Пятница
26 апреля 2024г.
07:54
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
На линии огня
Участнику Великой Отечественной войны Степану Родионовичу Беденко в марте этого года исполнилось 92 года. В Северске он живет пятый год. Сюда его с супругой, уже тогда тяжело больной, из города Белово Кемеровской области забрала семья младшего сына. 

Встретившись с ветераном, я задал ему традиционно свой первый вопрос о том, в какой семье он родился, как она жила накануне войны. 

Он горько-горько заплакал, беззвучно, только плечи стариковские тряслись и слезы текли по лицу. А потом произнес: «Большая семья была, очень большая, авторитетная. У родителей нас было девять детей – семь сыновей и две дочери. И пятеро сыновей на  войне погибли. Когда стали приходить первые похоронки, отец закручинился, тоска беспросветная появилась в его глазах. Он стал угасать и скоро умер. А ребята были хорошими работягами – бригадир, трактористы, комбайнеры. Я тоже, колхозный специалист, мог сеялки и веялки ремонтировать, был еще портным. И меня последнего сына у матери, самого младшего, в ноябре сорок второго забрали в армию – мне и восемнадцати лет не исполнилось. И сестру Тамару в армию призвали. А я, рядовой связист, пол-Европы пешком прошел. Дошел до Берлина. Расписался на Рейхстаге».

Память у Степана Родионовича, уроженца деревни Марьевка Кемеровской области, стала уже не та. Какие-то военные события, в которых он участвовал, помнит хорошо, какие-то плохо. 

На службу, как говорится в документах Минобороны, он поступил 8 июня 1943 года. То есть с этого времени был в действующей армии.

Перед тем его, получившего повестку, направили учиться на шофера в Новосибирск. «Курсы мы окончили. И повезли нас на фронт, - вспоминает ветеран. – Но машины мы не получили. Дали телеги в Москве. Первый мой бой был в Брянске. Мы его освободили. С этого момента, можно сказать, и началась моя фронтовая жизнь».

На войне Степан Беденко был линейным надсмотрщиком кабельно-телеграфной роты 977-го отдельного батальона связи 79-го стрелкового корпуса. Участвовал в боевых действиях на Калининском и 2-м Прибалтийском фронтах (с 17.08.1943 по 27.12.1944) и на Белорусском фронте (с 27.12.1944). Был отмечен высокими наградами. 

О том есть сведения в электронном банке документов Министерства обороны РФ «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1 июля 1944 года Степан был награжден медалью «За отвагу». Вот что говорилось об этом в наградном листе. 

«Работая в батальоне связи с начала его формирования в должности линейного надсмотрщика, показал себя одним из опытных связистов-специалистов, имея отличные показатели по боевой и политической подготовке. 

Находясь непосредственно на боевых линиях, умело внедряет свои знания в жизнь. Не покладая рук, работает на быстрейший разгром немецких оккупантов. 

Во время боевых действий, проводимых с 22 по 23 июня 1944 года за высоту 228,4, при обслуживании линии связи от КП до НП командира 79 СК проявил себя одним из мужественных, выносливых бойцов, не знающим усталости и преград.

Находясь под сильным артминометным огнем противника, рядовой Беденко двое суток подряд, не зная ни минуты отдыха, находился непосредственно на боевой линии, устраняя получающиеся повреждения от огня противника, всегда готовый  выполнить любое задание. 

С большим риском для жизни рядовой Беденко, проявляя отвагу, шел под артминометный огонь противника, с мужеством бесстрашного воина каждый раз восстанавливая связь в короткий срок.

Личной отвагой он увлекал остальных воинов на отличное выполнение приказа».

Орденом Славы III степени Степан Беденко был награжден 21 ноября 1944 года. Представляя его к этой награде, командир писал: «Тов. Беденко, работая в батальоне связи старшим линейным надсмотрщиком, неоднократно проявлял мужество и отвагу, беспредельную любовь к Родине.

19 октября 1944 года, будучи на исправлении линии связи, получив ранение от ураганного артминометного огня противника, он не покинул боевого поста, проявляя беспредельную самоотверженность, с большим риском для жизни продолжал обеспечивать командование проволочной связью. Получившиеся повреждения устранялись молниеносно. 

Командование получило бесперебойную и четкую проволочную связь на всем протяжении боя.

Беденко достоин награждения правительственной наградой орденом «Слава третьей степени».

Орденом Красной Звезды Степан Беденко был награжден 15 мая 1945 года. Обратимся снова к архивным документам. «Тов. Беденко в составе отделения ст. сержанта Венделева давал линию связи с НП 79 СК на НП 12 Гв.СК в районе пригорода Панков. После перемены дислокации тов. Беденко вместе с 5 товарищами смотал линию и двигался на НК 79 СК в район Фолькс парк. 

На Ослоер-Штрассе  были обстреляны пулеметным огнем и забросаны гранатами со второго этажа одного из домов. Две лошади были убиты. Имущество могло попасть в руки немцев. 

В завязавшемся бою было убито 13 немцев и 9 взято в плен. Дом был очищен, оба пулемета выведены из строя. Засевшая группа головорезов была уничтожена. Лично тов. Беденко уничтожил в этом бою 3-х немцев.

За мужество и отвагу, проявленную в боях, тов. Беденко заслуживает награждения орденом «Красная Звезда». 

Спрашиваю ветерана: «Вас обучали на связиста?» «Нет, - отвечает он. – Вообще наша задача была – телефон, на уши звук. Линия порвалась – мы бежим ее восстанавливать. Потом нас немцы стали ловить, охотились на «языков», которые в курсе всех действий командования, хорошо знают расположение  частей и подразделений. Тогда нас стали отправлять по два человека. Один идет впереди – я линию справляю. А он, автоматчик, в метрах 30-40 наблюдает за мной. Если меня схватят – он стреляет и в немцев, и в меня, чтобы я в плен не попал. Мы в Польше потеряли таким образом пять человек».   

Как говорит ветеран, восстанавливать линию связи ему приходилось часто. 

«Страшно было на войне?» - спрашиваю я его.

«Страшно, - признается он. – Это мое мнение, которое никому не навязываю, но я считаю, что у каждого человека перед богом все уже расписано. Знаете, я как заговоренный был. Дважды в меня стрелял снайпер. Не взял. Первый раз мы шли с сержантом. И пуля мимо моей головы прошла, веточку сбила, которая меня по лицу стеганула. Мы сразу нырнули. А второй раз я поднялся на балку вместе с лейтенантом – смотрели, где спуститься. Я прошел, а его снайпер убил. 

Я трижды прошел минное поле. А по моему следу шли люди и взрывались. Что мне помогло? Не знаю. Вообще я деревенский мальчик. С детства с отцом ходил на охоту, научился осторожно, аккуратно ступать на землю, внимательно смотреть под ноги. 

Меня дважды из воды, которой боюсь с детства – приходилось пару раз тонуть,  вытаскивал мой командир отделения сержант Венделев. Один раз это было, кажется, при форсировании Северной Двины. Трос лопнул, и меня понесло. 

Венделев в мирное время работал в леспромхозе – недалеко от Томска. После войны  его даже хотел разыскать. Но потерял документы, в том числе там и его адрес был, когда в 46-м году, я тогда еще дослуживал, разбился на мотоцикле. Мы везли пакет в один из немецких городов. А на обратном пути, я в люльке сидел, разбились. Нас немцы подобрали, отвезли в госпиталь. Я там пролежал четыре месяца. Потом демобилизовался, домой вернулся к матери. Ушел от мамы один – пуста квартира. И пришел в пустую квартиру. До сих пор это осталась в душе, что пятеро моих братьев погибли».

Как говорит Степан Родионович, на войне с ним всякое бывало. «Как-то выполняли боевую задачу и попали под обстрел, - рассказывает ветеран. – Меня контузило и землей завалило. Думали, что мертвый уже, а когда откопали, я глаза открыл. «Он живой!» - закричали ребята. К вечеру левая рука стала немного двигаться. Правая же сторона как не моя. Командир роты успокоил. Сказал, что врачи говорят: все будет хорошо. Отлежишься в расположении, а то отправят в госпиталь, и где ты нас потом найдешь? Так что терпи, Степан. Полтора месяца прошло, пока я на ноги встал, но остался в своей части. За тот бой и выполненный приказ меня наградили орденом Славы III степени». 

Конечно, помнит Степан Родионович Берлин, взятие Рейхстага. «Уже когда брали Берлин, 30 апреля, чуть не погибли, когда нас неожиданно атаковали немцы. Повезло, что солдат один их вовремя заметил и закричал. Погиб он, но мы успели организовать оборону. 

Нас обстреляли. И мне осколком разбило телефонную трубку, которую я прижимал к уху. Лицо же не повредило. А майора нашего жалко. Он шел ко мне позвонить, ему осколок в живот попал. Он долго кричал: «Пристрелите меня!» Всю войну человек прошел, грудь в орденах, и не дожил до Победы двух дней.

Я 2 мая на стене Рейхстага расписался. Взял патрон и острием пули нацарапал: «Беденко Степан Родионович. С Победой!» Там, в Берлине, и 9 мая встретил, когда сказали, что Германия капитулировала. Конец Войне!»

Долгие годы Степан Родионович работал на гидроэлектростанции города Белова. 60 лет душа в душу прожил со своей супругой, которой уже не стало. Они вырастили двух сыновей.

«Он с младшим сыном Владимиром и со мной, снохой, живет, - говорит Елена Анатольевна. – Вот его внучка, - показывает на Ольгу. – А внук работает на ЗРИ. Его старший сын живет с семьей в Санкт-Петербурге, у которого с супругой две дочери. У Степана Родионовича четверо правнуков».

«Вот такая большая у меня семья», - Степан Родионович первый раз улыбнулся во время нашего разговора и пожелал всем людям мирного неба над головой. 

Александр ЯКОВЛЕВ
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске