Четверг
25 апреля 2024г.
16:34
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Таланты нужно развивать!
Ребенок по природе - созидатель. Поэтому творчество и дети - понятия неразделимые. Всем нам известны, например, способности детишек к изобретению новых слов (подчас смешных, но очень точных) или сочинению неслыханных мелодий (неуклюжих, но свободных от штампов), видению в бытовых предметах того, что не видит большинство взрослых (например, что привязанная за веревочку обувная коробка похожа на едущую машину или идущую за хозяином собачку). Отчего же большинство людей, становясь старше, утрачивают этот поистине волшебный дар творческого видения и восприятия мира?
Смею предположить, что это происходит с теми, чьи родители мало обращали внимание на развитие творческих способностей своего ребенка. А между тем творческое развитие детей - наша святая обязанность. И те родители, которые думают, что обучение ребенка творчеству - пустая трата времени, глубоко заблуждаются.
Но как же определить, какой именно вид творчества надо развивать в отпрыске? Тут нужно полностью довериться своему ребенку, ведь дети сами подсказывают, чем именно надо заниматься. Обладая тонким чутьем, заменяющим отсутствие жизненного опыта, дети останавливают свой выбор на том, что им больше нравится, и родители должны ориентироваться именно на этот выбор. Например, если ребенок тянется к карандашам или краскам, то путь родителей вместе с детьми лежит в кружки изобразительного искусства, коих в учреждениях дополнительного образования немало. Если любит петь и танцевать, то в вокальных и хореографических коллективах недостатка тоже нет. Более того, в последние годы появились художественные объединения комплексного наполнения, где в рамках одного коллектива ребенку предлагается заняться пением, хореографией, актерским мастерством, чтобы потом все это показать, например, в музыкальном спектакле или ярком сценическом шоу.
Ну а после выбора вида деятельности останется определиться, в каком учреждении дополнительного образования будут открывать и развивать таланты вашего чада. 
В ЗАТО Северск сегодня работают 10 учреждений дополнительного образования, четыре из которых развивают способности детей в сфере культуры и искусства.
 
 
Самая большая в Томской области
Юлия Александровна Кобзева, директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» (сайт учреждения: дши-северск.рф)
- На сегодняшний день в школе обучается 1870 детей в возрасте от четырех до 18 лет. Наша школа считается самой крупной в области. В 2014-15 учебному году учреждение вошло  в рейтинг «100 лучших учебных заведений дополнительного образования России», а вот  рейтинг детских школ искусств Томской области мы даже возглавили.
Традиционно среди учащихся преобладают девочки. Но по праву можем гордиться, что среди учеников 30 процентов составляют мальчишки.
У нас действует 22 разных направления, которые можно объединить в несколько программ: «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор», «Фортепиано», «Хореографическое творчество», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Декоративно-прикладное искусство», «Театральное творчество». Учатся дети бесплатно. Но кроме этого, у нас развивается внебюджетная деятельность. Мы приглашаем взрослых для занятия на музыкальных инструментах, вокалом, фотографией, танцами и детей в возрасте от 4 лет в рамках платного образования. Также действует подготовительное отделение. Это эстетическое направление, где детки учатся основам ритмики, музыки, вокального мастерства. И потом могут выбрать направление, которое им пришлось по душе.
Количество занятий в неделю у нас варьируется в зависимости от программы обучения. Это может быть два занятия в неделю. А есть детки, которые занимают до 12 и более часов в неделю, особенно в старших классах. Дети, можно сказать, здесь живут.
Сегодня школа искусств выполняет роль предпрофильного учреждения образования. Это более длительная подготовка. Программы от пяти до восьми лет. На такие программы набираются детишки с шести лет. Мы обеспечиваем преемственность при поступлении детей в вузы. У нашей школы тесно налажено сотрудничество с томскими и новосибирскими высшими и средними учебными заведениями.
Не стоит говорить о том, что обучение в школе искусств носит развлекательный характер. Но не хочется и пугать, что пришедший к нам ребенок, скажем, на направление хореографии обязан доучиться до конца или не может поменять род занятий. Но с другой стороны, мы даем каждому своему ученику возможность по окончании школы и, определившись, что он хочет связать свою жизнь именно с данным направлением творчества, иметь достаточную подготовку для того, чтобы идти дальше учиться. Ведь любая специальность отрасли искусств предполагает очень длительный период обучения. Невозможно в 15 лет решить: я буду балериной, и просто стать ей. Зато если ребенок с 6 до 15 лет занимался балетом, он может приобрести не только хорошую фигуру и осанку, но и продолжить обучение этому искусству в лучших вузах страны. Фундамент мы ему для этого заложили прочный.
Хотелось бы обратиться к родителям: от вашего желания и действий зависит успех ребенка. Кроме того, что вам нужно привести ребенка на занятия, встретить, после вам предстоит вместе с ним еще и выполнять домашнее задание. Нам порой с педагогами приходится слышать от родителей: «Он же целыми днями поет!» Конечно, но ведь результаты того стоят! По своему опыту могу сказать, что школа искусств прежде всего учит ребенка трудиться и дисциплине. Невозможно добиться успеха в музыке или хореографии без каждодневного труда над этим. Умение добиваться результата и не бросать на полпути начатое дело педагоги закладывают в умы своим воспитанникам с первых занятий. Не получилось сегодня, попробуй завтра, со временем непременно получится! Это важно в любой профессии.
Другая задача ДШИ - поиск талантливых детей и продвижение их посредством конкурсов, фестивальных мероприятий, а концертно-творческая деятельность у школы представлена очень широко. По результатам прошлого 2014-15 учебного года ученики ДШИ приняли участие в 380 мероприятиях. Это больше чем по одному концерту в день! Сто процентов обучающихся участвуют в тех или иных концертах. А это означает, что опыт сцены есть у всех.
Что же касается зачисления, то первая волна учеников уже зачислена. С 1 сентября у нас будет проходить вторая волна зачисления. И если случится, что останутся свободные места, то приемная кампания будет продлена до 15 сентября.
 
На принципах добра и красоты
Елена Валерьевна Сидорова, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Художественная школа» (сайт учреждения: http://art.vseversk.ru/)
 
- Школа начала свою деятельность в 1978 году как учреждение культуры. Наши выпускники продолжают обучение по профилю не только в Томске, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Пензе, Суздале, Красноярске, Новосибирске.
Основной задачей нашего учебного процесса является сформировать культурную личность, способную решать важные задачи, воспитать гражданина и привить учащимся общечеловеческие ценности.
Обучаются у нас дети с 6 до 18 лет. Программы  разные и рассчитаны на потребности ребенка. Например, начиная семилетнего возраста детки могут учиться по программе, рассчитанной на восемь лет обучения, а затем, если они решат поступать по профилю в вуз, то взять еще один учебный год и предметы по выбору. Также есть программы, рассчитанные на три года обучения, – это художественно-эстетическое общеразвивающее направление. Мы набираем и детей в возрасте 10-12 лет. Они обучаются пять лет. Опять же если ребенок желает поступать в профильный вуз, то учится еще один шестой год по программе предпрофессиональной подготовки.
Все образовательные программа развиваются целенаправленно. Сначала детей мы приобщаем к истории родного края. Ребята, помимо того что изучают историю хантов, селькупов, русское крестьянское искусство, участвуют в мастер-классах, делают что-то своими руками, показывают это на выставках. Наши ученики всегда весьма успешно участвуют в выставках разного уровня. Наши дети приобщаются и к современной истории. Мы стараемся участвовать во всех праздниках государственных. Например, в этом году отмечается 70 лет Великой Победы и Год литературы. И мы выстраиваем образовательные мероприятия таким образом, чтобы они касались этих дат. Также у нас уже на протяжении пяти лет существует городской фестиваль «Праздники России», который носит патриотический характер и охватывает все времена года, начиная с Рождества Христова и заканчивая Новым годом.
Художественная школа была и остается школой проектов. Мы стараемся, чтобы проекты не только отвечали современности, но и были востребованы в городе. Например, уже 20 лет у нас идет плодотворное сотрудничество с Северской гимназией. Благодаря инициативной группе педагогов Людмилы Ермаковой и Валерии Радченко ученики гимназии параллельно осваивают программы общего образования и художественной школы, не покидая помещения гимназии. С 1998 года из этого сотрудничества родился фестиваль молодых дизайнеров «Пятый угол», который проходит раз в два года и в 2012 году вышел на статус всероссийского, проходя на площадках Томского областного художественного музея. В 2016 году планируется проведение очередного фестиваля с международным участием.
Нам очень повезло, что у художественной школы есть большая прилегающая территория. Поэтому уже давно творчество детей из классов выплеснулось на заборы, скамейки, беседки школы. Они совместно с педагогами проектируют альпийскую горку, ежегодно видоизменяя ее.
Все педагоги нашего коллектива могут работать с разными возрастными группами детей и с разными особенностями в развитии. Например, Светлана Ракова учит ребятишек в центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это сложно. Ведь ей, в буквальном смысле слова,  нужно взять руки ребенка в свои и вместе с ним, развивая его мелкую моторику, создавать из мелких деталей аппликацию.
Мы воспитываем детей, приобщая к общекультурным человеческим ценностям. Постоянно говорю детям, что им предстоит жить в мире, который они построят сами, и нужно формировать его на принципах добра и красоты.
Некоторые ребята здесь выбирают себе профессиональный путь. Но даже если они не становятся художниками, дизайнерами или архитекторами, то у них сформировано полноценное мировоззрение, воспитан художественный вкус. Здесь им интересно не просто рисовать, творить, но и формироваться как личности.
 
Есть чем гордиться
Римма Григорьевна Площадных, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Самусьская детская школа искусств»
 
- Наше учреждение основано в 1962 году. Началось все с музыкального кружка, который располагался в Доме культуры поселка Самусь. Обучали деток игре на фортепиано и народных инструментах. Своего отдельного здания у школы не было до 1992 года. В 2013 года мы стали именоваться Детской школой искусств. На сегодняшний день у нас действуют следующие направления: отделение русских народных инструментов, фортепианное отделение, хореографическое отделение (классический, народный, бальный и современный танец), отделение духовых инструментов, отделение изобразительного искусства (живопись, рисунок, скульптура). К нам поступают детишки от 6 до 12 лет. Места все бюджетные.
Работаем мы и по предпрофессиональным программам (в данном случае сроки обучения составляют от пяти до восьми лет), и по общеразвивающим программам, чтобы детки могли себя попробовать и в изобразительном искусстве, и на музыкальных инструментах, и в танцах, а затем по желанию выбрать одно направление.
Для детей очень важно видеть результат своего труда. Поэтому наши педагоги стараются, чтобы воспитанники принимали участие в самых различных конкурсах, начиная от городского уровня и  заканчивая международным.
Только в прошедшем учебном году ученики отделения изобразительного искусства стали дипломантами I, II, III степеней Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества в Самаре «Дождливая осень». Также ребята стали дипломантами I, II степеней Всероссийского конкурса «Зимняя фантазия». Наши юные художники участвовали и в международном конкурсе «Иллюстрация к сказке» и тоже завоевали первое и второе места.
Ребята, обучающиеся на хореографическом отделении, также постоянно участвуют в самых различных конкурсах и мероприятиях. Например, они дипломанты I степени международного конкурса «Сибирь зажигает звезды».
Ежегодно наше духовое отделение становится лауреатами I степени в областном конкурсе солдатской песни «Муза,  опаленная войной». Они же дипломанты I и II степеней областного отрытого фестиваля юных исполнителей произведений Фредерика Шопена. А воспитанники фортепианного отделения стали дипломантами II степени в областном фестивале конкурсе «Палитра талантов». И если честно, перечислять можно бесконечно.
Некоторые наши выпускники принимают решение продолжать далее обучение в сфере искусства и успешно поступают в томский колледж искусств имени Рубинштейна. Есть студенты, которые идут дальше – оканчивают Новосибирскую консерваторию.
Например, оба сына нашего педагога Александра Александровича Филиппова - солисты сводного духового оркестра А. Ратнера. Другой наш воспитанник, Сергей Долженков, окончил Томское музыкальное училище, затем поступил в Ленинградский институт культуры, работал в Томской филармонии солистом, где его заметила Елена Ваенга и пригласила в свой оркестр. И, конечно же, мы гордимся нашей звездочкой Андреем Якушевым.
Конечно, не все наши выпускники решают связать свою жизнь с искусством. Но несомненно одно: каждый из них умеет трудиться и понимает, что только упорством можно добиться каких-либо результатов.
 
Юные техники
Нина Николаевна Акифьева, директор  муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр «Поиск» (официальный сайт: http://www.education.ssti.ru/)
 
- Наше учреждение было открыто как однопрофильное в 1971 году. Это была Станция юных техников, где школьники обучались авиа-, судо- и ракетному моделированию, а также радиотехнике, фотографии и в кинодемонстрационном кружке.
В 2002 году Станцию юного техника переименовали в Центр дополнительного образования. Сегодня наше учреждение многопрофильное. Появилось художественно-эстетическое направление, появились коллективы танцующие и поющие. И жизнь в нашем Центре стала интереснее, более полной.
В данный момент в Центре действуют шесть объединений: спортивно-техническое, научно-техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, туристско-краеведческое.
Возраст наших учеников от 5 до 18 лет. Каждое объединение имеет свой возрастной ценз. Например, обучение на направлении «Электронная автоматика» возможно только с 6 по 11 классы, «Робототехникой» дети могут заниматься со второго класса, в гиревой и рукопашный спорт допускают детки,  достигшие десятилетнего возраста, а в школу вожатых мы набираем только с седьмого класса.
Срок обучения зависит от образовательной программы и варьируется от года до пяти лет. Поэтому понятие «выпуск» у нас специфическое. Дело в том, что ребенок может к десяти годам окончить начально-техническое моделирование и уйти, а может остаться и пойти в судомодельный спорт. Такие ребята не редко, отучившись по направлению «судовое моделирование» или «авиамоделирование», поступают в военно-морские и летные вузы и училища.
Несомненно, любые занятия должны во что-то перерастать, и дети должны видеть результат своей работы. Все наши певческие и хореографические коллективы принимают самое активное участие в городских мероприятиях, а также конкурсах и фестивалях, имеющих статусы от городских до международных. А что касается судомодельного спорта, наше учреждение единственное в Томской области, которое поддерживает, сохраняет и развивает это направление. Поэтому соревноваться нашим детям здесь просто не с кем. Чаще ребята проводят показательные выступления на открытых водоемах, например, на Белом озере. Но им так же, как и другим, хочется попробовать себя в состязаниях. Поэтому они выезжают в другие города. А в феврале, ко Дню защитника Отечества, мы проводим открытый чемпионат по судомодельному спорту. Это соревнование у нас стало уже традиционным. То же самое и с авиамоделированием. Три года назад Томская область впервые была представлена на всероссийских соревнованиях именно нашими спортсменами. И ребята сразу заняли третье место!
Часто победы привозят картингисты. И педагог, и дети - большие энтузиасты!
Отдельно хочется отметить, что Центр «Поиск» - первое из учреждений дополнительного образования в Северске, которое стало инклюзивным. Для особенных детей у нас созданы все условия, начиная от подъемника для колясочников и  заканчивая специально оборудованными классами. На сегодняшний день у нас занимается 16 особенных детей. Занимаются они в трех объединениях: начальное техническое моделирование, робототехника и вокальное. И нужно сказать, что детки спокойно влились в коллектив, нашли здесь друзей. А родители отметили, что самооценка у детей повысилась.
Учебный год в Центре начинается с 1 сентября. Приемная кампания продолжается в данный момент. Дети сами или вместе с родителями приходят и заявляют, в какие именно они желают попасть объединения. Например, сегодня много желающих обучаться в спортивно-техническом объединении, а также много ребят хотят попасть в коллектив «Садко».
 
Подготовила Наталья ДЕНИСОВА
фото предоставлены учреждения дополнительного образования
                        
                        
Выпуск № № 34 (1336)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске