Пятница
26 апреля 2024г.
23:10
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№15 от 19.04.2024
№ 15 (373)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
В каждой душе должна звучать музыка
О музыке можно говорить и писать бесконечно долго и не повториться. Музыка – это воздух, это целая Вселенная. Это то, под влиянием чего мы меняемся, даже если не отдаем себе в этом отчета. В этом Лариса Колесникова, преподаватель по классу фортепиано Детской школы искусств, убеждена, ведь музыка – ее призвание, дело жизни. Ей очень хочется, чтобы музыка звучала в каждой душе, расширяя, возвышая ее.

И в своем деле Лариса Васильевна весьма преуспела, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты за высокий профессионализм, педагогическое мастерство, благодарственные письма за подготовку лауреатов и дипломантов конкурсов, в том числе международных. Ее выпускники поступают в музыкальные училища и вузы, а кто-то, уже вернувшись в школу в качестве преподавателя, продолжает музыкальную «династию», дело своего педагога.

С Ларисой Васильевной нам удалось встретиться накануне Рождества. И разговор наш был посвящен, разумеется, музыке, таинству рождения любви к ней. Как оказалось, наша собеседница – не только очень музыкальный, но и весьма эрудированный и интересный человек. Правда, отвечая на вопросы, она старалась больше говорить о самой школе, ее традициях и достижениях, о своих учениках и выпускниках – и не только о тех, кто достиг больших высот в музыкальном искусстве. Но нас в первую очередь интересовала суть ее призвания, смысл профессии преподавателя музыки…

- С чего началась ваша любовь к музыке?

- Тяга была с детства. И пусть мои родители, приехавшие в Северск в далеком 50-м году прошлого века, не имели музыкального образования (мама работала фармацевтом, папа – инженером), музыка всегда звучала в нашей семье. Мама очень любила оперетту. И я с ней часто бывала на концертах, спектаклях в ДК им. Н. Островского. Папа сам очень любил петь: он буквально с утра до вечера напевал какие-то мотивы. Да и по радио в то время всегда звучала музыка (совсем не такая, как нынешняя, а классическая).

В шесть лет они меня отдали в музыкальную школу, в которую я пошла с большим желанием и интересом. Музыка жила во мне!

- А потому выбор профессии был несложен?

- Не совсем! Окончательный выбор мне помогла сделать моя учительница музыки Маргарита Васильевна Крыгина, которая сказала, что у меня есть способности, что из меня получится хороший преподаватель музыки. И ее слова запали мне в душу. В то время я заканчивала учебу в общеобразовательной школе, и, в общем-то, для ее преподавателей мое решение стало настоящим ударом (смеется). Потому что мне прочили совсем другое будущее – высшее гуманитарное образование. Но я выбрала музыкальное училище, ведь у меня были замечательные примеры для подражания.

Например, Белла Фоминична Буденкова, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы, человек необыкновенной эрудиции. Для меня, вернувшейся в музыкальную школу в качестве преподавателя, она была эталоном.

Также всегда с душевной теплотой я вспоминаю Светлану Мироновну Комарову, которая совсем недавно ушла из жизни. Она и Белла Фоминична сыграли большую роль в том, что я занялась своим вторым направлением деятельности. Будучи молодым преподавателем, я окончила Уральский государственный университет, получив специальность искусствоведа, затем по совместительству преподавала мировую художественную культуру в школе № 84. Этопозволило нам вместе с Верой Васильевной Батуриной, заведующей музыкальным отделом Центральной городской библиотеки, проводить совместные музыкальные гостиные, которые посещают ценители и любители музыки нашего города. Уже свыше 30 лет у нас в школе действует творческая группа преподавателей, которая постоянно занимается популяризацией и пропагандой музыкального искусства в городе. Я выступаю в качестве ведущей концертов и бесед, автором композиций и презентаций, а среди постоянных исполнителей - мои коллеги, любимцы публики, Ж.С. Сергеева, С.Ю. Сосина, Г.П. Решетникова, ансамбль «Талисман».

Я часто вспоминаю уроки Маргариты Васильевны Крыгиной. Ее желание раскрыть красоту музыкального произведения, уважительное и бережное отношение к его тексту и форме, к тому, что заложено композитором, к выявлению каких-то основных исполнительских принципов – все это было для меня примером, как нужно работать над произведением. Все это в совокупности потом и помогало уже в самостоятельной работе.

Вот эти три человека, преподаватели музыки, и определили мою судьбу.

- В северской Детской школе искусств среди преподавателей музыки основная часть – выпускники вашей школы, а впоследствии выпускники музыкальных учебных заведений нашей страны. Скажите, в чем секрет того, что в вашем образовательном учреждении профессия преподавателя передается из поколения в поколение? Как так получается, что любовь к музыке и детям передается тут от учителя к ученику, что продолжается музыкальная «династия»?

- Действительно, в нашей ДШИ существуют самые настоящие музыкальные династии, когда родители были музыкантами, работали в школе, а затем их дети успешно  оканчивали музыкальную школу, продолжают работу здесь. Или другая ситуация - когда наши ученики, повзрослев, тоже приходят в школу и успешно работают в ней. Да, кто-то выбирает другую профессию. Но кто-то возвращается и остается в школе, продолжая служить музыке.

А что для этого надо сделать необычного? Наверное, нужно, чтобы музыка находила отклик в душах. Это такая совместная деятельность преподавателя и ученика, чтобы заронить зернышко добра, красоты, тяги к прекрасному. И, конечно, очень хорошо, когда оно прорастает потом в душах детей, и они не только несут по жизни это увлечение и любовь к музыке, но и выбирают музыку своей профессией. Конечно, это всегда приятно. 

Другое дело, что сегодня в масштабах всей страны обозначилась проблема с кадрами в  музыкальных школах. Вот и на Всероссийском форуме, который в конце октября прошел в Томске, речь шла, в том числе, и о необходимости усилить работу по предпрофессиональной ориентации учащихся, чтобы ориентировать их на поступление  в музыкальные учебные заведения: сначала в колледжи, потом – в вузы, чтобы преемственность этих ступенек не прерывалась.

- Наверное, есть дети, которые, окончив музыкальную школу, больше не подходят к инструменту…

- Да, есть. Но наша работа в этом случае все равно не теряет своего смысла. Потому что действительно эти дети не проходят мимо музыки, а она мимо них. Кто-то не прикасается к инструменту, но продолжает любить музыку, интересоваться какими-то музыкальными новинками. Просто приходят очень часто в школу – рассказывают о чем-то, советуются. Есть те, кто просит подобрать им ноты, им хочется поиграть. Не у всех из них есть инструмент: понятно – он громоздкий, не все могут поставить его дома, чтобы играть на нем. Но все равно музыка остается с ними.

- Современные дети отличаются от тех, кто учился в музыкальной школе, например, в советское время?

- Конечно, отличаются. У них совсем другие интересы. Они пользуются гаджетами, хорошо ориентируются во всех современных технических средствах. Конечно, это накладывает отпечаток на их мышление. Они могут терпеливо сидеть и играть в своем телефоне. Но трудиться за инструментом – вот это качество, к сожалению, у многих не выработано.

Кроме того, современные дети растут совсем в другой звуковой атмосфере – слышат другую музыку, видят совершенно другие музыкально-развлекательные передачи, не всегда высокого уровня.

Поэтому в чем-то они более современные, чем предыдущие  поколения. Что-то утрачивается. Но тем не менее жизнь движется вперед, и нельзя, наверное, жить прошлым и думать о том, как было хорошо раньше. Нужно приспосабливаться к новым условиям.

- Чему вам важно в первую очередь
научить детей?

- Лично для меня самое главное – научить их любить музыку. Иногда родители говорят: «Вы уж будьте с ребенком построже», имея в виду, что нужно где-то надавить, поругать его. На что я отвечаю: «Нет уж, вы, пожалуйста, дома будьте с ним строже. А моя задача – научить его любить музыку».

- Лариса Васильевна, скажите, классическую музыку только подготовленные люди могут понимать?

- А ее не нужно понимать. Нужно просто слушать. Потому что музыка – это язык чувств. А любое чувство не поддается, наверное, переводу на обычный язык, на обычные образы. Поэтому ты или чувствуешь эту музыку, или она может не находить отклик в тебе. Но я не знаю, чтобы какие-то классические произведения высокого уровня ничем не могли затронуть.

- Вы своих юных учеников ругаете, если они на занятии или концерте играют с ошибками?

- Конечно, не ругаю. Потом разбираем с ребенком, почему происходят эти ошибки. Вот у меня сейчас есть способная девочка, но она не может играть без ошибок. И я понимаю, что она действительно настолько увлекается музыкой в процессе, что забывает. Играет, потом думает: «Ой, где я?». Это тот случай, когда технические, какие-то двигательные  возможности есть, а голова, процесс мышления еще не совсем налажен. Это тоже нужно воспитывать.

Ошибки могут возникать по самым разным причинам. Где-то недоучено – не чистая совесть, как я всегда говорю. Или просто к тексту халатно отнесся.

Выдающийся музыкант говорил, что неуверенность даже в одной ноте заставляет его волноваться перед концертом. Это музыкант такого уровня, а что уж говорить о детях. Они разрываются между общеобразовательной школой и музыкальной школой. Потом еще нужно пойти на какой-нибудь футбол или олимпиаду, а еще вечером успеть сделать уроки и позаниматься музыкой. Конечно, на это не всегда хватает времени. И когда нам сдавать академический концерт – какие-то моменты могут быть недоученными. От этого возникает неуверенность, которая выливается в такие ошибки.

- Ученик должен понять, что все дается трудом? 

- Общие слова о том, что ты должен трудиться, не действуют. Детям очень трудно оперировать такими абстрактными понятиями. Ученику нужно конкретно говорить (наверное, многие так и делают) – в понедельник выучиваем одну строчку, во вторник – вторую. То есть сделать необъятное и необозримое понятным и доступным. Пусть он даже выучит один такт, партию одной руки, но это, конечно, должен быть повседневный, ежедневный труд.

- На какие важные вещи вы обратили бы внимание начинающего учителя музыки?

- Прежде всего в каждом ребенке увидеть личность, с каждым родителем найти контакт и общие точки соприкосновения, чтобы можно было совместно решать какие-то проблемы. Еще важны доброжелательные отношения с коллегами. И вот тогда ваше существование в профессии будет комфортным. 

Если же говорить не о внешнем окружении, а о внутреннем педагогическом, профессиональном наполнении, то здесь просто нельзя останавливаться на достигнутом. Нельзя жить только тем, чему тебя научили в училище или консерватории. Учись у окружающих – у опытных педагогов, которые готовы поделиться своим опытом. То есть нужно учиться тому, что ты видишь вокруг себя, постоянно читать, обращаться к каким-то новинкам, методической литературе и, конечно, слушать музыку.

- Лариса Васильевна, где вы сами ищете вдохновение? И где советуете его искать ученикам?

- У П.И.Чайковского есть хорошие слова о том, что вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, что вдохновение - это необыкновенное чувство, которое дает возможность в обыденном и повседневном обнаружить ростки и новые творческие идеи. Так что вдохновение приходит во время работы. Когда чем-то занимаешься, увлекаешься, тогда уже и забываешь о времени, теряешь представление о нем.

А своим ученикам я бы сказала: «Держите ваши глаза широко открытыми! Будьте наблюдательными! Для этого нужно лишь иметь творческое мышление, мечту и уверенность в себе»!

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора

                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске