Среда
19 декабря 2018г.
20:19
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№49 от 14.12.2018
№ 49 (100)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Современным языком о проблемах вечных
Юбилейный, 55-й, сезон в Северском театре для детей и юношества открылся премьерой по пьесе современного драматурга, лауреата Международного конкурса  современной драматургии «Любимовка» Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» в постановке Александра Загораева.

Эта пьеса была поставлена во многих театрах страны, а вот на суд  северчан она была представлена впервые. Обращение к ней театра понятно и своевременно. Дело в том, что категория зрителей так называемого тинейджерского возраста в российских театрах  немногочисленна. Это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, пьес для подростков и о подростках весьма мало. Во-вторых, поколение, воспитанное на видео-action  и компьютерных играх, зачастую не воспринимает театральное искусство как что-то современное и  «модное».

Меж тем, именно в подростковом возрасте человек впервые задумывается над смыслом жизни,  идентифицирует свое «я»,  учится выстраивать  отношения со сверстниками и обществом,  решает, как говорил  Маяковский, «делать жизнь с кого». Он ищет идеалы, примеры, которым  стремится подражать. И в этом ему,  в какой-то мере,  может помочь театр с его  просветительской и эстетической миссией. Правда, при одном условии:  разговаривать с подростком он должен на понятном тому, внушающем доверие языке.

Потому-то Александр Загораев и попытался поставить спектакль, способный сломить ложные стереотипы подрастающего поколения по отношению к театральному искусству,  и тем самым привлечь его в театр.

Большое внимание в постановке уделено визуальному и аудиооформлению. Спектакль зрелищный, динамичный. Внимание зрителя находится в постоянном напряжении из-за стремительно меняющихся сцен, мест действия, мелькающих заставок… Многочисленные сцены боев (постановщик Александр Загораев) чередуются с пластическими номерами (хореограф Екатерина Авдюшина). Все это, а также сам сюжет пьесы-аниме, максимализм ее героев с их восточным кодексом чести («якудза» – традиционная форма организованной преступной группировки в Японии), тяжелой жизнью в экстремальных условиях, почти сленговый язык диалогов и специально написанная для этой постановки композитором Андреем Батраковым музыка в стиле техно-рок и составляет тот аction, который  привычен для восприятия и нравится современным подросткам. 

Лаконичные, на первый взгляд, декорации (художник-постановщик Леонид Пантин) несут на самом деле большую смысловую нагрузку. Так, «голая», без одежды, сцена  с открытой для зрителя машинерией олицетворяет мир без прикрас и иллюзий. Легко трансформирующиеся псевдокартонные конструкции и трубы отображают «трущобность» жизни уличных банд…

Черно-белая видеопроекция с элементами 3D-маппинга  помогает зрителю вслед за действием переноситься в  разные точки пространства – парк, сквер, автомагистраль, парковку… Кроме того, с помощью нее на сцене  создаются различные спецэффекты – вырастающие тени, трескающиеся стены, силуэтные бои, мерцание «живого» огня и многое другое.

В спектакле сложная световая партитура: масса контровых и фронтальных световых эффектов, точечная  нюансировка (художник по свету Наталия Гара).

Стилизованные  костюмы, придуманные художником из Вышнего Волочка Ириной Смирновой, очень выразительны и передают  индивидуальность каждого персонажа.

Случается, что  обилие всевозможных эффектов и яркая «картинка»  затмевают содержание спектакля, внутреннюю его суть. К счастью, в постановке Александра Загораева это не происходит.

Здесь есть о чем подумать, здесь есть кому сопереживать.

Главного героя, ирландского сеттера  Свена (Иван Непомнящий) – домашнего, дружелюбного и интеллигентного пса – предает любимый хозяин. Он отвозит его в парк,  привязывает к дереву и оставляет на произвол судьбы. Свен долго не верит в предательство и все ждет возвращения хозяина. Однако жизнь   более беспощадна, чем представление о ней благородной собаки. Теперь он вынужден заботиться о себе сам. Свен оказывается между двумя мафиозными собачьими группировками и их лидерами – доберманом Гором (Олег Матэрн) и бульдогом Баксом (Анатолий Куд-рявцев).  Казалось бы, у него всего два выхода: подчиниться и потерять свое «я», превратившись в одну из шавок стаи, или погибнуть.

Но природный ум и выносливость Свена, его порядочность, обостренное чувство справедливости и  внутренний стержень притягивают к нему «близких по духу» дворнягу Вертера (Руслан Ковязин), содержателя ночлежки для собак ньюфаундленда Атоса (Михаил Пономарев), Кошку, «гуляющую саму по себе» (Лана Девяшина), домашнюю таксу Нэнси (Анастасия Иванова).

Пройдя испытания (как в лучших традициях боевика), преодолев истязания и побои, опираясь на помощь своих друзей, выйдя победителем в неоднократных боях, Свен сохраняет свое достоинство, не подличает, не переступает черту и остается в ладу с собственной совестью. Он не уподобляется жестокости окружающего мира, выстраивает свои правила – гуманные и  справедливые по отношению к ближнему.

Хотя, действующие лица в пьесе – животные, речь в ней, конечно же, идет о людях, об их умении сделать выбор и остаться несмотря ни на что Человеком!

Так что проблемы, затронутые в спектакле Северского театра для детей и юношества, позиция главного героя, заставят о многом задуматься молодых зрителей, а для кого-то из них  – сделать правильный нравственный
выбор.

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске