Категории
Политика
(41)
Экономика
(81)
Образование
(374)
ЖКХ
(303)
Культура
(134)
Спорт
(238)
Общество
(613)
Наука и техника
(18)
Происшествия
(24)
Медицина и здравоохранение
(111)
Прочее
(23)
Впервые за 500 лет селькупский разговор в Северске
- Сва телт, надырнади лягала! Кула оккыр тюгыт! Оголджэшпи кыбамыла! - так начала свое выступление перед северскими школьниками Наталья Иженбина - руководитель творческого коллектива селькупов «Туссайока» (из Колпашева), носитель и учитель южноселькупского языка. Ребята были заворожены и шокированы звучанием этого необычного древнего наречия и, затаив дыхание, ждали, что будет происходить дальше.
В переводе колоритная фраза звучала так: «Добрый день, дорогие друзья! Люди одной земли! Школьники!» Это были первые слова, прозвучавшие на территории нашего города по-селькупски за добрую половину тысячелетия, - с тех пор, как в Нижнем Притомье жил этот народ. Кстати, само культурное, краеведческое, образовательное, просветительское мероприятие, прошедшее в Центральной городской библиотеке 20 февраля, так и называлось - «Впервые за 500 лет селькупский разговор в Северске».
Автор проекта – десятиклассник Северской гимназии Григорий Коротких, увлекающийся лингвистикой, географией, этнографией и краеведением. В прошлом году Григорий выиграл всероссийскую олимпиаду школьников по географии, в этом стал ее победителем на региональном этапе, а еще - призером областной олимпиады по русскому языку. С селькупами из Колпашевского района он познакомился на этнофестивалях в Зоркальцеве и Парабели. Увлеченный юноша, проявляющий интерес к селькупской культуре и языку, понравился представителям коренного малого народа Томской области. «Мы с удовольствием приедем к вам в гости и выступим. Зовите, если надо!» - пообещала тогда Наталья Иженбина. Так и родилась идея организовать встречу селькупов с северскими школьниками. Проект своего ученика поддержала учитель географии гимназии Ольга Шабанова. Центральная городская библиотека взяла на себя хлопоты по оформлению въездных документов, предоставила зал и техническое оснащение для проведения мероприятия, колпашевская ассоциация коренных малочисленн
ых народов Севера «Колта-Куп» договорилась с районной администрацией о выделении транспорта.
- Почему этот проект нам показался интересным? - говорит заведующая организационно-методическим отделом ЦГБ Елена Волошина. - Мы живем в моноэтническом городе. Ну кто у нас здесь есть? Русские, украинцы, выходцы из Средней Азии и Кавказа. Но страна-то у нас многонациональная. Такого разно-образия народов нет ни в одном государстве мира. И это вызывает гордость, приучает к толерантности, желанию жить в добром соседстве друг с другом, находить общие культурные и исторические связи. Мы все разные, но у нас много общего. Поэтому, когда представилась возможность пригласить в гости селькупов, познакомить школьников с этими уникальными людьми, их культурой и языком, мы с радостью согласились. Тем более что их предки испокон веку жили на нашей территории. Получается - это мы у них в гостях…
А встреча прошла на одном дыхании. Учащиеся из школ №№ 84, 88, 198 и Северской гимназии с интересом послушали рассказ Григория Коротких о расселении и численности селькупов и южноселькупском языке. Они узнали много любопытных фактов. Например, что селькупы, жившие на территории Нижнего Притомья
(в том числе и будущего Северска), назывались «байгула», что означает «люди огненной белки», что в языке этого коренного народа примерно в два раза больше падежей, чем в русском, что их «здравствуйте» звучит, как «торова», похожее на русское «здорово», и многое другое. Учащиеся и сами, используя словари и раздаточные материалы, попытались составить целые предложения, прочитать и понять селькупский текст.
Перед юными зрителями выступил творческий коллектив «Туссайока» с песнями, танцами, шаманскими обрядами, сопровождавшимися ударами в бубен. Школьники стали участниками интереснейших мастер-классов, объединенных в кругосветку «Кычкасай» (звезда). Они учились делать обрядовые куклы, плести сети, прясть пряжу и вязать из конского волоса с помощью одной иглы одежду и обувь. Связанные таким способом вещи получаются очень крепкими, непромокающими, что помогает выжить коренным народам в суровых условиях тайги.
Поучительной была разыгранная сценка: в лесу на двух отдыхавших охотников набрел медведь. Один охотник спрятался на дереве, оставив своего спящего товарища на произвол судьбы. Хозяин тайги не тронул лежащего на земле человека, но, разбудив, шепнул ему что-то на ухо. «Что он тебе сказал?» - поинтересовался слезший с дерева охотник, когда косолапый ушел. «Что трус другом не бывает». Помимо очевидной морали, эта сценка еще говорила о полной гармонии с природой коренных народов, о тесной связи человека и ее обитателей, понимающих друг друга, живущих по одним, выстроенным с древних времен законам, когда уважается смелость, честность, бережливое отношение ко всему и осуждается трусость и жадность.
- И сегодня многие малые народы продолжают жить в согласии с природой, - говорит Ольга Шабанова. - У них, например, считается большим грехом выловить рыбы больше, чем нужно на пропитание. И если они убили зверя, хотя не нуждались в пище, просят у него прощения, замаливают этот грех. Они как бы говорят с ним на одном понятном им языке.
- Не случайно у меня на футболке была надпись: «Каждое дерево в лесу, каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски», - объясняет Григорий Коротких.
- Такое ощущение, что вы мне сейчас рассказываете идею фильма «Аватар», - провожу я аналогию.
- А там как раз ярко выражен этот древний принцип общежития в природе, утраченный современным обществом, - продолжает Ольга Александровна. - Кстати, сами селькупы нам рассказывали, что сегодня очень много представителей их народа уходят жить в лес, бегут от благ цивилизации в землянки, возвращаются к своим корням.
Но есть и другие селькупы, которые остаются в современном обществе. Они не только сохраняют свою культуру и свой язык, но и готовы рассказывать о них, прививать интерес молодежи к нашему прошлому, к истории той земли, на которой мы сегодня живем. И хочется верить, что такие культурные встречи в нашем городе будут продолжаться, проект северского гимназиста получит развитие и подрастающее поколение познакомится и с другими коренными народами, населяющими Томскую область. Кстати, этим летом Ольга Шабанова и Григорий Коротких планируют организовать поездку северских школьников в Парабель на этнофестиваль.
Сергей НОВОКШОНОВ
В переводе колоритная фраза звучала так: «Добрый день, дорогие друзья! Люди одной земли! Школьники!» Это были первые слова, прозвучавшие на территории нашего города по-селькупски за добрую половину тысячелетия, - с тех пор, как в Нижнем Притомье жил этот народ. Кстати, само культурное, краеведческое, образовательное, просветительское мероприятие, прошедшее в Центральной городской библиотеке 20 февраля, так и называлось - «Впервые за 500 лет селькупский разговор в Северске».
Автор проекта – десятиклассник Северской гимназии Григорий Коротких, увлекающийся лингвистикой, географией, этнографией и краеведением. В прошлом году Григорий выиграл всероссийскую олимпиаду школьников по географии, в этом стал ее победителем на региональном этапе, а еще - призером областной олимпиады по русскому языку. С селькупами из Колпашевского района он познакомился на этнофестивалях в Зоркальцеве и Парабели. Увлеченный юноша, проявляющий интерес к селькупской культуре и языку, понравился представителям коренного малого народа Томской области. «Мы с удовольствием приедем к вам в гости и выступим. Зовите, если надо!» - пообещала тогда Наталья Иженбина. Так и родилась идея организовать встречу селькупов с северскими школьниками. Проект своего ученика поддержала учитель географии гимназии Ольга Шабанова. Центральная городская библиотека взяла на себя хлопоты по оформлению въездных документов, предоставила зал и техническое оснащение для проведения мероприятия, колпашевская ассоциация коренных малочисленн
ых народов Севера «Колта-Куп» договорилась с районной администрацией о выделении транспорта.
- Почему этот проект нам показался интересным? - говорит заведующая организационно-методическим отделом ЦГБ Елена Волошина. - Мы живем в моноэтническом городе. Ну кто у нас здесь есть? Русские, украинцы, выходцы из Средней Азии и Кавказа. Но страна-то у нас многонациональная. Такого разно-образия народов нет ни в одном государстве мира. И это вызывает гордость, приучает к толерантности, желанию жить в добром соседстве друг с другом, находить общие культурные и исторические связи. Мы все разные, но у нас много общего. Поэтому, когда представилась возможность пригласить в гости селькупов, познакомить школьников с этими уникальными людьми, их культурой и языком, мы с радостью согласились. Тем более что их предки испокон веку жили на нашей территории. Получается - это мы у них в гостях…
А встреча прошла на одном дыхании. Учащиеся из школ №№ 84, 88, 198 и Северской гимназии с интересом послушали рассказ Григория Коротких о расселении и численности селькупов и южноселькупском языке. Они узнали много любопытных фактов. Например, что селькупы, жившие на территории Нижнего Притомья
(в том числе и будущего Северска), назывались «байгула», что означает «люди огненной белки», что в языке этого коренного народа примерно в два раза больше падежей, чем в русском, что их «здравствуйте» звучит, как «торова», похожее на русское «здорово», и многое другое. Учащиеся и сами, используя словари и раздаточные материалы, попытались составить целые предложения, прочитать и понять селькупский текст.
Перед юными зрителями выступил творческий коллектив «Туссайока» с песнями, танцами, шаманскими обрядами, сопровождавшимися ударами в бубен. Школьники стали участниками интереснейших мастер-классов, объединенных в кругосветку «Кычкасай» (звезда). Они учились делать обрядовые куклы, плести сети, прясть пряжу и вязать из конского волоса с помощью одной иглы одежду и обувь. Связанные таким способом вещи получаются очень крепкими, непромокающими, что помогает выжить коренным народам в суровых условиях тайги.
Поучительной была разыгранная сценка: в лесу на двух отдыхавших охотников набрел медведь. Один охотник спрятался на дереве, оставив своего спящего товарища на произвол судьбы. Хозяин тайги не тронул лежащего на земле человека, но, разбудив, шепнул ему что-то на ухо. «Что он тебе сказал?» - поинтересовался слезший с дерева охотник, когда косолапый ушел. «Что трус другом не бывает». Помимо очевидной морали, эта сценка еще говорила о полной гармонии с природой коренных народов, о тесной связи человека и ее обитателей, понимающих друг друга, живущих по одним, выстроенным с древних времен законам, когда уважается смелость, честность, бережливое отношение ко всему и осуждается трусость и жадность.
- И сегодня многие малые народы продолжают жить в согласии с природой, - говорит Ольга Шабанова. - У них, например, считается большим грехом выловить рыбы больше, чем нужно на пропитание. И если они убили зверя, хотя не нуждались в пище, просят у него прощения, замаливают этот грех. Они как бы говорят с ним на одном понятном им языке.
- Не случайно у меня на футболке была надпись: «Каждое дерево в лесу, каждая рыба в реке тебя поймет, если ты заговоришь по-селькупски», - объясняет Григорий Коротких.
- Такое ощущение, что вы мне сейчас рассказываете идею фильма «Аватар», - провожу я аналогию.
- А там как раз ярко выражен этот древний принцип общежития в природе, утраченный современным обществом, - продолжает Ольга Александровна. - Кстати, сами селькупы нам рассказывали, что сегодня очень много представителей их народа уходят жить в лес, бегут от благ цивилизации в землянки, возвращаются к своим корням.
Но есть и другие селькупы, которые остаются в современном обществе. Они не только сохраняют свою культуру и свой язык, но и готовы рассказывать о них, прививать интерес молодежи к нашему прошлому, к истории той земли, на которой мы сегодня живем. И хочется верить, что такие культурные встречи в нашем городе будут продолжаться, проект северского гимназиста получит развитие и подрастающее поколение познакомится и с другими коренными народами, населяющими Томскую область. Кстати, этим летом Ольга Шабанова и Григорий Коротких планируют организовать поездку северских школьников в Парабель на этнофестиваль.
Сергей НОВОКШОНОВ