Четверг
18 октября 2018г.
21:43
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№40 от 12.10.2018
№ 40 (91)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Школа для будущих Курчатовых
В городах расположения предприятий атомной отрасли реализуются многие социальные проекта Росатома, направленные на улучшение различных сфер жизни местных сообществ: медицины, культуры, образования, развития гражданских инициатив, патриотического воспитания молодежи, поддержки здорового образа жизни и пр. Один из них – сетевой «Школьный технопарк», реализуемый при поддержке Топливной компании «ТВЭЛ», которая, как в целом и госкорпорация, заинтересована в подготовке кадров для атомной отрасли со школьной скамьи. 

«Школьный технопарк» представляет собой сеть высокотехнологичных лабораторий, созданных в физико-математических школах и лицеях в четырех городах присутствия компании – Северске, Глазове, Зеленогорске и Новоуральске.

Ориентация – на атомную отрасль

Северский школьный технопарк, открывшийся в августе прошлого года, занимает важное место в системе дополнительного образования детей и научно-технического творчества. В нем учатся дети от начальных до выпускных классов. На оборудование его пяти лабораторий предприятия госкорпорации АО «ТВЭЛ» и АО «СХК» выделили 5 миллионов рублей. Лаборатории по образовательным направлениям «Экологический мониторинг» и «Робототехника и интеллектуальные системы» расположены в Северском физико-математическом лицее, «3D-моделирование и прототипирование» - в Северской гимназии, «Программируемые методы обработки материалов» - в школе № 196, «Химико-биологические исследования» - в школе № 198.

Проекты, которые выполняют школьники в новых лабораториях, как правило, идут под научным руководством преподавателей вузов и при экспертном сопровождении и оценке представителей реального сектора экономики, в частности, специалистов СХК.

«Школьный технопарк» позволяет объединить ресурсы и возможности учебных заведений, науки и промышленности для создания инновационной образовательной среды, которая будет способствовать ранней профессиональной специализации и повышению уровня довузовской подготовки школьников.

Именно такая идея была заложена в концепции школьных технопарковых структур, которую представили специалисты управления образования ЗАТО Северск еще в июне 2016 года на международном форуме «Атомэкспо». Тогда по итогам форума и результатам экспертной оценки Топливная компания «ТВЭЛ» и приняла решение о выделении финансовых средств для создания «Школьного технопарка» в Северске. А уже в конце ноября 2017-го он был признан одной из лучших образовательных моделей в стране на научно-практической конференции для руководителей органов управления образования российских городов.


С роботом на «ты»

На прошлой неделе в Северске был дан старт работе в новом учебном году «Школьному технопарку». На первых занятиях в лабораториях физматлицея побывал и журналист газеты «Диалог». 

В прошлом  учебном году это образовательное учреждение, помимо прочего, хорошо поработало в рамках профильной смены «Умные каникулы», в которой приняли участие и учащиеся из других школ. Было открыто несколько групп – «образовательная робототехника», «физический эксперимент», «математическое моделирование». То есть ребята имели возможность во время летних каникул заниматься любимым техническим творчеством, готовиться к олимпиадам и новым конференциям по проектно-исследовательской деятельности.

Как сообщила директор Северского физико-математического лицея Ирина Дроздова, сегодня уже заканчивается комплектование групп на «образовательную робототехнику» и «экологический мониторинг». В основном это школьники, которые занимаются здесь уже не первый год. Но в их ряды, конечно, прибывают новые ребята. 

- С этого года у нас работает педагог дополнительного образования Роман Константинович Глухов, - отметила Ирина Александровна. - Поэтому мы сможем расширить количество детей, желающих заниматься образовательной робототехникой, готовиться к соревновательной робототехнике, различным конкурсам и конференциям. Но, конечно, самое главное для нас – RoboCup. В прошлом году на этих соревнованиях, уже на международном уровне, удачно выступил наш ученик Роман Лобанов, победил в одной из номинаций.

Кто здесь занимается робототехникой? Самая высокая доля – это, конечно же, учащиеся начальной школы, поскольку со второго класса робототехника является обязательным предметом в этом лицее. Детей старшей ступени, понятно, намного меньше. Это связано со сложностью подготовки проектов, ориентированностью на адресную помощь и подготовку. Например, в старшей группе два девятиклассника уже готовятся к проектам на международном уровне. Для ребят из 7-8-х классов, их 16 человек, тоже созданы индивидуальные условия для работы. Они настолько продвинулись в области информатики (а успешность в робототехнике прежде всего связана со знанием компьютера, новых современных технологий), что теперь много занимаются самостоятельно. У них высокая познавательная активность.

- Я думаю, мы выбрали правильный путь, - говорит Ирина Дроздова. -  Не массовость в определенном смысле этого слова, а именно индивидуальное  выращивание талантливого ребенка, перспективного будущего инженера. И самое главное – это профессиональное самоопределение школьников. Они уже в девятом классе точно знают, с какой профессией они будут связывать свою будущую жизнь.      
Продолжит физматлицей и сотрудничество с вузами в рамках муниципального сетевого проекта «Северская инженерная школа», который взаимосвязан с проектом «Школьный технопарк». 

- Ребята уже подают заявки на участие в проектно-исследовательской деятельности инженерной школы, где их будут сопровождать сотрудники ТГУ и СТИ НИЯУ МИФИ. Думаю, это очень рациональное зерно, когда школьники действительно получают неоценимую поддержку и помощь и имеют возможность познакомиться с современным оборудованием на базе вузов. Это весьма эффективная работа, которая идет на пользу нашим детям, на формирование у них инженерного мышления и развитие технического творчества, - отметила Ирина Дроздова.  

Мир моделирования

В этот день занятия в лаборатории «3D-моделирование и прототипирование» проходили для учащихся пятых-восьмых классов. А вообще в ней занимаются ребята с 1 по 11 классы. 

Преподаватель Захар Иванов рассказал журналисту газеты «Диалог» об их достижениях и победах на соревнованиях различного уровня, в том числе международных, а ребята – о своих проектах. В основном они конструируют роботов на базе конструктора Лего. Собирают их, потом программируют, моделируют и обкатывают их на специальных «полях». Среди них есть роботы простые, есть – сложные.

Арсен Купрашвили, ученик пятого класса, продемонстрировал своего робота Багги, с которым выезжал на конкурс «Мир моделирования», где занял второе место. Он хочет его усовершенствовать, для чего нужно переделать программу и использовать немного другие детали. Пятиклассник уже знает, кем он хочет стать – инженером-робототехником. 

- Думаю, эта профессия полезная. Роботы, которые сегодня программируются, будут помогать людям в будущем, - говорит он.   

Восьмиклассник Роман Лобанов, уже имеющий успешный опыт участия в различных выставках и  конкурсах, весной представлял Россию на международном этапе RoboCup, где вместе со своими роботами и командой победил в номинации «Лучшая декорация и костюмы». Как он говорит, были очень хорошо собраны роботы и поставлено само  выступление. 

Роман также занимается прототипированием. Сейчас осваивает новое для себя направление – виртуальная робототехника. 

Вообще он делал много разных роботов, причем не только из Лего, но и из других материалов. 

- Да, я работал на 3D-принтере, создавал модели в программе для 3D-моделирования и уже загружал их через специальную программу в сам принтер и на нем печатал детали, различные фигуры, - пояснил он. - В нашей лаборатории хорошая материальная база и много материалов для постройки роботов. Здесь имеется полупрофессиональное оборудование для развития разнообразных направлений.
Данил Макасеев, учащийся девятого класса, в лаборатории занимается уже четыре года. У него тоже было много разных проектов. Теперь он создает проект на основе виртуальной реальности (в лаборатории имеются для этого, помимо прочего, очки виртуальной реальности) по упрощению процесса обучения новых работников на заводах работе на станках.

- Сейчас в процессе обучения используются реальные станки или их макеты. Я предлагаю перенести все это оборудование в виртуальную реальность, тем самым упростив, сократив время, деньги и сами размеры этого оборудования. Все это можно проводить в маленькой комнате, - пояснил он. - На данный момент можно полностью разобрать и собрать оборудование в виртуальной реальности, а также познакомиться с техникой безопасности при работе на нем. В будущем мы планируем усовершенствовать этот тренажер, расширить его возможности, в том числе - при возникновении экстренных ситуаций, при ремонте оборудования. 

Экосистема под контролем!

В лаборатории «Экологический мониторинг» занятия с шестиклассниками проводила руководитель этой лаборатории и инженерной школы Валентина Диянова, учитель химии физматлицея. 

Одна группа учащихся работала с замк-нутой экосистемой, которая была создана здесь 20 июня. Она представляла собой закупоренную пластмассовую емкость, куда положили грунт – камни, песок, дерн, мох, посадили клевер и традесканцию. И теперь школьники с помощью датчиков PASSCO, которые позволяют на научном уровне исследовать окружающую среду, замеряли в ней уровень углекислого газа, кислорода и температуру. Их интересовало, как долго может существовать эта замкнутая экосистема, на которую, кстати, можно влиять, например, вводить какой-нибудь газ. Для этого в лаборатории есть специальные приспособления, шприцы. 

Другая группа ребят изучала теплоизоляционные свойства материалов, помещая их в воду комнатной температуры, замеряя датчиками скорость остывания этой воды. Какие из них лучше сохраняют тепло? Из каких лучше изготавливать, например, спецодежду? Они поработали уже с синтепоном разной толщины, а сегодня экспериментировали с ватином.   
Эту работу они продолжат и при низких температурах на улице, в том числе и с другими материалами – не только мягкими тканями, но и твердыми материалами из древесины и пенопласта. 

Отметим, эта лаборатория, кроме трех компьютеров (три еще на подходе) и экрана с проектором, оснащена тридцатью разновидностями датчиков PASSCO. Главное, конечно, здесь – интерфейсы. Это прибор, который подключает датчик к  программе. Без них, понятно, ничего не работает. 
- Я занимаюсь изучением теплоизоляционных материалов в целях изготовления одежды, - говорит Егор Максимов, ученик седьмого класса. - В прошлом году мы начали изучать скорость остывания воды, в которую помещали различные теплоизоляционные материалы. Мы уже смотрели пух, синтепон, пенопласт.

Свои наработки в прошлом году я представлял на форуме в Северской гимназии. Как представил? Нормально. Дозу критики получил и потом немного усовершенствовал эту работу, как оно обычно бывает. В этом году мы планируем ее продолжить при низких температурах. Сейчас переснимаем данные, чтобы убедиться в их достоверности

Как сообщил Егор, он хочет стать физиком, инженером или программистом. 

- Оборудование в лаборатории качественное, - отметил Егор. - Оно помогает разобраться в соответствующих программах, которые мне понадобятся во взрослой жизни, на будущей работе. И вообще занятия здесь – это тренировка мозга, его развитие. А оно всегда нужно, даже дворникам.

Другие школьники тоже дали интересные комментарии.

Модель, за которой будущее

Посетив эти две лаборатории, как перед тем и лабораторию «3D-моделирование и прототипирование» в Северской гимназии, мы убедились, что у детей глаза горят. Им действительно нравится работать на современном оборудовании, которое позволяет воплощать самые смелые их идеи, выполнять авторские проекты. 

Отметим, что оборудование в северском «Школьном технопарке» пополняется. И делается это по-прежнему при поддержке Рос-атома, а также – муниципальной власти. 

«Школьный технопарк» в Северске действительно является одной из лучших образовательных моделей в стране. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске