Четверг
18 октября 2018г.
21:43
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№40 от 12.10.2018
№ 40 (91)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
«Бережливая поликлиника»: каковы результаты?
16 апреля в Совете ветеранов СХК состоялась встреча его актива с заместителем генерального директора Сибирского федерального научно-клинического центра ФМБА России – главным врачом Северской клинической больницы Александром Маевским, а также с заместителями начальника по медицинской части КДЦ № 1 Марией Кравчук и КДЦ № 2 Еленой Шаниной. Инициаторами встречи выступили председатель Совета ветеранов СХК Валентина Орлова и руководитель приемной Общественного совета Росатома Владимир Бобрешов.

Почти год прошел с того времени, как было принято решение о реализации в Северской клинической больнице федерального проекта «Бережливая поликлиника», целями  которого было оптимизировать работу поликлиник, снизить время пребывания населения при обращении в медучреждении, разделить потоки пациентов и упростить запись на прием к врачу. Разумеется, ветераны хотели узнать, каковы же первые итоги всех этих новаций, а вместе с тем – высказать свои замечания и предложения по улучшению работы медучреждения в целом.

Большая цель

Напомним, этот эксперимент был запущен Минздравом РФ с участием Гос-корпорации «Росатом» в ноябре 2016 года. Обкатка пилотного проекта проходила на медицинских учреждениях Ярославля, Калининграда и Севастополя. Его результаты, давшие о себе знать уже через четыре месяца работы проекта, поистине впечатляли. В медучреждениях - участниках проекта создали call-центры, внедрили электронную очередь, разграничили потоки больных и тех, кто пришел на профилактический осмотр, грамотно оборудовали рабочие места медиков. Благодаря этому очереди на прием к специалистам сократились на 50%, время забора биологического материала уменьшилось на 70%, документооборот ужался вполовину, при этом пропускная способность медучреждений по профилактическим видам услуг увеличилась на 50%. Надо ли говорить, что такой опыт был признан успешным? Вот почему «пилот» решено было выводить в тираж. 
Вслед за «пионерами» в эксперимент включились еще 44 поликлиники из различных регионов страны со сроками реализации в сентябре 2017 года. Но уже летом стало ясно, что опыт нужно тиражировать повсеместно.

Производственную систему - на вооружение!

Не остались в стороне, разумеется, и закрытые города: ГК «Росатом», в том числе и Северск попал в федеральный проект.

Для начала руководители Северской клинической больницы СибФНКЦ ФМБА России, консультационно-диаг-ностических центров СКБ, а также старшие медсестры поликлиник закрытого города ознакомились с базовыми принципами внедрения «Бережливого производства», историей развития производственной системы в атомной отрасли и предпосылками внедрения ПСР (производственная система Росатома) в бюджетных организациях и учреждениях. Полученные знания и навыки сотрудники СибФНКЦ ФМБА России закрепили на «Фабрике процессов» Сибирского химического комбината.

Казалось бы, что общего между здравоохранением и «Росатомом», СХК? В Росатоме действует эффективная система управления производством на всех уровнях, позволяющая сберегать ресурсы отрасли. А проявления потерь в цехах и в поликлиниках во многом похожи. Так, ненужная транспортировка деталей на атомном производстве сродни лишним визитам пациентов в поликлинику и лишним перемещениям медперсонала. Брак и переделка деталей – та же необходимость повторно сдавать анализы с коротким сроком действия. А сбой почасового планирования в цехе – зеркальное отражение ситуации с талонами на прием, которые все равно предполагают живую очередь, потому что по указанному в них времени никто к специалистам не попадает. Наконец, была еще одна причина для приглашения экспертов извне: они могли взглянуть на проблемы медицины «незамыленным» взглядом.

СХК был выбран базовой площадкой для северских медиков не случайно. Во-первых, бережливым производством наш комбинат занимается давно, и накоплен огромный опыт. Во-вторых, процесс поликлинического обслуживания достаточно стандартный, поэтому первый опыт можно будет брать и тиражировать. Очевидно, что сложность заключается в деталях процесса, а основная задача – сократить время его протекания. Так вот, простые методы анализа, о которых раньше никто никогда не задумывался, позволяют повысить эффективность абсолютно любой работы в несколько раз, в том числе и в организации медобслуживания населения.

Почувствуйте разницу

Реализация проекта в СКБ началась летом прошлого года в самой крупной поликлинике – в Консультационно-диагностическом центре № 1. 17 октября здесь состоялось совещание, где речь шла о планах и способах их достижения, о проблемах и вариантах их решения. В нем приняли участие руководители Гос-корпорации «Росатом», Сибирского химического комбината и Северской клинической больницы. Тогда представители Росатома отметили большую работу, проделанную СКБ совместно со специалистами профильных отделов СХК.

По результатам предварительно проведенного анализа были выбраны три группы проблем для проведения улучшений: работа регистратуры, запись к врачу и прием врача-терапевта. И был предложен ряд мероприятий в каждом направлении.

Генеральный директор СХК Сергей Точилин сформулировал заказ для проектной группы: проект, инициированный на базе взрослой поликлиники (КДЦ № 1), тиражировать на детскую поликлинику.
Рассказав об этом, далее Александр Маевский сообщил, что именно сделано в первой поликлинике. 5 миллионов рублей, которые выделила Топливная компания «ТВЭЛ», потратили на решение организационных моментов. На эти деньги приобрели и установили систему автоматической электронной очереди, мини-АТС для улучшения дозвона до регистратуры, оборудование для колл-центра, где занимаются обработкой телефонных обращений северчан, записывают их на приемы к врачам, и многое другое. 

Еще 2,5 миллиона рублей на те же проектные цели в конце декабря прошлого года выделил СХК: 1 миллион на продолжение работ в первой поликлинике
и 1,5 миллиона – на ремонт филиала детской поликлиники, который, кстати, уже начат.

В КДЦ № 1 уже видны изменения. 

«Выведя на терминал получение талона, мы убрали очереди непосредственно от окон регистратуры, - пояснил Александр Маевский. - Придя в поликлинику и получив в терминале талон, люди в комфортных условиях (для этого расширен зал ожидания, закуплена мебель) ждут своей очереди к какому-либо окну регистратуры. 

Кроме того, мы немного разгрузили участковых терапевтов, организовав работу в две смены двух кабинетов неотложной помощи. К примеру, если у вас поднялась высокая температура, регистратор вас направит в такой кабинет. Сюда нет очереди, а если есть, то совсем небольшая. Прием ведет врач-терапевт: если необходимо, назначает лечение и выдает больничный лист, записывает вас на повторный прием к вашему терапевту по месту жительства». 

Как отметил Александр Маевский, такие организационные решения значительно сократили время ожидания в очереди, чтобы попасть на прием к врачу. Мало того, в поликлинике отдельно выделили целый блок на шестом этаже для профилактических осмотров, где люди получают все обследования по дополнительной диспансеризации, не обходя всю поликлинику.
«Производственная система Росатома нам здорово помогла организовать все эти процессы, - сказал главврач СКБ. - Кроме того, мы усовершенствовали сами технологические процессы внутри кабинетов. На выделенные деньги закупили вторые электронные рабочие места уже для большинства кабинетов. И теперь не только врач, но и медсестра имеет доступ к электронной истории болезни, анализам, результатам обследования пациента. Таким образом, чуть больше времени остается врачу на общение непосредственно с пациентами».

Продолжение следует

Разумеется, реализация проекта продолжится. В него уже включена детская поликлиника (для этого составлен соответствующий паспорт), в этом же году в проект войдет и КДЦ № 2, группа специалистов которой пройдет обучение по программе ПСР.

«Принятие организационных решений, изменение технологических процессов в какой-то мере помогают нам улучшить доступность медицинской помощи, но, конечно, не кардинально, ведь никакие проекты не увеличат количество врачей на приеме в кабинетах, если их не хватает, - заметил Александр Маевский. - Но проект «Бережливая поликлиника», безусловно,  хорош как первый шаг в решении проблем, и мы его пройдем от начала до конца с помощью Росатома, СХК. В этом году они нам тоже обещают материальную помощь. Сейчас в стадии завершения находится согласование договора с ТВЭЛ – еще на 5 миллионов руб-лей для детской поликлиники, а именно для приобретения оборудования».

От проблем не прячемся

А затем Александр Изидорович ответил на многочисленные вопросы ветеранов, которые интересовались: чем чаще всего болеют северчане, каковы основные причины смертности населения ЗАТО Северск, как решается проблема кадрового дефицита в медучреждениях города? В частности, разговор зашел о работе узких специалистов. Главный врач СКБ не умалчивал о проблемах, которые, понятно, присущи не только северской медицине, но и всем медучреждениям в стране. Признался, что остро не хватает узких специалистов. Каков выход из положения? Северские медики направляют пациентов на консультации и обследования к специалистам в областной центр, если на то есть соответствующие показания, и если такие услуги не оказываются в Северске».

А когда пенсионеры стали приводить примеры неуважительного отношения медработников к пациентам, рассказывать о фактах отсутствия должного профессионального внимания врача к больному, Александр Маевский сказал: «Давайте такие случаи разбирать официально, с конкретными фамилиями и данными, чтобы мы могли принять меры к таким медработникам, если они действительно подобное допустили».  

Вместе мы – сила!

В завершение разговора за «круглым  столом» от имени актива ветеранской организации выступили Валентина Орлова и Владимир Бобрешов. Поблагодарив гостей, которые всегда охотно идут на контакт, рассказывают о проблемах и новациях в здравоохранении, они сообщили, что Росатом предлагает создать общественный совет по проекту «Бережливая поликлиника» - там, где он реализуется. В него войдут ветеранский и профсоюзный актив, представители здравоохранения. «Конечно, он будет информировать Рос-атом об узких местах в медицине, - сказал Владимир Семенович. - Поэтому ваши советы и предложения ветеранов, надеюсь, помогут».

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске