Пятница
26 апреля 2024г.
20:43
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Любимая, престижная и очень сложная
11 января стартовал муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России», в котором принимают участие десять педагогов школ ЗАТО Северск. Среди них – учитель русского языка и литературы школы 
№ 198 Наталья Зяблова.


Мы встретились с Натальей Павловной в минувший вторник и попросили ее рассказать о себе, своих учениках, профессии учителя. Слушать ее было интересно, хотя и не все сказанное вместилось в рамки газетного интервью. Но обо всем по порядку.

- Наталья Павловна, почему вы решили принять участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России»?

- Думаю, надо попробовать себя. Участие в этом конкурсе - это и возможность дальнейшего профессионального роста, и подтверждение своего профессионального уровня. Это еще и  возможность пообщаться с коллегами, решившими принять участие в этом конкурсе. 

- До этого приходилось участвовать в таком конкурсе?

- Нет. Но в 2015 году я стала лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры. Я тогда представила свой обобщенный опыт в частности по проектной деятельности. У нас была очень плодотворная, долгая, в течение трех лет, совместная работа с СХК, с ветеранами.

Обычно 9 Мая или накануне в школу приходят ветераны Великой Отечественной войны, рассказывают о событиях, в которых принимали участие, дети их слушают, кто-то из них не все из этого понимает, а у кого-то даже такие воспоминания не вызывают большого эмоционального отклика. 

Мы с ребятами решили сделать по-другому. Пошли в музей СХК, в наш школьный музей. Переговорили с самими ветеранами. И, собрав весь материал, создали для них книги, которые затем им вручили вместе с подготовленными великолепными презентациями на флешках. Для ветеранов это было необычно и интересно.  

И была вторая часть нашей проектной деятельности – это День пожилого человека. Мы снова пригласили наших ветеранов, которые пришли к нам уже без медалей. И речь на встрече шла о том, как сложилась их жизнь  после Великой Отечественной войны. Ведь очень много говорят о том, как они воевали. А как они потом жили?

- Это не есть тема непосредственного вашего предмета?

- Это наше наследие. Дети должны это знать. Это прекрасный опыт проектной деятельности. Чтобы выполнить большой проект, нужно начинать с урока, на нем давать маленькое проектное задание, вопрос, на который нужно не просто ответить, а найти различные подходы и потом продумать, выстроить. И в результате получается маленький такой продукт – исследование. 

-  С чем вы пойдете на муниципальный этап конкурса «Учитель года России»?

- Это тайна (смеется). Вообще, знаете, сейчас наша школа находится в сетевом партнерстве, которое называется «Учимся жить устойчиво в глобальном мире». И я работаю над этой темой. В прошлом году я ездила на Байкал, там встречалась с Еленой Николаевной Дзятковской, профессором, руководителем пилотного проекта Межрегионального сетевого партнерства: «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (УНИТВИН 
ЮНЕСКО). Работаю сейчас в этой группе. Очень интересно. На сегодня это мировой вектор развития образования.

Мы думаем о том, как научить жить детей устойчиво в глобальном мире. Об этом писала свое эссе, с этим и буду выходить на урок. Буду показывать коллегам, как, не говоря слово «нельзя», учить детей не переходить границы дозволенного. 

- Это входит в задачи такого предмета как литература?

- Федеральный государственный образовательный стандарт вошел в школу. И мы говорим о метапредметности. Это интеграция предметов на уровне содержания. Образование для устойчивого развития предполагает интеграцию на уровне разных предметов, связанных «смысловой сшивкой» - «Зеленой аксиомой». Одна из них – границы дозволенного. Например, в литературе: герой отказывается от отца, переступает границы дозволенного, исход - раскаяние, смерть на могиле отца. В истории есть границы дозволенного? Есть. Гитлер переступил все границы дозволенного. Исход известен всем. И в физике есть границы дозволенного. Скорость! Хорошо или плохо. Вот эта «смысловая сшивка» и должна проходить по всем предметам. И тогда мы уже будем говорить об уменьшении объема информации и умении работать с ним.

- То есть школьников ориентируют на такую универсальность, разносторонность, высокий уровень образованности. А какие они – современные школьники?

- Они не плохие и не хорошие. Они другие. Между нами, учителями и родителями, и ими – цифровая пропасть. В этом смысле они ушли от нас вперед далеко-далеко. И если уж мы их не можем перегнать, как это раньше было, то хотя бы нужно идти с ними в ногу. 

- Вот вы говорили о «смысловой сшивке» предметов. А раньше это в школьном образовании было?

- Раньше речь шла о предметном результате. С вхождением ФГОС  приоритетным стал метапредметный результат. Образование для устойчивого развития пытается гармонично соединить предметный, метапредметный и личностный результаты. Нужно помогать детям осознавать, что предметы в школе  не разрознены, они взаимосвязаны.

Я недавно встретила своего взрослого ученика. Он говорит: «Наталья Павловна, я только сейчас понимаю, что был неправ, когда говорил, что мне не нужны некоторые предметы. А жизнь повернулась так, что те предметы, которые я всегда учил и понимал, оказались совершенно ни к чему». Спрашиваю его: «А что ты теперь делаешь?» Он говорит: «Я теперь их осваиваю. Хорошо, что тогда в школе нас заставляли их учить».

Нужно помочь детям понять, что не  существует отдельно литературы, отдельно  физики. И в физике, и в литературе  есть своя нравственность. Она существует везде.

- Наталья Павловна, почему вы решили стать учителем? 

- Решила я стать учителем литературы только благодаря моему учителю литературы Надежде Владимировне Райкиной. Я сама из Верхнекетского района. Жила в поселке городского типа Белый Яр. Там и ходила в школу. Из восьмилетки перешла в среднюю школу, там и встретила прекрасную учительницу. Умнейшая женщина. У нее такая харизма! Мы ее и побаивались, и уважали. Бежали к ней на урок, потому что она учила нас жизни. Она, например, нам говорила: «Хотите найти ответы на волнующие вас жизненные вопросы, на любые – откройте Толстого «Войну и мир». Там есть все». И когда я стала учителем, я поняла, что она была права. Там правда есть все. 

- Вы в детстве много читали?

- В первую очередь я читала то, что давали нам в школе. Мы не просто читали,  нам Надежда Владимировна давала огромное количество вопросов, на которые нужно было ответить. А для этого надо было перелопатить весь текст, прочесть критическую литературу, на это  уходило очень много времени. Кроме того, я была суперактивная: долгое время председатель совета дружины, затем – комсорг в классе. А это все тоже занимало очень много времени.

- Какая у вас в школе нагрузка?

- Нагрузка очень большая. У меня всегда очень много часов, и у меня всегда старшие классы почему-то. От выпускных классов отдохнуть удается год-два, потом опять – одиннадцатый, десятый, девятый классы. Выпуск за выпуском.

У меня есть 5Б класс, 6Г класс, 11Б, мой родной класс, где я классный руководитель, - 7А. В прошлом году выпустила 11-й класс. И в этом году снова выпускаю 11-й. А там, где выпускной класс, там уже не считаешься ни с собой, ни со своим временем. Задача только одна – достойно выпустить детей.

- А еще после работы приходится по русскому языку тетради проверять. Остается время, например, для того, чтобы посмотреть телевизор?

- Сегодня смотрела, там показывали меня. Телевизор я практически не включаю. Вообще он мне не нужен. А читаю я только летом. Обязательно перечитываю Булгакова «Мастер и Маргарита».  

- А хотелось бы вам, чтобы у вас часовая нагрузка была поменьше?

- Да. Не все  успеваю. Не могу сказать, что большой объем работы сказывается на ее качестве. У меня все дети очень хорошо сдают экзамены. 

- А что вы можете сказать о синдроме профессионального выгорания, который, как говорят, нередко сопровождает профессию учителя?

- Когда я получала второе образование – менеджер в образовании, я как раз писала работу о синдроме профессионального выгорания. Конечно, он существует. Но не могу сказать, что он у меня есть. Я, наверное, беспокойный человек, мне не сидится на одном месте. Только начинаю чувствовать, что все, не могу, мне тяжко, раз - и в аспирантуру поступила, и отучилась там. До диссертации не дошла. Она у меня в недописанном виде так и валяется. А сейчас занимаюсь  другим делом. На следующей неделе выходит первое мое методическое пособие, в котором речь идет об образовании для устойчивого развития. 

- А что такое методика вообще? Мне казалось, что учитель должен любить, знать свой предмет, интересно о нем рассказывать.

- Для меня методика – это суметь объяснить ребенку так, чтобы он понял с первого раза. Я разговариваю с родителями. И они мне все в один голос говорят о том, что единственный предмет, по которому они детям не помогают с пятого класса, это русский язык. Я не знаю, почему у меня так получается. Во всяком случае моя методика –  это объяснить ребенку так, чтобы он понял с первого раза. А если он не понял, то он может - он это знает -  задавать мне вопрос столько раз, сколько понадобится для понимания. Задаст три раза вопрос, я ему три раза буду объяснять, но постараюсь подойти с разных сторон. Нарисую схему, картинку. 

- А как это – в русском языке?

- Алгоритмы. Великолепно. Зачем за-учивать такое огромное правило? Раз – две стрелочки. А дальше, пожалуйста, как он это понимает. Может, для меня  вот это слово важно, значимо. А он это слово заменяет другим, для него понятным. У него ассоциации с этим словом и процент запоминания высокий. Зачем я буду насаждать? Мне важно, чтобы он понял.

- Современные дети на уроках, наверное, любят работать с компьютерами…

- Мои очень любят работать со школьными ноутбуками. И на уроках литературы я им часто их приношу. Они сидят по группам, у них у всех групповое задание. 

У меня пилотный первый в школе фгосовский класс – мой 7А. У меня все дети хорошие, но таких не было никогда. Они уникальные. У них был великолепный учитель начальной школы Ирина Анатольевна Калиновская.  

- Наталья Павловна, когда вы испытываете наибольшее профессиональное  удовлетворение от работы?

- В праздники (смеется). Это чувство я испытываю, когда выпускаю одиннадцатый класс. И действительно – в праздники. В День учителя, 8 Марта, в свой день рождения. Так много поздравлений. Поздравляют все выпуски, родители.  Очень часто ко мне приходят  бывшие мои ученики и знакомят меня со своим избранником или со своей избранницей. Я была на трех свадьбах у своих учеников. И когда меня спрашивали: «кто вы?», отвечала, что я – классный руководитель. «Понятно, что вы классный руководитель, а кто вы по профессии?» - уточняли люди. Говорю: я учитель. Они удивлялись: «Правда?» Потому что непривычно приглашать учителя на свадьбу. А мои ученики хотят почему-то видеть меня на своей свадьбе. 

- Престижна ли сегодня профессия учителя?

- Я считаю, что наша профессия престижная, но неимоверно сложная. Учитель должен быть суперличностью, мне кажется, во всех отношениях и иметь ту самую харизму, которая была у моей учительницы Надежды Владимировны. 

Престиж нашей профессии заключается еще и в том, что мы, как бы это громко не звучало, формируем будущее. 

Я всегда говорю своим 11-классникам, а они передо мной сидят все хорошие, удивительные: «Станьте хорошими специалистами». Они стараются, и мы все для этого делаем.

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске