Суббота
23 февраля 2019г.
00:59
место для соц сетей
 
Свежий выпуск
№7 от 22.08.2019
№ 19 (109)
 
Социальные сети
Поделиться газетой «Диалог»
 
Уча других, не переставай учиться!
Татьяна Баженова, учитель биологии школы № 80, молодой специалист, была слегка удивлена, когда по результатам школьного этапа ей предложили поучаствовать в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России». Ведь зачастую в конкурсе за звание лучшего борются учителя, имеющие большой педагогический опыт, многочисленные награды и благодарности.

Но, подумав, конечно же, согласилась. Ей интересно было посмотреть на работу других учителей, более маститых – какие технологии и методики они используют, как работают с детьми, и понять, может ли она это применить в своем предмете. Вместе с тем она очень хотела показать и доказать, что молодые специалисты способны учить детей, творчески подходить к этому процессу, что они хотят и могут работать в этой профессии.

- Чем будете удивлять членов жюри? - спросил я Татьяну Алексеевну, встретившись с ней в минувший понедельник. 

- Сделать это очень сложно, думаю, ведь за столько лет они, наверное, многое видели. Удивлять, как вы выразились, буду правильным уроком, который завт-ра на базе школы № 83 я проведу в пятых классах, - ответила она и пояснила: - Правильный, значит, соответствующий современным образовательным стандартам, когда учитель – не простой транслятор информации, которую дети пассивно воспринимают, а ее проводник. Используя различные методы и приемы, педагог нацеливает детей на то, чтобы они сами добывали информацию, дает посыл для размышления, творчества, исследования. 

Как говорит Татьяна Баженова, изначально, со школьной скамьи, она мечтала о профессии врача. Любила предметы естественно-научного цикла – биологию химию, географию. 

Но первое зернышко сомнения в правильности выбора своей профессии у нее зародилось-появилось в одиннадцатом классе (кстати, она училась в этой же школе). 

- У нас был день самоуправления, когда старшеклассники сами вели уроки в средней школе.  Разумеется, все разобрали свои любимые предметы, - рассказывает Татьяна. - Мне, конечно, досталась биология – я провела урок в шестом классе. Готовилась я тогда основательно, долго. Помню, подумала: «Как же трудна работа педагога, ведь в день ему нужно провести несколько уроков. Не для меня, наверное, это…». Но когда вошла в кабинет, начала урок, все пошло как по маслу. Я и не заметила, как эти сорок пять минут пролетели. Детям было интересно, они засыпали меня вопросами. А я с упоением отвечала. В общем, когда закончился урок, я решила подумать об учительстве как
о своей будущей профессии.

После окончания школы Татьяна поступила на биолого-почвенный факультет ТГУ, где на четвертом курсе был предмет «Преподавание биологии в школе». А на пятом курсе в сентябре в своей родной школе она прошла педагогическую практику под кураторством своего учителя биологии Эльвиры Ивановны Журавлевой.

Тогда студентка и решила попробовать себя в учительстве, укрепившись во мнении, что это действительно интересная работа. После окончания университета ее пригласили работать в эту школу. К занятиям в полную силу приступила после декретного отпуска.

В школе № 80 Татьяна Баженова работает уже два с половиной года. И у нее уже немало достижений, что подтверждают награды: сертификаты, дипломы, грамоты, благодарности (правда, пока не международного или всероссийского уровня, но у нее, надо полагать, со временем появятся и такие).

Самым большим своим достижением Татьяна считает результат Аюны Дашиевой, которая два года подряд становилась призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. К ней старшеклассница, разумеется, готовилась основательно, и если что-то ей было непонятно, то тогда над книжками она сидела вместе со своим учителем.

Татьяна Баженова преподает биологию с пятого по одиннадцатый классы. Кроме того, в седьмом классе она ведет курсы экологии Томской области. Говорит, что работать со старшеклассниками проще (они уже придерживаются определенных рамок, у них более оформленные мысли), но с пятиклассниками – интереснее: идешь на урок и не знаешь, какой каверзный вопрос тебе зададут, на какую тему выведут.

Впрочем, как говорит молодой учитель, каждый ребенок интересен по-своему. 

Вспоминая себя в этих стенах школьницей, она, конечно же, сравнивает то и нынешнее поколение учащихся.

- Мне и учителя говорят, которые нас учили и сейчас здесь еще преподают, что мы были спокойнее. А нынешние дети, подвижные, энергичные, их вниманием очень сложно завладеть. А потому приходится продумывать каждую деталь урока.  Не скажу, что я с ними нахожусь на одной волне, но где-то рядышком, близко пытаюсь быть. Учителю надо быть в тренде, знать, чем молодежь увлекается, интересуется. Чтобы детям было со мной интересно и мне с ними – тоже.

- У них, наверное, один из основных трендов – смартфоны? - спрашиваю ее.

- Да, на переменах ребята увлечены  играми на них, - подтверждает она. - И на уроках периодически отвлекаются на телефоны. Мне первое время было сложно с этим бороться. А сейчас если такое происходит, спокойно прошу убрать гаджет. Вот и вся проблема!

  Да, работа учителя очень тяжела – и эмоционально, и нередко физически. Но Татьяна Баженова считает, что есть такие моменты, ради которых и стоит идти в эту профессию.

- Когда видишь азарт в глазах у детей, когда они генерируют мысли, которые тебе даже в голову бы не пришли, – это дорогого стоит, - говорит она. - А когда какие-то награды они получают по твоему предмету или хорошо сдают экзамены, и ты их готовил и знаешь, каким трудом это давалось, – это, конечно, такой бальзам на душу!

Понятно, чтобы у школьников появился азарт, надо интересно преподавать. Как заметила Татьяна Алексеевна, дети, по крайней мере, которых она учит, очень любят в уроках соревновательные
моменты. И она их иногда использует. Например, недавно в своем седьмом классе, в котором Татьяна Алексеевна является классным руководителем, она провела необычный эксперимент: новую тему ребята изучали сами, разделившись на три команды. Сначала прочитали текст, затем составили список вопросов, которые задавали друг другу, а в конце подвели итоги. Урок пролетел очень быстро, дети были довольны собой.

Мир меняется быстро, образование – тоже, и учитель должен уметь быстро реагировать и вливаться в эти появившие-ся новые обстоятельства, считает Татьяна Баженова. Он должен быть активным, целеустремленным, мобильным, конечно же, любить детей, а еще обладать знаниями не только в своей области, но еще и в других, чтобы вести взаимно интересный диалог с учениками.

- Двойки часто ставите? - спрашиваю учителя.

- Очень редко. Чаще мы с ребятами, не выполнившими домашнее задание,  договариваемся: давай завтра расскажешь мне материал, сдашь тему.

- А пятерки?

- Пятерками тоже разбрасываться, мне кажется, не стоит. Эта оценка – уже за такие конкретные знания, которыми, например, должны обладать дети, целенаправленно идущие к тому, чтобы сдавать биологию в девятом и одиннадцатом классах, которые знают, что они пойдут учиться в медицинский вуз либо в ветеринарное училище. 

   Как Татьяна отдыхает, чем любит заниматься?

- Конечно, свободного времени у меня не так много, но если оно выдается, то прежде всего трачу его на свою семью, на сыночка Макара, которому в феврале исполнится четыре года, - рассказывает Татьяна. - Мы куда-то выбираемся с ним, если есть возможность, то к нам присо-единяется и папа, то есть мой муж Денис. Я очень люблю читать. Правда, в течение учебного года у меня не получается плотно заниматься книгами, художественной литературой. Но летом пытаюсь наверстать упущенное. Плюс есть тяга к рукоделию: люблю бисером вышивать. 

А еще Татьяна обожает животных.

Каким должен быть хороший учитель? Татьяна Алексеевна ответила словами В. Сухомлинского: «Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека».
А от себя добавила:

- А еще это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка. Что я могу пожелать молодым специалистам-учителям и тем, кому ими предстоит стать? Смелости, потому что профессия эта достаточно боевая. Не надо бояться трудностей, ведь помощь со стороны  администрации школы и педагогического коллектива будет обязательно. А еще – активности и уверенности в то, что всему можно научиться!

Александр ЯКОВЛЕВ
Фото Автора
                        
                        
Поделиться в соцсетях:

 
Календарь
 
Информация
График работы редакции «Диалог»
понедельник — четверг
9:00 — 18:00

пятница
9:00 — 16:00

Газета выходит каждую пятницу.
Подать объявление и рекламу в текущий номер можно до 11:00 четверга.
 
Погода
ПОГОДА в Томске