Суббота
20 апреля 2024г.
20:36
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Сухой закон для контрафакта
Долгое время в небольших магазинах и даже закусочных северчанам продавали контрафактный алкоголь. К счастью, по своему составу эти напитки не были опасны для жизни, и Северск не пополнил печальную общероссийскую статистику отравлений суррогатным алкоголем, хотя смертельные случаи в последнее время фиксировались в соседнем регионе.

Полицейские знали об этом теневом бизнесе, но чтобы раскрыть всю сеть поставки и реализации поддельной продукции, а затем привлечь к ответственности всех дельцов, они терпеливо в течение двух лет собирали информацию и документировали факты преступной деятельности, чтобы в решающий момент нанести удар. А иначе дело, построенное на догадках, домыслах и невесомых доказательствах, могло рассыпаться в суде. К тому же проводить внеплановые проверки торговых точек сотрудники правопорядка не имели права без веских оснований и санкций прокуратуры, дабы «не кошмарить малый бизнес».

Над раскрытием этого преступления трудилось чуть ли не все УМВД Северска: сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, уголовного розыска, следственного отдела. Контролировала ход расследования прокуратура. Был выполнен колоссальный объем оперативной работы: предварительный сбор информации, слежка, прослушка, закупка алкоголя, проведены многочисленные экспертизы, установлены поставщики, каналы сбыта, выяснена иерархия в организованной преступной группе, которая занималась нелегальным бизнесом. И когда удалось собрать и задокументировать все необходимые доказательства, час икс настал…

Широкомасштабная операция была проведена четко, как по учебнику. В январе 2016 года при участии сотрудников томского ОМОН полицейские одновременно нагрянули с обыском и к поставщикам контрафакта, и в торговые точки, где реализовывался суррогатный алкоголь. Удалось задержать всех участников группы, изъять тонны нелегального спиртного.

Представьте себе, только в торговой сети на тот момент находилось 16 432 бутылки. Еще 2 309 - в арендованных гаражах, в которых главарь банды Б. организовал склады, небольшое количество контрафактного товара оказалось в автомобиле и в квартире преступника. Водка различных торговых марок, коньяк, бренди, широкий выбор вин, шампанского, а также виски, текила, ром – напитки были на любой вкус. Яркие этикетки говорили о том, что подделывалась не только отечественная, но и зарубежная продукция.

После задержания трое из четырех членов организованной преступной группы изъявили желание сотрудничать со следствием, дабы получить потом снисхождение в суде. Они не только рассказали, как был организован нелегальный бизнес, но и сдали своих поставщиков, что помогло оперативникам Томска, которые параллельно вели свое расследование, выявить звенья преступной сети и даже закрыть подпольные производства в областном центре. Впрочем, откуда поставлялся нелегальный алкоголь в Северск, заканчивается ли его след в Томске или ведет далеко за пределы региона, пока официальных сведений нет – следствие еще продолжается. И, конечно, северские дельцы рассказали обо всех, кому реализовывали спиртное: в обвинительном заключении мы насчитали несколько десятков предпринимателей с подмоченной нелегальным алкоголем репутацией.

А началось все в сентябре 2013 года, когда северчанин Б. решил заработать на регулярной поставке контрафактной спиртной продукции в наш город. Нашел тех, у кого можно приобретать нелегальный товар, посвятил в свои планы сына, сноху и знакомого Н. Они согласились поучаствовать в этом бизнесе: согласно отведенной им роли закупать, перевозить товар на склад и реализовывать его предпринимателям. 

Для перевозки использовали свои легковые автомобили и грузовичок, который был в собственности у главаря группы. Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» бандиты «Черной кошки» ездили на дело и возили награбленное в автобудке «Хлеб»? Понятно, для конспирации. Что-то похожее было и в этой истории: на кузове грузовика Б. красовался логотип известного молочного предприятия. Но, кроме молока, перевозили и напитки покрепче.

Предприниматели охотно соглашались на предложения поставщиков контрафакта, ведь на дешевой нелегальной продукции можно было неплохо навариться. При этом покупатель вряд ли что-то мог заподозрить – поддельные акцизные марки для неопытного глаза были практически неотличимы от настоящих. Товар предлагался по самым демократичным закупочным ценам. Так, за пол-литра «Беленькой», «Парламента», «Талки» или «Журавлей» поставщики просили 130 рублей, а «Царскую охоту» и «Белую березу» отдавали за сотню. Вино «Хванчкара» и «Киндзмараули» емкостью 0,7 литра можно было приобрести за 140 рублей, любой коньяк (от дагестанского до французского) - за 210 рублей. Причем для постоянных проверенных покупателей, «для своих», предлагался так называемый «компот» - спиртное в пластиковых бутылках: полуторалитровая емкость вина стоила 75 рублей, двухлитровая – 90 рублей, а за пять литров коньяка просили 550 рублей.

Но соответствовало ли содержимое этикеткам (там, где они были наклеены)? Вот что говорят многочисленные экспертизы: «Представленный коньяк не соответствует ГОСТу по полноте налива, реквизитам этикетки, нормативной документации и по крепости. Не соответствует ГОСТу по содержанию летучих микрокомпонентов. По содержанию альдегидов, средних эфиров, сивушного масла не является коньяком… В напитке текила содержание высших спиртов ниже нормы, напиток не соответствует реквизитам этикетки, нормативной документации по органолептическим показателям, имеет осадок. Напиток не является текилой… Портвейн не является вином специальным. Изготовлен из виноградных материалов с использованием спирта и сусла… Водка является спиртосодержащей жидкостью…» И еще один важный вывод экспертизы: «Содержание токсичных микропримесей не превышает показателей ГОСТа».

- Если бы эксперты установили, что поддельные алкогольные напитки имели высокую токсичность, были опасны для здоровья покупателей, то обвиняемым грозило бы более суровое наказание. И это безусловно повлияло бы на условия заключения соглашения со следствием. А подозрения такие были: как раз накануне нового 2016 года в Томске  и Красноярске несколько человек отравились на корпоративах контрафактным алкоголем, что привело к летальному исходу, - говорит заместитель северского прокурора Алексей Давыденко.

Правоохранительные органы возбудили и передали в суд уголовные дела в отношении четырех членов организованной преступной группы, а также четырех предпринимателей, торговавших поддельным спиртным в особо крупном размере. Было установлено, что преступники получили незаконный доход в размере 2 млн 828 тыс. 570 рублей. А общая сумма ущерба, нанесенного в результате использования чужих товарных знаков, составила 
4 млн 696 тыс. 710 руб. 22 коп.

- Итог нашей двухлетней работы - 200 томов материалов уголовных дел по 250 страниц каждый. Только обвинительное заключение составляет 4000 страниц, - говорит начальник УМВД России по ЗАТО Северск Дмитрий Амелин. - Было очень много командировок: в течение двух месяцев наши сотрудники выезжали в Москву, Дербент, 

Мариинск, Кемерово, встречались с директорами заводов, которые являлись правообладателями той продукции, которая подделывалась и реализовывалась в Северске. Брали с них заявления, признавали их в качестве потерпевших. И честно сказать, директора некоторых предприятий были удивлены, что в каком-то маленьком сибирском городе раскрутили такое серьезное дело. На заводе в Дербенте нам признались, что первый раз кто-то довел расследование до суда. А ведь действительно таких дел, закончившихся приговором, в стране немного, а в Томской области наш опыт первый. Причина в том, что эта работа требует громадных усилий, колоссальных временных и людских ресурсов.

В конце прошлого - начале нынешнего года перед судом уже предстали двое членов организованной преступной группы и трое предпринимателей. Им предъявили обвинение по целому ряду статей Уголовного кодекса РФ: вменяли как производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки; так и незаконное использование чужого товарного знака; изготовление и сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование. Понятное дело, что поставщиков осудили еще и за незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой.

В итоге главарь Б. был приговорен к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком пять лет и к штрафу в один миллион рублей. Его подельница получила тоже условный срок - три года шесть месяцев лишения свободы, при этом государству она должна выплатить 396 тыс. руб. Двум предпринимателям были назначены штрафы в размере 360 тыс. рублей, одному – 
600 тыс. рублей. Северскому городскому суду осталось рассмотреть еще три дела: в отношении остальных членов группы и одного предпринимателя.

Спасет ли ЕГАИС?

А как обстоят дела сегодня? Где гарантия того, что в магазине покупатель не приобретет контрафактный алкоголь? Ведь сыто место пусто не бывает. На смену одним дельцам могут прийти другие.

О том, как обезопасить россиян от контрафакта, прикрыть этот теневой бизнес, а заодно повысить собираемость с акцизов, уже давно думали государственные мужи. И выход был найден – в стране начала действовать единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Благодаря ей можно отследить движение алкогольной продукции от ее производства или ввоза на территорию России до реализации в торговой точке: вся информация зашифровывается в коде на самой бутылке.

С 1 января 2016 года все торговые точки и предприятия общепита, имеющие лицензию на реализацию алкоголя, должны подтверждать в ЕГАИС факт закупа любой алкогольной продукции, а с 1 июля того же года предприятия торговли городских поселений обязаны установить оборудование, позволяющее на кассе считывать код с маркировки бутылки и отправлять в автоматическом режиме информацию в систему о каждой проданной единице продукции, кроме пива, которое не маркируется. Об этом нам сообщила начальник отдела лицензирования розничной продажи алкогольной продукции Комитета по лицензированию Томской области Юлия Андреева. Если товар не будет сканирован, кассовый аппарат просто не сможет его отбить. Так что продать контрафакт теперь ничего не подозревающему покупателю почти невозможно. Мало того, с 31 марта 2017 года торговая сеть обязана указать в чеке QR-код, благодаря которому покупатель может сам проверить подлинность продукции.

В результате введения новой системы контроля за продажей алкоголя в стране на миллиарды рублей выросли поступления в федеральный бюджет с акцизов. В городах практически перестали работать серые схемы.

Эксперты подозревают, что теневой алкоголь теперь может уйти в общепит и в сельские поселения. На селе в системе ЕГАИС не фиксируется продажа в розницу по причине отсутствия устойчивой интернет-связи, а в кафе и ресторанах это просто невозможно сделать. Ведь как отсканировать сто граммов коньяка, которые заказал посетитель? Но стоит отметить, что в материалах уголовных дел по фактам реализации поддельного алкоголя, расследованных в Северске, не фигурируют кафе и рестораны. Значит, репутация для них важна.

Всего, по данным областного Комитета по лицензированию, в нашем ЗАТО все 134 объекта торговли, имеющие лицензию, установили необходимое оборудование и подключились к системе ЕГАИС.

Сергей НОВОКШОНОВ
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске