Среда
24 апреля 2024г.
20:14
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Стратегия опережающего развития в образовании
25 и 26 августа состоялась ежегодная августовская конференция, на которой традиционно педагогическое сообщество коллегиально подводит итоги прошедшего года и определяет приоритетные задачи на следующий учебный год. Как и всегда, конференция открылась пленарным заседанием, затем начали работу тематические «круглые столы». Непосредственное участие в конференции приняли не только педагоги, но и представители городской администрации, депутатского корпуса,  департамента общего образования Томской области, а также работники высшего и среднего профессионального образования Северска, учреждений культуры и спорта, представители профсоюзов и ветераны педагогического труда.
2014-2015 учебный год был отмечен для педагогов региона продолжением реализации проекта модернизации российского образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Безусловно, работал в этом направлении и Северск. Реализовывался в муниципалитете проект создания образовательной среды с поливариативным физико-математическими компонентами. Была реализована концепция образовательных округов на основе общественно-активных школ.
- Уверен, что коллеги со мной согласятся, если я скажу, что предыдущий год был более  чем плодотворен, - заметил директор Самусьского лицея Олег Иванов. – Нам есть чем гордиться: большое количество учащихся старших классов выбирают профильную школу, наши выпускники показывают хорошие результаты на выпускных экзаменах, успешно поступают в вузы. Что же касается стратегии опережающего развития, которая стала главной темой нынешней конференции, то в этом направлении сегодня работает весь муниципалитет, и сфера образования не является исключением. И наша основная задача остается прежней - дать высокий уровень качества образования нашим ученикам.
- Почти 60 процентов бюджета идет на образовательные учреждения, и мы обязаны работать результативно, - заметила и директор школы № 80 Екатерина Метелькова. – А это значит, должны быть обеспечены доступность и высокое качество образования. Нужно соответствовать требованиям времени.
 
Тенденции развития
- Происходящие в современном мире преобразования требуют от нас перехода от системы массового образования, характерного для индустриальной экономики, к непрерывному образования, ориентированному на формирование творческой личности, - сказал Григорий Шамин, мэр ЗАТО Северск, открывая конференцию. - Именно такое образование необходимо для создания инновационной социально-ориентированной экономики, востребованной на уровне государства.
Григория Андреевич отметил, что сегодня Северск обладает необходимым человеческим потенциалом для широкого внедрения передовых инновационных разработок в сфере образования. Например, по введению ФГОС разных уровней, развитию муниципальной системы образования с поливариативной физико-математической и технологическими компонентами. Успешно реализуются и такие проекты, как «Цифровая школа», «Образовательная робототехника», «Городской олимпиадный центр», и многое другое. Все это позволяет говорить о высоком уровне условий созданных в муниципальной системе образования.
Все это результат долгой и кропотливой работы, реализуемой в рамках программы социально-экономического развития Северска, которая объединила усилия органов местного самоуправления и городского сообщества по реализации стратегических направлений развития муниципалитета.
Так, были построены два новых детских сада, реконструированы два здания бывших детских садов, а также одно из зданий школы № 76, где расположился детский сад.
Все интеллектуальные и финансовые вложения в сферу образования оправдывают результаты, что ежегодно подтверждается высоким качеством северского образования.
- Последние два-три года мы активно работаем с федеральным уровнем – Министерствами финансов, экономического развития, образования; Госкорпорацией «Росатом» и Топливной компанией «ТВЭЛ», - сказал Григорий Андреевич. - Работаем над тем, чтобы у нас, северчан, появилась уверенность в том, что наш город переживет непростые временные реструктуризации, связанные с экономической ситуацией в мире в целом и с изменением направления деятельности нашего основного градообразующего предприятия, в частности. Сейчас принято решение и внесены изменения в Закон «О территориях опережающего развития», который первоначально был направлен на развитие Дальнего Востока страны. Эти изменения коснулись того, что закрытые города Росатома, в частности Северск, стали территориями, на которых возможно создать территории опережающего развития (ТОР). У нас подготовлено несколько площадок для ТОР. Они предназначены для того, чтобы инвестор, приходящий со своим производством, был заинтересован работать здесь. Мы же заинтересованы в создании рабочих мест наукоемкого, высокотехнологичного производства, причем не только в атомной отрасли. И вот здесь роль образования очень велика!
 
Образование как приоритетное направление
Очевидно, что одним из стратегических направлений как социально-экономической, так и производственной сфер является развитие интеллектуального потенциала населения. И, безусловно, забота городских властей и системы образования – развитие и поддержка одаренных детей и молодежи.
- За последние годы на федеральном уровне приняты такие стратегические документы, как Национальная стратегия действий в интересах детей, Закон об образовании, Концепция развития математического образования в  РФ, Концепция развития дополнительного образования детей. Однако северское педагогическое сообщество начало работать гораздо раньше по тем направлениям, которые обозначены в этих важнейших стратегических документах, - заметила Лариса Лоскутова, заместитель главы администрации ЗАТО Северск по социальной политики.
С 2011 года в Северске реализуется Концепция создания  образовательных округов  на территории ЗАТО Северск на основе общественно-активных школ. За это время произошло значительное улучшение  качества школьной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы образовательных организаций, развитие партнерских отношений образовательных организаций города в рамках сетевого взаимодействия.
Большое внимание в школах уделяется воспитанию гражданственности и патриотизма. В  историю северского образования, городского округа ЗАТО Северск войдет колоссальный труд педагогов и детей по написанию двух книг о проживающих в Северске ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Совместный  труд объединил детей, педагогов, ветеранов, это и есть главный показатель консолидации северского сообщества и роста гражданской активности северчан. 
В решении  задачи повышения качества образования в Северске используется родительский потенциал. Уже в течение двух лет  во всех образовательных учреждениях городского округа реализуется муниципальный проект «Школа ответственного родительства». В детских садах и школах педагоги-психологи работают с группами родителей по 24-часовой программе для повышения родительских компетенций - психолого-педагогической, правовой грамотности, изучают вопросы профилактики потребления наркотиков детьми и др. Этим проектом охвачено более 2000 родителей.
В 2014-2015 учебном году в школах городского округа прошли циклы тренингов для обучающихся по программе «Дискавери», цель которых -  неспецифическая профилактика потребления психоактивных веществ и поведения высокой степени риска у подростков. Тренинги реализовывались в рамках муниципальной программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции на 2015-2017 гг.». Занятиям предшествовало обучение педагогов-психологов образовательных учреждений специалистами санкт-петербургской общественной организации «Ровесник - ровеснику». В тренингах приняли участие около 1.5 тысячи учащихся из 18 общеобразовательных учреждений, волонтерского центра ЗАТО Северск, городской детской организации «Факел дружбы».
Образовательное сообщество играет значительную роль в профилактике социального сиротства. Педагоги детских садов и школ активно задействованы в выявлении семейного неблагополучия, фактов нарушения прав детей в семьях, а также в процессах реабилитации и поддержки кризисных семей.
Выявление и сопровождение семей группы риска проводится на основе совместной работы органов опеки и попечительства несовершеннолетних, организаций образования и здравоохранения, учреждений социального обслуживания и культуры.
 Эффективность реализации технологии подтверждается статистическими данными – за 5 лет сохранены 390 родных семей для 464 детей.
Большое внимание в профилактической деятельности уделяется развитию кадрового потенциала специалистов. На базе Ресурсного центра образования проводились курсы повышения квалификации по проблемам психологической безопасности семьи, роли образовательного учреждения в реализации технологии раннего выявления семейного неблагополучия, вопросам формирования конфликтной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования и организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стажировочные площадки Северска позволили в деталях познакомиться с опытом реализации комплекса социальных услуг. За четыре года повысили квалификацию по семейно-ориентированным программам 523 педагога.
Лариса Анатольевна выразила уверенность, что в новом учебном году планка будет не снижена и образовательный процесс будет организован также эффективно.
 
Качество образования
Сегодня можно смело говорить о готовности северской сферы образования к переходу от этапа улучшения инфраструктурных параметров к этапу запуска механизмов стратегии опережающего развития. Данный переход обусловлен не только федеральными ориентирами развития образования, но и, как уже говорилось ранее, перспективами социально-экономического развития ЗАТО Северск.
- Сегодня на федеральном уровне активно идет подготовка к созданию ТОР в ЗАТО, - напомнила в своем выступлении начальник управления образования администрации ЗАТО Северск Юлия Дубовицкая. - И мы понимаем, что наличие такой территории в нашем городе предполагает особый статус сферы образования в процессах подготовки высокопрофессиональных специалистов для базовых отраслей не только атомных, но и сопутствующих производств - предпринимательства, машиностроения, приборостроения, строительства, социальной сферы. Таким образом, опережающее развитие это наиболее эффективный инструмент повышения уровня подготовки обучающихся, их конкурентно способности и качества образования в целом.
А значит,  школа должна научить ученика самостоятельно выстаивать траектории своего развития, анализировать и прогнозировать потребности рынка труда, обладать широким спектром профессиональных и личных компетентностей, быть готовым к непрерывному образованию. Все это уже заложено в идеологии новых ФГОС, переход на реализацию которых в муниципалитете идет в опережающем темпе. Сегодня по ФГОС обучаются 14 процентов воспитанников дошкольных организации и более 40 процентов школьников. Конечно, подготовка будущего специалиста - это задача не только общего образования, а потому необходимо расширять и развивать механизмы межведомственного и межуровневого сотрудничества образовательных организации и предприятий.
И все же главным критерием в оценке работы сферы образования являются дети, их родители. Согласно проведенному в 2014 году опросу населения в оценках всех социальных муниципальных услуг в целом по городу лидируют положительные отзывы. Соотношение позитивных и негативных оценок является оптимальным (3/1 в пользу позитивных) в отношении всех услуг. По сравнению с 2013 годом возросло число положительных значений большинства показателей: оценка изменений жизни в городе за год, качество общего, дошкольного и дополнительного образования, культурного обслуживания. И задача городских властей состоит сегодня в том, чтобы сохранить положительную динамику в этом процессе.
 
Наталья ДЕНИСОВА
Фото автора
                        
                        
Выпуск № № 35 (1337)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске