Вторник
22 января 2019г.
10:13
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№2 от 18.01.2019
№2 (104)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Лучшая среди первых
2 ноября в стенах Томского государственного педагогического университета состоялся финал VII областного конкурса профессионального педагогического мастерства «Учительница первая моя». На победу претендовали шесть целеустремленных, творческих, талантливых педагогов начальной школы.

На первом этапе, посвященном «визитным карточкам», учителя рассказали о том, что привело их в эту профессию, какую работу они ведут по обучению и воспитанию подрастающего поколения, о собственных достижениях и успехах своих учеников. 

Во втором туре педагоги продемонстрировали свой опыт в проведении учебного занятия или занятия по вне-урочной деятельности в формате видеозаписи. Открытые уроки ярко показали сильные стороны педагогов, дали возможность оценить личные и профессиональные качества, знание современных технологий обучения, владение техникой и методикой учебных занятий, ориентированность на результат.

На заключительном этапе соревнования учителя представили свои варианты решения педагогических ситуаций.

Первое место по итогам конкурса заняла учитель начальных классов школы № 198 г. Северска Елена Киреева. Отметим, что во втором туре она представила урок первого научного открытия – праздник по окружающему миру «Жил-был листок» и получила диплом за победу в номинации «Лучший видео-урок», блестяще проанализировав не только его, но и, как было предусмотрено, урок коллеги-конкурента.

Елена Викторовна – коренная сибирячка, родилась в Северске. Говорит, что с детства мечтала быть учительницей. Будучи совсем маленькой, любила играть с куклами в школу, проставляя им оценки в тетради, которые покупала бабушка, проводившая с ней много времени.

Еще девочке нравилось заниматься с малышами в детском саду, где родная бабушка работала  поваром. Внучку воспитатели приглашали в группу, и она с детишками прописывала буквы, проводила с ними физкультуру. Уже тогда детсадовские педагоги хвалили ее: мол, смотрите, растет прирожденный учитель. 

Позже, когда Елена училась в восьмом классе школы № 76, о том сказал и ее классный руководитель. И школьница засобиралась в педагогический колледж. А вот мама была против, дескать, учитель – это трудная профессия. 
Но Елена после окончания школы, где в полной мере проявились ее лидерские качества – она была и старостой, и комсоргом, еще и старшей пионервожатой работала в «Березке», своей мечте не изменила – поступила в педагогический институт. И мама в этой раз ее выбор поддержала.

В школе классными руководителями у нее были учителя русского языка и литературы. Она себя тоже относила к гуманитариям. И, зная свой характер, мягкий и уравновешенный, Лена понимала, что ей легче будет с малышами – учащимися начальной школы. О том, чтобы преподавать в старших классах, она даже и не думала.

А маленькие дети, видимо, уже тогда чувствовали, что она их любит и хочет учить. Представьте себе, на последнем звонке почти все первоклашки подарили цветы именно ей, выпускнице десятого класса.

И вот Елена Викторовна работает учителем начальных классов уже 34 года: сначала – в школе № 76, потом тридцать лет – в школе № 90 и теперь первый учебный год – в школе № 198.

Конечно, Елена Викторовна помнит свои первые учительские шаги – как она пришла на практику в свою родную школу, как затем учила детей.

В 1984 году в качестве эксперимента на базе школы организовали нулевые классы. И ее, только что пришедшую со студенческой скамьи, поставили на такой новый класс, который был оборудован под шестилеток – и игровые, и спальные комнаты.

Елена работала под руководством замечательного педагога, завуча Людмилы Павловны Варюшкиной, которая взяла молодого специалиста в надежные руки.

- Только благодаря ей я и стала настоящим учителем, – рассказывает Елена Викторовна. – Конечно, у меня не все получалось, ведь дети маленькие. Хотела все бросить. Но Людмила Павловна сказала, что нужно терпение, у меня все получится, у меня есть способности, талант. И я очень хорошо отучила этих детей. И горжусь своими учениками, первыми моими выпускниками. И сейчас тружусь, не подводя своих первых учителей-наставников.

- Чем отличается очень хороший учитель от просто хорошего учителя? – спросил я нашу героиню.

- Хороший учитель – это тот, который приходит в класс, учит детей, ставит им оценки – дает именно школьные знания, – сказала она. – А очень хороший учитель проводит много времени с ребятами. То есть не только учебные занятия, но и внеклассная работа большую роль играет.

Хороший учитель может отучить, закрыть дверь и пойти, не подготовив праздник, потому что это очень кропотливая работа: надо всем раздать слова, подготовить музыку, договориться с родителями, чтобы они сшили костюмы, чтобы пришли на праздник, помогли украсить класс.

Да, провести праздник – это нелегко, но очень интересно. Потому что ребенок, который не может проявить себя на уроках, делает это во внеклассной деятельности. И те ребята, которые стесняются публично выступать у доски, в праздники себя хорошо проявляют. Поэтому очень хороший учитель всегда стремится создать детский и родительский дружные коллективы.

Хороший учитель, например, приглашает аниматоров, артистов и так далее, чтобы дети посмотрели, похлопали, подарки получили и разошлись по домам. А очень хороший учитель старается организовать детское и взрослое сотрудничество.

Елена Киреева считает, что современные дети очень отличаются от школьников советского времени. Те были очень послушны, дисциплинированны, боялись высказывать свое мнение, что тормозило развитию мышления. Они редко задавали вопросы учителю и знали меньше, потому что не было столько информации, такого разно-
образия кружков, как сейчас.

- Современные же дети очень раскованные, хорошо говорят, с ними приятно общаться. Они могут поразмышлять, высказать свою точку зрения, может быть, даже неправильную. Они хорошо владеют информацией, то есть неплохо работают с компьютером, что помогает в учебе. Зачастую на урок приходят уже со своими проектами. Им уже не надо навязывать свое мнение. Они сами имеют какой-то собственный опыт, умеют наблюдать, анализировать. Единственное, в чем они уступают, – не знают русских народных сказок и книги таких писателей, как Николай Носов, Виктор Драгунский, Эдуард Успенский, меньше читают, – замечает Елена Киреева. – В основном читают журналы, энциклопедии. Это тоже хорошо, но хочется, чтобы они любили и нашу русскую классическую литературу.

- Трудно поспевать за такими современными детьми?

- Не трудно, но интересно, – ответила учитель. – Потому что к каждому уроку готовишь дополнительный материал, ведь если просто работаешь по учебнику – детям это не интересно. А тут родители уже спрашивают своего ребенка: что ты нового узнал, какую познавательную историю Елена Викторовна сегодня рассказала? Понятно, что такой подход требует больше подготовки, новых знаний. Проекты, опыты, интерактивные игры, познавательные экскурсии и так далее – во всем этом дети не просто участвуют, а получают перед тем соответствующие задания, вопросы, на которые необходимо найти ответ самостоятельно. Например, завтра мне дети – а у меня в этом учебном году только первый класс – должны будут рассказать, какие опыты в домашних условиях они ставили со снегом, чтобы подтвердить, что он не такой уж и чистый, как кажется на первый взгляд. Они уже знают, что его надо в чашечку или тарелочку поместить и подождать, когда он растает.

- Насколько тяжела работа педагога? Много или мало получают учителя? 

- Объем работы и размер зарплаты – это сугубо индивидуально. У меня всегда много работы, потому что я люблю свою профессию и готова с утра до вечера служить своему любимому делу, – сказала Елена Викторовна, далее пояснив, каков именно у нее этот самый объем работы и из чего складывается заработная плата.

Откуда столько сил? Как говорит Елена Викторовна, у нее до сих пор мама энергичная, которой 78 лет.

- И, наверное, спасибо Господу Богу, что наградил меня хорошим здоровьем, – уточнила Елена Викторовна и добавила: – Помимо работы в школе, самое большое счастье – это, конечно, семья, дочка, которая во всем меня поддерживает. По моим стопам она не пошла, но тоже – творческий человек.

Всеми своими бывшими учениками Елена Викторовна гордится. Они ее помнят и любят. Многие из них поздравляли ее с победой в областном конкурсе – и по телефону, и в школу приходили с букетом цветов, зная, что она перешла в другую общеобразовательную организацию.

- У меня нет плохих учеников, – сказала Елена Киреева. – Никто из них не пошел по какому-то не очень хорошему пути. Они все успешные, самодостаточные в разной степени. Вообще для меня самое главное – чтобы мои ученики прежде всего стали хорошими людьми. Я думаю, отношение человека к своему учителю – это и есть показатель его душевного состояния, которое сказывается на всей его жизни. 

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске