Четверг
25 апреля 2024г.
17:12
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
В первый раз в первый класс
1 февраля общеобразовательные учреждения Северска начали прием заявлений от родителей будущих первоклашек. Вправе ли родители выбирать образовательное учреждение? Что предпочесть – школу, которая находится рядом с домом, или ту, что стоит на первом месте в рейтинге по качеству образования? Об особенностях нынешней приемной кампании наш разговор с Ольгой Кулешовой, начальником отдела развития образования, мониторинга и защиты прав детей управления образования ЗАТО Северск.

- Как нам стало известно, в некоторых школах 1 февраля с утра выстраивались целые очереди из родителей, желающих записать своего ребенка в определенное образовательное учреждение. И хоть в отличие от томичей северчане обошлись без ночных бдений, случаи, когда папы и мамы составляли списки-очереди с вечера накануне 1 февраля, были. Оправдан ли такой ажиотаж?

- На мой взгляд, ничем не оправдан, ведь в нашем закрытом городе каждый будущий первоклассник будет гарантированно обеспечен местом в школе по месту жительства. К тому же приемная кампания продлится с 1 февраля по 5 сентября. Однако обращу внимание горожан на то, что до 30 июня школы будут принимать только заявления о зачислении в первый класс детей, проживающих именно на закрепленных за учебными заведениями территориях.

- А как быть родителям, которые хотят отдать своего ребенка не в школу по месту жительства, а в какое-либо другое образовательное учреждение?

- Такое желание вполне может сбыться: ведь школы, в которых на 1 июля после приема в первый класс детей из закрепленного микрорайона останутся свободные места, смогут принять тех, кто жаждет обучаться именно там. Мало того, мы готовы пойти на то, что родители, работающие в Северске, но живущие в Томске, смогут записать своих детей в первый класс в северские школы, где есть свободные места.

- Сколько первоклассников нынче будет в ЗАТО Северск?

- В этом году по предварительным спискам, которые получены управлением образования от ЕРКЦ и школ, планируется принять 1213 первоклассников (это на 50 человек больше, чем в прошлом году). Будут открыты 48 первых классов (на три больше, чем в прошлом году), из них 
3 коррекционных класса.

- По данным статистики, в ближайшие годы в целом по ЗАТО Северск ожидать резкого увеличения числа первоклассников не приходится?

- Совершенно верно, однако, судя по тому, как развиваются новые микрорайоны нашего закрытого города, в некоторые образовательные учреждения наплыв первоклассников года через два-три гарантирован.

- Как же тогда молодым семьям реализовать право получить место в школе, расположенной неподалеку от дома?

- Права северчан не будут нарушены. Просто мы вынуждены будем пересматривать границы образовательных округов, учитывая наполняемость школ и имеющиеся резервы образовательных учреждений. Так, например, нынче весь Южный проезд перешел к школе № 78 (раньше эта территория относилась к школе № 198). Разумеется, мы будем следить за тем, чтобы в этом случае дорога детей в школу была безопасной.

- Какие документы обязаны предоставить родители вместе с заявлением 
о приеме ребенка в школу?

- Все общеобразовательные организации на своих сайтах уже разместили необходимую информацию для родителей. Напомню, что мамы и папы или законные представители ребенка должны, кроме заявления о зачислении в школу, предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и свидетельство о регистрации по месту жительства. Конечно, если родители считают необходимым предоставить еще какие-либо документы, сведения о ребенке, они на свое усмотрение могут это сделать. А вот медицинскую карту будущего первоклассника сейчас нести в школу не нужно. Медкарту необходимо будет сдать в школу после окончания ребенком детского сада.

- Мы говорили о том, что нынче по предварительным данным в школы ЗАТО Северск планируется принять 1213 первоклассников. То есть это дети, которым уже исполнилось семь лет?

- Это дети в возрасте от 6,5 до 8 лет.

- А примут ли в школу ребенка, которому на 1 сентября еще не будет семи лет?

- Да, если к началу учебного года ему исполняется 6,5 лет, то его зачислят в первый класс.

- Но ведь есть детки, которые умеют читать, считать, а иногда даже и писать в 4-5 лет. Многие папы и мамы, стремясь воспитать гения, заботясь о том, чтобы у сына или дочки не пропала тяга к знаниям, стараются отдать способного ребенка в школу пораньше. Мотивация проста: в семь лет ему будет неинтересно заниматься со сверстниками, которые только-только начинают осваивать азбуку.

- Если ребенок действительно настолько интеллектуально развит, его могут записать в школу и в возрасте шести лет. Но в более раннем возрасте мы бы не рекомендовали отдавать детей в школу, ведь надо понимать, что школьная жизнь – это серьезная нагрузка на детский организм, и он должен быть к этому готов. В детском саду, играя, ребенок тоже познает мир, развивается эмоционально, психологически, приобретает важные жизненные навыки.

- А в каких школах будут открыты коррекционные классы? Каковы правила зачисления здесь?

- Такие классы откроют в школах 
№№  84, 90 и 196. Коррекционные классы формируются из детей, которые, пройдя психолого-медико-педагогическую комиссию (ее работа заканчивается в мае), получат рекомендации к обучению по адаптированным программам. Следует отметить, что эти коррекционные классы формируются не по закрепленной территории, а по направленности (информация о видах классов выложена на сайтах образовательных учреждений), а значит, заявления о зачислении детей в эти классы родители могут подавать с 1 июля.

- Вправе ли родители, получив рекомендации обучать ребенка по адаптированным программам, выбрать не коррекционный класс, а общеобразовательную программу?

- Да, нужно только написать заявление. Инклюзивное образование у нас сегодня широко развито. 

- Сколько человек должно быть в классе?

- По СанПиНам на одного обучающегося должно приходиться не менее 
2,5 кв. м площади класса. Учитывая размер классных комнат наших школ, в среднем в классе должно быть порядка 23-25 человек. Как показывает практика, некоторые  руководители образовательных учреждений, учитывая пожелания родителей, идут на нарушение, набирая в первые классы до 30 обучающихся.

- Нынче откроется на три первых класса больше. Решен ли кадровый вопрос, хватит ли учителей?

- Проблем не возникнет. Радует, что у нас происходит обновление педагогического состава, омоложение его. Так, если в недалеком прошлом средний возраст северских педагогов в некоторых школах составлял 55 лет, то сегодня - уже 44 года. У нас хорошие связи с Томским государственным педагогическим университетом.

- Ольга Анатольевна, а вправе ли заботливые папы и мамы выбирать педагога, ведь одним хочется, чтобы первая учительница была непременно современной, молодой, владеющей современными технологиями, а другие предпочитают, чтобы она обладала серьезным жизненным и педагогическим опытом?

- Пожелания пап и мам, конечно же, по возможности учитываются, но все же формирование классов – это прерогатива и компетенция образовательного учреждения. И еще уточню, что классы формируются с 1 по 5 сентября.

- Ольга Анатольевна, помогите разобраться с образовательными программами. Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут, что «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы, а потому пребывает в полной растерянности…

- Все одобренные Министерством образования системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. В плане содержания программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а также порядком подачи учебного материала. Я бы сказала, что нет плохих или хороших программ. Развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле каждая система рассчитана на определенный склад ума или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. 

- Так кто все-таки вправе выбирать образовательную программу?

- Педагог. Предпочтение отдается той, по которой учитель прошел повышение квалификации дополнительно к высшему образованию. Сегодня у нас наиболее распространена программа «Школа России». Главная идея - школа должна стать школой духовно-нравственного развития. Эта программа подходит для большинства учеников начальной школы.

- Ольга Анатольевна, наши читатели предлагают сравнить первоклассника времен СССР и современного школяра - кто умнее? Попробуем сравнить системы образования. Так, в советское время первоклассника допускалось нагружать не более 24 часов в неделю. 18 часов из них посвящали основным предметам: по 6 часов математике, чтению и русскому языку. Оставшиеся 6 часов уходили на пение, рисование, природоведение, труд и два часа на физкультуру. Количество часов, которые уделяют основным предметам, в настоящее время иное: по 4 часа – математике и чтению, 5 часов - на письмо. Как видите, более всего пострадали математика и чтение - они сократились в 1.5 раза. В действительности же еще больше, поскольку раньше у первоклассника было 35 учебных недель, теперь же за счет увеличения длительности всех каникул у первоклассников только 33 учебных недели. Таким образом, если раньше у детей в 1 классе выходило 210 часов математики и столько же чтения, то теперь они посвящают этим дисциплинам всего лишь по 132 часа.

Но это еще не все. По современным ФГОСам в первом полугодии у первоклассников уроки не по 45 минут, а по 35. Кроме того, в первом полугодии запрещены домашние задания. Почему же родители не замечают, как сильно сократилась учебная программа? Почему многие, наоборот, возмущаются, что детей слишком нагружают в школах?

- Во-первых, в советское время дети учились 6 дней в неделю: в 8 часов начинали и к 12 заканчивали. Теперь же у всех первоклассников 5-дневка (и это сделано, кстати, по просьбе родителей). Поэтому сокращение рабочих часов не так сильно бросается в глаза. Во-вторых, сегодня приветствуется вне-урочная деятельность.

- И не только она. Если раньше на такие предметы, как пение, рисование, природоведение, труд, физкультура, уходило в общей сложности 6 часов в неделю, то теперь их ассортимент значительно расширился, и таким неосновным предметам отдают по 18 часов в неделю?

- Я бы не считала эти предметы маловажными. Мы ведь сегодня говорим об индивидуализации учебного процесса, в отличие от советской школы не ставим целью воспитать всех математиками или инженерами. Кто-то станет писателем, артистом, олимпийским чемпионом. Ну и добавлю, что в старших классах ряд северских школ перешел на 6-дневную учебную неделю, чтобы необходимый материал по основным предметам был получен школьниками в полном объеме.

Мы хотим в итоге получить разносторонне развитую личность, выявить у ребенка все таланты, развить все способности, дать ребенку навыки, умения, компетенции, которые ему непременно в жизни пригодятся. В начальной школе не идет речь о профориентации, здесь формируются учебные навыки: умение работать с информацией, с книгой. Это можно формировать в процессе деятельности: игровой, трудовой, исследовательской. Вот для чего нужны дополнительные занятия, факультативы, внеурочная деятельность.

- Для первого класса по ФГОСам сколько часов отводится на внеурочную деятельность?

- От 1 до 10 часов в неделю по выбору родителей. Раньше в школах были группы продленного дня, где дети, пообедав, отдохнув и сделав домашние задания, занимались в каком-нибудь школьном кружке. И никто не жаловался, что это плохо. Сегодня образовательным стандартом предусмотрено, что после трех-четырех уроков и непродолжительного отдыха ребенок может попробовать себя в разных сферах деятельности (спорт, искусство, техническое творчество и т.д.). В школах для этого созданы хорошие условия, оборудование. Кроме того, школы сотрудничают с допобразованием.  

- Наш читатель Сергей Беляев сетует на то, что, помимо сокращения часов в школьной программе, дети теперь и после школы не читают. «Это в СССР родители не знали, как оторвать ребенка от книжки с какими-нибудь приключениями. Дети читали даже по ночам под одеялом с фонариком, а родители были недовольны, что утром детей не добудишься, - говорит Сергей Викторович. - Нам бы их проблемы! Теперь, чтобы вызвать у ребенка потребность к чтению, у него нужно отобрать компьютер, планшет, телевизор, смартфон, телефон, т.е. все-все электронные устройства!»

- Я бы не была столь категорична. Дети средней и старшей школы сегодня тоже с упоением читают, правда, книги они предпочитают на электронных носителях. А вот полюбит ли ребенок читать с детства – зависит от родителей.

Вы знаете, современные дети ничуть не хуже тех, что были раньше. Мало того, у них гораздо больше условий для развития!

Ирина ЯКОВЛЕВА  
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске