования на производстве лагерные отделения были закреплены за подразделениями, а начальники лагерных отделений по совместительству назначались заместителями начальников соответствующих строительных районов.
Смерть Сталина и последовавшая за ней амнистия заключенных нарушили перспективные планы строительства. Только за два месяца амнистировали более 22 тысяч человек. А ведь среди них было много специалистов, работавших прорабами, десятниками, бригадирами. Выход, впрочем, нашли - с Дальневосточного военного округа прислали 26 тысяч военнослужащих. Однако, как выяснилось, новобранцы не были адаптированы к сибирским условиям, большинство из них не имели нужных строительству профессиональных навыков. Чтобы таковые приобрести, нужно было время… Конечно, учили на местах, конечно, переквалификации отдавали много сил. Но вместе с тем в 1953 году пришли к решению о постепенном переходе строительства на постоянные квалифицированные рабочие кадры.
Благое устройство
Вот так постепенно районы, кварталы заводского поселка становились более благоустроенными, улицы уже бетонировали, асфальтировали. А 22 октября 1953 года по улицам Пионерская, Горького и Сталина даже запретил движение гужевого и грузового транспорта. Мало того, на перекрестках улиц Лесной, Первомайской и хлебозавода появились два первых светофора! Были в новом городе уже детский сад и ясли, две школы. А в августе 1953 года состоялось торжественное открытие парка имени Владимира Маяковского. Многие старожилы и сегодня вспоминают с удовольствием танцплощадку, аттракционы «Летающие люди», комнату смеха, лабиринт, качели и карусели, а еще силомеры «Молот», «Вытяжной», «Быка за рога». Если отдыхать, то на полную катушку - открытый каток, эстрада, читальный павильон, летний кинотеатр «Дружба», бильярдная и волейбольные площадки позволяли хоть на время забыться от тяжелого и интенсивного труда. Сегодняшние горожане вряд ли подозревают, что когда-то на территории природного парка (и ныне любимого места отдыха северчан) было озеро, где охотились на уток и ловили рыбу. В 1950-м году, когда в Березках было только несколько жилых строений, в одном из них располагалась «поликлиника»: она занимала две комнаты и кухню. В одной из комнат вели прием врачи – терапевт и стоматолог. Если терапевту нужно было прослушать больного, то стоматолог временно прекращал работу бормашины. Так по очереди и вели прием. В 1953 году новая медсанчасть уже состояла из больницы на 100 коек и родильного отделения на 25 коек в поселке Чекист, поликлиники на 75 тысяч посещений в год, скорой помощи, санэпидстанции, трех аптек, зубопротезной мастерской, четырех фельдшерских медицинских пунктов.
Городу и такому крупному комбинату, как Сибирский химический комбинат, был необходим свой источник тепла. Поэтому одной из первоочередных задач строительства было создание ТЭЦ мощностью 837 МВт. Сооружение ТЭЦ велось в две очереди. Объем работ по перемещению грунта и уложенного бетона при сооружении зданий, коммуникаций, самотечных каналов исчисляется тысячами кубометров. Тысячи тонн металлоконструкций составили каркас главного корпуса, миллионы штук кирпича вложены в его стены. В сжатые сроки были построены многокилометровые железнодорожные пути, сотни метров конвейеров, многотонный кран топливоподачи, километры кабеля и высоковольтных линий электропередачи - и это далеко не все, что требовалось для пуска первых энергетических блоков. Искусственная река протяженностью более 10 километров мощностью более 100 тысяч кубометров в час, совершая рейд через территорию станции и конденсаторы турбин, возвращалась в реку Томь - это уникальное сооружение было выполнено при наличии примитивной техники того времени почти голыми руками заключенных и военных строителей.
Отныне город
Когда поселок Березки стал городом? 17 марта 1954 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР все построенные для обслуживания предприятий атомной промышленности поселки получили статус городов, а Березки превратились в Северск, правда, население чаще долго называло город Томском-7. Итак, за пять лет практически на пустом месте был создан город с современным жильем, оформленный структурой предприятий коммунально-бытового назначения, централизованным теплоснабжением, артезианским водоснабжением, предприятиями торговли и общественного питания, медицинского обслуживания, школами, транспортной схемой, действующими политотделами комбината и строительства. Но с получением статуса города открывались новые перспективы в градостроительной политике города.
Действенный стимул
Удивительны советские времена. Если сейчас главным стимулом все-таки является материальный, то в не такие уж и далекие 50-е годы прошлого столетия для целых трудовых коллективов награждение… Красным знаменем за трудовые подвиги (в прямом смысле этого слова) было делом очень почетным и престижным. К примеру, Управлению строительства, возводящего средь болот и тайги атомград Северск и единственный в своем роде сибирский химический комбинат, за высокие показатели в производственно-хозяйственной деятельности в 1955 году было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства среднего машиностроения. По этому случаю даже торжество организовали, народ, говорят, ликовал совершенно искренне. А об особом вкладе Управления «Химстрой» в создание оборонного комплекса страны говорит его награда - значок «Отличник военного строительства». По словам первостроителей города, тогда чувство гордости за родной коллектив рабочих прямо-таки распирало. Что ж, у советских собственная гордость! Кстати, ирония здесь совершенно неуместна. Так, выбор самых-самых для такого поощрения был делом нелегким, ведь чрезвычайно ответственных, душой болеющих за дело работников на строительстве немало. Доска, где отмечались ежедневные и даже посменные достижения участников соцсоревнования, рассказывают очевидцы, походила на карту боевых действий: флажки передовиков то и дело меняли место дислокации! Награждение первых 49 заслуженных работников стройки состоялось в 1955 году.
Есть продукт! И это победа!
В 1953-м году произошло и переподчинение основных подразделений строительства (из системы МВД строительство передали Министерству среднего машиностроения). В то время встал вопрос об охране периметра строительства, для чего и был сформирован специальный дивизион численностью в 220 человек.
11 декабря 1953 года приступил к руководству строительством генерал-майор технической службы Михаил Царевский, оставивший яркий след в истории города. Огромный опыт руководящей работы, подкрепленный высокими полномочиями, обширные производственные связи позволяли ему оперативно и грамотно решать многие организационные и технические вопросы, которые не удавалось решить его предшественникам.
1953 год знаменателен и первыми производственными пусками заводов СХК.
В начале 50-х началось строительство первых корпусов диффузионного завода, сублиматного завода, который выпускал бы сырье для завода разделения изотопов и другие химические вещества, необходимые для технологических цехов комбината. Строили сублиматный строительно-монтажные организации управления «Химстрой». Причем строительство велось высочайшими темпами: не дожидаясь полного комплекта проектно-сметной документации, расчищались площадки, закладывались фундаменты, строились подземные коммуникации. С получением рабочих чертежей началось возведение корпусов.
7 августа 1953 г. была получена первая продукция комбината - партия обогащенного урана промежуточной концентрации. Из воспоминаний первого начальника цеха № 41 Константина Васильевича Козлова: «В день пуска была хорошая солнечная погода. Настроение было у всех приподнятое и тревожное. Как-то пройдет пуск?! Народу собралось очень много. Интерес был большой. Многие, особенно гости, ждали чего-то особенного. В 12.00 начался пуск. Со щита управления начали поступать команды: включить такой-то агрегат, такой-то прибор. И когда блок был пущен, заметно было какое-то разочарование: ничего особенного не произошло, ни фейерверка, ни грохота. Просто загудели машины – вот и всё! Эти две недели от пуска и до получения первого продукта были для нас самыми тяжелыми. Все волновались ужасно! И вот из лаборатории, которая измеряла пробы, пришел научный руководитель и сообщил: “Есть продукт!”. И это была победа!”
21 мая 1954 года пущен в эксплуатацию сублиматный завод.
Свое название завод получил от термина «сублимация», означающего свойство вещества (в частности, гексафторида) переходить из твердого состояния, минуя жидкое, в газообразное и наоборот. 28 июня 1955 года на ЗРИ состоялся выпуск высокообогащенного урана для производства ядерного оружия.
Строительство первого реактора И-1 началось в марте 1952 года. Об объемах строительно-монтажных работ говорят следующие показатели: было смонтировано более 1400 тонн металлоконструкций, 3500 тонн оборудования, 230 км трубопроводов, 165 км электрокабеля, почти 6000 единиц запорно-регулирующей арматуры и более 3800 единиц контрольно-измерительных приборов.
В первых числах ноября 1955 года был подписан государственный акт о приемке установки в эксплуатацию и распоряжением № 1 от 16.11.1955 г. была дана команда начать загрузку ТВЭЛ. И вот после выполнения комплекса предпусковых работ 20 ноября 1955 года в 00 час. 04 мин. “зайчик” пускового гальванометра “ожил”.
Реактор И-1 предназначен для наработки плутония-239. Опыт его работы оказался весь полезным при проектировании и эксплуатации двухцелевых ПУГР и РБМК.
8 февраля 1958 года произведен физический пуск реактора ЭИ-2.
Благодаря этим успехам и вкладу северчан в развитие атомной отрасли СССР стал мощной ядерной державой.
Настоящий прогресс – введена АЭС
24 сентября 1958 г. была введена в эксплуатацию первая промышленная АЭС.
Энергокомплекс Сибирской АЭС имел двухцелевое назначение: производство оружейного плутония и производство электроэнергии. Задача состояла в том, чтобы использовать сбросное тепло промышленных уран-графитовых реакторов (ПУГРов) и накопить опыт эксплуатации промышленной АЭС.
Строительство велось быстрыми темпами: в 1956 году принято решение о строительстве промышленной атомной электростанции, в феврале 1958 года состоялся физический пуск ректора ЭИ-2 в проточном режиме, а 24 сентября 1958 года был поставлен под загрузку турбогенератор № 1. Это было событие мирового значения. На II Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии сообщение делегации СССР и фильм о Сибирской АЭС вызвали огромный интерес и по достоинству были оценены мировой научной общественностью.
Мощность первой очереди Сибирской АЭС составила 100 МВт.
Генеральный проектировщик сооружений Сибирской АЭС - Ленгипрострой (ГСПИ-11), директор А.И. Гутов. Строительные работы проводило Управление “Химстрой”, начальник М.М. Царевский. Конструкторская организация по разработке проекта реактора ЭИ-2 – НИИ-8, главный конструктор Н.А. Доллежаль. Научное руководство осуществляла Лаборатория № 2 АН СССР под руководством академиков И.В. Курчатова и А.П. Александрова.
В 1961 году был осуществлен физический пуск реактора АДЭ-3, а в 1964-м - АДЭ-4. Годом позже - 25 июня 1965 г. с пуском реактора “АДЭ-5” была введена в эксплуатацию вторая очередь промышленной АЭС.
Решение о строительстве промышленных реакторов двухцелевого назначения нового поколения АДЭ-4 и АДЭ-5, а также второй очереди Сибирской АЭС было принято министром среднего машиностроения Е.П. Славским в августе 1957 г. Строительство реакторов началось в 1959 г. и велось по сетевому графику под строгим контролем министерства, главных управлений, руководителей СХК и Управления “Химстрой”.
В 1964 г. реактор АДЭ-4 с комплексом основного и вспомогательного оборудования был принят в эксплуатацию – физический пуск состоялся 17.02.1964 г. Через полтора месяца реактор вышел на проектную мощность и до 1968 г. эксплуатировался в проточном режиме.
После пуска АДЭ-4 все силы строительно-монтажных, пусконаладочных организаций и служб комбината были сосредоточены на окончании работ и сдаче в эксплуатацию реактора АДЭ-5, а также окончании монтажа оборудования АЭС-2. Она должна была вступить в строй одновременно с пуском и выходом на проектную мощность реактора АДЭ-5, который сразу же пускался в энергетическом режиме.
11 июня 1965 г. началась загрузка реактора. Пуск первого турбогенератора на АЭС-2 произведен 25 июля 1965 г. 8 августа 1965 г. реактор АДЭ-5 и первая очередь АЭС-2 были выведены на проектную мощность.
Задачи государственной важности атомщики выполняли с честью.
Подготовила Ирина ЯКОВЛЕВА
Сегодня Северск - самый большой город из закрытых административно-территориальных образований системы Минатома. В нем проживает свыше 114 тысяч человек. И он по-прежнему самый-самый лучший для его первостроителей, для работников комбината, для рядовых горожан - спортсменов и музыкантов, работников бюджетной сферы и предпринимателей, пенсионеров и совсем юных жителей. Но, как и в прошлом столетии, население нашего закрытого города связывает свое будущее, будущее Северска с развитием Сибирского химического комбината.
Сегодня «Диалог» начинает цикл публикаций «Рожденная Победой», посвященных становлению города и атомной промышленности, славным трудовым традициям, прошлому и будущему Северска и комбината, северчанам, ковавшим атомный щит Родины.
Средь болот и тайги
Невероятно, но факт: Северск, выросший среди болот и тайги, строили не только комсомольцы-добровольцы, приехавшие на ударную стройку века со всех уголков СССР (энтузиазм молодежи вполне объясним, ведь в стране впервые задумали построить столь масштабный ядерно-энергетический комплекс, который стал бы надежным щитом в период «холодной войны», который и являлся бы градообразующим предприятием), не только профессиональные строители, но и военные, заключенные. Да-да, именно так, ведь труд предстоял нелегкий, а сроки правительство отводило для строительства этого стратегически важного объекта минимальные.
26 марта 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о создании вблизи города Томска комбината по производству высокообогащенного урана-235 и плутония. Новый промышленный комплекс (в будущем – Сибирский химический комбинат) первоначально назывался «Зауральская контора Главпромстроя» или Комбинат № 816. Почему выбор пал именно на нашу область, ведь очевидно, это не дело случая или чьей-то прихоти. Оказывается, к месту размещения такого ядерно-энергетического комплекса предъявляли особые требования. Какие? Например, удаленность от европейской части страны для безопасности от воздушных нападений потенциальных противников. Еще? Наличие вблизи будущего комплекса крупного источника относительно чистой и прохладной воды, что было совершенно необходимо для охлаждения работающего оборудования. Кроме того, разумеется, на территории должна быть отлаженная транспортная связь с промышленными центрами страны. Плюс еще территория должна была соответствовать массе сейсмических, геологических, гидрологических условий. Да, не стоит забывать, что принимали во внимание и сырьевые запасы, пригодные для производства строительных материалов. Как выяснилось, площадка под Томском идеально подходила! А еще особым грузом на чашу весов при принятии решения в пользу Томской области лег имеющийся образовательный потенциал.
Итак, Главпромстрой МВД СССР, уже имевший успешный опыт подобных строек, принялся за дело.
Лиха беда начало?
Конечно, лиха, ведь не было ничего - производственной базы, материальных ресурсов, жилья, рабочей силы, кадров, специалистов. Что уж говорить о бездорожье?
С первых дней строительства одной из главных задач стало возведение жилья для многочисленных прибывающих специалистов. А имевших квартиры в поселке Чекист, селе Иглаково, деревне Белобородово «уплотняли». Конечно, все проблемы эти меры не решали. А потому собирали временные фанерные и щитовые бараки, образовывая поселки строителей.
Говорят, когда прорубали первые просеки под будущие улицы города, впоследствии названные улицами Лесная, Комсомольская, Первомайская, то рабочие буквально тонули в грязи. А материалы и инструменты подвозили по «дорогам жизни». Что это такое? Нехитрые сооружения, состоявшие из бревенчатого настила, покрытого досками, скрепленное штырями и для прочности опоясанное толстой проволокой. Под тяжестью грузов такая дорога неизменно проседала, да и автотранспорт здесь мог двигаться только в одном направлении, тогда как для разъездов строили специальные площадки.
Помимо лежневки велось строительство грунтовых дорог, посыпанных гравием и шлаком. Но рубка леса, корчевка пней, землеройные работы - все вручную!
От поселка Чекист в сторону стройплощадки быстрыми темпами начали строиться первые километры узкоколейки. 7 августа 1949 года в Чекист мотовозом со станции «Томск-Грузовая» привезли первые узкоколейные паровозы серии «ВП-1», началось движение по узкоколейке протяженностью 14 километров, связавшей станцию Черемошники с жилым поселком Березки. Почему Березки? В музее Северска есть на то предположения: может, хорошо просматривалась на берегу реки, рядом с сосновым бором небольшая березовая рощица; может, потому, что березка в сознании русского человека всегда ассоциируется со словом «Родина»…
В начале 1951 года на строительство стало поступать оборудование (в том числе и секретное), промышленные и продовольственные товары. К середине 1950-х годов удельный вес грузов комбината в общем объеме перевозок стал преобладающим…
Здесь будет город-сад
1950 год ознаменовал собой начало формирования кадров будущего комбината, удвоение объемов строительных работ. Создавались новые службы, совершенствовалась структура управления строительством. Была введена в эксплуатацию ЛЭП-35, началась реконструкция ДОКа, стали выдавать продукцию шлакоблочный и реконструированный кирпичный заводы, развернулось строительство конторы подсобных производств в составе растворного, бетонного, пенобетонного, арматурного заводов, завода железобетонных изделий и завода силикатного кирпича в Копылове. Пуск шлакоблочного и кирпичного заводов позволил в 1950 году приступить в поселке Березки к строительству первых 8- и 12-квартирных каменных домов, но основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево.
Кстати, к этому времени Ленгипрострой получил задание в короткий срок спроектировать Березки как поселок городского типа, где 65% должна была составлять 3-4-этажная застройка, 15% - двухэтажная каменная, 10% - усадебная, коттеджная и максимум 10% - двухэтажная деревянная застройка. Генплан разработали за месяц, утвердили же его в 1952 году. Поскольку будущий город планировался небольшим, то ему отводилась полоса шириной в пару километров, ограниченная рекой и промышленной зоной. Близость полноводной Томи была использована ленинградскими проектировщиками для воспроизведения в миниатюре черт сходства с родным городом. От намеченных на центральной улице площадей в сторону реки пролегли три бульвара, пересекая набережную и прибрежный парк. Правда, потом от многого пришлось отказаться…
В 1950 году было начато формирование военно-строительных частей, сыгравших огромную роль в строительстве города, возведении всех его промышленных и социальных объектов. Военно-строительные части пополнялись за счет снятых с Дальнего Востока частей, с пограничных с Китаем укрепрайонов, призыва молодежи в ряды Советской армии.
Открытий не счесть!
1951 год был богат на события: состоялся пуск завода по производству строительных материалов главной базы КПП-1 на Кузьминке, выдали первую продукцию бетонный, пенобетонный, растворный заводы и завод по производству железобетонных изделий. Большим событием стало появление на стройке башенного крана К-750, который мог не только поднять груз на высоту третьего этажа, что раньше делалось с помощью стоячего подъемника, но перемещал его по горизонтали, избавляя рабочих от перетаскивания тяжестей вручную.
К этому времени первые десять улиц города получили свои названия: Лесная, Пионерская, Мира, Горького, Комсомольская, Полевая, Пушкина, Парковая, Берия (в 1953 году переименована в ул. Первомайскую), Сталина (переименована в 1961 году в проспект Коммунистический). Появляются первые объекты социально-культурного назначения: детская амбулатория на 150 посещений, аптека, столовая, магазин. Радостным событием для первостроителей стало открытие клуба «Родина» на 330 мест.
Примечательно, что в конце 1952 года в Березках заговорили об организации автобусного движения. Что ж, строители радостно расставались с «коломбинами», как называли служившие для перевозки людей будки, установленные на шасси грузовиков. Первый автобус, рассказывают, разукрасили кедровыми ветками. А еще старожилы вспоминают, что те, кому стать счастливыми первыми пассажирами, устроили шествие по маршруту движения автобуса.
Кадры решают
1953-й стал годом кардинальной структурной перестройки строительства. В этом году планировался пуск промышленных объектов, а обустроенность заводского поселка все еще не соответствовала этой задаче. Поставили цель сдать в эксплуатацию около 40 тысяч квадратных метров жилья, плюс важные производственные объекты. Учитывая, что основной рабочей силой на строительстве являлись заключенные, в целях наиболее полного и эффективного их использования на производстве лагерные отделения были закреплены за подразделениями, а начальники лагерных отделений по совместительству назначались заместителями начальников соответствующих строительных районов.
Смерть Сталина и последовавшая за ней амнистия заключенных нарушили перспективные планы строительства. Только за два месяца амнистировали более 22 тысяч человек. А ведь среди них было много специалистов, работавших прорабами, десятниками, бригадирами. Выход, впрочем, нашли - с Дальневосточного военного округа прислали 26 тысяч военнослужащих. Однако, как выяснилось, новобранцы не были адаптированы к сибирским условиям, большинство из них не имели нужных строительству профессиональных навыков. Чтобы таковые приобрести, нужно было время… Конечно, учили на местах, конечно, переквалификации отдавали много сил. Но вместе с тем в 1953 году пришли к решению о постепенном переходе строительства на постоянные квалифицированные рабочие кадры.
Благое устройство
Вот так постепенно районы, кварталы заводского поселка становились более благоустроенными, улицы уже бетонировали, асфальтировали. А 22 октября 1953 года по улицам Пионерская, Горького и Сталина даже запретил движение гужевого и грузового транспорта. Мало того, на перекрестках улиц Лесной, Первомайской и хлебозавода появились два первых светофора! Были в новом городе уже детский сад и ясли, две школы. А в августе 1953 года состоялось торжественное открытие парка имени Владимира Маяковского. Многие старожилы и сегодня вспоминают с удовольствием танцплощадку, аттракционы «Летающие люди», комнату смеха, лабиринт, качели и карусели, а еще силомеры «Молот», «Вытяжной», «Быка за рога». Если отдыхать, то на полную катушку - открытый каток, эстрада, читальный павильон, летний кинотеатр «Дружба», бильярдная и волейбольные площадки позволяли хоть на время забыться от тяжелого и интенсивного труда. Сегодняшние горожане вряд ли подозревают, что когда-то на территории природного парка (и ныне любимого места отдыха северчан) было озеро, где охотились на уток и ловили рыбу. В 1950-м году, когда в Березках было только несколько жилых строений, в одном из них располагалась «поликлиника»: она занимала две комнаты и кухню. В одной из комнат вели прием врачи – терапевт и стоматолог. Если терапевту нужно было прослушать больного, то стоматолог временно прекращал работу бормашины. Так по очереди и вели прием. В 1953 году новая медсанчасть уже состояла из больницы на 100 коек и родильного отделения на 25 коек в поселке Чекист, поликлиники на 75 тысяч посещений в год, скорой помощи, санэпидстанции, трех аптек, зубопротезной мастерской, четырех фельдшерских медицинских пунктов.
Городу и такому крупному комбинату, как Сибирский химический комбинат, был необходим свой источник тепла. Поэтому одной из первоочередных задач строительства было создание ТЭЦ мощностью 837 МВт. Сооружение ТЭЦ велось в две очереди. Объем работ по перемещению грунта и уложенного бетона при сооружении зданий, коммуникаций, самотечных каналов исчисляется тысячами кубометров. Тысячи тонн металлоконструкций составили каркас главного корпуса, миллионы штук кирпича вложены в его стены. В сжатые сроки были построены многокилометровые железнодорожные пути, сотни метров конвейеров, многотонный кран топливоподачи, километры кабеля и высоковольтных линий электропередачи - и это далеко не все, что требовалось для пуска первых энергетических блоков. Искусственная река протяженностью более 10 километров мощностью более 100 тысяч кубометров в час, совершая рейд через территорию станции и конденсаторы турбин, возвращалась в реку Томь - это уникальное сооружение было выполнено при наличии примитивной техники того времени почти голыми руками заключенных и военных строителей.
Отныне город
Когда поселок Березки стал городом? 17 марта 1954 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР все построенные для обслуживания предприятий атомной промышленности поселки получили статус городов, а Березки превратились в Северск, правда, население чаще долго называло город Томском-7. Итак, за пять лет практически на пустом месте был создан город с современным жильем, оформленный структурой предприятий коммунально-бытового назначения, централизованным теплоснабжением, артезианским водоснабжением, предприятиями торговли и общественного питания, медицинского обслуживания, школами, транспортной схемой, действующими политотделами комбината и строительства. Но с получением статуса города открывались новые перспективы в градостроительной политике города.
Действенный стимул
Удивительны советские времена. Если сейчас главным стимулом все-таки является материальный, то в не такие уж и далекие 50-е годы прошлого столетия для целых трудовых коллективов награждение… Красным знаменем за трудовые подвиги (в прямом смысле этого слова) было делом очень почетным и престижным. К примеру, Управлению строительства, возводящего средь болот и тайги атомград Северск и единственный в своем роде сибирский химический комбинат, за высокие показатели в производственно-хозяйственной деятельности в 1955 году было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства среднего машиностроения. По этому случаю даже торжество организовали, народ, говорят, ликовал совершенно искренне. А об особом вкладе Управления «Химстрой» в создание оборонного комплекса страны говорит его награда - значок «Отличник военного строительства». По словам первостроителей города, тогда чувство гордости за родной коллектив рабочих прямо-таки распирало. Что ж, у советских собственная гордость! Кстати, ирония здесь совершенно неуместна. Так, выбор самых-самых для такого поощрения был делом нелегким, ведь чрезвычайно ответственных, душой болеющих за дело работников на строительстве немало. Доска, где отмечались ежедневные и даже посменные достижения участников соцсоревнования, рассказывают очевидцы, походила на карту боевых действий: флажки передовиков то и дело меняли место дислокации! Награждение первых 49 заслуженных работников стройки состоялось в 1955 году.
Есть продукт! И это победа!
В 1953-м году произошло и переподчинение основных подразделений строительства (из системы МВД строительство передали Министерству среднего машиностроения). В то время встал вопрос об охране периметра строительства, для чего и был сформирован специальный дивизион численностью в 220 человек.
11 декабря 1953 года приступил к руководству строительством генерал-майор технической службы Михаил Царевский, оставивший яркий след в истории города. Огромный опыт руководящей работы, подкрепленный высокими полномочиями, обширные производственные связи позволяли ему оперативно и грамотно решать многие организационные и технические вопросы, которые не удавалось решить его предшественникам.
1953 год знаменателен и первыми производственными пусками заводов СХК.
В начале 50-х началось строительство первых корпусов диффузионного завода, сублиматного завода, который выпускал бы сырье для завода разделения изотопов и другие химические вещества, необходимые для технологических цехов комбината. Строили сублиматный строительно-монтажные организации управления «Химстрой». Причем строительство велось высочайшими темпами: не дожидаясь полного комплекта проектно-сметной документации, расчищались площадки, закладывались фундаменты, строились подземные коммуникации. С получением рабочих чертежей началось возведение корпусов.
7 августа 1953 г. была получена первая продукция комбината - партия обогащенного урана промежуточной концентрации. Из воспоминаний первого начальника цеха № 41 Константина Васильевича Козлова: «В день пуска была хорошая солнечная погода. Настроение было у всех приподнятое и тревожное. Как-то пройдет пуск?! Народу собралось очень много. Интерес был большой. Многие, особенно гости, ждали чего-то особенного. В 12.00 начался пуск. Со щита управления начали поступать команды: включить такой-то агрегат, такой-то прибор. И когда блок был пущен, заметно было какое-то разочарование: ничего особенного не произошло, ни фейерверка, ни грохота. Просто загудели машины – вот и всё! Эти две недели от пуска и до получения первого продукта были для нас самыми тяжелыми. Все волновались ужасно! И вот из лаборатории, которая измеряла пробы, пришел научный руководитель и сообщил: “Есть продукт!”. И это была победа!”
21 мая 1954 года пущен в эксплуатацию сублиматный завод.
Свое название завод получил от термина «сублимация», означающего свойство вещества (в частности, гексафторида) переходить из твердого состояния, минуя жидкое, в газообразное и наоборот. 28 июня 1955 года на ЗРИ состоялся выпуск высокообогащенного урана для производства ядерного оружия.
Строительство первого реактора И-1 началось в марте 1952 года. Об объемах строительно-монтажных работ говорят следующие показатели: было смонтировано более 1400 тонн металлоконструкций, 3500 тонн оборудования, 230 км трубопроводов, 165 км электрокабеля, почти 6000 единиц запорно-регулирующей арматуры и более 3800 единиц контрольно-измерительных приборов.
В первых числах ноября 1955 года был подписан государственный акт о приемке установки в эксплуатацию и распоряжением № 1 от 16.11.1955 г. была дана команда начать загрузку ТВЭЛ. И вот после выполнения комплекса предпусковых работ 20 ноября 1955 года в 00 час. 04 мин. “зайчик” пускового гальванометра “ожил”.
Реактор И-1 предназначен для наработки плутония-239. Опыт его работы оказался весь полезным при проектировании и эксплуатации двухцелевых ПУГР и РБМК.
8 февраля 1958 года произведен физический пуск реактора ЭИ-2.
Благодаря этим успехам и вкладу северчан в развитие атомной отрасли СССР стал мощной ядерной державой.
Настоящий прогресс – введена АЭС
24 сентября 1958 г. была введена в эксплуатацию первая промышленная АЭС.
Энергокомплекс Сибирской АЭС имел двухцелевое назначение: производство оружейного плутония и производство электроэнергии. Задача состояла в том, чтобы использовать сбросное тепло промышленных уран-графитовых реакторов (ПУГРов) и накопить опыт эксплуатации промышленной АЭС.
Строительство велось быстрыми темпами: в 1956 году принято решение о строительстве промышленной атомной электростанции, в феврале 1958 года состоялся физический пуск ректора ЭИ-2 в проточном режиме, а 24 сентября 1958 года был поставлен под загрузку турбогенератор № 1. Это было событие мирового значения. На II Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии сообщение делегации СССР и фильм о Сибирской АЭС вызвали огромный интерес и по достоинству были оценены мировой научной общественностью.
Мощность первой очереди Сибирской АЭС составила 100 МВт.
Генеральный проектировщик сооружений Сибирской АЭС - Ленгипрострой (ГСПИ-11), директор А.И. Гутов. Строительные работы проводило Управление “Химстрой”, начальник М.М. Царевский. Конструкторская организация по разработке проекта реактора ЭИ-2 – НИИ-8, главный конструктор Н.А. Доллежаль. Научное руководство осуществляла Лаборатория № 2 АН СССР под руководством академиков И.В. Курчатова и А.П. Александрова.
В 1961 году был осуществлен физический пуск реактора АДЭ-3, а в 1964-м - АДЭ-4. Годом позже - 25 июня 1965 г. с пуском реактора “АДЭ-5” была введена в эксплуатацию вторая очередь промышленной АЭС.
Решение о строительстве промышленных реакторов двухцелевого назначения нового поколения АДЭ-4 и АДЭ-5, а также второй очереди Сибирской АЭС было принято министром среднего машиностроения Е.П. Славским в августе 1957 г. Строительство реакторов началось в 1959 г. и велось по сетевому графику под строгим контролем министерства, главных управлений, руководителей СХК и Управления “Химстрой”.
В 1964 г. реактор АДЭ-4 с комплексом основного и вспомогательного оборудования был принят в эксплуатацию – физический пуск состоялся 17.02.1964 г. Через полтора месяца реактор вышел на проектную мощность и до 1968 г. эксплуатировался в проточном режиме.
После пуска АДЭ-4 все силы строительно-монтажных, пусконаладочных организаций и служб комбината были сосредоточены на окончании работ и сдаче в эксплуатацию реактора АДЭ-5, а также окончании монтажа оборудования АЭС-2. Она должна была вступить в строй одновременно с пуском и выходом на проектную мощность реактора АДЭ-5, который сразу же пускался в энергетическом режиме.
11 июня 1965 г. началась загрузка реактора. Пуск первого турбогенератора на АЭС-2 произведен 25 июля 1965 г. 8 августа 1965 г. реактор АДЭ-5 и первая очередь АЭС-2 были выведены на проектную мощность.
Задачи государственной важности атомщики выполняли с честью.
Подготовила Ирина ЯКОВЛЕВА