Пятница
03 мая 2024г.
22:03
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№17 от 03.05.2024
№ 17 (375)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Электронный, открытый, понятный
Помните, как трепетно мы относились во времена учебы в школе к дневнику: бережно одевали в обложку, аккуратно заполняли расписание, каждую неделю родители ставили в нем свою подпись. Правда, в классе были и личности, неопрятные дневники которых были густо исписаны красным. Такие дневники часто терялись и забывались дома, а их владельцы, сославшись на отсутствие домашнего задания, дольше других гуляли во дворе.
Время не стоит на месте, и традиционные дневники и журналы уходят в прошлое. На смену им приходят их электронные версии. Теперь современные нерадивые ученики больше не могут высвободить себе время, сказав, что учитель не задал «домашку» - вся информация в открытом доступе для родителей.
Практику по поэтапному внедрению электронных дневников и журналов в северских школах начали еще в 2009 году. А с началом этого учебного года три образовательные организации полностью перешли в рабочий режим электронного документооборота. 1 апреля в школе № 87, которая стала одной из первых образовательных площадок города (две другие – школа № 88 и Самусьский лицей), где электронные дневник и журнал внедрены с начала этого учебного года, прошел практико-ориентированный семинар. Администрация и педагоги представили свой опыт работы в административно-информационном ресурсе «Сетевой город. Образование».
 
Проверено на практике
Систем, которые способны представить нужный функционал для электронного документооборота школы, довольно много. Начиная с готовых площадок, где образовательное учреждение просто регистрируется на сайте конкретной системы (например, «Дневник.ру»),  и заканчивая полноценными информационными ресурсами, устанавливающимися на отдельный сервер со своим доменом. Как раз таковым и является «Сетевой город. Образование». Выбран он был из огромного числа электронных систем МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» совместно с управлением образования городской администрации. И постепенно был введен в образовательные учреждения Северска.
- С 2009 года наша школа поэтапно внедряет административно-информационный ресурс «Сетевой город. Образование», - пояснила Наталья Гук, директор школы № 87. - На начальном этапе это были маленькие шажочки, знакомство с новым ресурсом: мы учились выставлять только итоговые отметки, учились заполнять электронный журнал, работали с пропусками обучающихся. Затем перешли на такие разделы, как планирование уроков, внесение календарно-тематических планов. В 2013 году много уже гораздо больше ресурсов «Сетевого города» было внедрено в работу. И мы были готовы представить эту работу родителям наших учеников. 
В то время велись как бумажный, так и электронный виды документооборота, что, несомненно, осложняло работу сотрудников общеобразовательного учреждения. С одной стороны, за дополнительную работу необходимо материально поощрять, а с другой  – это все-таки большой труд, требующий переноса информации из одного носителя в другой. Из-за нехватки времени у педагогов страдали оба вида документооборота. А  потому было принято решение перейти на электронный документооборот, отказавшись от бумажных журналов и дневников.
Однако перед тем как начать повсеместное внедрение и издать приказ по школе, необходимо было оценить все имеющиеся ресурсы. И в первую очередь те условия, которые школа должна обеспечить: интернет-сеть и свободный доступ к электронному журналу всех педагогических сотрудников. Сегодня в школе в каждом кабинете (включая спортивный зал и мастерские) рабочее место учителя оборудовано компьютером и выходом в глобальную сеть. Одновременно шла работа с педагогическим коллективом – нужно было оценить профессиональные компетенции учителей в области информационных технологий. В коллективе уровень усвоения ресурсов оказался слишком разный. И дело даже не в стаже работы. Обычно инновации рассматриваются негативно со стороны учителей, ведь это очередные дополнительные обязанности, нечто требующее изучения, освоения новых навыков. Во всяком случае, именно такое отношение изначально было к электронному журналу. Кто-то воспринял переход позитивно, как уход от бумажной работы, а кто-то до сих пор скучает по обычному журналу. Часто это аргументируется тем, что основная обязанность учителя – учить, все остальное – мешает этому. Поэтому администрация школы старалась сделать так, чтобы преимущества использования электронной системы документооборота были очевидны. Ну а способность совершенствоваться и вносить в свою жизнь новые элементы должны быть присущи современному учителю, готовому меняться вместе с обществом.
Поэтому были организованы курсы для педагогических работников: кто-то учился самым азам – включать компьютер, а кто-то углубленно изучал работу в «Сетевом городе».
Немаловажно было и наличие компьютеров на дому обучающихся, а также следовало учесть уровень владения ПК родителями учеников. Опрос показал, что более чем у 80 процентов семей дома имеется компьютер и выход в Интернет.
- И тогда мы были готовы поднять вопрос о полном переходе на электронный документооборот на управляющем совете школы, в который входят педагоги, ученики и родители, - рассказала Наталья Анатольевна. – Совет принял идею на ура. Затем идею поддержали и на родительском совете, в который входит по одному родителю от каждого класса. После прошла экспертиза деятельности школы, в которую были включены вопросы, касающиеся перехода на электронный журнал. Решение было принято положительное. И перед началом нынешнего учебного года был издан приказ по школе о внедрении электронных дневников и журналов. Дальше был разработан огромный пакет документов.
Итак, с сентября 2015 года в 87-й школе ведется только электронный документооборот. Теперь в школе нет бумажных дневников и журналов, таких привычных всем. Но еще весь сентябрь 2015 года  проходили семинары-практикумы для родителей, 12 заседаний педагогических лабораторий, куда поступали различные проблемы и вопросы, прошло семь семинаров для педагогических работников и различных целевых групп.
 
Достоинства перевешивают недостатки
Введение электронного документооборота направленно прежде всего на повышение качества образования и помогает решить ряд проблем. Например, таких как развитие компьютерной грамотности педагогов, информированность родителей об оценках ребенка в кратчайшие сроки.
Административно-информационный ресурс «Сетевой город. Образование» позволяет вести электронный журнал, планировать уроки, составлять различные отчеты, которых более 40 видов, организовывать дистанционное обучение. Теперь для официальной отчетности достаточно представить корректно заполненный электронный журнал. Электронный журнал можно распечатать в любое время для архивирования или предоставления данных проверяющим органам.
- Мы попытались сохранить аналог бумажного журнала в электронном, при этом максимально его улучшив, - сказала Наталья Гук. – Но столкнулись с такими подводными камнями, как отсутствие страничек инструктажей и здоровья. А про охрану труда мы все помним. И таких проблем оказалось немало. И где-то мы находили ответы сразу, обратившись к методистам и консультантам Ресурсного центра образования, а какие-то моменты пришлось дорабатывать совместно с разработчиками.
Итак, зачем же нужен электронный журнал учителям? Он дает возможность вести статистику успеваемости по своему предмету, в разрезе каждого ученика, в разрезе класса. А также осуществлять информационное взаимодействие с родителями и обучающимися, просматривать расписание занятий на неделю, на день.
Как помогает электронный журнал классному руководителю? Это отличный помощник в работе с детьми группы риска – можно своевременно отследить все пропуски уроков и проинформировать родителей. Также можно формировать статистику успеваемости по своему классу, как по отдельным предметам, так и по всем предметам в целом.
Для родителей также есть очевидные преимущества работы с данным ресурсом. Они узнают об оценках в день их выставления, немедленно информируются об отсутствии ребенка на том или ином уроке. Все замечания от педагогов получают в письменно виде. Папы и мамы могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку. Кроме того, родители четко могут отследить, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни, а также видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.
 
Реальная двойка в виртуальном пространстве
До сих пор мы говорили о пользе исключительно для самой школы, учителей и родителей. А что же дети? Как они восприняли такой переход? И с одной стороны, вспоминая свое пионерское детство и то, как некоторые из нас заводили второй дневник «для двоек», сочувствуешь современным школьникам – теперь их успеваемость на виду. С другой стороны, полностью согласна с мнением своей подруги, мамы подростка, что порой нет времени дойти до школы и пообщаться педагогом. Но при этом она хочется быть в курсе успеваемости своего школьника своевременно и в полном объеме, а не раз в четверть, краснея на родительском собрании.
Думаю, что нерадивым ученикам электронный дневник пришелся не по вкусу. Еще бы! Теперь не получится обмануть, сказав, что по истории и геометрии ничего не задали, тем самым выкроив больше времени для компьютерных игр. Электронный дневник требует быть честными и открытыми с родителями.
А как школьники воспринимают оценки в электронном дневнике? Относятся ли они к ним серьезно?
- На самом деле функции электронного дневника не поменялись, - уточнила Наталья Гук. - Через него учитель общается с родителями, а те в свою очередь видят успеваемость своего ребенка. Более того, раньше родители не знали тематику уроков, а теперь такая информация им доступна. Что же касается отношения детей к оценкам, то оно вполне серьезное. Долгое время наравне с электронным дневником в нашей школе использовался его бумажный предшественник. Постепенно дети привыкли. И ребята четко знают, что оценка, выставленная в электронный дневник, реальна. Более того, в случае плохой отметки дается ограниченное количество времени исправить ее, что тоже стимулирует учеников быть сознательными.
 
Наталья ДЕНИСОВА

 
 
 
                        
                        
Выпуск № 15 (1369)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске