Категории
Политика
(39)
Экономика
(76)
Образование
(332)
ЖКХ
(272)
Культура
(122)
Спорт
(215)
Общество
(537)
Наука и техника
(14)
Происшествия
(21)
Медицина и здравоохранение
(106)
Прочее
(22)
Вся жизнь в объективе
Владимир Иванович Назин, один из старейших журналистов Северска, которому в конце прошлого года исполнилось 80 лет, человек с удивительной судьбой. Сначала фотоделу он учился самостоятельно, а затем заочно окончил Московский народный университет искусств, факультет «Кино-фото», располагавшийся в главном корпусе знаменитого ВГИКа. Его снимки были опубликованы в ведущих специализированных журналах СССР и Чехословакии. Владимир Назин участвовал в различных престижных выставках, в том числе на ВДНХ, имеет редкую награду – золотую медаль победителя международного фотоконкурса «Любовь, дружба и солидарность», проходившего в Берлине в 1972 году. Он и сегодня участвует в местных фотовыставках клубов «Юпитер» и «Истоки».
В свое время Владимир Иванович тесно сотрудничал с областными газетами «Молодой ленинец» и «Красное знамя». Его фоторепортажи всегда были яркими и запоминающимися, а портреты людей – живыми. Он вообще легко сходится с людьми, умеет расположить к себе героя снимка, показать человека таким, какой он есть: простым, без лишней помпезности и фальшивых масок, обладающим глубокой внутренней красотой.
Сама жизнь научила Владимира Ивановича такой проницательности, умению понять и прочувствовать человека, сопереживать ему.
Его раннее детство прошло в Сталинграде. Отец и мать Владимира Назина работали на танковом заводе: папа устанавливал радиосвязь на боевые машины, мама трудилась в инструментальном цехе. Кстати, на такие оборонные, секретные предприятия брали только семейных.
В июле 1942 года в Сталинград пришла война. Немецкая авиация бомбила город. Бомбы сыпались на промышленные и жилые кварталы. На полуразрушенном заводе оставались только бригады для ремонта танков. Работали они, спасаясь от бомбардировок, под землей – на минусовом этаже.
Владимиру Назину тогда шел четвертый год, но он хорошо помнит, как их, детей, во время авианалетов уводили под берег Волги в специальные убежища.
- Не всех, правда, удалось уберечь. У 10-летнего брата Юры осколками посекло до кости всю правую часть тела, – рассказывает Владимир Назин. – Его отправили в госпиталь. Мать, узнав об этом, убежала с работы, разыскивая брата. Она скрывалась потом, боясь преследований за то, что оставила рабочее место в военное время, и, в конце концов, попала в плен… Но не к немцам, а к представителям одной из кавказских народностей, которые заставляли людей бесплатно работать на себя. У них мама трудилась на пасеке, пасла свиней, а потом сбежала и приехала к своей сестре, где снова вышла замуж. Маму я увидел уже взрослым на ее похоронах…
Отец в 1942 году ушел на фронт связистом и погиб в 1943-м на Украине. Маленького Володю с другими детьми эвакуировали на Кубань. Поселили ребят в станице Ханская у бездетных женщин, за что им полагались какие-то льготы. Маленькие беженцы работали на рынке: сортировали фрукты, таскали ящики. О школе даже не думали. Главное – заработать на кусок хлеба.
- Мы тогда не только писать и читать, излагать свои мысли толком не умели, – говорит ветеран журналистики. – Помню, мне тогда лет десять было, нас с базара забрали в милицию. «Почему не в школе?» – спрашивают. «Работаем», – говорим. Вот так я в 1948 году в возрасте десяти лет попал в первый класс. В течение пяти лет нас по всем предметам учила одна учительница. Ни учебников, ни тетрадей не было. Писали между букв и строк в детских книжках.
Окончив пять классов, Владимир Назин перед армией восстанавливал разрушенный Севастополь, работал помощником кузнеца на Одесском судоремонтном заводе, учился на каменщика в Донбассе, где в общежитии училища впервые вдоволь наелся и увидел белые простыни. Впрочем, ему пришлось сбежать от такой сладкой жизни, не доучившись до конца: сильно хотелось служить в армии.
– У нас в станице позором считалось для парня, если он не служил. С ним ни одна девчонка общаться не будет, – улыбается Владимир Иванович. – Вот я и уехал назад, никому ничего не сказав.
В армии пригодились музыкальные способности Владимира Назина. В молодости он играл на кларнете в оркестре сельского клуба и после года службы на одной из застав закрытого Томска-7 его взяли в оркестр дивизии. Там у него по-
явился новый знакомый Федор, у которого был фотоаппарат. Владимир Назин заинтересовался съемкой и тоже начал осваивать фотодело. К тому времени Владимир Иванович уже перешел на сверхсрочную службу и, дождавшись зарплаты, отправился с приятелем в магазин культтоваров, где купил новейший фотоаппарат «Старт».
В библиотеке он стал изучать литературу по фотоделу и задался целью обязательно поступить на факультет «Кино-фото» Московского народного университета искусств.
- Возможность заочной учебы предоставлял журнал «Советское фото», но для этого надо было иметь публикации в каких-либо изданиях, – рассказывает Владимир Назин. – Я отослал в областные газеты снимки северского парка и пейзажи на берегу Томи. Их опубликовали. А потом дали задание поснимать промышленные предприятия, стройки, работу студенческих строительных отрядов Томска. У нас в Томске-7 фотографировать было проблематично: все-таки город режимный. Фотоаппараты отнимали, пленку засвечивали.
В течение двух лет до 1964 года Владимир Иванович сотрудничал с «Молодым ленинцем». Его работы опубликовали журналы «Советское фото» и международное издание, выходившее в Чехо-словакии, – «Фоторевю». Зарубежных издателей заинтересовал снимок ребенка крупным планом, который сам автор назвал жизнерадостно «Огонек».
А затем северского фотографа переманила областная газета «Красное знамя». Это была одна из самых интересных страниц в жизни Владимира Назина. Он как сейчас помнит поездку в 1967 году в Москву к ветеранам революции, которые когда-то продвигали революционные идеалы в Томске. Съемки Алексея Ивановича Беленца, Раисы Моисеевны Азарх, Елены Макаровны Кужелевой и других известных деятелей. Было интересно узнать, как они живут сегодня, чем занимаются, о чем думают.
А еще в памяти всплывают командировки по всей Томской области. Это был богатый материал. В объектив молодого фотографа тогда попали усталые, перепачканные нефтью, но довольные результатом своего труда буровики, загорелые, запыленные комбайнеры и трактористы, а также работающие в самых тяжелых условиях, в жару, в стужу, в дождь, под аккомпанемент комаров, строители железнодорожной ветки Асино – Белый Яр и лесозаготовители.
И, конечно, Владимира Ивановича всегда интересовал деревенский быт. В селе Чилино он случайно оказался на комсомольской свадьбе. Ему удалось сфотографировать молодоженов, которых везли в сельсовет в кузове грузовика, украшенном бубенцами и лентами, словно свадебная тройка. Этот снимок, кстати, стал победителем на недавнем городском фотоконкурсе, посвященном столетию комсомола.
Владимир Иванович помнит, какие простые, но в то же время интересные люди, настоящие энтузиасты своего дела, трудились на предприятиях Томска, где он тоже делал свои фоторепортажи, как горели глаза у северских комсомольцев – монтажников и строителей, которые сдавали очередные объекты строящегося Нефтехима, с каким трепетом они получали награду из рук космонавта Николая Рукавишникова, который, кстати, побывал и в нашем городе, о чем повествует фотолетопись Владимира Назина. Запал в душу и
мудрый, смиренный, одухотворенный взгляд Патриарха Алексия II, освящавшего в начале 2000 годов северский храм.
Владимиру Ивановичу вообще нравится снимать портреты людей. Иногда лицо может рассказать о человеке больше, чем целая газетная статья.
- Жаль только, что сегодня уже нет возможности фотографировать на пленку, ведь она делает снимки более живыми, – с грустью замечает мастер.
Мы поздравляем Владимира Ивановича и всех ветеранов журналистики с наступающим Днем российской печати. Желаем богатырского здоровья, активного долголетия, заботы и внимания, а еще быть всегда востребованными. Ведь нынешнему поколению журналистов, мы уверены, есть чему поучиться у мастеров прошлого.
Сергей НОВОКШОНОВ
В свое время Владимир Иванович тесно сотрудничал с областными газетами «Молодой ленинец» и «Красное знамя». Его фоторепортажи всегда были яркими и запоминающимися, а портреты людей – живыми. Он вообще легко сходится с людьми, умеет расположить к себе героя снимка, показать человека таким, какой он есть: простым, без лишней помпезности и фальшивых масок, обладающим глубокой внутренней красотой.
Сама жизнь научила Владимира Ивановича такой проницательности, умению понять и прочувствовать человека, сопереживать ему.
Его раннее детство прошло в Сталинграде. Отец и мать Владимира Назина работали на танковом заводе: папа устанавливал радиосвязь на боевые машины, мама трудилась в инструментальном цехе. Кстати, на такие оборонные, секретные предприятия брали только семейных.
В июле 1942 года в Сталинград пришла война. Немецкая авиация бомбила город. Бомбы сыпались на промышленные и жилые кварталы. На полуразрушенном заводе оставались только бригады для ремонта танков. Работали они, спасаясь от бомбардировок, под землей – на минусовом этаже.
Владимиру Назину тогда шел четвертый год, но он хорошо помнит, как их, детей, во время авианалетов уводили под берег Волги в специальные убежища.
- Не всех, правда, удалось уберечь. У 10-летнего брата Юры осколками посекло до кости всю правую часть тела, – рассказывает Владимир Назин. – Его отправили в госпиталь. Мать, узнав об этом, убежала с работы, разыскивая брата. Она скрывалась потом, боясь преследований за то, что оставила рабочее место в военное время, и, в конце концов, попала в плен… Но не к немцам, а к представителям одной из кавказских народностей, которые заставляли людей бесплатно работать на себя. У них мама трудилась на пасеке, пасла свиней, а потом сбежала и приехала к своей сестре, где снова вышла замуж. Маму я увидел уже взрослым на ее похоронах…
Отец в 1942 году ушел на фронт связистом и погиб в 1943-м на Украине. Маленького Володю с другими детьми эвакуировали на Кубань. Поселили ребят в станице Ханская у бездетных женщин, за что им полагались какие-то льготы. Маленькие беженцы работали на рынке: сортировали фрукты, таскали ящики. О школе даже не думали. Главное – заработать на кусок хлеба.
- Мы тогда не только писать и читать, излагать свои мысли толком не умели, – говорит ветеран журналистики. – Помню, мне тогда лет десять было, нас с базара забрали в милицию. «Почему не в школе?» – спрашивают. «Работаем», – говорим. Вот так я в 1948 году в возрасте десяти лет попал в первый класс. В течение пяти лет нас по всем предметам учила одна учительница. Ни учебников, ни тетрадей не было. Писали между букв и строк в детских книжках.
Окончив пять классов, Владимир Назин перед армией восстанавливал разрушенный Севастополь, работал помощником кузнеца на Одесском судоремонтном заводе, учился на каменщика в Донбассе, где в общежитии училища впервые вдоволь наелся и увидел белые простыни. Впрочем, ему пришлось сбежать от такой сладкой жизни, не доучившись до конца: сильно хотелось служить в армии.
– У нас в станице позором считалось для парня, если он не служил. С ним ни одна девчонка общаться не будет, – улыбается Владимир Иванович. – Вот я и уехал назад, никому ничего не сказав.
В армии пригодились музыкальные способности Владимира Назина. В молодости он играл на кларнете в оркестре сельского клуба и после года службы на одной из застав закрытого Томска-7 его взяли в оркестр дивизии. Там у него по-
явился новый знакомый Федор, у которого был фотоаппарат. Владимир Назин заинтересовался съемкой и тоже начал осваивать фотодело. К тому времени Владимир Иванович уже перешел на сверхсрочную службу и, дождавшись зарплаты, отправился с приятелем в магазин культтоваров, где купил новейший фотоаппарат «Старт».
В библиотеке он стал изучать литературу по фотоделу и задался целью обязательно поступить на факультет «Кино-фото» Московского народного университета искусств.
- Возможность заочной учебы предоставлял журнал «Советское фото», но для этого надо было иметь публикации в каких-либо изданиях, – рассказывает Владимир Назин. – Я отослал в областные газеты снимки северского парка и пейзажи на берегу Томи. Их опубликовали. А потом дали задание поснимать промышленные предприятия, стройки, работу студенческих строительных отрядов Томска. У нас в Томске-7 фотографировать было проблематично: все-таки город режимный. Фотоаппараты отнимали, пленку засвечивали.
В течение двух лет до 1964 года Владимир Иванович сотрудничал с «Молодым ленинцем». Его работы опубликовали журналы «Советское фото» и международное издание, выходившее в Чехо-словакии, – «Фоторевю». Зарубежных издателей заинтересовал снимок ребенка крупным планом, который сам автор назвал жизнерадостно «Огонек».
А затем северского фотографа переманила областная газета «Красное знамя». Это была одна из самых интересных страниц в жизни Владимира Назина. Он как сейчас помнит поездку в 1967 году в Москву к ветеранам революции, которые когда-то продвигали революционные идеалы в Томске. Съемки Алексея Ивановича Беленца, Раисы Моисеевны Азарх, Елены Макаровны Кужелевой и других известных деятелей. Было интересно узнать, как они живут сегодня, чем занимаются, о чем думают.
А еще в памяти всплывают командировки по всей Томской области. Это был богатый материал. В объектив молодого фотографа тогда попали усталые, перепачканные нефтью, но довольные результатом своего труда буровики, загорелые, запыленные комбайнеры и трактористы, а также работающие в самых тяжелых условиях, в жару, в стужу, в дождь, под аккомпанемент комаров, строители железнодорожной ветки Асино – Белый Яр и лесозаготовители.
И, конечно, Владимира Ивановича всегда интересовал деревенский быт. В селе Чилино он случайно оказался на комсомольской свадьбе. Ему удалось сфотографировать молодоженов, которых везли в сельсовет в кузове грузовика, украшенном бубенцами и лентами, словно свадебная тройка. Этот снимок, кстати, стал победителем на недавнем городском фотоконкурсе, посвященном столетию комсомола.
Владимир Иванович помнит, какие простые, но в то же время интересные люди, настоящие энтузиасты своего дела, трудились на предприятиях Томска, где он тоже делал свои фоторепортажи, как горели глаза у северских комсомольцев – монтажников и строителей, которые сдавали очередные объекты строящегося Нефтехима, с каким трепетом они получали награду из рук космонавта Николая Рукавишникова, который, кстати, побывал и в нашем городе, о чем повествует фотолетопись Владимира Назина. Запал в душу и
мудрый, смиренный, одухотворенный взгляд Патриарха Алексия II, освящавшего в начале 2000 годов северский храм.
Владимиру Ивановичу вообще нравится снимать портреты людей. Иногда лицо может рассказать о человеке больше, чем целая газетная статья.
- Жаль только, что сегодня уже нет возможности фотографировать на пленку, ведь она делает снимки более живыми, – с грустью замечает мастер.
Мы поздравляем Владимира Ивановича и всех ветеранов журналистики с наступающим Днем российской печати. Желаем богатырского здоровья, активного долголетия, заботы и внимания, а еще быть всегда востребованными. Ведь нынешнему поколению журналистов, мы уверены, есть чему поучиться у мастеров прошлого.
Сергей НОВОКШОНОВ