Суббота
27 апреля 2024г.
06:16
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
В поисках 37-й параллели
Для Григория Коротких в географии нет белых пятен
 

Печально, но факт: многие россияне, даже имеющее высшее образование, «плавают» в географии родной страны: не знают месторасположение и особенности ее горных массивов, рек, морей; не разбираются в природных явлениях, свойственных климатическим зонам России; путают национальности, проживающие на территории того или иного региона; не могут вспомнить имена первооткрывателей и известных путешественников. А ведь интерес к географии своей страны, как и к ее истории, безусловно, есть одно из проявлений патриотизма.
К таким неутешительным выводам приводят результаты первого Всероссийского географического диктанта, который прошел три месяца назад по инициативе председателя попечительского совета Русского географического общества Владимира Путина. В диктанте приняло участие 72 тысячи человек, большинство из них – люди с высшим образованием. Как сообщает сайт РГО, средняя оценка за диктант составила всего 55 баллов (из ста возможных). По школьным меркам, это тройка. Причем 48 процентов участников акции показали знания ниже среднего уровня, то есть получили тройку с минусом или двойку.
 
Атлас мира – настольная книга детства

Учащийся 9 Б класса Северской гимназии Григорий Коротких тоже проверил свои знания, ответив на вопросы тестовых заданий диктанта, причем не в режиме онлайн (сидя дома за компьютером), а приехав на специально подготовленную площадку в Томском госуниверситете. Таких площадок было 210 по всей стране. Своим результатом Григорий остался доволен. Еще бы – набрал 92 балла! Впрочем, по мнению девятиклассника, задания были не очень сложными. Гораздо труднее ему пришлось на региональном этапе Всероссийской олимпиады, которая прошла в Томске 15 января. На нее гимназист отправился, убедительно победив на городской этапе. В Томске парень набрал 75 баллов и выиграл.
Учитель географии 9 Б класса Ольга Шабанова называет Григория Коротких не иначе как вундеркиндом.
- С этим классом я работаю всего полгода, но с первых дней Григорий обратил на себя внимание благодаря своим широким знаниям, скромности и яркой индивидуальности. Он влюблен в географию, увлекается наукой, которая сегодня, увы, непопулярна, - говорит Ольга Александровна.
Нас Григорий тоже поразил рассудительностью, простотой в общении и широтой интересов. Своей внешностью, открытостью, улыбчивостью и энциклопедичностью он напоминал географа Жака Паганеля, героя приключенческого романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», искавшего вместе с другими персонажами книги место на 37-й параллели, где потерпело кораблекрушение судно «Британия». Григорий с таким же любопытством и жадностью исследователя постигает все новое, с раннего детства любит читать, а еще обожает музыку – окончил музыкальную школу по классу скрипки, сейчас осваивает игру на баяне. Чтобы получить дополнительные знания, Гриша посещает электив в школе № 198 и еще вызвался ездить на курсы и лекции в ТГУ.
- Откуда такая любовь к географии?
- А почему одни любят собирать марки, а другие хотят стать врачами-кардиологами? В раннем детстве моей настольной книгой был атлас мира, и в шесть лет я уже знал флаги и главные города практически всех государств. Мы с мамой играли в такую игру: она называла страну, а я – столицу.
- Ну-ка, назови столицу Гондураса.
- Тегусигальпа, - не задумываясь, выпалил Григорий и продолжил: - У меня дома полно всяких географических карт, я их собираю с детства. Куда бы я ни приехал (Московская область, Киев или Харьков), везде покупаю карты местности и с удовольствием их изучаю.
Девятиклассник говорит, что к региональной олимпиаде он не успел, как следует, подготовиться и мог бы, наверное, набрать больше баллов, но все равно очень старался – и не столько для себя, сколько для города, чтобы победил обязательно родной Северск, который он очень любит.
Какие задания для него были самые трудные? Определить четыре поволожские республики, в которых давалось определенное отношение титульной нации к русским (он угадал только Башкирию). Загвоздка вышла и в вопросе о первооткрывателях Антарктиды. Несколько баллов он недобрал в работе с его любимыми картами. Зато разобрался в составлении сложных графиков, показывающих, какие природные явления характерны для тех или иных городов в определенное время года.
Набрав 75 баллов, северчанин опередил ближайшего конкурента на 14 баллов и теперь надеется поехать на финальный этап Всероссийской олимпиады.
Самое парадоксальное, что в будущем Григорий видит себя не географом, а этнологом и антропологом. Хочет изучать народы Севера.
- В этом году ТГУ выиграл грант  на развитие антропологии и этнологии, - рассказывает он. – В академической науке это чисто историческое направление. Но оно подразумевает знания не только по обществознанию и истории, но и по физике и биологии и, конечно, по географии.
Впрочем, Григорий добавляет, что он пока до конца не определился в выборе специальности. Он еще ищет свою 37-ю параллель в жизни.
 
В Австрии «ноу кенгуру»
Почему география у нас в стране в последние десятилетия была отодвинута на задний план? Вопрос отдельный. Ольга Шабанова считает, что этот процесс начался, когда престижным стало иметь экономическое и юридическое образование, когда опустели кафедры географии в вузах. Не удивительно, что и сегодня, многие старшеклассники, выбирая свой дальнейший профессиональный путь, спрашивают: «А зачем мне география?» Но оказывается, что есть много достаточно популярных профессий, требующих географических знаний. Это и нефтяники, и газовики, и даже атомщики, изучающие свойства такого важного полезного ископаемого, как уран.
- В любом случае география нужна для гармоничного развития личности, чтобы представления ребенка об окружающем мире были более объективные, более полные, - считает Ольга Александровна. – Как-то, побывав в Австрии, я увидела в продаже магнитики, на которых нарисовано кенгуру и написано «Ноу». Выяснилось, что они пользуются особенным спросом у американских туристов, которые путают Австрию с Австралией. И когда я только-только знакомлюсь с новым классом, на первом занятии объясняю, что главная моя задача не в том, чтобы все мои ученики стали учеными-географами, главное, чтобы они имели общее представление о нашей планете, чтобы не путали Австрию с Австралией. Я уверена, что географические познания обязательно пригодятся в жизни каждому. Вот сейчас многие туроператоры закрывают свои фирмы, развивается самостоятельный туризм. И если у вас есть познания в физической географии, вы можете без труда выбрать себе климатический пояс для отдыха. Например, летом лучше поехать в субтропики, а зимой - в субэкваториальный пояс, потому что в летнее время года здесь идут дожди. А если вы решили окунуться в экзотику и отдохнуть на островах Тихого океана, то должны быть готовы к сейсмической активности этого района.
- А для внутреннего туризма важно знать особенности регионов родной России, - добавляет Григорий. – Если едем мы на Камчатку полюбоваться местными красотами, то нужно учитывать, что это один из самых влажных регионов нашей страны: кое-где зимой здесь выпадает до 10 метров снега – в поход без лыж не сходить. А чтобы попасть на Чукотку, нужно пройти пограничный контроль в Анадыре, несмотря на то, что это территория России. Вы так же, как и во время путешествия за рубеж, заполняете таможенную декларацию, указываете цель и длительность поездки.
- Социально-экономическая география поможет тем, кто обдумывает переезд в другой город, - продолжает Ольга Александровна. – Например, Томск – большой научный центр, здесь много вузов, которые готовят квалифицированных специалистов, но впоследствии выпускники высшей школы работают в нашем регионе за сравнительно небольшую зарплату, потому что местный рынок труда перенасыщен профессиональными кадрами. А если уехать ближе к промышленному Уралу, где нет таких центров, и ощущается нехватка специалистов, то зарабатывать там можно больше. Кроме того, выбирая регион для жизни и работы, выпускник может прогнозировать, как будет развиваться тот или иной район страны в будущем, останется ли его профессия востребованной здесь через несколько лет. Например, на том же Урале месторождения полезных ископаемых уже выработаны, поэтому будущему металлургу стоит рассмотреть более перспективные регионы, где развивается металлургическая промышленность, скажем, Курская магнитная аномалия.
 
Работа над ошибками
Сегодня возрождение интереса у населения к географии, как и к истории России, особенно в свете последних геополитических событий (присоединение Крыма, освоение шельфа Северного ледовитого океана), можно смело назвать стратегическими задачами страны. Результаты диктанта, который россияне написали 1 ноября 2015 года, будут учтены Русским географическим обществом при подготовке новой концепции географического образования, разработку которой РГО ведет совместно с Минобрнауки России. Конечно, внимание следует обратить на учебники, атласы и карты, многие из которых содержат географические данные еще полувековой давности, хотя за это время многое изменилось (города стали крупнее, построены новые дороги, изменились границы). Но одно бесспорно: любая наука держалась и будет держаться на энтузиастах, влюбленных в свое дело и беззаветно преданных ему даже в те времена, когда дело это считается не совсем престижным и малодоходным. И хорошо, что такие энтузиасты появляются уже со школьной скамьи.
 
-----------
 
Самые трудные вопросы Всероссийского географического диктанта (По информации сайта Русского географического общества http://www.rgo.ru) 
 
- Назовите явление глобального масштаба, которое распространено на 60% территории России. Наиболее широко оно представлено в Восточной Сибири и Забайкалье. Наибольшая глубина распространения этого явления (1370 м) отмечается в верховьях реки Вилюй в Якутии.
(Правильный ответ: вечная мерзлота. Допустимый ответ: многолетняя мерзлота)
Полученные ответы: снег, наводнение, разливы, северное сияние, землетрясения, самородки.
- Назовите крайнюю северную материковую точку России.
(Правильный ответ: мыс Челюскин)
Полученные ответы: мыс Северный, мыс Доброй Надежды, мыс Дежнёва, мыс Флигели, архипелаг Ломоносов.
- Назовите самый крупный по площади субъект Российской Федерации, в котором проживает самый восточный из народов тюркской языковой группы?
(Правильный ответ: Республика Саха (Якутия)
Полученные ответы: Нанайский автономный округ.
- Назовите единственную реку, вытекающую из Байкала.
(Правильный ответ: река Ангара)
Полученные ответы: Обь, Индигарка (правильно: ИндигИрка), Иртыш, Селенга, Лена.
- Назовите горную систему, в пределах которой находится самая влажная (по среднегодовой сумме осадков) территория в России.
(Правильный ответ: Большой Кавказ) Полученные ответы: Алтай, Урал, Саяны, Скандинавские горы, Сихотэ-Алинь, Хибины.
 
Сергей НОВОКШОНОВ
Фото автора
                        
                        
Выпуск № 5 (1359)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске