Категории
ЖКХ
(96)
Образование
(106)
Политика
(30)
Экономика
(28)
Общество
(298)
Спорт
(105)
Культура
(84)
Наука и техника
(11)
Происшествия
(13)
Здоровье
(25)
Поколение победителей
(67)
Внегородские территории
(12)
Рожденная победой
(3)
Детский отдых
(3)
Спрашивали - отвечаем
(1)
Письмо в редакцию
(2)
Ликвидаторы
(5)
Свое личное дело
(3)
Прочее
(13)
Ради жизни
Каждый из нас хоть раз в жизни вызывал «скорую помощь». Мы набираем на телефоне 03, когда плохо нам или родным и близким людям. А дальше минуты ожидания кажутся часами. В экстренной ситуации многие пытаются судорожно восстановить в памяти информацию, полученную во время уроков ОБЖ, корят себя, что не относились к данному предмету всерьез, и вообще сожалеют, что не стали врачами…
Вот уже более пятнадцати лет по инициативе членов международной организации «Красный крест» ежегодно во вторую субботу сентября во многих странах проводится Всемирный день оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day). Как показывает практика, ситуации, требующие оказания экстренной медицинской помощи, возникают чаще всего неожиданно, а шанс, что рядом может оказаться человек с медицинским образованием, и вовсе сведен к минимуму. А потому важно в таких ситуациях, когда дорога каждая секунда, не поддаваться панике, действовать быстро, умело и решительно.
«Взлететь» за три минуты
Работа на «скорой помощи» требует от человека особых качеств, в первую очередь -постоянно быть готовым к работе в чрезвычайных обстоятельствах. Врачи говорят, что из 15–20 вызовов, на которые выезжает в течение суток одна бригада, настоящих «скоропомощных» бывает два-три. Все остальное — давление, острый живот, уколы и т.п. Но это вовсе не значит, что на это «и т.п.» не нужно тратить нервы. Нужно, и еще какие. Общение с людьми — это постоянный стресс.
В Северске в круглосуточном режиме несут службы девять бригад «скорой помощи». Из них три - реанимационные. Много это или мало? Все познается в сравнении. Так, на полумиллионный Томск, не считая студентов и приезжих, круглосуточно дежурят всего две реанимационные бригады.
- Расстояния у нас не столичные, переезды сравнительно короткие, за счет этого удается экономить время, - рассказывает старший фельдшер северской станции скорой помощи Светлана Горбылева. - Больше всего загружены педиатрические бригады - к детям вызывают гораздо чаще. Зимой количество вызовов взмывает в разы. Но это нормально. Главное, чтобы бригада успела «взлететь» не позднее чем через три минуты после вызова. За этим у нас очень строго следят.
На девять круглосуточных бригад приходится от 120 до 300 вызовов в сутки. Всего же на станции скорой помощи работают 150 человек медицинского персонала (врачи, фельдшера) и 80 водителей.
На уровне диспетчера службы скорой помощи определяется профиль бригады. «Диспетчер – это фельдшер, имеющий, как правило, немалый выездной стаж, - продолжает Светлана Леонидовна. - Уже на этапе принятия вызова происходит дифференциация: какой вызов, к какой бригаде соотнести. Например, боли в сердце. Диспетчер задаст несколько наводящих вопросов и сможет понять, как правильно поступить: послать к больному бригаду реанимационную, либо врачебную, либо фельдшерскую. Нужно иметь немалый опыт, чтобы, не видя человека, лишь по симптоматике, которую порой описывают испуганные родственники, определить, насколько серьезна проблема».
А вот на дорожно-транспортные происшествия выезжает только бригада реанимации. Врачи, дежурящие в них, имеют сертификаты реаниматологов и анестезиологов, ведь человек, попавший в ДТП и не получивший на первый взгляд серьезных травм, может внезапно почувствовать себя хуже.
Жаловаться на оснащение не приходится – северские «скорые» имеют современное оборудование, позволяющее проводить сложные медицинские процедуры. Например, тромболитическую терапию на догоспитальном этапе. «При инфартах пациенту вводится специальный препарат, растворяющий тромб в кровеносных сосудах, - поясняет Светлана Горбылева. - За счет чего снижается риск осложнений и инвалидизации пациента в будущем. Эти препараты дорогостоящие и раньше были доступны лишь по договорам добровольного медицинского страхования, но в настоящий момент они закуплены в рамках договоров ОМС и ими оснащены все наши реанимационные бригады».
К концу года северская станция скорой помощи получит дополнительное оснащение -шесть новых автомобилей, два из которых будут реанимационные и четыре - врачебного профиля.
Однако не все так радужно. Оптимизация в системе здравоохранения, проходящая по всей стране, затронула и Северск. В том числе сократилось и количество бригад скорой помощи.
Правило «золотого часа»
Медики напоминают: первая помощь оказывается прямо на месте инцидента. Часто ситуация требует незамедлительного вмешательства очевидцев. Не зря время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь, называется «золотым часом». Вся мощь современно оснащенной многопрофильной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.
«С чем мы столкнулись? Несмотря на то, что у нас хороший состав врачебных и фельдшерских кадров, несмотря на то, что у нас хорошо оборудованы бригады, негативный фактор неоказания первой медицинской помощи присутствует, - говорит Светлана Горбылева. - Начиная с 2006 года сотрудники северской станции скорой помощи начали обучать население методам оказания правильной первой медицинской помощи. В 2009 году на станции был открыт учебный класс, оснащенный самым современным учебным оборудованием. В том числе и симуляционные манекены, позволяющие отработать полученные навыки. По сути мы начали образовательную деятельность. Для этого нами был подготовлен пакет документов, оборудован отдельный кабинет, дополнительно обучены сотрудники и получена лицензия. В 2012 году у нас образовалась некоммерческая организация «Золотой час», в которую вошли врачи и фельдшера службы скорой помощи».
Эти люди после тяжелых смен приходят в учебный класс, оборудованный прямо на станции, чтобы рассказать, как важно уметь правильно выполнить весь алгоритм базового реанимационного комплекса. А еще они проводят специальные уроки для старшеклассников.
В 2014 году организация выиграла два гранта - муниципальный и областной. В их рамках была подготовлена методическая литература и информационные стенды для школьников. Теперь учителя ОБЖ могут преподавать основы первой помощи на современных наглядных пособиях.
В конце хотелось бы добавить, мне не раз приходилось видеть, как работают врачи и фельдшера нашей станции скорой помощи – так, как будто не все на этом свете зависит от денег. В нынешних условиях, когда трясет весь мир, знание того, что через три минуты после поступления вызова кто-то бросится тебе на помощь, дорогого стоит.
Наталья ДЕНИСОВА
Фото предоставлено станцией скорой помощи
Вот уже более пятнадцати лет по инициативе членов международной организации «Красный крест» ежегодно во вторую субботу сентября во многих странах проводится Всемирный день оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day). Как показывает практика, ситуации, требующие оказания экстренной медицинской помощи, возникают чаще всего неожиданно, а шанс, что рядом может оказаться человек с медицинским образованием, и вовсе сведен к минимуму. А потому важно в таких ситуациях, когда дорога каждая секунда, не поддаваться панике, действовать быстро, умело и решительно.
«Взлететь» за три минуты
Работа на «скорой помощи» требует от человека особых качеств, в первую очередь -постоянно быть готовым к работе в чрезвычайных обстоятельствах. Врачи говорят, что из 15–20 вызовов, на которые выезжает в течение суток одна бригада, настоящих «скоропомощных» бывает два-три. Все остальное — давление, острый живот, уколы и т.п. Но это вовсе не значит, что на это «и т.п.» не нужно тратить нервы. Нужно, и еще какие. Общение с людьми — это постоянный стресс.
В Северске в круглосуточном режиме несут службы девять бригад «скорой помощи». Из них три - реанимационные. Много это или мало? Все познается в сравнении. Так, на полумиллионный Томск, не считая студентов и приезжих, круглосуточно дежурят всего две реанимационные бригады.
- Расстояния у нас не столичные, переезды сравнительно короткие, за счет этого удается экономить время, - рассказывает старший фельдшер северской станции скорой помощи Светлана Горбылева. - Больше всего загружены педиатрические бригады - к детям вызывают гораздо чаще. Зимой количество вызовов взмывает в разы. Но это нормально. Главное, чтобы бригада успела «взлететь» не позднее чем через три минуты после вызова. За этим у нас очень строго следят.
На девять круглосуточных бригад приходится от 120 до 300 вызовов в сутки. Всего же на станции скорой помощи работают 150 человек медицинского персонала (врачи, фельдшера) и 80 водителей.
На уровне диспетчера службы скорой помощи определяется профиль бригады. «Диспетчер – это фельдшер, имеющий, как правило, немалый выездной стаж, - продолжает Светлана Леонидовна. - Уже на этапе принятия вызова происходит дифференциация: какой вызов, к какой бригаде соотнести. Например, боли в сердце. Диспетчер задаст несколько наводящих вопросов и сможет понять, как правильно поступить: послать к больному бригаду реанимационную, либо врачебную, либо фельдшерскую. Нужно иметь немалый опыт, чтобы, не видя человека, лишь по симптоматике, которую порой описывают испуганные родственники, определить, насколько серьезна проблема».
А вот на дорожно-транспортные происшествия выезжает только бригада реанимации. Врачи, дежурящие в них, имеют сертификаты реаниматологов и анестезиологов, ведь человек, попавший в ДТП и не получивший на первый взгляд серьезных травм, может внезапно почувствовать себя хуже.
Жаловаться на оснащение не приходится – северские «скорые» имеют современное оборудование, позволяющее проводить сложные медицинские процедуры. Например, тромболитическую терапию на догоспитальном этапе. «При инфартах пациенту вводится специальный препарат, растворяющий тромб в кровеносных сосудах, - поясняет Светлана Горбылева. - За счет чего снижается риск осложнений и инвалидизации пациента в будущем. Эти препараты дорогостоящие и раньше были доступны лишь по договорам добровольного медицинского страхования, но в настоящий момент они закуплены в рамках договоров ОМС и ими оснащены все наши реанимационные бригады».
К концу года северская станция скорой помощи получит дополнительное оснащение -шесть новых автомобилей, два из которых будут реанимационные и четыре - врачебного профиля.
Однако не все так радужно. Оптимизация в системе здравоохранения, проходящая по всей стране, затронула и Северск. В том числе сократилось и количество бригад скорой помощи.
Правило «золотого часа»
Медики напоминают: первая помощь оказывается прямо на месте инцидента. Часто ситуация требует незамедлительного вмешательства очевидцев. Не зря время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь, называется «золотым часом». Вся мощь современно оснащенной многопрофильной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.
«С чем мы столкнулись? Несмотря на то, что у нас хороший состав врачебных и фельдшерских кадров, несмотря на то, что у нас хорошо оборудованы бригады, негативный фактор неоказания первой медицинской помощи присутствует, - говорит Светлана Горбылева. - Начиная с 2006 года сотрудники северской станции скорой помощи начали обучать население методам оказания правильной первой медицинской помощи. В 2009 году на станции был открыт учебный класс, оснащенный самым современным учебным оборудованием. В том числе и симуляционные манекены, позволяющие отработать полученные навыки. По сути мы начали образовательную деятельность. Для этого нами был подготовлен пакет документов, оборудован отдельный кабинет, дополнительно обучены сотрудники и получена лицензия. В 2012 году у нас образовалась некоммерческая организация «Золотой час», в которую вошли врачи и фельдшера службы скорой помощи».
Эти люди после тяжелых смен приходят в учебный класс, оборудованный прямо на станции, чтобы рассказать, как важно уметь правильно выполнить весь алгоритм базового реанимационного комплекса. А еще они проводят специальные уроки для старшеклассников.
В 2014 году организация выиграла два гранта - муниципальный и областной. В их рамках была подготовлена методическая литература и информационные стенды для школьников. Теперь учителя ОБЖ могут преподавать основы первой помощи на современных наглядных пособиях.
В конце хотелось бы добавить, мне не раз приходилось видеть, как работают врачи и фельдшера нашей станции скорой помощи – так, как будто не все на этом свете зависит от денег. В нынешних условиях, когда трясет весь мир, знание того, что через три минуты после поступления вызова кто-то бросится тебе на помощь, дорогого стоит.
Наталья ДЕНИСОВА
Фото предоставлено станцией скорой помощи