Среда
08 января 2025г.
14:02
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№51 от 27.12.2024
№ 51 (409)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Знать и помнить
Прогремевший ночью 26 апреля 1986 года взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС разделил жизнь многих людей на «до» и «после». Более восьмисот тысяч человек со всего Советского Союза приняли участие в ликвидации последствий самой страшной техногенной катастрофы. Среди них были 546 наших земляков. Это медики, дозиметристы, строители, повара, военнослужащие, водители и многие другие. На сегодняшний день среди нас осталось 314 северчан-ликвидаторов…
 
В январе 1987 года Анатолий Компаниец, на этот момент заместитель начальника отдела ядерной и радиационной безопасности объекта № 5, был откомандирован на Чернобыльскую атомную электростанцию. Перед ним и другими специалистами стояла задача ответить на вопрос: «Возможно ли запустить в работу третий энергоблок?». Мало кто знает, что все это время два первых энергоблока продолжали работать.
 
О времени и о себе
- Мне меньше всего хотелось бы рассказывать о себе, но я хочу, чтобы вы понимали, в какое время мы жили, - говорит Анатолий Григорьевич, начиная свой рассказ. - А это было прекрасное время: строились огромные заводы, запускались серьезные производства.  Мне, к примеру, посчастливилось видеть полет первого спутника.
В 1957 году Анатолий Компаниец приехал в Томск из небольшого железнодорожного поселка Амурской области. Молодой человек с ходу сдал экзамены и был зачислен на электромеханический факультет Томского политехнического института. К слову, на этом факультете он прозанимался всего одну пару, его перевели на физико-технический факультет. Новоиспеченных студентов по комсомольской путевке направили на целину в Казахстан. Как раз там, в степях, он и его товарищи 4 октября увидели первый советский спутник, летящий по небу.
Что же касается времени учебы в вузе, то Анатолий Компаниец говорит, что преподаватели добивались от студентов нестандартных подходов в решении различных задач. Например, как-то раз на экзамене нашему герою попался билет, один из вопросов которого был ему совершенно незнаком, так как эта тема не разбиралась на лекциях. Он сказал об этом преподавателю.
- Что ж, у тебя есть 40 минут, чтобы найти информацию, разобраться и рассказать мне, - ответил тот. А после того, как в зачетке уже стояло «отлично», преподаватель сказал, что важно знать, где быстро можно найти нужную информацию.
- Не знаю, как сегодня, но мы, уже будучи студентами, проходили практику в самых разных местах, - вспоминает наш герой. -  Нас направили в Красноярск на телевизионный завод. Представляете, там 16 цехов работали на военных заказах, и лишь один выпускал телевизоры. И я сидел на «линейке», паял схемы. А потом с мастером ходил по квартирам, ремонтировал телевизоры. Помню, он мне как-то сказал: «Толя, 95 процентов всех поломок – это производственный брак». Мне этот опыт в жизни пригодился: сколько телевизоров я отремонтировал своим знакомым и друзьям!
Позже дипломную работу выполнял на объектах Сибирского химического комбината по теме «Создание дозиметрической установки». После окончания вуза Анатолий Григорьевич хотел заниматься наукой, ведь оканчивал он направление по теоретической и экспериментальной физике, которая требовала в работе творческого мышления, фантазии. Но к тому времени уже запустили реакторы на 5-м и 45-м объектах. На комбинате остро не хватало управленцев-реакторщиков, поэтому направили на 5-й объект. Первые три месяца молодые специалисты изучали конструкцию и физику реакторов.
- Поэтому в дальнейшей работе мы чувствовали ректор, как говорится, кожей, - рассказал ликвидатор. - В памяти я до сих пор держу его конструктивные особенности. Кстати, ввиду секретности все конструкции реактора назывались именами. Например, «Ольга» - графитовая кладка. «Ольга» лежит на «Семене», то есть на нижней металлической конструкции.
Проработав 11 лет на реакторе «И-1», Анатолий Григорьевич был переведен в технический отдел 5-го объекта на должность старшего инженера-физика. А в 1982 году стал заместителем начальника отдела ядерной и радиационной безопасности.
 
«Мы понимали, куда едем»
Все добровольцы, откомандированные в Чернобыль, давали подписку о неразглашении: нельзя было ничего фотографировать, нельзя было с кем-либо обсуждать увиденное.
- У нас же была информация из первых уст – мы говорили с нашими дозиметристами, вернувшимися из Чернобыля, - рассказал Анатолий Григорьевич. - Поэтому четко понимали, куда едем. С собой мы, как и они, везли производственную одежду, приборы, литературу. Меня пригласили участвовать в составе правительственной комиссии в январе 1987 года. Обсуждался вопрос о том, что делать с третьим блоком. Дело в том, что третий и четвертый блоки были в одном здании, и у них общий машзал. От нас требовалось дать ответ: можно ли этот реактор снова запустить в работу, что нужно для этого сделать? Дело в том, что ЧАЭС в то время была крупнейшей атомной станцией в Советском Союзе: четыре мощных энергоблока плюс пятый, который был готов уже на 90 процентов, а под шестой уже вырыли котлован.
Первые дни на ЧАЭС Анатолий Компаниец работал линейным дозиметристом: делал замеры, передавал показания в штаб. Получив задание проверить вентиляцию в третьем энергоблоке, он отчитался о проделанной работе через два дня – вентиляцию следует менять, радиационный фон внутри нее серьезный.
- В вентиляции лежали куски графита, урана, которые туда попали при взрыве и последующем тушении четвертого блока. Приборы у нас зашкаливали,  - рассказал Анатолий Григорьевич. - Как снять картограмму с крыши третьего энергоблока? Рисковать здоровьем людей? Я предложил иной вариант: взять обычные резиновые перчатки, надуть их гелием (он применялся для продувки турбин), в каждую вложить по «иксушке» (накопителю), привязать эти конструкции на бечевки и развесить на разных уровнях. А затем через 30 минут можно снимать показания, таким образом получив четкую и ясную картограмму. Мыслить нужно творчески!
Анатолия Григорьевича назначили заместителем начальника отдела по ядерной безопасности при созданном Управлении строительства № 605, которое и занималось ликвидацией последствий аварии. В Чернобыле он пробыл с января по март 1987 года.
Говорит, что самое большое впечатление на него произвел персонал станции, который, испытав огромный стресс от аварии, продолжал работать на первом и втором энергоблоках. Позже набрали добровольцев из специалистов с атомных станций, относившихся к Министерству среднего машиностроения. Они работали вахтовым методом.
- Саркофаг был возведен и сверху, и под землей. Под реактором работали тысячи шахтеров, которые рыли там котлован, а потом заливали его бетоном, - рассказывает ликвидатор. - И все же самое страшное и неизгладимое впечатление произвели брошенные квартиры, школы и детские сады. Заходишь в класс, а там учебники, тетради на партах. На доске что-то написано. В садиках игрушки на полу, пустые кроватки. А ведь совсем недавно Припять была городом-конфеткой: максимально современный, с удобной инфраструктурой.
Что же касается чисто бытовых условий, в которых жили и работали ликвидаторы, то они были очень тяжелыми. Пили только минеральную воду, другой воды просто не было. Анатолий Григорьевич в первые дни командировки попросил водителя объехать окрестные поселки и скупить в сельпо все консервы: рыба, фасоль, капуста, тушенка. Все это было запечатанным и чистым.
-  И вся наша команда питалась относительно нормально, а не надоевшими кашами, - рассказал ликвидатор. - Дышать было очень тяжело, поскольку дезактивацию химреагентами проводили очень часто. Страдали зрение, зубы. Не зря мы книгу о ликвидаторах назвали «Люди из Запределья»…
В итоге были даны рекомендации – третий энергоблок можно восстановить. 7 ноября 1987 года его запустили в работу. Он служил дольше остальных. Так, второй блок пришлось остановить из-за просадки грунта. Первый и третий энергоблоки остановили только в 2000 году. До этого они продолжали работать в обычном режиме, а персонал так и работал вахтовым методом.
 
Раз в году
На Сибирском химическом комбинате Анатолий Компаниец отработал 49,5 лет. С 1976 года он является членом общества «Знание». Он постоянно ведет просветительскую работу со школьниками не только Северска, но и области. Проводит лекции в Томском атомном центре.
В 1991 году в Северске была создана своя общественная организация «Союз Чернобыль», где Анатолий Григорьевич был избран заместителем правления, коим и является по настоящее время.
- 26 апреля собираемся все вместе около памятника, вспоминаем ушедших. Традиционными стали забег «Атомная миля» и шахматные турниры, посвященные этой дате. Также ежегодно в апреле во всех школах города проводятся уроки мужества, в которых мы рассказываем о причинах аварии и о мужестве участников ликвидации ее последствий. Стараюсь объяснить школьникам, что за понятием «техногенная катастрофа» стоят люди, которые вопреки правилам и регламентам многократно их нарушали, что в конечном счете привело к катастрофическим масштабным последствиям, - говорит Анатолий Григорьевич.
 
Наталья ДЕНИСОВА
 фото автора
                        
                        
Выпуск № 17 (1371)
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске