Пятница
19 апреля 2024г.
23:45
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Почему дорожает проезд
В редакцию нашей газеты обратились сразу несколько жителей города. Одни интересовались, почему стоимость проезда в маршрутных автобусах по маршруту Томск –Северск и Северск - Томск будет повышена с 1 августа этого года. Другие спрашивали, на каком основании это сделано и чья это инициатива. Третьи обращали внимание на то, что цены на проезд по этим маршрутам уже поднимались в нынешнем году.
Мы попросили ответить на эти вопросы начальника Департамента тарифного регулирования Томской области Марину Вагину.
- Марина Дмитриевна, что служит основанием для очередного установления предельной стоимости проезда по межмуниципальным маршрутам. Как известно, перевозчики периодически поднимают, пытаются инициировать этот вопрос, предоставляя соответствующие обоснования, как им кажется, вполне убедительные. Ссылаются при этом на то, что подорожали ГСМ и запчасти, на то, что увеличилась цена проезда на территории сопредельных муниципальных образований. Но далеко не всегда эти обоснования перевозчиков ваш департамент, областная администрация принимают. И лишь по истечении определенного времени, например, одного года или двух лет, принимается решение о повышении тарифов, точнее, об установлении предельной стоимости проезда по межмуниципальным маршрутам. Так, например, предельная стоимость проезда по межмуниципальным маршрутам Томск - Северск, установленная 10 марта 2013 года, до 2015 года не повышалась. А цену проезда по Томску и Северску органы местного самоуправления в этот промежуток времени увеличивали.
- Тарифы на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом являются регулируемыми. Их устанавливает соответствующий уполномоченный орган в соответствии с нормативными документами и методикой расчета. Основанием для пересмотра (установления) предельной стоимости проезда служит обращение конкретного перевозчика по конкретному маршруту в орган регулирования.
Пригородные маршруты могут быть простыми, когда маршрут проходит по территории только одного муниципального образования или городского округа, не выезжая за его границы, - это муниципальные маршруты. А могут быть сложными, когда начальная остановка расположена на территории одного муниципального образования (например, города Северск), конечная - на территории другого муниципального образования (например, города Томска). При этом сложные маршруты, кроме территорий двух городов разных муниципальных образований, включают расстояние, которое проходит вне территории этих городов, или по территории третьего муниципального образования. Такие сложные маршруты являются межмуниципальными. На простых муниципальных маршрутах стоимость проезда устанавливается администрацией такого муниципального образования. Для сложных маршрутов тарифы на территории Томской области устанавливаются Департаментом тарифного регулирования Томской области (далее - департамент). При установлении тарифов на таких межмуниципальных маршрутах, как Северск – Томск, при установлении стоимости проезда департамент складывает тарифы, уже установленные муниципалитетами для Томска и для Северска, и добавляет к полученному значению рассчитанную стоимость проезда на том участке маршрута, который не относится ни к городу Томску, ни к городу Северску.
Порядок установления тарифов на пассажироперевозки следующий. Перевозчики направляют расчетные материалы с обоснованием повышения тарифов в соответствующий уполномоченный орган: в отношении межмуниципального маршрута Северск - Томск документы направляются в департамент. Департамент производит экспертизу представленных документов и произведенных перевозчиком расчетов, устанавливая экономическую обоснованность заявленных расходов. Только в случае если рост тарифа экономически обоснован - принимается решение о его изменении. В случае если основания для увеличения отсутствуют - тариф остается без изменения.
Тариф на межмуниципальных маршрутах Северск - Томск действительно не изменялся в течение двух лет. За этот период произошло не только увеличение стоимости ГСМ и запчастей, индексация оплаты труда водителей, но также увеличение стоимости проезда на внутригородских маршрутах Томска и Северска, которое в связи с особенностью маршрутов Северск - Томск не может быть не учтено при установлении департаментом тарифов.
Исходя из вышеизложенного, установление тарифов имеет заявительный характер. Вопрос установления тарифов рассматривается департаментом только в случае, если перевозчики обратились за установлением тарифов и все представленные документы соответствуют требованиям к их перечню и содержанию, а расчеты подтверждены и являются экономически обоснованными.
- Какова методика определения стоимости проезда по межмуниципальным маршрутам? Претерпела ли она изменения за последние годы или осталась неизменной?
- Расчет предельной стоимости на 2015 год произведен с учетом количества и типов транспортных средств, используемых на маршрутах в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по перевозке, установленных расписаний движения и нормативных расходов, состав которых, как и сам порядок расчета тарифов, определен Методическими рекомендациями по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденными распоряжением Минтранса России от 18.04.2013 № НА-37-р.
- Тарифы на проезд по межмуниципальным маршрутам № 405, № 442, № 401 уже повышались в текущем году (с 25 рублей до 29 рублей). А в мае этого же года ваше ведомство, областная администрация утвердили новый предельный уровень стоимости проезда по этим маршрутам с учетом межмуниципальных зон. Наши читатели и вообще жители Северска спрашивают, насколько обоснованно такое повышение тарифов (два раза в год) и возможно ли в принципе их повышение в третий раз в том же году?
- Предельная стоимость проезда на 2015 год по маршрутам Северск - Томск была установлена в марте 2015 года. В мае 2015 года изменения в постановление об установлении тарифов внесены с целью приведения стоимости отдельных участков маршрутов Томск - Северск (от остановки до остановки) в соответствие с применяемой методикой. При этом внесенные изменения не только увеличили тариф на участке Северск – ЦКПП – Свечной - Томск, но также снизили тарифы по ряду участков маршрута. Например, стоимость проезда на участке от остановки ЦКПП до прочих остановок  г. Томска (Томск I, 2-й переезд) снизилась с 29 рублей до 21 рубля.
С 19 мая 2015 года утвержденный предельный уровень стоимости проезда по маршрутам № 405 и № 442 от Северска до Томска с 19 мая 2015 года составил 33 рубля, по маршруту № 401 от Северска до поселка Зональная Станция - 34 рубля. Стоимость проезда при этом состоит из стоимости проезда по городу Северску (12 рублей), городу Томску (17 рублей) и стоимости проезда по межмуниципальным зонам. Межмуниципальные зоны - это именно те участки маршрутов, на которых тариф устанавливается департаментом. На маршрутах Северск - Томск это только два участка: от остановки «ЦКПП» до остановки «Поселок Свечной» (стоимость проезда - 4 рубля) и проезда от остановки «Южная» до поселка Зональная Станция (стоимость проезда - 1 рубль).
- Не совсем понятно, почему северские перевозчики с инициативой увеличить стоимость проезда между Томском и Северском выступили в июле 2015 года. Ведь им, как понимаю, пошли навстречу и в мае уже утвердили новый предельный уровень стоимости проезда по этим маршрутам.
- Утвержденная в мае предельная стоимость проезда по факту в период с мая по июль при расчетах с пассажирами перевозчиками не применялась, несмотря на ее утверждение. Применение перевозчиками стоимости ниже утвержденной не противоречит законодательству. Тот факт, что перевозчики, имея основания осуществлять перевозку пассажиров по более высокому тарифу, фактически применяли тарифы ниже, скорее говорит о рациональном подходе к осуществлению регулируемой деятельности и предпринимаемых Администрацией Томской области мерах по соблюдению баланса интересов не только перевозчиков, но и пассажиров.
В качестве основных причин, с которыми связано принятие перевозчиками решения об увеличении стоимости проезда с июля, являются рост цен на ГСМ и летнее снижение пассажиропотока, связанное со снижением количества пассажиров, не пользующихся льготами.
- Непонятно такое объяснение в ранее подготовленном пресс-релизе: «Департамент тарифного регулирования установил предельную общую стоимость проезда, при этом перевозчики имеют право назначить более низкую цену. Бюджет Томской области возмещает часть затрат на перевозку льготников по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), за счет чего перевозчики маршрутов Томск - Северск применяли цену ниже максимальной ко всем пассажирам». Хотелось бы, чтобы вы доходчиво объяснили, какая связь между «возмещением части затрат» и «применением цены ниже максимальной ко всем пассажирам». Здесь вообще возникает такой вопрос: почему бюджет Томской области возмещает перевозчикам только часть затрат на перевозку льготников по ЕСПБ? Методику возмещения этих затрат перевозчики до сих пор называют слишком условной, как «средняя температура по больнице». Наверное, нужно внедрять автоматизированную систему безналичного расчета пассажиров общественного транспорта?
- Департамент, устанавливая предельную стоимость, ограничивает максимально возможную стоимость проезда. То есть перевозчик в случае применения более высокой цены нарушит региональное законодательство. Применение же перевозчиками стоимости ниже утвержденной департаментом предельной стоимости проезда, как уже отмечалось, не противоречит законодательству.
Принцип применения ЕСПБ - это реализация проездных билетов (ЕСПБ) гражданам по льготной (единой социальной) цене ниже экономически обоснованного уровня, при этом часть средств для возмещения перевозчикам расходов по перевозке таких граждан выделяется из областного бюджета. Действующий в настоящее время порядок тем не менее позволяет компенсировать перевозчикам их расходы по перевозке социальных пассажиров.
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в процесс перевозочной деятельности изменений среди прочих вносимых предполагается изменение подхода к социальным значимым маршрутов и социальным пассажирам и предполагает внесение изменений, в том числе в порядок выплат компенсаций перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан по ЕСПБ
Вопрос по внедрению автоматизированной системы учета пассажиров действительно является актуальным не только в Томской области, но и в большинстве регионов России. Практика применения таких систем изучается, однако мы должны понимать, что реализация такого проекта - это дело не одного дня, а граждане живут здесь и сейчас, поэтому в настоящее время должны быть иные, альтернативные варианты, которые позволяют соблюдать равновесие интересов перевозчиков и пассажиров.
- Почему принято решение о том, что до 1 августа 2015 года тарифы на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам (№№ 405, 442, 401) останутся на прежнем уровне? Вы уже говорили о том, что до этого срока будут решаться вопросы компенсации расходов перевозчиков, в том числе за счет изменения условий обслуживания пассажиров с ЕСПБ. Хотелось бы узнать, как именно будут решаться эти вопросы, как они будут решены. А если их не удастся решить к этому сроку, то будут ли новые тарифы применяться перевозчиками с 1 августа 2015 года?
- Решение о сохранении стоимости проезда по маршруту Северск – Томск  до 1 августа 2015 года - это договоренность, достигнутая между органами государственной власти Томской области и перевозчиками с целью урегулировать вопрос по условиям обслуживания пассажиров с ЕСПБ. Пути решения существуют, но для их проработки требуется время. В настоящее время вопрос рассматривается различными органами исполнительной власти, и мы надеемся, что он будет решен положительно.

Александр ЯКОВЛЕВ
 
                        
                        
Выпуск № № 30 (1332)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске