Среда
24 мая 2017г.
19:25
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№19 от 19.05.2017
№ 19 (19)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Как развивается институт семьи
15 мая, в Международный день семьи, в администрации Северска состоялось расширенное заседание Межведомственного территориального совета по работе с семьей и детьми по теме «Семья и образование как ресурсы современного развития». 

Это совещание является одним из самых значимых мероприятий, которые в большом количестве ежегодно проводятся в нашем муниципалитете в рамках этого праздника. 

Помимо членов совета, его участниками стали руководители общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта, сотрудники управления образования северской администрации, психологи и заместители директоров школ по правовым вопросам, а также те, кому были важны вопросы нынешнего заседания.  

Его обновленная тематика действительно была интересной. В представленных докладах нашли отражение вопросы семейного одиночества, ресурсов семьи в профилактике суицидального поведения, специфики психосоматических симптомов у детей, роли семьи и школы в устойчивом их развитии. 

Открыла совещание заместитель главы администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лариса Лоскутова, рассказав о достижениях муниципалитета в области семейной политики. В частности, она напомнила о мероприятиях, посвященных семейным праздникам, которые ежегодно проходят как в учреждениях, так и в целом на уровне города. Среди них – школьные дискуссии. В прошлом году они были посвящены теме «Права и обязанности родителей и детей», в этом году – теме «Ценности семьи». 

Интерес у старшеклассников вызывают и «круглые столы». Например, в прошлом году на таком мероприятии дети высказывались о роли отцовства в современном мире. 

Обязательно в День семьи проходят благотворительные концерты, на которых собранные средства направляются на оказание помощи семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Проводится городское родительское собрание, где благодарят родителей, дети которых добились больших успехов. Каждый год определенное количество семей, представленное муниципалитетом, получает губернаторские награды – медали «Родительская доблесть», «За любовь и верность». 

Как было отмечено, большое количество мероприятий городского уровня проходит в рамках муниципальной программы «Семейная политика в ЗАТО Северск». Все события семейной направленности (в День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности) из года в год получают серьезное развитие, охватывают все большее количество семей и детей. 

Было сказано и о новых проектах. В прошлом году, например, таким стал семейный проект «Большие чувства», в рамках которого семейным парам психологи и психотерапевты помогали стать гармоничнее и крепче. Этот проект будет реализовываться и в нынешнем году.  

Также была упомянута городская акция «Милосердие в Рождество», в которую входит порядка тридцати праздничных рождественских мероприятий и в рамках которой около тысячи детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают благотворительную помощь в виде подарков, игрушек, книг и прочего, а их родители – денежные средства.

Большое внимание уделяется и пропаганде ответственного отцовства. В прошлом году несколько детских садов объединились и провели «Папин день» на территории одного из дошкольных образовательных учреждений. 78 пар отцов и детей прошли кругосветку с различными испытаниями, конкурсами. Было видно, как это сплачивает семьи. Это мероприятие также получит дальнейшее развитие.   

Среди приоритетов была названа работа по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, - больше восьмидесяти процентов таких детей в нашем муниципалитете устраиваются в семьи. А еще - повышение квалификации специалистов, работающих с семьями. Только на базе муниципального Ресурсного центра образования 150 северских специалистов повышают квалификацию в этом направлении. 

Выстраиванию партнерских, конструктивных взаимоотношений с семьями, родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье способствует и «Школа ответственного родительства». Этот проект уже четыре года реализуется в каждом образовательном учреждении по специально разработанному и утвержденному курсу. Эту школу уже прошли более четырех тысяч родителей, которые высоко ее оценивают.

Закончив свое выступление, заместитель главы администрации поблагодарила коллег, сидящих в зале, за труд, в который они вкладывают душу, пожелала им успешной, творческой работы и вручила самым достойным из них награды администрации ЗАТО Северск.

С приветственным словом выступила почетный гость и участник этого совещания - Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Людмила Эфтимович. Она сделала доклад на тему «Взаимодействие семьи и образовательных учреждений», а также проанализировала проблематику обращений к уполномоченному по правам ребенка. По ее оценке, Северск заметно отличается от других муниципалитетов области в лучшую сторону – проблемы семей решаются комплексно, налажено хорошее межведомственное взаимодействие между  различными ведомствами и организациями, работающих с семьей.

В частности, Людмила Евгеньевна привела два важных показателя. Детский травматизм – сегодня это одна из острейших проблем, о которой она указала в своем докладе и руководству области и депутатам. Так вот, в Северске детский травматизм в 4 раза ниже, чем по области в среднем. И это, по словам детского омбудсмена, говорит о том, что в Северске к детям, к окружающей среде, где они живут и развиваются, относятся более внимательно.

Еще один показатель, самый распространенный – количество обращений к уполномоченному по правам ребенка из муниципальных образований области. В некоторые из них таких обращений поступает много. Есть даже районы, где количество жалоб выросло на тридцать с лишним процентов. В Северске же этот показатель равен среднему по области.  

В своем выступлении Людмила Евгеньевна акцентировала внимание специалистов на законодательных нормах, определяющих роль родителей в отношении своих детей. Также она отметила роль государства, сферы образования в создании условий для работы с родителями и детьми. 

Людмила Эфтимович поздравила присутствующих в зале с одним из главных семейных  праздников, пожелала успешной работы и благополучия в собственных семьях.

Первой свой доклад, который назывался «Семейное одиночество», представила кандидат психологических наук Татьяна Ломоносова (психологический центр «Жизнь», г. Томск).  Начала она свое выступление со слов одного из основателей системной семейной психотерапии, который написал, что хуже кошмара семейной жизни может быть только ужас одиночества. И он был прав. Потому что люди зачастую  выходят замуж, женятся, рожают детей только ради того, чтобы этот ужас одиночества не ощущать. 

После того, как Татьяна Геннадьевна привела различные трактовки этого понятия и классификацию видов и типов одиночества, она обратила внимание на ряд важных проблем. В частности, привела пример, идеальную картинку, очень распространенную, когда внешне в семье все хорошо: все заняты, увлечены своим делом, но единения у них при этом не существует. Каждый находится в каком-то своем состоянии. Именно в этот момент человек начинает ощущать это чувство одиночества, эту тоску и даже страдание. И люди уходят в работу. 

Важно понять, где здесь норма, а где патология. Каковы критерии отличия страстного увлечения делом жизни от болезненной зависимости от труда? Одни люди могут остановиться, переключиться, когда им это нужно, другие – не могут, для них работа способ анестезии от их переживаний, трудностей, чувств, когда не могут справиться со своими внутренними проблемами. В зоне риска оказываются люди с различными особенностями. Например, в работу сбегают личности, для которых важен успех, восхищение, принятие, и люди депрессивного склада характера могут уходить от своего чувства вины, собственной плохости, и те, кто считает, что все должны сделать идеально, и другие. 

Люди бегут в работу. А что же происходит с теми, кто остается дома? Близкие очень часто страдают. Это дефицит отношений, понимания, внимания, который приводит к конфликтам. Возникает чувство отсутствия понимания, недоговоренности, невысказанности волнующих мыслей, тревог. Теряется доверие друг к другу. Люди чувствуют себя ненужными.

Одинокий человек начинает в силу своей низкой самооценки, защитного поведения отталкивать окружающих от себя. Он может либо  агрессивно вести себя, либо, наоборот, замыкаться. Либо он начинает именно в обществе подстраиваться под окружающую среду, либо, наоборот, отходить от нее.  То есть возникает парадоксальная ситуация. Ему плохо, но помощи он не принимает и критику не воспринимает.

И в этот момент что делает простой человек? То, что ему доступно в первую очередь, к этому он и обращается. Если, например, он знает, что в его семье принято выпивать, когда плохо, он начинает это делать, попадая затем в алкогольную зависимость или наркотическую. Сейчас современный мир дает нам много вариантов. Это компьютерная зависимость, виртуальный мир – то, что касается подростков, когда они находятся в сложной ситуации. Это и созависимые отношения, когда людям легче потерпеть то, что происходит рядом, лишь бы не быть одному.

Это и психосоматические заболевания, в которых, например, ребенку легче справиться с тем, что у него происходит дома.

Когда и почему одиночество появляется в подростковом возрасте? Тут два аспекта. Первый связан с его внутренним кризисом идентичности, с его самооценкой, что все трудно. А второй – с его отношениями с родителями. И здесь важно понимать, что если в семье ребенка унижали, то он быстрее уходит в это чувство одиночества, ему труднее с этим справиться.

В общем, картинка получается мрачной. Что же делать? То, что уже давно реализуется. Перестать быть равнодушными к ребенку (к взрослому – тоже). Внимание, забота, понимание помогут в какой-то момент удержать его от того, чтобы он упал в одиночество. И такие внешние ресурсы вполне доступны. Это, во-первых, поддержка семьи. Это образовательные организации, учреждения дополнительного образования. Это культура, спорт, высшее образование, а также психологические центры и благотворительные фонды.

Заканчивая свое выступление, Татьяна Ломоносова привела слова одного из классиков о том, что одиночество также необходимо разуму, как воздержание в еде телу, и точно также гибельно, если оно слишком долго длится.

Не менее содержательным был следующий доклад «Психосоматические симптомы детей как результат отношения взрослых», который сделала доцент кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии НИ ТГУ Амалия Баскурян. 

Она говорила о том, как опасно, когда в семье нет эмоциональных связей, о том, как родители и учителя могут влиять на формирование ребенка и как они создают ту среду адекватного воспитания и развития ребенка или патологическую среду. 

Говоря о психосоматических расстройствах (это и есть телесные проявления психологических проблем), Амалия Константиновна обратила внимание на важный момент. Если что-то негативное происходит в жизни ребенка – он испытывает страх, тревогу, беспомощность. Это все смещается из психики в тело, в конкретный орган. И мы в  результате сталкиваемся с психосоматическим расстройством. Например, одним из факторов такого заболевания детей являются повышенные требования родителей к своим детям. Но ребенок не имеет такой возможности, он не соответствует реальным желаниям родителей. Они не уверены в себе, но требуют от детей реализации своих мечтаний. По их мнению, ребенок должен быть успевающим, успешным. И завышенные требования родителей, непредсказуемость их реакции, скорей всего, отрицательной на то, что ребенок не успешный, не дает ему возможность выражать свои чувства. То есть,  когда в семье нет той среды, где ребенок может поделиться, выразить свои переживания, – это как раз и создает ту основу, когда ребенок чувствует себя незащищенным и уязвимым. У него появляются головные боли (болит живот) или другие болезненные симптомы. И они являются соматическим выражением страха, тревоги, ожидания неуспеха. 

Отсутствие в семье эмоциональных связей, границ и правил разъединяют ее. В конечном итоге они создают ту патологическую среду, в которой невозможно получить поддержку, понимание. И тогда ребенок уходит в свое тело – защищается таким образом.

Родители и учителя могут обеспечить как условия для здорового развития ребенка, так и создать сложности в его развитии. Главные объекты в его жизни – те значимые взрослые, на которых он ориентируется, усваивая важные социальные навыки, обогащая себя знаниями, формируя внутреннюю психическую реальность, чувство собственного Я. И насколько человек ценит себя, принимает себя – от этого и зависит его психическое и соматическое здоровье.

Не менее интересными были  и три следующих доклада.

Обсудив широкий круг теоретико-методологических, органи-зационно-управленческих вопросов организации психолого-педагогического сопровождения детей и их семей, участники совещания сделали определенные выводы. А совет по работе с семьей и детьми рекомендовал учреждениям системы образования, культуры, спорта, социально ориентированным некоммерческим организациям продолжить и усилить  соответствующую работу.

Александр ЯКОВЛЕВ
фото автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске