Воскресенье
28 апреля 2024г.
02:08
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Удивили даже "ДИВО"
Руководитель томского общественного движения Владимир Салит побывал в школе № 84
 
В прежние годы дети-инвалиды чаще всего обучались дома, то есть дистанционно, особенно маломобильные ребятишки, которые порой даже из подъезда не могли выйти. Сегодня в приоритете инклюзивное образование, когда в одном классе могут учиться школьники как с ограниченными возможностями здоровья, так и совершенно здоровые. Это особенно важно для развития детей-инвалидов, повышения их успеваемости, создания более комфортного психологического состояния, но главное – для их адаптации в обществе. Они учатся жить в мире, который гораздо шире размеров собственной комнаты, налаживают контакт с другими людьми, готовятся к взрослой самостоятельной жизни. Что же касается их сверстников, не имеющих отклонений по здоровью, общение с детьми-инвалидами тоже полезно, ибо воспитывает толерантность, желание помогать тем, кому в силу недуга приходится тяжело.
Пока методику инклюзивного образования более или менее активно применяют детские сады и школы. Вузы еще только-только начинают создавать необходимые условия для обучения особенных студентов. И важно ускорить этот процесс, ведь даже маломобильным выпускникам школ хочется реализовать свои способности, иметь профессию, зарабатывать на хлеб насущный, быть полезными обществу. Помочь детям-инвалидам пройти обучение в высшей школе призвано Томское региональное общественное движение «ДИВО» («Доступное для инвалидов высшее образование»). Помимо развития инклюзивного образования и доступной среды для инвалидов, оно еще занимается продвижением паралимпийских видов спорта.
7 декабря руководитель организации Владимир Салит (кстати, сам инвалид-колясочник) побывал школе № 84, которая первой в нашем городе пошла по пути инклюзивного образования и в последние годы по итогам всероссийских конкурсов становится лучшей инклюзивной школой в России.
Сегодня в этом учреждении обучаются 145 детей с ограниченными возможностями здоровья, 31 ребенок-инвалид, из них восемь колясочников. Для особенных учеников созданы все условия, начиная от специальных программ обучения, занятий с психологами и логопедами и заканчивая созданием комфортной среды в школе. Есть пандусы, подъемники, позволяющие колясочникам при помощи специально обученного сотрудника подниматься на третий этаж, где находится библиотека, проходят уроки по физике и химии. В ближайшие годы планируется сделать пристройку с лифтом (деньги на разработку проектно-сметной документации уже запланированы в проекте бюджета 2016 года).  Маломобильных учеников на занятия привозит школьная «Газель», а после уроков развозит по домам.
Экскурсию по родной школе для почетного гостя провела одиннадцатиклассница Надежда Подколзина. Девушка страдает нарушением опорно-двигательного аппарата, но это не мешает ей учиться на отлично и даже претендовать на золотую медаль. Особенно любит Надя химию и психологию. После окончания школы она мечтает поступить в Томский государственный университет, освоить профессию детского психолога и работать в родной школе. Кстати, руководство учреждения готово ее принять в штат после окончания вуза, тем более что такой человек необходим для работы с детьми-инвалидами.
С Владимиром Викторовичем приветливая и очень коммуникабельная Надя сразу нашла общий язык. Во время экскурсии, пока их электроколяски в сопровождении директора школы Ларисы Коппаловой и руководителя управления образования Юлии Дубовицкой двигались по школьному коридору, периодически заворачивая то в классы, то в столовую, то в зал лечебной физкультуры, они радушно общались, как старые добрые друзья.
Владимир Салит оценил стремление Нади получить высшее образование и со своей стороны обещал ей помощь в выборе вуза. Увиденным в школе гость  остался доволен.
- Здесь очень комфортная атмосфера для детей и родителей, - отметил Владимир Викторович. - Все – от водителя, который привозит ребятишек, вахтера, педагогов и одноклассников - с пониманием относятся к особенным ученикам, окружают их вниманием и любовью. Чувствуется, что здесь все живут одной дружной семьей. И это самое главное. Для создания доступной среды в школе № 84 сделано многое: маломобильные ученики могут заехать и в столовую, и подняться на любой этаж, чтобы учиться вместе с другими ребятами. Я не говорю уже об образовательных и реабилитационных программах. Думаю, в Томске мало школ, которые могут похвастаться такими результатами. И надеюсь, что этим полезным опытом вы поделитесь со своими томскими коллегами.
- Обязательно, - ответила Юлия Дубовицкая. - Планируем, что в феврале в нашем городе состоится большой семинар по инклюзивному образованию. Руководители большинства томских общеобразовательных учреждений посетят школы №№ 84 и 83, где северские педагоги поделятся с ними опытом работы с детьми, имеющими различные заболевания, включая аутизм.
Затем Владимир Салит встретился с детьми-инвалидами и их родителями. О работе школы он получил от них самые хорошие отзывы. А томичка Елена Рогожина рассказала, что она специально возит свою дочь Катю из областного центра в северскую школу, потому что здесь созданы условий для обучения.
Мам будущих выпускников и выпускниц в первую очередь интересовало, готовы ли сегодня вузы дать их детям профессиональное образование. По словам Владимира Викторовича, высшие учебные заведения позже школ и детских садов начали подготовку по формированию доступной среды для инвалидов. Финансирование на эти цели должно пойти в 2016-2020 годах, но федеральный закон об образовании уже сегодня предписывает всем учреждениям - и дошкольным, и школьным, и профессиональным - создавать условия для обучения детей с ограниченными возможностями. И сейчас многое зависит от умения родителей и самих ребят отстаивать свои права, ведь согласно букве закона они могут пройти обучение в любом образовательном учреждении, а оно обязано создать необходимую доступную среду для инвалидов.
- В Томском госуниверситете по специальности «Информатика» третий год обучается Дима Котов, - привел пример Владимир Салит. - Инвалид-колясочник сначала был на домашнем обучении, но в один прекрасный момент решил, что так больше продолжаться не может, и стал ездить на занятия очников во второй корпус ТГУ. Вузу ничего не оставалось делать, как предоставить особенному студенту возможность доступа на первый этаж корпуса, в аудиториях которого теперь и проходят все занятия его группы. И надо сказать, что уже многие высшие учебные заведение готовятся к приходу студентов-инвалидов. В ТУСУРе, например, везде делают поручни, в его новом корпусе на площади Южной, где обучаются экономисты, есть лифт и пандусы. В главном корпусе этого вуза организован специальный центр для сопровождения студентов-инвалидов. И я рассчитываю, что через год-два наши высшие учебные заведения будут не только стремиться попасть в топ-100 лучших вузов планеты, но и делать все, чтобы соответствовать всем мировым параметрам в создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Учебные заведения просто заставят пойти по этому пути. И мы вместе с вами будем добиваться этого, чтобы обучение для наших детей было комфортным. Но при этом я хочу предупредить ребят: не ждите легкой жизни в вузе. Это вам со школой повезло, но в один момент переоборудовать все вузы невозможно. К тому же вам придется столкнуться с трудностями и в общении, и в усвоении большого объема информации. Но я надеюсь, что вы найдете в себе силы все это преодолеть. Никогда не сдавайтесь!
Владимир Викторович обещал принять самое живое участие в судьбе выпускников школы № 84, которые захотят получить высшее профессиональное образование, а еще более тесно сотрудничать с руководством и педагогами учреждения по различным программам, которые предусматривают грантовую поддержку в приобретении спортивного и реабилитационного оборудования. После чего он провел мастер-класс по игре бочча - одному из паралимпийских видов спорта. Правила просты: каждая команда кидает по очереди мячи своего цвета, синего или красного, на пол, и чей круглый снаряд окажется ближе к белому джек-болу, тот и становится победителем. Если человек в силу недуга не может двигать руками, разрешается пинать эти мячи, как в футболе, если обездвижены все его конечности, можно играть головой.
Многие дети, присутствовавшие на встрече, с удовольствием попробовали себя в бочча. И надо сказать, что получалось это у большинства довольно профессионально: мячи подкатывались очень близко к джек-болу.
Владимир Викторович постарается помочь получить комплект такого игрового оборудования школе № 84, благодаря которому уроки физкультуры будут более интересными, у детей появится новое увлечение, позволяющее развиваться физически, тренировать выдержку и характер. И, возможно, кто-то из северских ребят станет выдающимся спортсменом и впишет свое имя в историю паралимпийских игр. Владимир Салит верит в это.
 
Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 50 (1352)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске