Четверг
18 апреля 2024г.
19:21
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№14 от 12.04.2024
№ 14 (372)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Мы за связку «школа - вуз - производство»
Отвечая на вопросы журналистов газеты «Диалог»,  начальник управления образования администрации Северска  Юлия Дубовицкая дала такой комментарий:  

- Я сегодня получила огромное профессиональное удовлетворение, вспомнив о том, что ровно пять лет назад мы представляли проект «Кадровый резерв Росатома» главе Гос-корпорации «Росатом». Мы  благодарны, что единственный проект под технологии был тогда поддержан. Нам выделили 50 миллионов рублей, за счет которых и была создана эта системная база, дана возможность каждой школе, каждому из шести детских садов, где в экспериментальном режиме мы ввели курс по робототехнике, получить стартовые наборы для робототехники. И проект не просто удался. Я даже не ожидала, что за эти пять лет он так развернется, перерастет в такой масштаб и настолько захватит наших детей. Один из рисков, который мы тогда рассматривали, касался наших девочек. Сегодня я еще раз, уже окончательно, убедилась, что совместно работают и девочки и мальчики. И каждый находит свою нишу, и все они – единая команда. Нам остается только порадоваться, что все наши образовательные организации поддержали эту инициативу и прошли обучение. И уже сейчас детские сады закупают наборы конструкторов. Дальше продолжают двигаться школы и тоже  пополняют парк робототехники.

В целом северский муниципальный парк робототехники самый серьезный и большой в Томской области – более 300 единиц.  Роботов мы закупали в два этапа (сейчас уже начинается третий этап закупки). И, повторю, очень многие всевозможные аксессуары - поля, контейнеры, ноутбуки и так далее - действительно частично закупались учреждениями самостоятельно. Потому что рано или поздно приходится делать апгрейд этой техники – где-то менять датчики, где-то – процессоры. Мы делали только большие стартовые вливания. 

И думаю, что тогда, пять лет назад, самым правильным решением было создать все это системно, а не точечно. Мы ввели в обязательном порядке образовательную робототехнику во всех школах, во втором классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта – в каждой школе. Вот это и дало такой эффект.
А в детских садах это движение пошло само по себе. И сейчас, как вы сегодня видели, оно набирает обороты.

Очень приятно, что четыре года назад к нам на соревнования приезжала команда города Асино, которая первый раз увидела наших детей. Тогда асиновские педагоги прошли у нас обучение, и уже сегодня дети Асина составляют очень серьезную конкуренцию нашим малышам. В позапрошлом году у нас малыши были только из Северска. В прошлом году у нас были ребятишки Асина и Северска. В этом году к ним добавились и малыши города Томска. Очень надеюсь, что масштаб следующих соревнований будет еще больше.

- Юлия Валерьевна, пять лет назад этот проект казался просто фантастическим. Но вот он реализован, причем в рамках системной работы. Скажите, какой у вас проект на очереди? О чем мечтаете?

- Следующий проект, который мы будем реализовывать, - это, по сути дела, логическое, идеологическое продолжение «Кадрового резерва Росатома». Мы хотим запустить проект сетевого школьного технопарка ТВЭЛ. Нами сейчас предпринимаются все шаги для оборудования технических лабораторий – не учебных кабинетов, а прямо реальных таких фаблабов – маленьких учебных лабораторий в каждом учреждении со своей спецификой. И хотим запустить их в работу в сетевом режиме. Условно говоря, химико-биологическое направление - в школе № 198 со специально оборудованной лабораторией, технологическая лаборатория - в школе № 196, архитектурное конструирование - в Северской гимназии, экологический мониторинг и робототехника - в СФМЛ. 

Плюс в городах других ЗАТО также будут созданы лаборатории. И мы бы хотели вот в таком сетевом режиме дальше работать. 

Отличие этих технопарковых лабораторий будет состоять в том, что техника, которой они будут оснащены, не предназначена для школьного обучения. Это либо демонстрационное оборудование для техникумов и вузов, либо просто специализированное оборудование более высокого класса. И дети на нем будут готовить серьезные проекты.

- Приведите, пожалуйста, примеры, чтобы было понятно.

- Допустим, в рамках химико-биологической лаборатории мы берем интерактивную модель руки человека. Это не макет. Это действительно действующая интерактивная  модель. Она двигается, и на ней можно проводить эксперименты. Можно, например, замерять датчиками, которые к ней подцепляются, те или иные параметры. Все данные выводятся на компьютер. Это одно из направлений разработки самых актуальных на сегодняшний день экзоскелетов. Это явно не школьное оборудование.

Точно также в Северской гимназии мы предполагаем поставить так называемый макет мостовой конструкции – тоже интерактивный, где можно будет собирать различные конструкции и экспериментальным путем с вычислительной техникой рассматривать устойчивость, скорости и прочие разные параметры. И тоже такого оборудования в общеобразовательных организациях Томской области нет нигде. 

- И для чего нужны такие лаборатории?

- Я бы их назвала предпроизводственными. Нам бы хотелось, чтобы в них работали три субъекта деятельности. В первую очередь это ребенок и учитель школы как тьютор, то есть наставник. В качестве научного руководителя – преподаватель вуза, курирующий и выстраивающий всю эту работу, которую ребенок делает в школе с тьютором. И в качестве эксперта – представитель реального сектора экономики, работающий с этими вещами.

То есть в одном месте, в одной точке, с одним ребенком собрать три заинтересованные стороны – школу, вуз и работодателя. Для того, чтобы работодатель на самом первом этапе, школьном, увидел этого ребенка, понимал, что он хочет в него вложить и с какими результатами он  хочет выйти.

Мы хотим избежать ситуации (так одно время было, и ничего нового я сейчас не скажу), когда ребенок приходит в вуз и ему говорят: «Забудь все, чему тебя учили в школе. Мы сегодня начнем с начала». А потом, когда молодой человек приходит из вуза на работу, ему говорят: «Забудь, чему тебя учили в вузе». 

И вот, полагаю, модель, которую мы бы хотели реализовать, – это как раз та точка, которая способна переломить эту ситуацию. Когда работодатель будет выстраивать свои взаимоотношения с научным руководителем, а тот в свою очередь будет выстраивать работу с ребенком. И тогда на  выходе – а это очень адресный, целенаправленный, штучный процесс – мы будем получать, в общем-то, эксклюзивный результат.

- Юлия Валерьевна, по сути, сейчас получается, что наше северское образование подталкивает уже  вузы работать по-иному?

- И не только вузы, но и работодателей. Понимаете, предъявлять претензии к образованию, что к среднему, что к высшему, и говорить, что те дети, которые идут, либо не мотивированные, либо теоретически не подкованные, практически бессильны в каких-то вещах, – это малопродуктивно. Давайте решать совместно все наши проблемы и начиная с седьмого-восьмого класса готовить того работника, который нужен современному производству.

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске